Введение
Глава 1. Правовые основы государственной защиты прав потребителей
1.1. Характеристика административно-правового законодательства о защите прав потребителей
1.2. Органы, должностные лица, осуществляющие государственную защиту прав потребителей
1.3. Взаимодействие органов исполнительной власти, осуществляющих защиту прав потребителей, с органами местного самоуправления и общественными объединениями
Глава 2. Административная ответственность как способ государственной защиты прав потребителей
2.1. Административная ответственность за нарушение прав потребителей: понятие, содержание
2.2. Административное правонарушение основание административной ответственности за нарушение прав потребителей
2.3. Виды административных правонарушений в области защиты прав потребителей
Глава 3. Проблемы в сфере административно-правовой защиты прав потребителей
Заключение
Список использованных источников
Введение
Национальное общественное движение потребителей за свои права и интересы в Республике Беларусь имеет свои этапы развития. Начало первого этапа национального движения можно определить серединой 80-х гг. Это был период формирования общественного движения потребителей, развития сознания, что потребитель является главным действующим лицом на потребительском рынке, лицом, для удовлетворения запросов которого должны работать предприятия товаро-производства, торговли и сферы различных видов услуг. Второй этап-это период 1991-1994 гг., когда произошло разделение республик бывшего СССР на независимые государства. Общественное потребительское движение получило сильную правовую поддержку после выхода Закона СССР «О защите прав потребителей», который начал действовать с 1 января 1992 г., когда государства СССР как такового уже не существовало. Однако законодательство СССР, не противоречащее законодательству независимых государств, действовало в Республике Беларусь до принятия аналогичного Закона. Важным вкладом в становление и развитие национального общественного потребительского движения явилось принятие по инициативе БОЗП Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей», вступившего в законную силу с 1 января 1994 г. С этого момента начался третий этап развития национального потребительского движения в Беларуси на основе законодательства по защите прав потребителей и создания многочисленной сети национальных организаций по защите прав потребителей. Главная задача этих организаций-содействовать демократическому переустройству Беларуси, переходу к рыночным отношениям, где потребитель должен занять прочное положение на рынке товаров, работ, услуг, а, следовательно, содействовать реализации прав человека на достойную жизнь.
Глава 1. Правовые основы государственной защиты прав потребителей
С 2000 года в нашей стране на государственном уровне учрежден День прав потребителей – 15 марта. День прав потребителей совпадает еще с одним государственным праздником в Беларуси – Днем конституции. Традиционно в рамках проведения Дня потребителя в средствах массовой информации широко освещаются вопросы защиты прав потребителей. В горрайисполкомах проводятся «горячие линии» по вопросам потребительской тематики с привлечением специалистов различных служб. В крупных торговых объектах организуется работа консультационных пунктов по информированию граждан об их правах и путях их защиты, оказывается практическая помощь в разрешении конфликтных ситуаций. Также в 2000 году, с 1 октября, на территории Республики Беларусь введено обязательное маркирование штриховыми идентификационными кодами товаров (продукции), производимых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями и поставляемых на экспорт, на которые технически возможно нанесение штриховых идентификационных кодов. Товарная нумерация процесс присвоения товарам (продукции) незначащих неповторяющихся товарных номеров, обеспечивающих однозначную идентификацию этих товаров (продукции) в системах обработки информации и в сетях передачи данных. Система товарной нумерации ЕАН международная система товарной нумерации, обеспечивающая однозначную идентификацию товаров в системе международного товарооборота путем присвоения товарам 13или 8разрядного товарного номера, наносимого на товар в виде штрихового кода, и поддерживаемая Международной ассоциацией товарной нумерации ЕАН (EAN International). Система ЕАН Беларуси белорусская национальная система, предназначенная для нумерации товаров, услуг, счетов и расположений и действующая на основании законодательства Республики Беларусь и международных договоров Республики Беларусь, являющаяся частью Международной системы товарной нумерации и реализуемая через Ассоциацию товарной нумерации ЕАН Беларуси. Штриховая идентификация способ автоматической идентификации, при котором распознавание объекта происходит с помощью специальных считывающих технических средств (сканеров) по цифровому или алфавитноцифровому коду, представленному в виде последовательности штрихов и пробелов. Штриховое кодирование способ представления атрибута (атрибутов) объекта, подлежащего автоматической идентификации, при котором цифровой или алфавитно-цифровой код атрибута (атрибутов) объекта изображается в виде штрихов и пробелов, размеры и последовательность которых формируются по заранее определенным правилам. Товарный номер уникальный цифровой номер, присваиваемый товару (продукции) в соответствии с установленными Международной системой товарной нумерации правилами и предназначенный для его однозначной идентификации. Штриховой идентификационный код код, который представляет собой комбинацию последовательно расположенных параллельных штрихов и пробелов, размеры и расположение которых устанавливаются международными стандартами.
Глава 2. Административная ответственность как способ государственной защиты прав потребителей
Лица, уполномоченные составлять протоколы об административном правонарушении перечислены в ст.3.30 Процессуально-исполнительного Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.
В число таких должностных лиц входят:
1. должностные лица органов внутренних дел;
2. органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь;
3. органов Министерства торговли Республики Беларусь, управлений (отделов) торговли и услуг местных исполнительных и распорядительных органов.
Подготовка дела об административном правонарушении к рассмотрению
– первая стадия административного процесса, которая, как и другие стадии, делится на подстадии и состоит из:
1. возбуждения дела (административного процесса);
2. установления фактических обстоятельств по делу (расследование);
3. составления протокола об административном правонарушении (оформление, подтверждение наличия административного правонарушения);
4. направления дела об административном правонарушении по подведомственности для рассмотрения.
Расследование состоит в установлении истины, подтверждении фактов, изложенных в заявлении, сообщении о наличии или отсутствии состава административного правонарушения, что можно достичь только путем доказывания (деятельности, представляющей собой процесс собирания, проверки, оценки доказательств). Бремя доказывания существует у обеих сторон. У продавца (изготовителя, исполнителя)обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства по договору. У потребителяобязанность доказать, что недостатки товара (работы, услуги), возникшие после передачи его потребителю, имели место в связи с непредоставлением продавцом (исполнителем, изготовителем) надлежащей информации (п. 2 ст. 16 Закона «О защите прав потребителей») и что недостатки товара (работы, услуги) возникли до передачи товара (принятия результатов работы, выполнения услуги) потребителю или по причинам, возникшим до этого момента (п. 10 ст. 20, п. 6 ст. 21, пп. 8 10 ст. 31 Закона «О защите прав потребителей»).
Однако основное место занимает доказывание:
a) присутствие деяния, подпадающего под статью 12.16 Кодекса об административных правонарушениях, время, место, способ и другие обстоятельства совершения административного правонарушения;
b) виновность лица в совершении административного правонарушения;
c) характер и размер вреда, причиненного правонарушением, а также иные обстоятельства, влияющие на вид и размер административного взыскания, налагаемого на виновное лицо;
d) иные обстоятельства, имеющие значение для принятия правильного решения по делу.
Так, можно сделать вывод о том, что доказательствами могут быть только фактические данные, полученные в установленном Процессуально-исполнительным Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях порядке из установленного законом источника компетентным должностным лицом.
Глава 3. Проблемы в сфере административно-правовой защиты прав потребителей
Основные правила и порядок товарной нумерации и штрихового кодирования товаров (продукции) в республике, а также порядок контроля правомерности использования товарных номеров и штриховых идентификационных кодов определяются Государственным стандартом Республики Беларусь СТБ 1146-99 «Автоматическая идентификация. Штриховое кодирование. Общие положения» и другими нормативными документами. Международная организация союзов потребителей, куда входят Белорусское общество защиты прав потребителей (БОЗП) и Минское общество защиты потребителей, в 2016 году призвала сосредоточиться на правах потребителей в цифровой среде, определив соответствующий девиз «Потребительские права в цифровую эпоху», и наметив несколько аспектов, наиболее проблемных для потребителей. Это – возможность доступа и выбора; безопасность и возможность разрешения споров. Развитие интернета привело к революции в возможностях покупки и продажи товаров. С момента совершения первых подобных сделок электронная коммерция развивалась взрывными темпами. Все больше людей по всему миру наслаждаются преимуществами онлайн-торговли: по текущим оценкам, свыше 40% пользователей интернета совершали покупки в сети. Мерами административной ответственности являются административные взыскания, которые применяются в целях защиты правопорядка, воспитания лица, совершившего административное правонарушение, и предупреждения совершения правонарушений другими лицами. Применение восстановительных мер КоАП не относит к административной ответственности. Узкий подход законодателя к пониманию административной ответственности послужил на практике одним из оснований для выдвижения положения о введении в законодательство особого вида юридической ответственности - экономической (финансовой). Административные взыскания тесно связаны между собой, образуют стройную систему и являются карательными по своей сути, поскольку состоят в ограничении или лишении каких-либо прав или благ. Законодательство предусматривает административную, уголовную и гражданско-правовую ответственность в сфере защиты прав потребителей. В частности законодательством об административных правонарушениях, в числе прочего, предусмотрена ответственность за обман потребителя работником индивидуального предпринимателя или юридического лица, который может выражаться в обмеривании, обвешивании, обсчете, продаже фальсифицированных товаров и т.д. При определенных условиях за такие нарушения может наступить уголовная ответственность. Гражданско-правовая ответственность в сфере защиты прав потребителей характеризуется, в том числе, следующим. Так, закон регламентирует, что причиненные потребителю убытки подлежат возмещению в полном объеме сверх неустойки, которая установлена законодательством или договором. Подлежит возмещению вред, причиненный потребителю вследствие недостатков товара (работы, услуги). Обязанность исполнить свои обязанности перед потребителем в натуре не снимается с продавца (изготовителя, поставщика, представителя, исполнителя, ремонтной организации) даже в случае уплаты неустойки и возмещения убытков. Однако продавец (изготовитель, поставщик, представитель, исполнитель, ремонтная организация) освобождается от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств произошли вследствие непреодолимой силы, а также по иным основаниям, исключающим ответственность в сфере защиты прав потребителей.
Заключение
С 2000 года в нашей стране на государственном уровне учрежден День прав потребителей – 15 марта. День прав потребителей совпадает еще с одним государственным праздником в Беларуси – Днем конституции. Традиционно в рамках проведения Дня потребителя в средствах массовой информации широко освещаются вопросы защиты прав потребителей. В горрайисполкомах проводятся «горячие линии» по вопросам потребительской тематики с привлечением специалистов различных служб. В крупных торговых объектах организуется работа консультационных пунктов по информированию граждан об их правах и путях их защиты, оказывается практическая помощь в разрешении конфликтных ситуаций. На основании проведенного исследования можно сделать вывод о том, что защита прав потребителей в Республике Беларусь ведется на довольно-таки высоком уровне: издан отдельный закон, созданы общественные организации, занимающиеся узконаправленной деятельностью. На наш взгляд, хотя данная система еще не совсем совершенна, она достаточно хорошо урегулирована, чтобы в полной мере соответствовать современным требованиям общества. Доказательствами могут быть только фактические данные, полученные в установленном Процессуально-исполнительным Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях порядке из установленного законом источника компетентным должностным лицом. Из общего числа нарушений прав потребителя основная их часть связана с нарушением правил торговли и оказания услуг населению и нарушением порядка приема денежных средств при реализации товаров (работ, услуг) за наличный расчет.
1. Конституция Республики Беларусь 1994 года [Электронный ресурс] : с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 нояб. 1996 г. и 17 окт. 2004 г. // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
2. Гражданский кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс] : 7 дек. 1998 г., № 218-З : принят Палатой представителей 28 окт. 1998 г. : одобр. Советом Респ. 19 нояб. 1998 г. : в ред. Закона Респ. Беларусь от 09.01.2017 г. // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
3. Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс] : 11 янв. 1999 г., № 238-З : принят Палатой представителей 10 дек. 1998 г. : одобр. Советом Респ. 18 дек. 1998 г. : в ред. Закона Респ. Беларусь от 09.01.2017 г. // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
4. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях [Электронный ресурс] : 21 апр. 2003 г., № 194-З : принят Палатой представителей 17 дек. 2002 г. : одобр. Советом Респ. 2 апр. 2003 г. : в ред. Закона Респ. Беларусь от 19.07.2016 г. // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
5. Налоговый Кодекс Республики Беларусь (общая часть) [Электронный ресурс] : 19 дек. 2002 г., № 166-З : принят Палатой представителей 15 нояб. 2002 г. : одобр. Советом Респ. 2 дек. 2002 г. : в ред. Закона Респ. Беларусь от 18.10.2016 г. // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
6. Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях [Электронный ресурс] : 20 дек. 2006 г., № 194-З : принят Палатой представителей 9 нояб. 2006 г. : одобр. Советом Респ. 1 дек. 2006 г. : в ред. Закона Респ. Беларусь от 19.07.2016 г. // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
7. Трудовой Кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс] : 26 июля 1999 г., № 296-З : принят Палатой представителей 8 июня 1999 г. : одобр. Советом Респ. 30 июня 1999 г. : в ред. Закона Респ. Беларусь от 15.07.2015 г. // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
8. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс] : 16 июля 1999 г., № 295-З : принят Палатой представителей 24 июня 1999 г. : одобр. Советом Респ. 30 июня 1999 г. : в ред. Закона Респ. Беларусь от 20.04.2016 г. // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
9. Уголовный кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс] : 9 июля 1999 г., № 275-З : принят Палатой представителей 2 июня 1999 г. : одобр. Советом Респ. 24 июня 1999 г. : в ред. Закона Респ. Беларусь от 19.07.2016 г. // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
10. О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь [Электронный ресурс]: Закон Республики Беларусь, 8 января 2014 г. N 128-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 13.07.2016 г. // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
11. О защите прав потребителей [Электронный ресурс]: Закон Республики Беларусь, 9 января 2002 г. N 90-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 29.10.2015// КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
12. О качестве и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов для жизни и здоровья человека [Электронный ресурс]: Закон Республики Беларусь, 29 июня 2003 г. N 217-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 04.01.2014 г. // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
13. О рекламе [Электронный ресурс]: Закон Республики Беларусь, 10 мая 2007 г. №225-3: в ред. Закона Респ. Беларусь от 10.07.2015 г. // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
14. О мерах по защите прав потребителей [Электронный ресурс]: постановление Совета Министров Республики Беларусь, 13 ноября 1998 г. N 1745: в ред. постановления Сов. Мин. Респ. Беларусь от 02.08.2006 г. // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
15. О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей» [Электронный ресурс]: постановление Совета Министров Республики Беларусь, 14 июня 2002 г. N 778: в ред. постановления Сов. Мин. Респ. Беларусь от 20.12.2013 г. // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
16. Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания и Положения о порядке разработки и утверждения ассортиментного перечня товаров, ассортиментного перечня продукции общественного питания [Электронный ресурс]: постановление Совета Министров Республики Беларусь, 22 июля 2014 г. N 703: в ред. постановления Сов. Мин. Респ. Беларусь от 17.10.2016 г. // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
17. О практике рассмотрения судами законодательства при рассмотрении дел о защите прав потребителей [Электронный ресурс]: постановление Пленума Верхов. Суда Респ. Беларусь, 24 июня 2010 г. N 4: в ред. постановления Пленума Верхов. Суда Респ. Беларусь от 30.03.2017 г. // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
18. Законы вавилонского царя Хаммурапи [Электронный ресурс] // Московский государственный университет. – Режим доступа: http://hist.msu.ru/ER/Etext/hammurap.htm.
19. Аникиец, С.Г. Обман потребителей: уголовно-правовые и криминологические аспекты: автореф. дис.... канд. юрид. наук: 12.00.08 / С.Г.Аникиец; Нижегор. акад. МВД России. Н.Новгород, 2001. 24 с.
20. Большой юридический словарь. М., 2011.
21. Гладкий, П.А. Квалификация преступлений против порядка осуществления экономической деятельности / П.А.Гладкий. Минск: НПЦПУЗиП Генер. прокур., 2011. 270 с.
22. Гриневский, Р.Г. Уголовно-правовая оценка обмана в сфере продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг: автореф. дис канд. юрид. наук: 12.00.08 / Р.Г.Гриневский; Моск. ун-т МВД России. М., 2010. – 26 с.
23. Защита прав потребителей: Учеб.-практ. пособие / Авторы составители А.С. Долбилин и др. М., 1997.
24. Защита прав потребителей: Сб. актов законодательства. Мн., 2003.
25. Иоффе О.С. Советское гражданское право. М., 1967.
26. Кейта –Танкевич Т. Г. Эволюция защиты прав потребителей: мировой и отечественной опыт//Международные права и международные отношения. 2000.№2.с.29-34.
27. Кисилева, И.А. Мошенничество на потребительском рынке: теоретикоправовое исследование: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.08 / И.А.Кисилева; Нижегор. гос. ун-т. Н.Новгород, 2011. 32 с.
28. Клепицкий, И.А. Система хозяйственных преступлений / И.А.Клепицкий. M.: Статут, 2005. 572 с.
29. Комментарий к Закону Республики Беларусь «О защите прав потребителей» /под ред. Гавриленко В.Г. Мн., 1995.
30. Куликов А. Б. Твои права потребитель. М., 2001.
31. Лавров И.Е. Чтобы вас не обманули. Справочник потребителя. М., 1996.
32. Мезрин Б.Н. Состав механизма охраны прав граждан// Гражданскоправовая охрана интересов личности в СССР. Свердловск, 1977.
33. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М., 2011
34. О правилах торговли и защите прав потребителей: Сб.норм. документов. Мн., 1998.
35. Основы потребительских знаний: Учеб. М., 1997.
36. Справочник потребителя. Слуцк, 1997.
37. Павлющик, С.В. Права потребителей как объект уголовно-правовой охраны в Республике Беларусь / С.В.Павлющик // Вестник Академии МВД Республики Беларусь. 2006. №2. С. 149-153.
38. Потребитель в законе. Самоучитель разумного потребительского поведения. М., 1995.
39. Потребительское право. Споры, иски, претензии: учеб. пособие. М., 2003.
40. Пуховский В.И., Строцев Ю.В. Правовое поле защиты прав потребителей /Матер. 3-й Респ. науч.-практ. конф. «Управление в социальных и экономических системах «МИУ,Мн.,2000. с.152-153.
41. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН № 39/248 от 9 апреля 1995 г. «Руководящие принципы для защиты интересов потребителй»//Право и экономика. № 2 1995. С. 13-26.
42. Симоненко В.Д. Стенченко Т.А. Основы потребительской культуры: Учеб. М.,1998.
43. Справочник юрисконсульт. Комментарий действующего законодательства. Республики Беларусь /под ред. В.А. Фадеева. Том 3. Мн., 1997.
44. Хилюта, В.В. Преступления против порядка осуществления экономической деятельности: проблемы правотворчества и правоприменения / В.В.Хилюта. Гродно: ГрГУ, 2014. 456 с.
45. Хилюта, В.В. Хищение: способы совершения, вопросы квалификации и практики правоприменения / В.В.Хилюта. Минск: Амалфея, 2014. – 672 с.
46. Хруцкий В. Е., Корнеева И. В. Современный маркетинг: настольная книга по исследованию рынка: учеб. пособие. 2-е изд., пе-рераб и доп. М.: Финансы и статистика, 2002. 250 с.
47. Шерстобитов А.Е. Гражданско-правовые вопросы охраны прав потребителей М., 2003.
48. Шершеневич Г. Ф. Учебник торгового права (по изданию 1914 г.). М.: «Спартак», 1994. 284 с.
49. Шибко Л. М. Обеспечение контроля за подлинностью акцизных марок обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей // Вестник Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, 2003 г., № 14. С. 43-48.
50. Щит японских потребителей // Советская потребительская кооперация, 1989. № 4. С. 47-49.