ВВЕДЕНИЕ
ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО ТЕМЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА НАГЛЯДНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В 1-4 КЛАССАХ
1.1 Принцип наглядности в обучении
1.2 Виды и средства наглядности
1.3 Использование информационных технологий в процессе обучения математике младших школьников
Выводы по 1-й главе
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА НАГЛЯДНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В 1-4 КЛАССАХ
2.1 Применение информационных технологий на уроках математики в 1-4 классах
2.2 Использование информационных технологий во внеклассной работе по математике
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
Выводы по 2-й главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время в нашей стране идёт становление новой системы образования, направленной на вхождение в мировое образовательное пространство. Данный процесс сопровождается существенными переменами в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Содержание образования обогащается более новыми процессуальными умениями, формированием способностей оперировать информацией, творчески решать педагогические трудности с акцентом на индивидуализацию образовательных программ.
Еще не так давно разрешить данные задачи не представлялось возможным в силу недоступности реальных условий для их выполнения при традиционном подходе к образованию и традиционных средств обучения, которые в большей степени были ориентированных на классно-урочную систему занятий.
Реформирование системы образования направлено на то, чтобы учащийся стал центральной фигурой учебного процесса, чтобы познавательная деятельность у младшего школьника находилась в центре внимания педагогов-исследователей, разработчиков приложений и программ, административных сотрудников, т.е. в школе должны в первую очередь должны быть созданы условия для процесса познания, а не преподавания, как это было ранее – при традиционном обучении. Во-вторых, усилия школы должны быть направлены на осуществление социального заказа – подготовить выпускников начальных, способных самостоятельно получать необходимые знания, а также умело применять их на практике для решения возникающих проблем, уметь грамотно работать с информацией, быть коммуникабельным, контактным во всевозможных соц. группах, уметь работать вместе в различных областях и ситуациях.
ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО ТЕМЕ
В современном мире процесс информатизации охватил все направления жизни общества, поэтому одной из важнейших сфер внедрения данного процесса является система образования. Огромное значение в нынешних исследованиях отводится возможности применения информатизации в методики преподавания отдельных тем школьного курса естественных наук в том числе и математики [26]. В данной дипломной работе были изучены исследования таких авторов, как Н.В. Апатова [3], А.И. Жук [15], И. Г. Захарова [17]. О. Е. Данилов в своей статье представил роль информационно- коммуникационных технологий в современном процессе обучения [12]. А.И. Жук представил специфику информатизации образования как средство повышения качества образовательных услуг [15]. О.А. Минич описал информационные технологии в образовании [28]. А.Е. Пупцев описал специфику формирования методического компонента информационной культуры учителя информатики [38]. И.В. Роберт представил информационные и коммуникационные технологии в образовании [37]. М. П. Сухлоев представил специфику использования интерактивной доски как средства обеспечения деятельностного обучения [38]. И.Н. Высоцкий выявил роль компьютера в образовании [9]. Ю.В. Герман представил методику обучения математике учащихся средствами информационных технологий [10].
Также нами была описана специфика обучения математике детей младшего школьного возраста в работах М.И. Моро [1], А.К. Артемова [4], М.И. Волошкина [8], Н.Б. Истоминой [20], М. Мироновой [30], В.Н. Рудницкой [38], А.А. Темербековой [44].
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА НАГЛЯДНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В 1-4 КЛАССАХ
1.1 Принцип наглядности в обучении
Наглядные методы обучения – это те методы, в которых усвоение учебного материала в процессе обучения зависит от использования наглядных пособий и технических средств. Такие методы обучения следует использовать на уроках в начальной школе. Это правило вытекает из психологических особенностей младшего школьного возраста. Наглядные методы способствуют развитию памяти, мышления, воображения. Однако роль внимания не следует отрицать. Как известно, внимание – это функция, которая обслуживает все психические процессы. Без внимания невозможно осуществлять какую-либо сознательную деятельность. Поэтому без внимания невозможно правильно выстроить учебный процесс. Поэтому так важно научиться контролировать внимание учеников.
Использование наглядных пособий для создания образных представлений среди учеников, формирования понятий, понимания абстрактных отношений и зависимостей является одним из важнейших положений дидактики, основанной на методологии диалектического материализма. Ощущение и понятие – это разные стадии единого процесса познания. Даже Я. А. Коменский выдвинул «золотое правило»: «все, что ... может быть предоставлено для восприятия чувств ...». Требование, чтобы ученики черпали знания прежде всего из своих собственных наблюдений, сыграло большую роль в обучении. Однако ограничения сенсорной философии, на которые опирался Коменский, не позволяли ему раскрыть принцип визуальной тренировки с необходимой полнотой и универсальностью. Принцип наглядности был значительно обогащен в работах Г. Песталоцци. Он считал, что сами чувства дают нам ошибочную информацию об окружающем нас мире. Образование должно устранять помехи в наблюдениях, разграничивать объекты и сочетать однородное и близкое, то есть формировать понятия среди учащихся. В педагогической системе К.Д. Ушинского использование наглядности органично связано с обучением родному языку. Ушинский считал, что наглядность – лучший способ достижения детской независимости в развитии дара речи. Необходимо, чтобы объект непосредственно воспринимался ребенком и чтобы под руководством учителя «... ощущения ребенка превращались в понятия, мысль составлена из понятий, а мысль облачена в слово» [1, с. 16].
В современной дидактике понятие наглядности относится к различным типам восприятия (визуальное, слуховое, тактильное). Ни один из наглядных пособий не имеет абсолютных преимуществ перед другим. При изучении природы первостепенное значение имеют природные объекты и образы, близкие к природе, а на уроках грамматики условные образы отношений между словами используют стрелки, дуги, выделяя части слова разными цветами. Часто возникает необходимость использовать различные типы наглядных пособий при ознакомлении с одними и теми же проблемами.
Очень важно целенаправленно использовать наглядные пособия, чтобы не загромождать уроки большим количеством наглядных пособий, поскольку это мешает ученикам сосредоточиться и подумать о самых важных проблемах. Такое использование наглядности в обучении не выгодно, а скорее вредит как усвоению знаний, так и развитию учеников. Когда у учеников есть необходимые образные представления, их следует использовать для формирования понятий, для развития у учеников абстрактного мышления [1, с. 19-22].
В практике обучения использование наглядных пособий сочетается со словом учителя. Способы сочетания слов и наглядных пособий при всем их разнообразии представляют собой несколько основных форм.
Выводы по 1-й главе
Наглядные методы обучения – это те методы, в которых усвоение учебного материала в процессе обучения зависит от использования наглядных пособий и технических средств. Такие методы обучения следует использовать на уроках в начальной школе. Это правило вытекает из психологических особенностей младшего школьного возраста. Наглядные методы способствуют развитию памяти, мышления, воображения.
Принцип наглядности – самый известный и понятный принцип обучения, который использовался с древних времен. Обоснование этого принципа было получено сравнительно недавно. Этот принцип основан на строго установленных научных законах: человеческих чувствах.
Наглядность материала увеличивает его усвоение, поскольку задействованы все каналы восприятия ученика – визуальный, механический, слуховой и эмоциональный. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. Существуют также ситуации, в которых было бы целесообразно сначала просмотреть раздел или просто продемонстрировать желаемую тему, не углубляя и не накапливая знания или навыки, а углубление и совершенствование навыков использования желаемой темы в будущем может быть достигнуто с помощью образования. Эта форма позволяет предоставить учебный материал в виде системы ярких эталонных изображений, что облегчает запоминание и усвоение материала.
Информационные технологии представляют информацию в различных формах и тем самым делают процесс обучения математике более эффективным. Экономия времени, необходимого для изучения конкретного материала, в среднем составляет 30%, а приобретенные знания сохраняются в памяти значительно дольше.
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА НАГЛЯДНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В 1-4 КЛАССАХ
2.1 Применение информационных технологий на уроках математики в 1-4 классах
Для того чтобы эффективно проводить занятия с использованием информационных технологий требуется составить особый алгоритм, следуя по которому учителю можно будет успешно подготовиться к уроку. Перед нами стал вопрос, как и с чего начать? Все интерактивные средства обучения одинаковы по определению М.П Сухлоева «…обеспечивают возникновение диалога, то есть активный обмен сообщениями между пользователем и информационной системой в режиме реального времени» [43, с. 46], но в большинстве разные – по программному обеспечению.
Рассмотрим этапы подготовки учителем по использованию информационных технологий:
1. Организационный момент. Определение темы урока. Постановка цели урока.
2. Определение типа урока (вводный, усвоения, формирования и закрепления, обобщения, контроля и учета знаний и умений, комбинированный урок или иной тип занятия) и его место в системе уроков по данной теме.
3. Составление структуры урока, а также задачи (общие задачи, задачи разных этапов урока, задачи по осуществлению поиска и структурирования урока).
4. Определение возможных этапов урока по использованию информационных технологий. Садкина В. И. В своей книге «101 педагогическая идея. Как создать урок» рассматривает: – «Возможности использования информационных технологий на различных этапах урока».
5. Рассмотреть совместное использование информационных технологий с традиционными средствами обучения (ТСО).
6. Отобрать наиболее эффективные информационных технологий для данного урока.
7. Составить поминутный план урока.
8. Создать авторскую программу или рассмотреть информационные технологии, предложенные. Не стоит забывать, что при использовании интернета следует пользоваться рекомендованными сайтами и использовать антивирусные программы такие как: dr.web, avast, касперский и др. Мы бы рекомендовали антивирусную программу Dr.Web Security Space 11.0.
Выводы по 2-й главе
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе ГУО "Средняя школа №2 г. Чаусы".
Основная цель состоит в исследовании процесса развития математических способностей у младших школьников в ходе использования информационных технологий.
Количественный состав группы – 20 человек, из них 11 девочек и 9 мальчиков, обучающихся в 3 классе.
Сравнение результатов контрольных работ, качества обучения по математике позволяют сделать вывод о том, что с повышением уровня математических способностей возрастает успешность в овладении математикой.
Итак, в результате исследования нами установлено, что после проведения опытно – поисковой работы, направленной на развитие математических способностей, третьеклассники показали значимые различные результаты при исследовании математического развития.
После проведения опытно – поисковой работы, направленной на развитие математических способностей третьеклассники экспериментальной группы стали демонстрировать более высокий уровень развития математических способностей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Наглядные методы обучения – это те методы, в которых усвоение учебного материала в процессе обучения зависит от использования наглядных пособий и технических средств. Такие методы обучения следует использовать на уроках в начальной школе. Это правило вытекает из психологических особенностей младшего школьного возраста. Наглядные методы способствуют развитию памяти, мышления, воображения.
Принцип наглядности – самый известный и понятный принцип обучения, который использовался с древних времен. Обоснование этого принципа было получено сравнительно недавно. Этот принцип основан на строго установленных научных законах: человеческих чувствах.
Наглядность материала увеличивает его усвоение, поскольку задействованы все каналы восприятия ученика – визуальный, механический, слуховой и эмоциональный. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. Существуют также ситуации, в которых было бы целесообразно сначала просмотреть раздел или просто продемонстрировать желаемую тему, не углубляя и не накапливая знания или навыки, а углубление и совершенствование навыков использования желаемой темы в будущем может быть достигнуто с помощью образования. Эта форма позволяет предоставить учебный материал в виде системы ярких эталонных изображений, что облегчает запоминание и усвоение материала.
Информационные технологии представляют информацию в различных формах и тем самым делают процесс обучения математике более эффективным. Экономия времени, необходимого для изучения конкретного материала, в среднем составляет 30%, а приобретенные знания сохраняются в памяти значительно дольше.
1. Актуальные проблемы методики обучения математике в начальных классах / под ред. М.И. Моро. – М. : Педагогика, 1997. – 220 с.
2. Алимов, Ш.А. Алгебра и начала анализа: учеб. Для общеобразовательных учреждений / Ш.А. Алимов, Колягин Ю.М. и др. – М.: Просвещение, 2010. – 464 с.
3. Апатова, Н.В. Информационные технологии в школьном образовании / Н.В. Апатова. – Москва: Педагогика, 1994. –228 с.
4. Артемов, А.К. Обучение математике [Текст] / А.К. Артемов. – Пенза, 1995. – 143 с.
5. Беспалько, В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия) / В.П. Беспалько. – Москва : Изд-во Моск. психол.-социал. ин-та ; Воронеж : МОДЭК, 2002. – 352 с.
6. Бим-Бад, Б.М. Педагогический энциклопедический словарь / Б.М. Бим-Бад – Москва : Большая рос. энцикл., 2002. – 528 с.
7. Большая Советская Энциклопедия (В 30 томах) Т.15. Ломбард – Мезитос Москва: Изд-во «Советская Энциклопедия», 1976. – 600 с.
8. Волошкина, М.И. Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроке математики [Текст] / М.И. Волошкина // Начальная школа. – 1992. – № 9/10. – С. 15-18.
9. Высоцкий, И.Н. Компьютер в образовании [Текст] / И.Н. Высоцкий // Информатика и образование. – 2000. – № 1. – C. 86 – 87.
10. Герман, Ю.В. Методика обучения математике учащихся средствами информационных технологий / Ю.В. Герман, Н.А. Каллаур // Информационные системы и технологии (IST 2009): материалы V междунар. конф.-форума, Минск, 16-17 ноябр. 2009 г. / Бел. гос. ун-т [и др.] ; редкол. : Н.И. Листопад [и др.]. – Минск: А.Н. Вараксин. – С. 268–270.
11. Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов – М. : ИНТОР, 2001. – 286 с.
12. Данилов, О. Е. Роль информационно-коммуникационных технологий в современном процессе обучения [Текст] / О. Е. Данилов // Молодой ученый. 2013. – №12. – С. 448-451.
13. Денисов, Д. Е. Дидактические принципы применения средств обучения / Д. Е. Денисов, В. М. Казанский. – К. : Вища школа, 1982. – 52 с.
14. Жинкин, Н.И. Психологические основы развития речи / Н.И. Жинкин // В защиту живого слова. – 2005. – С. 42-48.
15. Жук, А. И. Информатизация образования как средство повышения качества образовательных услуг / А.И. Жук // Информатизация образования. – 2006. – № 2. – С. 3-19.
16. Закон Республики Беларусь «Об общем среднем образовании»; Программа развития общего среднего образования в Республике Беларусь на 2007–2016 годы; образовательный стандарт «Общее среднее образование. Основные нормативы и требования». – Минск : НИО, 2007. –120 с.
17. Захарова, И. Г. Информационные технологии в образовании: учебное пособие для студ. пед. учеб. заведений/ И. Г. Захарова. – Москва : Издательский центр «Академия», 2003. – 192 с.
18. Зельманова, Л. М. Наглядности в преподавании русского языка: Пособие для учителя / Л. М. Зельманова – М. : Просвещение, 1998. – 120 с.
19. Зив, Б. Г. Дидактические материалы по алгебре для 9 класса / Б. Г. Зив, В. А. Гольдич. – Санкт-Петербург:2013. – 144 с.
20. Истомина, Н. Б. Методика обучения математике в начальных классах [Текст] / Н. Б. Истомина. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 288 с.
21. Ковалько, В.И. Младшие школьники после уроков / В.И. Ковалько. – М. : Эксмо, 2007. – 334 с.
22. Коджаспирова, Г. М. Словарь по педагогике (междисциплинарный): для учащихся, студентов, аспирантов, учителей и преподавателей вузов / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. – Москва : Март, 2005. – 448 с.
23. Коджаспирова, Г. М. Технические средства обучения и методика их использования / Г. М. Коджаспирова, К. В. Петров. – 4-е изд. стер. – Москва : Академия, 2007. – 352 с.
24. Кравченя, Э. М. Технические средства обучения: учеб. пособие / Э. М. Кравченя. – Минск : Высшая школа, 2005. –304 с.
25. Крысин, Л. П. Толковый словарь иноязычных слов / Л. П. Крысин. – Москва : Эксмо, 2008. – 944 с.
26. Кукушин, В. С. Педагогические технологии / В. С. Кукушин. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2010. – 336 с.
27. Латотин, Л. А. Математика: учеб. пособие для 10 кл. учреждений общ. сред. образования. с рус. яз. обучения. / Л. А. Латотин, Б. Д. Чеботаревский. – Минск : Адукацыя и выхаванне, 2013. – 397 с.
28. Минич, О.А. «Информационные технологии в образовании» / О.А. Минич. – Минск : Красико-принт, 2008. – 176 с.
29. Миронова, М. Конструирование урока математики с использованием ИКТ: Газета «Математика» № 15 / М. Миронова. – Москва: «Первое сентября», 2008.
30. Мордкович, А. Г. Алгебра и начала анализа.10-11 классы. Часть 2. Задачник для учащихся общеобразовательных учреждений / А. Г. Мордкович – Москва: Мнемозина, 2009. – 399 с.
31. Немов Р. С. Психология / Р. С. Немов. – М. : ВЛАДОС, 2003. – 640 с.
32. Никольский, М. К. Алгебра и начала анализа: Учеб. Для 10 класса общеобразовательных учреждений / М. К. Никольский. – Москва : Просвещение, 2009. – 430 с.
33. Педагогический словарь (В 3 томах). Т. 2. / Г.М. Воловникова [и др]. – Москва : Издательство АПН РСФСР, 1961. – 264 с.
34. Подласый И. П. Педагогика: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / И. П. Подласый. – М. : Просвещение: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1996. – 432 с.
35. Просветов, Г. И. Тригонометрия. Задачи и решения / Г. И. Просветов. – М. : Альфа-Пресс, 2010. – 72 c.
36. Пупцев, А. Е. Формирование методического компонента информационной культуры учителя информатики // Адукацыя i выхаванне. – 2005. – № 11. – С. 76.
37. Роберт, И. В. Информационные и коммуникационные технологии в образовании [Текст] : Учебно-методическое пособие / И. В. Роберт. – Москва : Дрофа, 2008. – 312 с.
38. Рудницкая, В. Н. Математика 2 класс : учебник для учащихся общеобразовательных организаций: в 2 ч. Ч.2 / В. Н. Рудницкая, Т. В. Юдачёва. – 6-е изд., перераб. – Москва : Вентана-Граф, 2016. – 128 с.
39. Савченко, Е. М. Использование компьютера на уроках математики // Начальная школа. – 2006. – №5. – С. 56–57.
40. Садкина, В. И. 101 педагогическая идея. Как создать урок / В. И. Садкина. – Москва : ООО «Издательская Группа Основа», 2013. – 87 с.
41. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие / Г. К. Селевко. – Москва : Просвещение, 2005.
42. Сторожева, Н. А. Тренажёр по математике. 3 класс / Н.А. Сторожева. – Минск : Пачатковая, 2017. – 17 с.
43. Сухлоев, М. П. Использование интерактивной доски как средства обеспечения деятельностного обучения / М. П. Сухлоев // Информатика и образование. – 2012. – №7. – C. 45–48.
44. Темербекова, А. А. Методика преподавания математики / А. А. Темербекова. – Москва : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 176 с.
45. Шахмаев, Н. М. Технические средства обучения / Н. М. Шахмаев. – М. : Просвещение, 2009. – 125 с.
46. Югова, Л. Б. Использование мультимедиа технологий на уроках математики / Л. Б. Югова. – Режим доступа: http://www.uchportal.ru/publ/15-1-0-286.