Актуальность темы исследования. Изучение проблемы формирования взаимоотношений школьников не теряет своей актуальности в связи с высокой их значимостью. Педагоги в настоящее время стали значительно больше уделять внимания совершенствованию эмоционально-положительных отношений в детском коллективе. Отношения с окружающими людьми являются важным фактором гармоничного развития личности ребенка. Взаимоотношения отношения, дружеское общение, эмоциональные контакты очень важны для детей, особенно в младшем школьном возрасте. Характер первого опыта построения взаимоотношений во многом обусловливает особенности отношения ребенка к себе, к другим людям, к окружающей действительности в целом. Проблема межличностных отношений младших школьников не теряет своей актуальности среди специалистов в области психологии и педагогики. Многоаспектное исследование межличностных отношений в детском возрасте имеет огромное как теоретическое, так и практическое значение. Это связано со значимой ролью, которую играет взаимодействие с окружающими людьми в развитии психики, формировании личности и хода социализации ребенка. Особое значение для развития личности младших школьников несет себе ученический коллектив и отношения, выстраиваемые в нем. Коллектив опосредствует связи школьников с социумом, трансформируя оказываемое на него воздействие. В коллективе младший школьник получает возможность проявить свою позицию. Именно в группе у младшего школьника появляется возможность по-новому взглянуть на свое «Я»: начинает идентифицировать себя с группой, что приводит к изменениям в его мировосприятии, в понимании своего места в мире. Выстраивание взаимоотношений в школьном коллективе является важнейшей целью начального образования. Это связано с тем, что характер взаимоотношений младших школьников оказывает существенное влияние на успешность вхождения ребенка в школьную среду, удовлетворенность своим положением в классе (Л.И. Божович [5],Д.Б. Эльконин [53]). По мнению таких специалистов как Н. А. Шкуричева [51], Г.Д. Чистякова [46], И.Н. Минькова [26], именно младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования дружеских взаимоотношений в связи с появлением устойчивого интереса к совместной деятельности, усложнения разных видов деятельности.
Глава 1. Теоретические аспекты формирования дружеских взаимоотношений в коллективе младших школьников
1.1 Проблема формирования дружеских взаимоотношений у младших школьников в психолого-педагогической литературе
Проблема формирования дружеских взаимоотношений детей младшего школьного возраста исследовалась многими отечественными педагогами и психологами. Взаимоотношения младших школьников авторы рассматривают через понятие «межличностные отношения» [33; 35]. Межличностные отношения как неотъемлемый атрибут жизни человека играет огромную роль во всех сферах жизнедеятельности. Межличностные отношения характеризуются эмоциональной основой, эмоциональными состояниями взаимодействующих друг с другом людей. Такие отношения представляют собой взаимодействие, где объектом отношений является другая личность. По определению В.Г. Крысько, межличностные отношения людей – это субъективные связи, которые возникают вследствие их непосредственного взаимодействия и сопровождаются эмоциональными и другими переживаниями (симпатиями и антипатиями) людей [22, с. 4]. Межличностные отношения характеризуются взаимной направленностью, так как человек не свободен от собственной системы ожиданий, стереотипов, ориентаций, установок, сквозь призму которых люди воспринимаются и оцениваются [3, с. 153]. Т. Шибутани рассматривает межличностные отношения в качестве взаимных ориентаций, которые развиваются и кристаллизируются у лиц, находящихся в длительном контакте. При этом, характер данных взаимоотношений в каждом случае обусловлен личностными чертами, включенными во взаимодействие субъектов [50, с. 42].
Рассмотрение межличностных отношений с точки зрения совместной деятельности имеется в работах В. Н. Куницыной и соавторов. По мнению В.Н. Куницыной, межличностные отношения являются взаимными ориентациями, развивающиеся и кристаллизующиеся у индивидов, которые находятся в длительном контакте [24, с. 108].
По мнению В.Н. Куницыной, параметрами межличностных отношений, которые задают их содержание, являются:
– дистанция (степень психологической близости партнеров), которая может быть близкой, далекой;
– валентность (оценка отношений), которая может быть позитивной, негативной, противоречивой, безразличной;
– позиция партнеров (равенство, доминирование, зависимость);
– степень знакомства (отношения поверхностного знакомства, приятельские, товарищеские, дружеские, любовные, супружеские, родственные) [24, с. 109].
Межличностные отношения реализуются через проявление оценочных суждений, эмоциональных переживаний и определенного поведения. По мнению А.А. Бодалева, структура межличностных отношений включает следующие компоненты:
– когнитивный компонент, предполагающий определение индивидом привлекающих и отвергающих элементов взаимодействия с другим человеком и включающий все познавательные психические процесса. В процессе взаимодействия осуществляется познание индивидуально-психологических особенностей партнера по совместной деятельности. Взаимное восприятие обусловливает взаимопонимание и взаимоотношения;
– эмоциональный компонент, отражающий положительные или отрицательные переживания (симпатии и антипатии, удовлетворенность и неудовлетворенность, эмпатия, сочувствие и соучастие), которые возникают у индивида под влиянием индивидуально-психологических особенностей партнера;
– поведенческий компонент, направленный на регулирование взаимоотношений и включающий невербальные средства общения и действия, выражающие отношения индивида к другим людям [17, с. 691].
По определению А.А. Акопян и М.А. Абелян, межличностные отношения младших школьников – это субъективно переживаемые взаимосвязи между школьниками, которые формируются в результате эмоционального отношения друг к другу и выражаются в ходе их взаимодействия и совместной деятельности [2, с. 69]. Согласно И.Г. Емельяновой, межличностные отношения детей младшего школьного возраста представляют собой совокупность определенных установок и ожиданий, в основе которых лежат цели, содержание и организация совместной деятельности со сверстниками [8, с. 36].
Глава 2. Эмпирическое исследование межличностных отношений младших школьников
2.1 Организация и методы исследования
Цель эмпирического исследования: выявить характер межличностных отношений младших школьников.
Эмпирическое исследование осуществлялось в несколько этапов:
1) подбор методов и методик исследования, формирование выборки исследования;
2) изучение характера межличностных отношений младших школьников с помощью тестирования;
3) обработка и интерпретация полученных результатов, формулирование выводов исследования.
База исследования: исследование проводилось на базе ГУО «Средняя школа № 2 г. Могилева». Всего в исследовании приняли участие 60 учащихся 1-го класса, из них 30 мальчиков и 30 девочек. Возраст испытуемых – 6-7 лет.
Методы исследования:
1. Социометрический метод в адаптации Я.Л. Коломинского [20].
2. Методика «Мозаика» (Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова) [37].
3. Методика выявления мотивационного ядра межличностных выборов (Я.Л. Коломинский) [20].
4. Методика «Рисунок» (Е.О. Смирнова) [37].
Краткое описание методик исследования:
Социометрический метод в адаптации Я.Л. Коломинского. Назначение методики: измерение межличностных взаимоотношений в группе. С помощью социометрии можно определить типологию социального поведения детей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.
Задачи диагностического исследования:
– измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;
– выявление соотносительного авторитета членов групп по признакам симпатии-антипатии (лидеры, звезды, отвергнутые);
– обнаружение внутригрупповых сплоченных образований во главе с неформальными лидерами.
Сущность социометрического метода заключается в выборе детьми и группы партнеров для совместной деятельности в определенных заданных условиях. Сделанный каждым ребенком выбор показывает, кому из соучеников он отдает предпочтение и пользуется ли при этом взаимностью, а подробный анализ данных позволяет выявить некоторые количественные характеристики: взаимность выбора, устойчивость межличностных отношений, степень удовлетворенности каждого ребенка и группы в целом. Процедура исследования заключается следующим образом. Младшим школьникам предлагается ответить письменно на три вопроса: Детям предлагается ответить на три вопроса: Кого бы ты пригласил на свой день рождения из класса? С кем бы ты из своей группы хотел сидеть за одной партой? С кем бы ты хотел дежурить? Обработка результатов. По данным опроса испытуемых вначале составляется социометрическая матрица. Число выборов, полученных каждым ребенком, отражает положение его в системе личных отношений, измеряет его социометрический статус. Ребенок, который получил наибольшее количество выборов, пользуется наибольшей популярностью, симпатией, он является носителем статуса «звезды» (кто получает 6 и более выборов). Если дошкольник получает среднее число выборов, его относят к категории «предпочитаемых», если 1-2 выбора – то к категории «пренебрегаемых», если не получил ни одного выбора, то к категории «изолированных», если получил лишь отклонения – то к категории «отвергаемых». Методика «Мозаика» (Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова). Назначение методики: выявление эмоциональной вовлеченности в деятельность сверстника и реакции на его поощрении и порицание взрослым. Методика позволяет, с одной стороны, выявить степень интереса к сверстнику и эмоционального соучастия в его действиях, а с другой – характер реакции на оценку партнера. Процедура исследования: одному из детей предлагалось сложить мозаику, адаптированную для его возраста. За его действиями наблюдали учитель и сверстник. В первой части эксперимента взрослый давал негативную оценку действиям ребенка – высказывал свои сомнения, говорил другому о том, что его товарищу пока не удаётся сложить мозаику, что у него это плохо получается, и наблюдал за реакцией своего собеседника.
Заключение
Результаты проведенного теоретико-эмпирического исследования свидетельствуют о достижении цели и решении поставленных задач.
Взаимоотношения между младшими школьниками – это субъективно переживаемые взаимосвязи между учащимися, которые формируются в результате эмоционального отношения друг к другу и выражаются в ходе их взаимодействия и совместной деятельности. Формирование дружеских взаимоотношений у младших школьников осуществляется в совместной деятельности – в учебной, в творческой, в игровой. Формирование детских дружеских взаимоотношений также происходит через организацию специальных педагогических ситуаций, способствующих формированию доброжелательной направленности на сверстников. Большое значение наличию широкой эмоционально-положительной атмосферы в группе, созданию обстановки радости от общения детей друг с другом.
Взаимоотношения в коллективе младших школьников имеют свои особенности. В этом возрасте происходит усложнение системы взаимоотношений в связи с поступлением ребенка в школу. В этот время существенно расширяется круг общения, куда вовлекаются проблемные вопросы, связанные с учебной и трудовой деятельностью. В коллективе младших школьников эмоциональные связи и взаимоотношения формируются постепенно. В младшем школьном возрасте особую значимость для ребенка приобретает его положение среди сверстников, которое отражается на его социальном развитии, на его отношениях к товарищам, классному коллективу, к школе. Характерной чертой взаимоотношений младших школьников является то, что их дружба основана преимущественно на общности внешних жизненных обстоятельств и случайных общих интересов. Уже в младших классах отмечается деление класса на неформальные группы, которые зачастую становятся более значимыми, чем формальные школьные объединения. У младших школьников преимущественно происходит однополое общение, дружба между детьми разного пола носит чаще всего ситуативный характер.
В результате эмпирического исследования было выявлено, что в группе младших школьников отмечается средний уровень благополучия взаимоотношений, средний уровень благополучия взаимоотношений означает благополучие детей в системе межличностных отношений, их удовлетворенность в общении, признании сверстниками, средний уровень групповой сплоченности. В целом, младшие школьники удовлетворены своими отношениями в группе.
1. Абраменкова, В. В. Социальная психология детства : учебное пособие для студентов / В. В. Абраменкова. – М. : ООО «ПЕР СЭ», 2008. – 384 с.
2. Акопян, А. А. Формирование межличностных отношений младших школьников / А. А. Акопян, М. А. Абелян // Наука и образование сегодня. – 2018. – № 2 – С. 69–72.
3. Андреева, Г. М Социальная психология / Г. М. Андреева. – М. : Аспект Пресс, 2001. – 384 с.
4. Баранцева, О. И. Внеурочная деятельность – инструмент творческого развития личности / О. И. Баранцева // Начальная школа – 2013. – № 6. – С. 28–36.
5. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – СПб. : Питер, 2008. – 400 с.
6. Гонина, О. О. Психология младшего школьного возраста / О. О. Гонина. – М. : Флинта, 2015. – 272 с.
7. Дубровина, И. В. Возрастная и педагогическая психология / И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. – М. : Академия, 2004. – 320 с.
8. Емельянова, И. Г. Особенности межличностных отношений в современных младших школьников / И. Г. Емельянова. – М. : Новая школа, 2015. – С. 35–38 с.
9. Жаворонкова, Ю. М. Мотивация учебной деятельности у детей младшего школьного возраста / Ю. М. Жаворонкова, И. А. Кильмасова // Санкт-Петербургский образовательный вестник. – 2017. – № 2. – С. 18–22.
10. Журавлев, А. Л. Психология совместной деятельности / А. Л. Журавлев. – М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. – 640 с.
11. Залевский, Ф. С. Оценка результатов учебно-познавательной деятельности младших школьников / Ф. С. Залевский // Завуч начальной школы. – 2009. – № 1. – С. 70–72.
12. Зотова, И. В. Особенности межличностных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста / И. В. Зотова // Наука, техника и образование. – 2017. – № 1. – С. 57–60.
13. Ильин, Е. П. Психология для педагогов / Е. П. Ильин. – СПб. : Питер, 2012. – 640 с.
14. Истратова, О. Н. Справочник психолога начальной школы / О. Н. Истратова. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2014. – 448 с.
15. Казорина, А. А. Формирование учебной мотивации младших школьников / А. А. Казорина, Л. Л. Парфенова. – Барнаул : АлтГПА, 2013. – 403 с.
16. Каменская, Е. Н. Психология развития и возрастная психология / Е. Н. Каменская. – М. : Феникс, 2008. – 206 с.
17. Карушева, А. В. Проблемы межличностных взаимоотношений в различных коллективах / А. В. Карушева // Молодой ученый. – 2016. – № 4. – С. 691–693.
18. Киричук, А. В. Положение детей в системе общения в классном коллективе / А. В. Киричук // Проблемы общения и воспитание. – Тарту, 1974. – С. 8–17.
19. Коломинский, Я. Л. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция / Я. Л. Коломинский. – СПб. : Питер, 2004. – 480 с.
20. Коломинский, Я. Л. Социальная психология взаимоотношений в малых группах / Я. Л. Коломинский. – М. : Изд-во : АСТ, 2010. – 448 с.
21. Колоненко, Ю. В. Особенности формирования межличностных отношений младших школьников на игровых занятиях / Ю. В. Колоненко // Молодой ученый. –2014. – № 20. – С. 657–659.
22. Крысько, В. Г. Социальная психология : курс лекций / В. Г. Крысько. – М. : Омега-Л, 2006. – 352 с.
23. Кузнецова, Е. В. Формирование межличностных отношений дошкольников в сюжетно-ролевой игре / Е. В. Кузнецова // Воспитание и обучение детей младшего возраста : материалы международной научно-практической конференции. – М., 2016. – С. 962–964.
24. Куницына, В. Н. Межличностное общение / В. Н. Куницына. – СПб. : Питер, 2001. – 544 с.
25. Марьяшина, О. С. Формирование культуры межличностного общения младших школьников в игровой деятельности в общеобразовательных учреждениях / О. С. Марьяшина. – Москва, 2011. – 23 с.
26. Минькова, И. Н. Межличностные отношения младших школьников на этапе перехода из начальной школы в среднюю / И. Н. Минькова // Вестник Белорусского гос. университета культуры и искусств. – 2006. – № 6. – С. 66–82.
27. Мухина, В. С. Возрастная психология : феноменология развития, детство, отрочество / В. С. Мухина. – М.: Академия, 2008. – 456 с.
28. Немов, Р. С. Психология : В 3 кн. / Р. С. Немов. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. 1. – 688 с.
29. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология / Д. Ф. Обухова. – М. : Юрайт, 2010. – 452 с.
30. Петровский, А. В. Сплоченность как ценностно-ориентационное единство / А. В. Петровский, В. В. Шпалинский. – М. : Просвещение, 1990. – 373 с.
31. Пинхасова, Е. А. Условия развития положительных взаимоотношений дошкольников в сюжетно-ролевой игре / Е. А. Пинхасова // Вопросы дошкольной педагогики. – 2018. – № 2. – С. 97–101.
32. Реан, А. А. Психология человека от рождения до смерти / А. А. Реан. – СПб. : Прайм-Еврознак, 2002. – 656 с.
33. Сахановская, О. Н. Понятие межличностных отношений младших школьников / О. Н. Сахановская // Гуманитарный научный журнал. – 2017. – № 2. – С. 50–54.
34. Сачкова, М. Е. Специфика межличностных отношений младших школьников / М. Е. Сачкова // Ярославский педагогический вестник. – 2011. – № 2. – С. 252–255.
35. Севостьянова, Т. Г. Формирование у младших школьников навыков общения как психолого-педагогическая проблема / Т. Г. Севостьянова // Актуальные проблемы образования младших школьников : материалы научной конференции. – М., 2016. – С. 23-28.
36. Сергеева, Б. В. Педагогические условия формирования самооценки в младшем школьном возрасте / Б. В. Сергеева, Т. К. Габелия // Актуальные задачи педагогики : материалы науч. конф. – М., 2016. – С. 9–12.
37. Смирнова, Е. О. Межличностные отношения дошкольников : диагностика, проблемы, коррекция / Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова. – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 158 с.
38. Стюхина, Д. А. Формирование характера в младшем школьном возрасте / Д. А. Стюхина // Начальная школа. – 2010. – № 23. – С. 3–11.
39. Сурьянинова, Т. А. Формирование положительных взаимоотношений детей в игровой деятельности / Т. А. Сурьянинова, И. Г. Ткаченко // Молодой ученый. – 2017. – № 1. – С. 140–147.
40. Сушкова, О. В. Формирование умений взаимодействия со сверстниками у младших школьников во внеурочной деятельности : материалы научной конференции / О. В. Сушкова. – М., 2015. – С. 16–20.
41. Толстая, С. В. Проблема развития межличностных отношений в младшем школьном возрасте / С. В. Толстая, М. Рошка // Проблемы современной науки и образования. – 2016. – № 1. – С. 106–108.
42. Трошина, Е. А. Психологические особенности детей младшего школьного возраста / Е. А. Трошина // Вестник ЛГУ. – 2012. – № 2. – С. 89–94.
43. Уварова, М. В. Исторический аспект формирования понятия «коллектив» в педагогике и социальной психологии / М. В. Уварова // Альманах современной науки и образования. – 2008. – № 10-2. – С. 177–180.
44. Фатуллаева, А. Т. Факторы, влияющие на развитие самооценки младших школьников / А. Т. Фатуллаева // Вопросы психологии. – 2010. – № 5. – С. 112–116.
45. Фурманов, И. А. Психология общения в учебно-педагогическом процессе / И. А. Фурманов, А. А. Аладьин, Е. М. Амелишко. – Мн. : Технология, 2000. – 100 с.
46. Чистякова, Г. Д. Потенциал общения в младшем школьном возрасте / Г. Д. Чистякова // Начальная школа плюс До и После. – 2006. – № 10. – С. 10–15.
47. Чумовская, О. Н. Игра как средство формирования межличностных отношений детей среднего дошкольного возраста / О. Н. Чумаковская // Молодой ученый. – 2016. – № 10. – С. 1317–1318.
48. Шагивалеева, Г. Р. Изучение мотивации учебной деятельности младших школьников / Г. Р. Шагиева, С. Ф. Хазиева // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 6. – С. 104–105.
49. Шамухаметова, Е. С. Особенности межличностного эмпатического взаимодействия младших школьников / Е. С. Шамухаметова // Вестник КГУ. – 2015. – № 2. – С. 132–137.
50. Шибутани, Т. Социальная психология / Т. Шибутани. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2002. – 544 с.
51. Шкуричева, Н. А. Дружеские взаимоотношения младших школьников / Н. А. Шкуричева // Начальная школа. – 2010. – № 11. – С. 6–8.
52. Шкуричева, Н. А. Формирование межличностных отношений первоклассников как условие успешности их адаптации к школе : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Н. А. Шкуричева. – М., 2006. – 23 с.
53. Эльконин, Д. Б. Психология обучения младшего школьника / Д. Б. Эльконин. – М. : Просвещение, 2008. – 325 с.