Введение
На сегодняшний день разработка наиболее оптимальной и эффективной модели борьбы с преступностью является одной из важнейших государственных задач. Данный факт обосновывается тем, что преступность в Республике Беларусь все еще имеет относительно высокий уровень распространения, а также негативные качественные характеристики. Анализ официальных статистических данных о преступности в Республике Беларусь свидетельствует о том, что общее количество зарегистрированных преступлений в Беларуси сократилось в 2018 году на 2,9% по сравнению с 2017 годом (с 86 326 до 83 813). В числе позитивных результатов – снижение числа тяжких и особо тяжких преступлений, в том числе убийств, умышленных тяжких телесных повреждений, разбоев, грабежей, краж. Меньше преступлений совершили несовершеннолетние. Однако преступность в Республике Беларусь всё ещё находится на достаточно высоком уровне, что говорит о необходимости определения возможностей наиболее эффективной координации деятельности государственных органов и организаций по своевременному предупреждению, выявлению и пресечению преступности, в том числе прокуратурой Республики Беларусь. Направления внутренней и внешней политики государства, определяющее стратегию и тактику в области борьбы с преступностью в теории принято понимать как уголовную политику. Зафиксированная положительная динамика касательно общей криминологической ситуации в стране свидетельствуют о необходимости продолжения совершенствования выработанной тактики и стратегии противодействия преступности, составляющих сущность уголовной политики. В целом, правовой основой организации деятельности по борьбе с преступностью в Республике Беларусь выступают Конституция Республики Беларусь, государственные программы по борьбе с преступностью, утверждаемые Указами Президента Республики Беларусь, региональные программы по борьбе с преступностью, ежегодно утверждаемые решениями областных, Минского городского исполнительных комитетов, и другие акты законодательства, в том числе международные договоры Республики Беларусь.
1 Общая характеристика деятельности по борьбе с преступностью в Республике Беларусь
1.1 Понятие и основные направления борьбы с преступностью
Эффективное противодействие преступности в Республике Беларусь является одной из самых актуальных и обсуждаемых проблем в правоохранительном мире государства. В криминологической литературе и нормативных актах используются различные термины: «борьба с преступностью», «профилактика преступлений», «превенция», «предотвращение», «противодействие преступности», «пресечение преступлений (правонарушений)» [12, c. 5]. Так, под борьбой с преступностью традиционно понимают системную деятельность государственных и общественных органов, направленную на обеспечение соблюдения норм уголовного закона, недопущение причинения вреда охраняемым им интересам и благам, которая характеризуется активным противостоянием преступности и выражается в профилактике преступности. Борьба с преступностью осуществляется по нескольким направлениям. Так, наиболее актуальными на данный момент являются следующие:
- борьба с тяжкими преступлениями против личности (убийства из корыстных побуждений, по предварительному сговору группой лиц; похищение человека);
- борьба с корыстно-насильственными преступлениями (вымогательство, грабежи, разбои);
- борьба с преступлениями против общественной безопасности (терроризм, захват заложника, массовые беспорядки);
- борьба с организованными формами преступности, рецидивной преступностью.
Также борьбу с организованной преступностью можно определить как совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных мер, направленных на предупреждение, выявление и пресечение преступной деятельности организованных групп и преступных организаций (их участников), занимающихся различными видами противозаконной деятельности, с целью защиты личности и общества, суверенитета государства, его политических, экономических и социальных интересов. На протяжении развития общества тезис о неэффективности сдерживания противоправного поведения исключительно посредством применения различных форм и видов наказания получил свое практическое подтверждение. В связи с этим главным направлением деятельности в борьбе с преступностью является ее предупреждение [4, c. 67]. Однако, к настоящему времени среди ученых нет единодушного понимания содержания понятия предупреждения преступлений и правонарушений. Так, А.И. Долгова и И.И. Карпец пытаются разграничить значение указанных терминов, связывая их с различными уровнями, этапами, направлениями и видами деятельности, связанной с предупредительной работой. В.А. Кашевский, Н.А. Аникеева, И.И. Куценков в своих трудах применяют вышеуказанные термины как взаимозаменяющие [41, c. 44]. В настоящее время в вопросах профилактики и предупреждения преступлений и правонарушений широко применяется и играет существенную роль Закон Республики Беларусь «Об основах деятельности по профилактике правонарушений» от 14 января 2014 г. № 122-З. Здесь впервые даны определения таких терминов, как профилактика правонарушений, общая и индивидуальная профилактика и др., а также закреплена система и компетенция субъектов профилактики правонарушений [47]. В соответствии с Законом о профилактике правонарушений субъектами профилактики являются органы внутренних дел; органы прокуратуры; учреждения образования; учреждения социального обслуживания; советы общественных пунктов охраны правопорядка Республики Беларусь и др. [47].
2 Координирующая и надзорная деятельность прокуратуры в сфере борьбы с преступностью
2.1 Понятие и значение координирующей деятельности прокуратуры
Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью – самостоятельное направление деятельности органов прокуратуры Республики Беларусь. По природе это направление близко к ее надзорной деятельности, так как определяется необходимостью реализации стоящих перед прокуратурой целей и задач, в том числе точного и безусловного обеспечения действующих законов, в частности законов, направленных на борьбу с преступностью. Сущность координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, выполняемой Генеральным прокурором и подчиненными ему прокурорами, заключается в разработке и осуществлении органами внутренних дел, органами государственной безопасности, Комитета государственного контроля, других государственных органов, осуществляющих борьбу с преступностью согласованных действий по своевременному выявлению, раскрытию, пресечению и предупреждению преступлений, устранению причин и условий, способствующих их совершению. Следовательно, признаками, раскрывающими сущность данного направления прокурорской деятельности, являются:
– разработка и осуществление согласованных действий по предупреждению, пресечению преступлений, изобличение лиц, их совершивших, а также устранение причин и условий, способствующих совершению уголовно наказуемых деяний;
– согласование действий по борьбе с преступностью, осуществляемых правоохранительными органами.
Исходя из правового статуса прокуратуры, надзорных и иных функций, которые она выполняет, можно констатировать тот факт, что прокуратура является универсальным органом, у которого сосредоточены достаточные правовые возможности и средства для организации процесса координации [55]. Субъекты координационной деятельности решают свои специфические, конкретные задачи и обязаны вести постоянную работу по пресечению и раскрытию преступлений в зависимости от содержания стоящих перед ними специальных задач, сферы их полномочий, их направленности. Обеспечение же своевременности и законности этой деятельности, взаимодействия между органами, повышения их активности и улучшения взаимной помощи в направлении пресечения и обнаружения преступлений и лиц, совершивших преступления это задача прокурорского надзора. Под координацией профилактики правонарушений следует понимать деятельность по реализации субъектами профилактики предупредительной функции, а также организацию профилактических мероприятий. Координация деятельности по профилактике правонарушений осуществляется Генеральным прокурором Республики Беларусь и нижестоящими прокурорами территориальных прокуратур, в том числе посредством организации работы координационных совещаний по борьбе с преступностью. Ведущей формой координационной деятельности выступает проведение координационных совещаний. Они посвящаются главным образом обсуждению итогов работы правоохранительных органов по борьбе с преступностью за определенный период – квартал, полугодие, год. На межведомственное совещание может быть вынесено обсуждение состояния борьбы с определенной категорией преступлений: умышленными убийствами, разбойными нападениями, преступлениями несовершеннолетних. На эти совещания приглашаются работники правоохранительных органов, от которых зависит решение обсуждаемых проблем, представители государственных органов и общественных организаций, в обязанности которых входит забота о соблюдении законности и правопорядка, ученые-юристы. Если межведомственное совещание проводится в районе или городе и обсуждаются проблемы, носящие общий характер, на него приглашаются работники прокуратуры, суда, юстиции, а также оперативные работники МВД, КГБ и других правоохранительных органов. На подобных совещаниях, как правило, присутствуют представители вышестоящих правоохранительных органов, органов местного самоуправления, на межведомственном совещании принимается решение, которое проводится в жизнь приказами руководителей правоохранительных органов, и каждый из них издает приказ по своему ведомству. Межведомственное совещание может быть проведено с участием только заинтересованных в решении того или иного вопроса правоохранительных органов.
3 Правоохранительная деятельность прокуратуры
3.1 Осуществление прокуратурой уголовного преследования на досудебных и судебных стадиях уголовного процесса
Содержание и объём полномочий прокурора, как и других должностных лиц, осуществляющих производство по уголовному делу, самым непосредственным образом связаны с теми функциями, которые определяются его процессуальным статусом и спецификой выполняемых задач. При этом на разных стадиях уголовного процесса характер полномочий прокурора имеет различия. В досудебном производстве прокурор является «хозяином процесса». На него возлагается функция надзора, государственно-правовая по своему происхождению. Надзор прокурора распространяется исключительно на деятельность органов дознания и органов предварительного следствия и не затрагивает суд, а равно деятельность защитника. Предварительное следствие по уголовным делам осуществляется следователями Следственного комитета и Комитета государственной безопасности. Процессуальное же положение прокурора в ходе судебного разбирательства определено ст. 34 УПК лишь в общей форме, так как его правовой статус на этом этапе определяет положение стороны в состязательном судопроизводстве. На него, как представителя власти, возложено осуществление уголовного преследования в форме поддержания государственного обвинения (ч.1 ст. 34 УПК) [59]. Согласно п. 48 ч.1 ст. 6 УПК уголовное преследование – процессуальная деятельность, осуществляемая органом дознания, лицом, производящим дознание, следователем, прокурором в целях установления факта и обстоятельств совершения общественно опасного деяния, предусмотренного уголовным законом, и совершившего его лица, а также для обеспечения применения к такому лицу наказания либо иных мер уголовной ответственности или принудительных мер безопасности и лечения. В отличие от иных органов уголовного преследования, прокуратура является гарантом законности расследования, соблюдения прав и законных интересов, участвующих в нем лиц. Именно через призму обеспечения законности и должна оцениваться роль прокурора в осуществлении уголовного преследования лиц, совершивших преступление. Уголовное преследование связано с ограничением конституционных прав и свобод, с применением мер уголовно-процессуального принуждения, что обуславливает важность прокурорского надзора и судебного контроля за законностью этих мер. Определяя в качестве основного направления деятельности прокурора уголовное преследование, законодатель сохраняет его обязанность защищать права и законные интересы лиц, участвующих в деле. Эта сторона деятельности прокурора выходит за рамки уголовного преследования. В этом достаточно четко прослеживается связь этой деятельности с осуществлением прокурором надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия. В настоящее время нельзя встретить вполне четкой законодательной регламентации вопроса о соотношении судебного контроля и прокурорского надзора. Сложность ответа на данный вопрос обусловлена тем, что этимологически термины «надзор» и «контроль» близки по своему значению. Вместе с тем, необходимо, прежде всего, исходить не из этимологии рассматриваемых терминов, а из того значения, которое в них вкладывается законодателем. Судебный контроль в ходе досудебного производства включает в себя рассмотрение жалоб на действия и решения органа уголовного преследования (п.1 ч.2 ст.33 УПК), жалобы на решения органа дознания об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении предварительного расследования уголовного дела либо уголовного преследования (ч. 2 ст.139 УПК). Исчерпывающий перечень действий (бездействий) и решений лица, производящего дознание, следователя и прокурора, которые могут быть обжалованы заинтересованными лицами в суд исключает возможность для искусственного увеличения срока расследования путем подачи необоснованных жалоб в суд на любое действие (бездействие) и решение вышеуказанных должностных лиц, которые обязаны обеспечить не только полное и всестороннее, но и на быстрое расследование.
Заключение
Таким образом, на основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Под борьбой с преступностью традиционно понимают системную деятельность государственных и общественных органов, направленную на обеспечение соблюдения норм уголовного закона, недопущение причинения вреда охраняемым им интересам и благам, которая характеризуется активным противостоянием преступности и выражается в профилактике преступности.
2. С целью преодоления недостатков правового обеспечения предупредительной деятельности видится необходимым разработать нормативный правовой акт, нормы которого будут направлены на определение механизма взаимодействия субъектов профилактики, порядка обмена информацией, совместного планирования и проведения профилактических мероприятий. Из вышеизложенного следует, что главным направлением деятельности в борьбе с преступностью является ее предупреждение. Таким образом, проведен анализ организации деятельности по предупреждению преступности и на основе проделанного анализа выработаны рекомендации по совершенствованию и устранению недостатков в организации и проведении профилактических мероприятий.
3. Координация в определенных формах дает возможность всесторонне оценить происходящие процессы, выявить круг проблем, требующих первоочередного разрешения, выработать единые критерии оценки и подходы при их исполнении, осуществить необходимые меры, определив при этом, решение каких вопросов и в каком объеме зависит от правоохранительных органов, законодательной или исполнительной власти.
4. Можно сделать вывод о достаточной широте полномочий прокуратуры в области координационной деятельности. Разумеется, данная деятельность осуществляется в рамках полномочий самой прокуратуры, однако важно отметить именно вопрос того, что они достаточно широки и касаются абсолютно всех вопросов борьбы с преступностью.
1. Аванесов, Г.А. Криминология. Прогностика. Управление: учеб. пособие / Г.А.Аванесов. – Горький, 1975. – 423 с.
2. Аванесов, Г.А. Теория и методология криминологического прогнозирования / Г.А.Аванесов. – М.: Юрид. лит., 1972. – 333 с.
3. Антонян, Ю.М. Личность преступника / Ю.М.Антонян, В.Н.Кудрявцев, В.Е.Эминов. – СПб.: Юрид. центр Пресс, 2004. – 364 с.
4. Антонян, Ю.М. Насилие. Человек. Общество: монография / Ю.М.Антонян. – М.: ВНИИ МВД России, 2001. – 247 с.
5. Антонян, Ю.М. Некоторые отличительные психологические особенности личности неосторожных преступников / Ю.М.Антонян [и др.] // Личность преступников: сб. науч. трудов. – М.: ВНИИ МВД СССР, 1989. – С. 10–17.
6. Ахраменка, Н.Ф. Криминология: общая часть : учеб. пособие / Н. Ф. Ахраменка, В. А. Кашевский. – Мн. : Веды, 1998. – 124с.
7. Бафия, Е. Проблемы криминологии: диалектика криминогенной ситуации / Е.Бафия; пер. Е.П.Эбзеевой; под ред. Н.А.Стручкова. – М.: Юрид. лит., 1983. – 151 с.
8. Бачинин, В.А. Философия преступления: конспект лекций / В.А.Бачинин. – СПб.: Изд-во «Михайлов», 2000. – 63 с.
9. Бибило, В. Н. Судоустройство в Республике Беларусь : учебное пособие. – Минск : Амалфея, 2014. – 384 с.
10. Блувштейн, Ю.Д. Введение в курс криминологии: учеб. пособие / Ю.Д.Блувштейн, А.М.Яковлев. – Минск: МВШ МВД СССР, 1983. – 84 с.
11. Блувштейн, Ю.Д. Основания криминологии: опыт логико-философское исследование / Ю.Д.Блувштейн, А.В.Добрынин. – Минск: Изд-во Университетское, 1990. – 208 с.
12. Водько, Н.П. Уголовно-правовая борьба с организованной преступностью: науч.-практ пособие / Н.П.Водько. – М.: Юриспруденция, 2000. – 73 с.
13. Волков, Б.С. Детерминистическая природа преступного поведения: монография / Б.С.Волков. – М.: Изд-во РУДН, 2004. – 127 с.
14. Габиани, А.А. На краю пропасти: наркомания и наркоманы / А.А.Габиани. – М.: Мысль, 1990. – 222 с.
15. Габиани, А.А. Некоторые вопросы географии преступности (по материалам Грузинской СССР) / А.А.Габиани, Р.Г.Гачечиладзе; ред. В.Ш.Джаошвили. – Тбилиси: Изд-во Тбилис. ун-та, 1982. – 144 с.
16. Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 10 дек. 1998 г.: одобр. Советом Респ. 18 дек. 1998 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
17. Давитадзе, М.Д. Групповое молодежное хулиганство и его предупреждение: автореф. дис. … канд. юрид. наук: 12.00.08 / М.Д.Давитадзе. – М.: ВНИИ МВД СССР, 1993. – 27 с.
18. Данилюк, С.Е. О состоянии и мерах совершенствования борьбы с организованной преступность в Беларуси / С.Е.Данилюк // Пробл. противодействия преступности. – Минск, 2002. – С. 13–17.
19. Данилюк, С.Е. Опыт системного противодействия организованной преступности в Республике Беларусь / С.Е.Данилюк. – В кн.: Закономерности преступности, стратегия борьбы и закон. – М.: ВНИИ МВД России, 2001. – С. 69–76.
20. Демидов, Ю.Н. Приоритетные национальные проекты и их защита от социально-бюджетной преступности: лекция / Ю.Н.Демидов. – Домодедово: ВИПК МВД России, 2007. – 56 с.
21. Долгова, А.И. Криминология : Краткий учеб. курс / А. И. Долгова. – М. : НОРМА: ИНФРА-М, 2001. –267с.
22. Жулев, В.И. Предупреждение дорожно-транспортных происшествий: практ. пособие / В.И.Жулев. – М.: Юрид. лит., 1989. – 50 с.
23. Заболоцкая, А.Г. Криминологический анализ и предупреждение разбойных нападений на водителей автотранспорта: автореф. дис. … канд. юрид. наук: 12.00.08 / А.Г.Заболоцкая. – Волгоград: ВСШ МВД РФ, 1994. – 27 с.
24. Зорин, Г.А. Криминалистическая характеристика транснациональных преступных групп / Г.А.Зорин. – Гродно: Гродн. фил. «Негос. ин-та соврем. знаний», 1997. – 85 с.
25. Игошев, К.Е. Типология личности преступника и мотивация преступного поведения / К.Е.Игошев. – Горький, 1974. – 168 с.
26. Иншаков, С.М. Зарубежная криминология: учеб. пособие / С.М.Иншаков. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2003. – 383 с.
27. Колченогова, О.П. Предупреждение преступности несовершеннолетних: учеб. пособие / О.П.Колченогова. – Минск: Акад. МВД Респ. Беларусь, 2005. – 159 с.
28. Колченогова, О.П. Теоретико-прикладные аспекты профилактики преступности среди несовершеннолетних: монография / О.П.Колченогова. – Минск: БЕЛНУФЭ, 1997. – 169 с.
29. Кондратюк, Л.В. Антропология преступления: микрокриминология / Л.В.Кондратюк. – М.: Норма, 2001. – 336 с.
30. Конституция Республики Беларусь : с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 нояб. 1996 г. и 17 окт. 2004 г. – Минск : Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2014. – 62 с.
31. Криминология : Учеб. для юрид. вузов / Под общ. ред. Долговой А.И. – М. : ИНФРА-М: НОРМА, 1997; 2001. – 779с.
32. Криминология : Учеб. для юрид. вузов / Под ред. Бурлакова В.Н. и др. 2-е изд., перераб. – СПб. : СПбУ МВД России; Лань, 1999; 1998. – 607с.
33. Криминология : учебник / под ред. В.Н.Кудрявцева, В.Е.Эминова. Изд. 3-е, перераб. и доп. – М. : Юристъ, 2004. – 734 с.
34. Криминология ХХ в. / Д.А.Шестаков [и др.]; под ред. В.П.Сальникова. – СПб.: Юрид. центр Пресс, 2000. – 554 с.
35. Криминология: Общая часть: учебник / под ред. В.В.Орехова. – СПб.: Университетское, 1992. – 211 с.
36. Криминология: учеб. пособие / А.В.Боков [и др.]; под ред. С.М.Иншакова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 222 с.
37. Криминология: учебник / А.Ф.Агапов [и др.]; под ред. В.Д.Малкова. – М.: Юстицинформ, 2006. – 524 с.
38. Криминология: учебник / Г.А.Аванесов [и др.]; под ред. Г.А.Аванесова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 494 с.
39. Криминология: учебник / С.В.Ванюшкин [и др.]; под общ. ред. А.И.Долговой. – М.: Норма, 2005. – 899 с.
40. Криминология: учебник / Ю.М.Антонян [и др.]; под ред. В.Н.Кудрявцева, В.Е.Эминова. – М.: Юристъ, 2004. – 734 с.
41. Литвинов, В.И. Корыстные посягательства на личную собственность и их предупреждение / В.И.Литвинов; предисл. И.И.Карпеца. – Минск: Университетское, 1989. – 271 с.
42. Ломброзо, Ч. Политическая преступность и революция по отношению к праву, уголовной антропологии и государственной науке: в 2 ч. / Ч.Ломброзо, Р.Ляски; предисл. И.А.Исаева. – СПб.: Юрид. центр Пресс, 2003. – 472 с.
43. Лунеев, В.В. Мотивация преступного поведения / В.В.Лунеев. – М.: Наука, 1991. – 383 с.
44. Михайлов, В.И. Противодействие легализации доходов от преступной деятельности / В.И.Михайлов. – СПб.: Юрид. центр Пресс, 2002. – 425 с.
45. Могачев, М.И. Серийные изнасилования / М.И.Могачев. – М.: Логос, 2003. – 287 с.
46. Наркомания и незаконный оборот наркотиков: вопросы теории и практики противодействия: учеб. пособие / Ю.М.Ермаков [и др.]; под ред. С.Я.Лебедева. – М.: ЮНИТИ, 2005. – 302 с.
47. Об основах деятельности по профилактике правонарушений [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь, 14 янв. 2014 г., №122-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
48. Об органах внутренних дел [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь, 17 июля 2007 г. № 263-3 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
49. О прокуратуре Республики Беларусь [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь, 8 мая 2007 г. № 220-3 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
50. Петков, В.П. Личность рецидивистов старших возрастов и особенности карательно-воспитательного воздействия на них в ИТУ: автореф. дис. … канд. юрид. наук: 12.00.08 / В.П.Петков. – М.: ВНИИ МВД СССР, 1992. – 24 с.
51. Побегайло, Э.Ф. Уголовно-правовые средства предупреждения тяжких преступлений / Э.Ф.Побегайло, В.П.Ревин. – М.: Акад. МВД РФ, 1989. – 79 с.
52. Полиция и борьба с преступностью за рубежом: информ. сб. – М.: ВНИИ МВД СССР, 1991. – 205 с.
53. Попов, В.И. Особо опасный рецидив и его предупреждение органами внутренних дел / В.И.Попов. – Киев: Киев. высш. шк. МВД СССР, 1975. – 164 с
54. Правовое регулирование работы с несовершеннолетними и молодежью: сб. норм. актов и докум. / сост.О.П.Колченогова. – Минск: Тонпик, 2007. – 472 с.
55. Предупреждение семейно-бытовых правонарушений / отв. ред. Ф.А.Лопушанский. – М.: Наука, 1989. – 235 с.
56. Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях: принят Палатой представителей 9 нояб. 2006 г.: одобр. Советом Респ. 1 дек. 2006 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
57. Ривман, Д.В. Криминальная виктимология: Жертвы преступлний. Мошенничество. Хулиганство. Кражи. Разбой / Д.В.Ривман. – СПб.: Питер, 2002. – 304 с.
58. Родионов, К.С. Интерпол: вчера. сегодня, завтра / К.С.Родионов. – М.: Междунар. отношения, 1990. – 223 с.
59. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 24 июня. 1999 г.: одобр. Советом Респ. 30 июня 1999 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
60. Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 11 нояб. 1998 г.: одобр. Советом Респ. 26 нояб. 1998 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.