ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАВЫКА ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
1.2 СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
1.3 СОДЕРЖАТЕЛЬНО–СТРУКТУРНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЙ «НАВЫК ЧТЕНИЯ», «ТЕХНИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ НАВЫКА ЧТЕНИЯ»: СОДЕРЖАНИЕ, СТРУКТУРА
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НАВЫКА ПРАВИЛЬНОГО И БЕГЛОГО ЧТЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 ДИАГНОСТИКА СФОРМИРОВАННОСТИ НАВЫКА ЧТЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.2 РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ СФОРМИРОВАННОСТИ НАВЫКА ЧТЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Ценность книги в жизни человека огромна. Даже в век компьютеров и высоких технологий невозможно обойтись без чтения. В начальной школе дети едва научившись читать чаще увлекаются компьютером, планшетом или телефоном. У учеников замедляется процесс чтения и интерес к нему пропадает. Одним из важнейших условий успешного обучения детей в школе является хорошее владение навыками чтения. Тем не менее, навыки чтения современных учеников вызывают большую озабоченность у учителей и родителей. Потребность детей в книге должна быть сформирована в самом раннем школьном возрасте. Поэтому очень актуален вопрос воспитания у учащихся умения правильно читать [36].
Чтение – это важнейшая способность человека, без которой он не может познать окружающий мир. По окончании начальной школы все учащиеся читают, но не все умеют читать быстро. Сколько несчастных детей переходят в среднее звено, где они не могут освоить программу. Возникает своего рода психологический барьер: ученик не верит в возможность достижения хороших результатов, возникают конфликты с педагогами и родителями.
Н.Н. Светловская утверждает, что чтение – это важнейший инструмент обучения, инструмент познания окружающего мира и развития интеллектуального потенциала ребенка [37].
По словам В.А. Сухомлинского: «умение читать означает чувствительность к красоте слова, его прекраснейшей тени. Только тот ученик «читает», в сознании которого слово играет, трепещет и сияет всеми цветами и мелодиями окружающего его мира».
В современной начальной школе существует проблема так называемого «детского не чтения». Это актуально для науки и образовательной практики.
История методики обучения чтению указывает на то, что деятельность читателя всегда социально регламентирована, так как общество развития всегда ставит перед собой цели, которые оказались особенно важными в подготовке читателя в то или иное время.
В свое время Д. Дидро утверждал, что люди перестают думать, когда перестают читать. С.В. Михалков сказал: «люди теряют способность быть сострадательными, если не приобрели или утратили способность получать эстетическое удовольствие от искусства, умение испытывать удовольствие от сложной интеллектуальной деятельности – чтения высоких произведений искусства» [31].
Психологи уже давно доказали, что человек, умеющий быстро читать, не только может читать больше, но и лучше усваивает информацию. Исследования показали, что существует прямая зависимость между скоростью чтения и успеваемостью учащихся [43, c. 25].
Проблема формирования умения беглого правильного осознанного чтения учтена в работах Л.С. Выготского, В.Н. Зайцева, А.Н. Леонтьева, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского [44], И.Т. Федоренко, Д.Б. Эльконина. Они представили методологические и теоретические исследования процесса чтения и его развития в начальной школе. Технологии формирования у учащихся способности свободно, осознанно читать показали С.Н. Костромин [7], А.М. Кушнир, Л.Г. Нагаева, М.И. Оморокова [12].
Таким образом, обучение чтению и качество образования следует рассматривать не только в узком и прагматическом смысле как приобретение ребенком способности к обучению, но и в более широком смысле как основу для развития личности детей в будущем. Кроме того, в настоящее время этот человек испытывает недостаток общения. Поэтому созданы благоприятные условия для приобщения ребенка к чтению, так как чтение является ведущим видом языковой деятельности и ведущей функцией языка – общения [41].
Объект исследования – процесс формирования навыка чтения.
Предмет исследования – процесс формирования навыка чтения в ходе учебной деятельности на уроках литературного чтения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАВЫКА ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Филологические основы обучения литературному чтению в начальной школе
По мнению многих ученых, психологов и педагогов, чтение играет важную роль в образовании, воспитании и развитии человека. «Чтение – важнейший инструмент начальной школы для влияния на духовно– нравственное развитие учеников, развития и укрепления их мышления и любознательности» [4, 4]. «Чтение – это окно, через которое дети видят и познают мир и самих себя», – сказал К.Д. Ушинский [12].
Чтение – уникальный инструмент для ознакомления младших школьников с художественной, научно–популярной и журнальной литературой. Чтение – это также то, что учащиеся младшего возраста изучают, поощряют и развивают, а также то, чему учатся дети по разным предметам. Иными словами, навыки чтения формируются не только как важнейший вид языковой и интеллектуальной деятельности, как средство самообразования и саморазвития, но и как комплексная группа навыков.
«Навыки чтения – одно из самых сложных психофизиологических образований [35]. Он обладает уникальными взаимосвязанными элементами и характеристиками, связанными с мышлением и речевой деятельностью. Процесс чтения включает в себя волю читателя, его чувства, восприятие, внимание, воображение, память, способности, интересы, установки. Ранее накопленные идеи и представления об окружающем нас мире доводятся до активного состояния. Словарь мобилизуется, словарный запас, которым обладает читатель и который он накопил в ходе повседневной языковой, повседневной, индивидуальной и коллективной коммуникации, активизируется усвоенными моделями использования слова, смены слов и формирования слов, построения текста и предложений», – говорит М.И. Оморокова [46].
«Ученик начальной школы должен уметь читать синтетически после аттестата зрелости, который характеризуется сочетанием техники и понимания. Однако в годы начального образования сформировался только синтетический уровень чтения в начальной школе. По мнению психолога Т.Г. Егорова, контекстуальное, экспрессивное чтение вслух и мимолетное, сознательное чтение «на себя» формируется на следующих этапах обучения. Это означает, что чтение не заканчивается в начальной школе. Он развивается в течение длительного периода времени: сначала ребенок учится пользоваться системой языка жестов, затем он учится читать гласные, затем – читать с помощью словосочетаний (синтаксических обозначений). Для ребенка процесс комбинирования техник чтения и понимания – это «длительный процесс» [3, c. 28]. «Развитие чтения как формы речи варьируется от обширной формы чтения вслух до чтения вслух, от чтения вслух до чтения для себя как духовного действия, происходящего внутри человека. Навыки чтения – это не просто форма речи и умственной деятельности. Как средство самообразования и саморазвития, но и как комплексная группа навыков общеобразовательного характера. Современный ребенок сегодня воспринимает много различной информации, которая оказывает большое влияние на образование и развитие его ума и культуры. Такой поток информации может управляться только через приобретение определенных базовых знаний и развитие таких качеств, как независимость мысли, критика и творческое воображение. Чтение – является важным инструментом, который делает эту цель возможной и достижимой [16, c. 5].
«В начальной школе учащиеся учатся читать (или читать равномерно и внимательно). Чтение требует от младших школьников определенных технических навыков и понимания информации, которые должны быть на 100% полными. Поиск, поиск и обучение чтению практикуются в средней школе.
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НАВЫКА ПРАВИЛЬНОГО И БЕГЛОГО ЧТЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Диагностика сформированности навыка чтения у учащихся младшего школьного возраста
В условиях структурных и мировоззренческих изменений, происходящих в обществе, с особой остротой встает вопрос о необходимости более пристального внимания к формированию навыков чтения у детей младшего школьного возраста.
Эмпирическое исследование по определению уровня сформированности навыков чтения у младших школьников проводилась на базе Государственного учреждения образования «».
В исследовании приняли участие 30 учащихся младшего школьного возраста 3 «Б» класса, возраст учащихся 8 – 9 лет.
Были использованы методики:
- комплекс индивидуальных заданий;
- методика определения уровня развития чтения, Ясюковой Л. А.
Опишем подробнее каждую из методик:
Комплекс индивидуальных заданий:
Каждому школьнику индивидуально были предложены следующие задания на определение различных уровней понимания текста.
Задание №1. Проверка техники чтения и понимание прочитанного.
Цель задания: изучить уровень чтения (способ чтения), темп чтения, количество ошибок и определить понимание прочитанного при помощи вопросов по тексту.
Организация работы:
1. Обучающиеся читают легкий по содержанию и набору слов текст. («Серебряное копытце», П. Бажов) отрывок произведения представлен в ПРИЛОЖЕНИИ А.
2. Для проверки понимания прочитанного текста ученики отвечают на вопросы, заранее подготовленные учителем на доске:
1) Понравилась ли вам книга? Чем? Кто из героев особенно понравился? Почему?
2) Какие места в книге произвели на вас наиболее сильное впечатление?
3) Определите тему текста.
4) Как вы думаете, почему автор выбрал именно это название для своего произведения? Как можно по–другому озаглавить этот текст?
5) Объясните, как вы поняли значение слов:
– взять в дети (усыновить или удочерить);
– бурый (коричневый с красноватым отливом);
– рукодельня (мастерская, где используют ручной труд);
– пожитки (мелкое имущество, домашние вещи);
– балалайка (русский народный щипковый музыкальный инструмент);
– подаренка (приемная дочь – Даренка, Дарья, Дарьюшка);
– похлебка (жидкая пища, род супа из картофеля или крупы).
6) Назовите прозвище старика в сказке.
7) Вспомните имя и фамилию главы семьи, которая осиротела.
8) Как звали кошку?
9) Как автор описывает кошку, какая она была?
10) Какое условие поставил Даренке дед Кокованя, чтобы взять ее в лес?
11) Что взяла с собой Даренка в лес?
12) Что случилось, почему собаки забеспокоились, такой лай подняли, будто зверье на улице увидали?
13) Перескажите начало сказки «Серебряное копытце». Как в доме старого хозяина появились девчушка Даренка и кошка Муренка?
14) Нарисуйте словесный портрет девочки. Какой вы ее себе представляете?
15) Составьте план этого отрывка из сказки.
16) Как вы думаете, почему козлик Серебряное Копытце показался именно Даренке и Коковане? Какие они были по характеру? [32]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Овладение полноценным навыком чтения для учащихся является важнейшим условием успешного обучения в школе по всем предметам. Как особый вид деятельности, чтение представляет чрезвычайно большие возможности для умственного, эстетического и речевого развития учащихся.
Навык чтения включает в себя два компонента: техническая сторона чтения и смысловая. В техническую сторону чтения мы включаем следующие компоненты: способ чтения, темп (скорость) чтения, динамика (увеличение) скорости чтения, правильность чтения. В смысловую сторону: выразительность и понимание прочитанного. Эти два компонента находятся между собой в теснейшей взаимосвязи – совершенная техника приводит к быстрому и точному пониманию смысла, а более легкий в смысловом отношении текст читается быстрее и без ошибок. Безусловно необходима, систематическая, целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыка чтения от класса к классу.
Современная методика понимает навык чтения как автоматизированное умение по озвучиванию печатного текста, предполагающее осознание идеи воспринимаемого произведения и выработку собственного отношения к читаемому.
В методике принято характеризовать навык чтения, называя четыре его качества: правильность, беглость, сознательность и выразительность.
Правильность определяется как плавное чтение без искажений, влияющих на смысл читаемого.
Беглость – это скорость чтения, обусловливающая понимание прочитанного. Такая скорость измеряется количеством печатных знаков, прочитанных за единицу времени (обычно количеством слов в 1 минуту).
Сознательность чтения в методической литературе последнего времени трактуется как понимание замысла автора, осознание художественных средств, помогающих реализовать этот замысел, и осмысление своего собственного отношения к прочитанному.
Выразительность – это способность средствами устной речи передать слушателям главную мысль произведения и свое собственное отношение к нему.
В методической науке выделяют три этапа формирования навыка чтения: аналитический, синтетический и этап автоматизации.
Путь – от аналитического этапа до этапа автоматизации – может быть пройден ребенком в рамках начальной школы при условии, если учитель обеспечит в классе определенный режим работы:
- упражнения в чтении должны быть каждодневными;
- отбор текстов для чтения не должен быть случайным, а должен производиться с учетом психологических особенностей детей и литературных особенностей текстов;
- учителем должна вестись систематическая работа по предупреждению ошибочного чтения;
- учителем должна быть использована в работе целесообразная система исправления допущенных при чтении ошибок;
- специально должно быть организовано обучение чтению про себя, предполагающее несколько ступеней: чтение шепотом, беззвучное артикулирование читаемого, “тихое чтение” (в плане внутренней речи), собственно чтение про себя.
Содержание работы учителя начальных классов по развитию технического компонента навыка чтения на уроках обучения грамоте определяется в соответствии с учебными программами для общеобразовательных учреждений (1-4 классы), утверждёнными Министерством образования Республики Беларусь, осуществляется по учебно- методическому комплексу автора Н.А. Сторожевой.
В ходе эмпирического исследования была выявлена эффективность использования методики комплекса индивидуальных заданий при выявлении уровня развития чтения. Было выявлено, что у 3 учеников первой половины третьего класса – 20% – высокий уровень сформированности навыка чтения, а это значит, что обучающиеся способны повышать и понижать тон и силу голоса, речь у них эмоционально-окрашена.
1. Анисимов В.М., Андреева К.Е., Сокорутова Л.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. Якутск: 2001.
2. Арбузов К. А. Еще раз о выразительном чтении //Театр и образование. – М., 1992. – 198 с.
3. Блинов И. Я. Выразительное слово учителя-словесника. М., 1963. – 234с.
4. Борисенко И. В. Методические уроки К. Д. Ушинского. // Начальная школа. – 1994. – №3, – с. 12 – 19.
5. Борунова С.Н., Воронцова В.Л., Еськова Н.А Произношение, ударение, грамматические формы.; под ред. Р.И.Аванесова. — М., 1983. – 140с.
6. Буяльский Б. А. Искусство выразительного чтения: Кн. для учителя. М., 1986. – 176с.
7. Васильева М.С., Оморокова М. И., Светловская Н.Н. актуальные проблемы обучения чтению в начальных классах. – М., Педагогика, 1997.
8. Вербовая Н. Н. Подготовка к выразительному чтению //Рус. словесность. – 2000. – № 4. – С. 63 – 66.
9. Горбушина Л. А. Выразительное чтение и рассказывание. М. –1975.
10. Заика Е.В. Упражнения для формирования навыка чтения у младших школьников. // Вопросы психологии. – 1995. –№5 – с. 44-54.
11. Климанова Л. Обучение чтению в начальных классах. // Школа, 1999. № 18.
12. Коренюк Л. Ю. Некоторые упражнения по технике речи // Методика выразительного чтения / Под ред. Т. Ф. Завадской. М., 1977. – С. 103 – 106.
13. Корст Н.О. Выразительное чтение как активный метод анализа художественного произведения в единстве формы и содержания / Под ред. В. В. Голубкова. М., 1961. – С. 27 – 36.
14. Кубасова О.В. Как помочь ребенку стать читателем. — М., 2004. –182 с.
15. Кудрина Г.Н., Новлянская З.Н., Мелик – Пашаев А.А. Как развивать художественное восприятие у школьников М.: Просвещение. 1988. – с.79.
16. Леонтьев А.А. Обучение чтению младших школьников: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1981. – 156с.
17. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. – М.: 2000.
18. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. – М.: Академия, 2000. – 378 c.
19. Майман Р. Р. Авторское исполнение при обучении выразительному чтению // Методика выразительного чтения / Под ред. Т. Ф. Завадской. М., 1977. – 286с.
20. Малкова М.Н. Выразительное чтение как средство осмысления литературного произведения // Уроки литературы и проблемы литературного развития учащихся / Под ред. Т. Ф. Курдюмовой. М., 1974. – С. 286.
21. Методика выразительного чтения: Учеб. пособие для студентов пед. институтов по спец. №2101 «Рус. яз. и лит.» / Б. С. Найденов, Л. Ю. Коренюк, Р. Р. Майман и др.; Общ. ред. Т. Ф. Завадской, Н. М. Соловьевой. М., 1985. – 212с.
22. Найденов Б.С. Выразительное чтение: Учебно–методическое пособие для студентов пед.институтов/ Б.С. Найденов, Т.Ф.Завадская, Н.М. Соловьева. – М: Просвещение, 1964 – 182с.
23. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. завед. В 2 – х кн. Кн.1. Общие основы психологии. – М.: Просвещение: Владос,2004. – 576с.
24. Никитина Л.В. Повышение эффективности уроков чтения путем организации групповой работы. // Начальная школа. – 2001. – №5. – с. 99 – 101.
25. Новоторцева Н. В. Развитие речи детей. Ярославль. ТОО «Гринго», 1995.
26. Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников – М.: 1997.
27. Перова Г. М. О достижении воспитательных целей чтения // Начальная школа. – 1990. – №3 – с. 16 –21.
28. Программы общеобразовательных учреждений. //Начальные класса 1 – 4. – М.: Просвещение, 1994. – с.160.
29. Психология. Словарь/Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2 – е изд., испр. и доп. – М.: Политиздат, 2002. – 494с.
30. Романовская З. И. Чтение (2класс): Методические рекомендации. – М., Мп «Новая школа», 1992.
31. Рыбникова М.А. Очерки о методике литературного чтения: Пособие для учителя. – 4 – е изд., испр. – М.: Просвещение, 1985. – 288с.
32. Рыбникова М.А. Избранные труды. М, Издательство АПН РСФСР. 1958. – 366 с.
33. Сальникова Т.П. Методика обучения чтению: учеб. – метод. пособие для преп. и студ. пед. учеб. завед. – М., Просвещение, 1996. – 154с.
34. Сборник программ для четырехлетней начальной школы. Система А.В.Занкова, М.,2002. – 206с.
35. Светловская Н. Н. Методика внеклассного чтения. Пособие для учителя. – М., «Просвещение», 1977.
36. Светловская Н. Н. Самостоятельное чтение младших школьников. Теоретико-экспериментальное исследование. – М., Педагогика, 1980 г.
37. Светловская Н. Н., Джежжелей О. В. Внеклассное чтение во 2 классе. Пособие для учителя. – М., «Просвещение», 1997
38. Светловская Н.Н. Методика обучения чтению: что это такое? // Начальная школа, 2005, №2.
39. Соловейчик М. С. К Тайнам языка. Работа над словом, как лексической единицей. // Начальная школа. 1994. - №8 – с.22-26.
40. Соловьева Н.М., Майман Р.Р. Выразительное чтение на уроках литературы // Методика выразительного чтения / Под ред. Т.Ф. Завадской. М., 1977. —230с.
41. Станиславский К. С. Работа актера над собой. – М., 1951. – 580с.
42. Станиславский К.С. Собрание сочинений. – М., 1990. – 298с.
43. Уварова Т.В. Говорить правильно и выразительно — это радость общения друг с другом //Начальная школа, 2001. – №10. – С.23 – 27.
44. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. – М.—Л.: Изд—во Академии пед. наук, т.7, 1949. – 390с.
45. Федоренко И. Т. Подготовка учащихся к усвоению знаний. – Киев, 1980.
46. Фролова В. Д. Развитие интереса к чтению. // Начальная школа. –1989 - №7 – С. 24 – 27.
47. Чечерина Н.Ю. Формирование навыка беглого чтения у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста: рекомендации родителям. // Я-мама, 2006, №2.
48. Шипунов А.И.//Начальная школа, – 1990, – №8. – С.16 – 21.
49. Шихайлов А.А. Азбука стиха. – М.: Мол. гвардия, 1992. – 319с.
50. Шпунтов А.И. Система работы над логическим ударением на уроках чтения/ А.И. Шпунтов// начальная школа – 1992. – №2. – С.16 – 19.
51. Шпунтов А.И., Иванина Е.И. Когда художественное произведение может быть воспринято младшими школьниками полноценно //Начальная школа. – 1995. – №10. – С.20 – 22.
52. Юшкова Л. М. Совершенствование техники чтения. // Начальная школа. – 1989 - №5 – с. 15 – 17
53. Яковлева В. И. пути совершенствования уроков чтения. // Начальная школа. – 1996 г. – № 6 – с. 12 – 16.
54. Яковлева В.И. Учить вдумчивому чтению. //Начальная школа. – 1990. – №1 – С.20 – 26.
55. Яшина Н. П. Учить детей трудно, но интересно. // Начальная школа. –2001 - №6 – с. 24 – 46.