Введение
В результате развития и формирования цивилизации, а именно, появления человеческого общества, все более необходимо найти эффективные способы противодействия различным кризисным ситуациям. Эти методы являются постоянными спутниками человека на протяжении всей его жизни. Организация способов воздействия на человечество и поведение человека в настоящее время осуществляется государством. Наиболее распространенным способом воздействия государства на причины возникновения кризисных ситуаций является административно-правовой, т.е. построение системы государственного управления, с тем, чтобы она могла не только действовать во всех проблемах, но эти действия должны быть адекватными и объективными для всех субъектов. Таким образом, государство оказывает целенаправленное воздействие на поведение людей посредством средств и методов. Средства социального регулирования выражаются, прежде всего, в социальных нормах: моральном, корпоративном, в установленных обычаях, но, прежде всего, в правовых нормах. Правовое регулирование является многогранным воздействием на социальные отношения всех правовых явлений, включая идеи и принципы правовой жизни, которые не отражены в законах и других нормативных правовых актах. Совокупность всех средств влияния права на отношения с общественностью является механизмом правового регулирования. Именно механизм правового регулирования позволяет определить место и роль юридического средства правовой защиты в правовой жизни общества. Особый интерес к этой проблеме в настоящий момент обусловлен необходимостью усилить организационную, творческую роль права в жизни общества, необходимость изучения проблемы его влияния на экономические отношения, на сознание и поведение людей. Правовое же регулирование образования предопределяет его осуществление в государстве, а также уровень развитие всего населения. Очевидно, что каждый из уровней образования так или иначе имеет определяющее значение для человека, его будущего.
Глава 1. Теоретические аспекты правового регулирования
1.1. Понятие, сущность и предмет правового регулирования
Право, как регулятор общественных отношений, во многом определяется их характером, особенностями, юридической и социальной природой. Иными словами, базисом правового регулирования является непосредственно право. Право – это наиболее уникальная социальная ценность, высокоэффективный и целесообразный общесоциальный регулятор общественных отношений. Благодаря ему действиям людей придается организованность, устойчивость, согласованность, обеспечивает их подконтрольность. В цивилизованном обществе только право может обеспечить организованность общественной жизни, нормальное функционирование всего общественного организма, действенность государственного управления [1, с. 147]. Вопрос о том, что такое право, в чем состоит его сущность, всегда рассматривается в юридической науке в качестве основного. Однако со временем понятие права менялось. Так, к примеру, Аристотель понимал право как это политическую справедливость, средневековые ученые под правом понимали божественное установление, Ж.Ж. Руссо определил право как общую волю. Г.Ф. Шершеневич под правом понимал веление, приказ государства и т.п. [2, с. 69]. По духу и значению право ближе всего к понятиям «правда» и «справедливость» [1, с. 145]. Современная юридическая наука понятие «право» употребляет в различных значениях. Во-первых, право есть социально-правовые притязания людей (например, право человека на жизнь). Такие притязания обусловлены непосредственно природой человека и общества и являются естественными правами. Во-вторых, право – это система юридических норм. С такого ракурса право есть право в объективном смысле, нормы права создаются и действуют независимо от конкретных лиц. В-третьих, правом обозначают официально признанные возможности, которыми располагает физическое или юридическое лицо, организация. В данном случае право рассматривается в субъективном смысле. В-четвертых, понятие права зачастую используется для обозначения системы всех правовых явлений, которое включает естественное право, право в объективном и субъективном смысле. Термин «право» также употребляется и в неюридическом смысле. Существуют моральные права, права членов общественных объединений, партий, союзов, права, которые возникают на основании обычаев, и так потом. А.С. Пиголкин рассматривал право как особый вид социальных норм поведения, а также взаимосвязанных с ним прав и обязанностей участников социального общения и представлений общества о таких нормах, правах и обязанностях [34, с. 83]. Итак, юридическая наука выработала множество определений права, которые различаются в зависимости от того, что именно в правовых явлениях принимается за главное, самое существенное. В таких случаях говорят о сущности права. Главное назначение права состоит в том, чтобы быть мощным социально-нормативным регулятором, определителем возможного и обязательного поведения индивидов и их коллективных образований. При этом обязательность права обеспечена возможностью государственного принуждения, правовые положения становятся обязательными для всех тех, к кому относятся, общеобязательным правилом (нормой) поведения. Только в последнее время ученые стали задаваться вопросом, что значит понимать право. Правопонимание представляет собой научную категорию, которая отражает процесс и результат целенаправленной мыслительной деятельности человека [4, с. 158].
Глава 2. Стадии, способы и типы правового регулирования
2.1. Стадии и способы правового регулирования
Правовое регулирование предполагает постоянную и активную деятельность граждан, их объединений, государственных учреждений по созданию правовых норм и их реализации. Процесс правового регулирования осуществляется непрерывно, поскольку одновременно формируются одни нормы, изменяются и отменяются другие, осуществляются третьи. В то же время, однако, теоретически возможно и практично выделить отдельные этапы правового регулирования с целью его всестороннего изучения. Стадии правового регулирования наиболее подробно рассмотрены В.С. Нерсесянцем. Так, он называет следующие стадии правового регулирования общественных отношений:
- создание нормативных основ для правового регулирования;
- индивидуализация (конкретизация) прав и обязанностей субъектов права;
- реализация, фактическое осуществление тех субъективных прав и обязанностей, которые возникли у субъектов права на второй стадии правового регулирования [17, с. 503]. Рассмотрим первую стадию правового регулирования. На ней фактически осуществляется издание нормативного правового акта как формы выражения правового регулирования общественных отношений. Именно на данной стадии устанавливаются правовые статусы субъектов права, определяются содержание и сферы реализации прав, обязанностей и ответственности данных субъектов. В.М. Корельский и В.Д. Перевалов высказали позицию, согласно которой право может воздействовать на субъектов права еще до его формального закрепления в нормах права [20, с. 267]. Для большей убедительности это мнение подтверждается примерами, когда в условиях тоталитарных режимов люди, несмотря на угрозу правовых санкций, применяют свои естественные права и свободы (права собственности, свобода передвижения, выбор места жительства, слова и т. д.) , несмотря на весь соблазн противодействия в таких обстоятельствах закону и праву, законности и произволу, в таких случаях речь может идти не о правовом регулировании, вопреки установленным запретам и ограничениям, а о противодействии недемократическим формам правового влияния. Итак, на первом этапе правового регулирования происходит общее (не персонифицированное) влияние права на общественные отношения. Наряду с установлением правовых статусов субъектов права они ориентированы на достижение определенных социальных целей, информирование о возможных последствиях правомерного и противоправного поведения, определение условий и форм реализации правовых норм [17, с. 503]. Вторая стадия правового регулирования характеризуется индивидуализацией тех прав и обязанностей, которыми наделяются субъекты права. В результате наступления обстоятельств, предусмотренных правовыми нормами и именуемых юридическими фактами (составами, состояниями), статутные права и обязанности на этой стадии преобразуются в субъективные (персональные, личные). В этом проявляется динамическая функция права. Именно на второй стадии абстрактное право на получение высшего образования, например, становится правом на обучение в конкретном вузе, право на труд вообще – правом на трудовую деятельность в определенном учреждении, на конкретном предприятии и в известной должности. На этой стадии формируются правоотношения, юридическим выражением (формой) которых являются взаимные субъективные права и обязанности сторон. Однако определенные субъективные права могут возникать и впоследствии реализовываться также вне правоотношений (абсолютные субъективные права). Третья стадия правового регулирования – это непосредственно реализация тех прав и обязанностей, что возложены на субъекта права. Термин «реализация» понимается как осуществление чего-либо, претворение в жизнь, превращение во что-либо реальное [26, с. 513]. В.Н. Протасов определил реализацию как процесс перевода конкретного явления в другое качество, употребление такого качества в целях достижения определенного результата. Относительно права реализация употребляется как перевод норм такого права в иное качество – качество правомерного поведения, то есть использование права в целях достижения требуемого социального результата [40, с. 72].
Глава 3. Механизм правового регулирования и его структура
3.1. Понятие механизма правового регулирования
По определению известного русского лингвиста С.И. Ожегова, механизм является «системой, устройством, определяющим порядок какого-нибудь вида деятельности» [35]. Аналогичное определение дают В.В. Лопатин и Л.Е. Лопатина, определяя механизм как систему, внутреннее устройство. Авторы также указывают, что механизм — это совокупность процессов, на которых базируется какое-либо явление [25]. Получается, что такая категория, как механизм, делает возможным рассмотрение изучаемого процесса или же явления как системы. Именно это и позволяет проследить взаимосвязь неких элементов рассматриваемого процесса, явления: ведь система предполагает взаимосвязь ее внутренних элементов. Так, по мнению А.Д. Селюкова, правовой механизм можно понимать как комплекс управленческих отношений, который урегулирован нормами права и направлен на применение неких правил, инструментов и методов [48, с. 2]. В.В. Гончаров и И.И. Пефитьев понимают правовой механизм как некую совокупность факторов и средств, выполняющих определенные функции государства [12]. Подобные рассуждения подводят к тому, что определение правового механизма должно отражать, как происходит правовое регулирование определенных общественных отношений. С.А. Кузнецова отмечает, что определение правового механизма должно также способствовать выявлению пути развития как законодательства, так и правоприменительной деятельности [21, с. 10]. Термин «механизм» довольно часто можно встретить в научной юридической литературе в различном контексте, например: механизм правореализации, механизм правоприменения, механизм правотворчества, механизм гражданско-правового регулирования и другие. Также довольно часто встречается понятие «механизм правового регулирования». Термин «механизм правового регулирования» в правовой науке активно использовался с 60-х годов в прошлом веке и понимается в основном как система правовых средств, система средств и факторов, условий. В то же время сами юридические инструменты рассматриваются как правовые явления, которые выражаются через некоторые инструменты (учреждения) и действия (технологии), направленные на удовлетворение интересов субъектов права и обеспечение достижения общественно полезных целей [40, с. 66]. М.И. Абдулаев понимает механизм правового регулирования как единство всех юридических средств, которые направлены на регулирование общественных отношений и удовлетворение интересов различных субъектов права. Автор отмечает, что система этого механизма включает в себя нормы права, правоотношения, правосознание, правовую культуру, акты применения права, правовые стимулы и правовые ограничения [1]. Весьма схожее определение дает Н.И. Матузов, характеризуя разбираемое нами понятие как систему правовых средств, которые направлены на преодоление препятствий, находящихся на пути удовлетворения интересов субъектов права [29, с. 112]. Таким образом, точки зрения многих авторов, дающих определение анализируемому термину, едины в рассмотрении механизма правового регулирования как совокупности правовых средств. Можно сказать, что механизм правового регулирования выступает динамичной категорией, которая оказывает непосредственное влияние на поведение разных субъектов. Мы видим, что анализируемые нами понятия весьма близки по значению. Являются ли понятия они синонимичными? Обратимся к различным точкам зрения ученых, также задающихся данным вопросом. Так, В.Е. Сизов отмечает, что в структуре правового механизма проявляется особенность процесса формирования права. Правовой механизм признается автором системой, организованной государством и включающей в себя различные правовые средства. Он с уверенностью отмечает, что, помимо норм права, правоотношений, юридических актов, иных правовых средств, в структуру механизма правового регулирования входят социальные элементы. В дальнейшем в ходе совей работы автор использует анализируемые нами понятия как синонимичные [49, с. 161].
Заключение
По итогам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
Правовое регулирование – это особая форма правового воздействия на поведение людей посредством юридических способов и средств с целью упорядочения общественных отношений. Правовое регулирование в своей сущности происходит абсолютно во всех сферах жизни государства и общества и оказывает влияние на любое общественное отношения, тем самым вызывая необходимость урегулирования абсолютно всех сторон жизни. Предмет правового регулирования составляют общественные отношения, которые по своей природе поддаются нормативно-правовому воздействию и нуждаются в нем. Подразделить их можно на три группы: 1) строящиеся по принципу равенства сторон; 2) складывающиеся в сфере властного управления обществом; 3) отношения по обеспечению (охране) правопорядка (правоохранительные). Правовое регулирование является видом социального регулирования. В данном случае оно направлено на упорядочение наиболее важных общественных отношений и осуществляется при помощи специальных юридических средств. Главная роль правового регулирования как вида социального регулирования состоит в обеспечении законности и правопорядка в обществе. Необходимо отметить, что в юридической литературе еще не сложилось единое понимание, как необходимо определять пределы правового регулирования общественных отношений. Наряду с термином пределы правового регулирования можно также встретить такие термины как объем и глубина правового регулирования. Учитывая же важность данного вопроса, он требует более глубоко и детального изучения. Стадии правового регулирования включают в себя три этапа: издание нормативного акта; индивидуализация прав и обязанностей субъектов права; реализация таких прав и обязанностей.
1. Абдулаев, М.И. Проблемы теории государства и права: учебник / М.И. Абдулаев. – СПб.: Питер, 2003. – 576 с.
2. Алексеев, С.С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве / С.С. Алексеев. – М., 1996. – 256 с.
3. Алексеев, С.С. Теория государства и права / С.С. Алексеев, В.Д. Перевалов. – М.: Норма, 2009. – 496 с.
4. Белякович, Е.В. Понятие и пределы правового регулирования / Е.В. Белякович // Сибирский юридический вестник. – 2006. – № 4. – С. 3–9.
5. Бенькович, К.С. Юридические факты в механизме правового регулирования / К.С. Бенькович // Новый университет. – 2011. – № 2. – С. 51−54.
6. Борисов, А.Б. Большой юридический словарь / А.Б. Борисов. – М.: Книжный мир, 2010. – 848 с.
7. Буянова, М.О. Юридический энциклопедический словарь / М.О. Буянова, М.Н. Марченко. – М.: Проспект, 2009. – 816 с.
8. Василевич, Г.А. Общая теория государства и права: учебное пособие / Г.А. Василевич. – Минск: Книжный Дом, 2006. – 320 с.
9. Васильев, А.М. Правовые категории. Методологические аспекты разработки системы категорий теории права / А.М. Васильев. – М., 1976. – 211 с.
10. Васюкова, И.А. Словарь иностранных слов / И.А. Васюкова. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. – 640 с.
11. Венгеров, А.Б. Теория государства и права: учебник для юридических вузов / А.Б. Венгеров. – 3-е изд. – М.: Юриспруденция, 2000. – 528 с.
12. Гончаров, В.В. О некоторых вопросах конституционно-правового механизма реализации гражданами Российской Федерации права на альтернативную гражданскую службу / В.В. Гончаров, И.И. Пефтиев // Юридический мир. – 2010. – № 7. – С. 45–49.
13. Дмитрук, В.Н. Общая теория государства и права: краткое изложение курса / В.Н. Дмитрук, В.А. Круглов. – Минск: Амалфея, 2006. – 194 с.
14. Долова, А.З. Юридические факты в трудовом праве: дис. … на соискание ученой степени д-ра юрид. наук: спец. 12.00.05 «Трудовое право; право социального обеспечения» / А.З. Долова. – М., 2009. – 381 с.
15. Дробязко, С.Г. Общая теория права: учебное пособие для вузов / С.Г. Дробязко, В.С. Козлов. – 2-е изд., исп. и доп. – Минск: Амалфея, 2007 год – 480 с.
16. Затонский, В.А. Эффективная государственность / В.А. Затонский // Вестник Самарской государственной экономической академии. – 2003. – № 1. – С. 36–45.
17. Кикоть, Г.В. Юридичні факти в системі правовідносин: автореф. дис. на здобуття наукового ступеня канд. юрид. наук: спец. 12.00.01 «Теорія та історія держави і права; історія політичних і правових учень» / Г.В. Кикоть; Національна академія наук України, Інститут держави і права ім. В.М. Корецького. – К., 2006. – 19 с.
18. Клещин, Д.С. Пределы правового регулирования / Д.С. Клещин // Проблемы современной науки и образования. – 2016. – № 12 (54). – С. 99–101.
19. Козлов, В.А. К вопросу о понятии эффективности права / В.А. Козлов // Вестник Ленинградского университета. – 1972. – № 1.
20. Корельский, В.М. Тeopия гoсyдaрcтвa и прaвa: учeбник для юридических ВУЗoв и факультетов / В.М. Корельский, В.Д. Перевалова. – М.: НОРМА-ИНФРА, 2012. – 546 с.
21. Кузнецова, С.А. К вопросу об определении понятия «правовой механизм» / С.А. Кузнецова // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. – 2013. – № 1 (57). – С. 10–11.
22. Кутафин, О.Е. Юридический энциклопедический словарь / О.Е. Кутафин. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. – 557 с.
23. Лазарев, В.В. Определение сферы правового регулирования / В.В. Лазарев // Правоведение. – 1980. – № 5. – С. 66–67.
24. Лазарев, В.В. Общая теория права и государства: учебник / В.В. Лазарев. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2001. – 520 с.
25. Лопатин, В.В. Малый толковый словарь русского языка / В.В. Лопатин. – М.: Слово, 1990. – 600 с.
26. Любашиц, В.Я. Теория государства и права / В.Я. Любашиц. – Ростов-на-Дону, изд. «МАРТ», 2002. – 200 с.
27. Мазарчук, Д.В. Общая теория государства и права: ответы на экзаменационные вопросы / Д.В. Мазарчук, Н.А. Глыбовская. – 3-е изд. – Минск: ТетраСистемс, 2011. – 144 с.
28. Малько, А.В. Стимулы и ограничения в праве: монография / А.В. Малько. – М.: Юристъ, 2003. – 240 с.
29. Матузов, Н.И. Теория государства и права: курс лекций / Н.И. Матузов, А.В. Малько. – М.: Юристъ, 2007. – 672 с.
30. Миронов, В.О. О предмете правового регулирования как критерии дифференциации системы норм права / В.О. Миронов, Н.В. Зин // Актуальные вопросы образования и науки. – 2018. – № 3 (65). – С. 13–15.
31. Нерсесянц, В.С. Теория государства и права / В.С. Нерсесянц. – М.: НОРМА, 2005. – 272 с.
32. Общая статистика за 2018 год // Министерство внутренних дел Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.mvd.gov.by/ru/page/stats.
33. Общая теория права / А.Ф. Вишневский [и др.]; под общ. ред. В.А. Кучинского. – Минск: Амалфея, 2002. – 656 с.
34. Общая теория права: учебник для юридических вузов / Ю.А. Дмитриев [и др.]; под общ. ред. А.С. Пиголкина. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1996. – 384 с.
35. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов. – М.: Мир и Образование, Оникс, 2011. – 736 с.
36. Осипов, М.Ю. Понятие и соотношение правового регулирования и правотворчества / М.Ю. Осипов. – М.: Изд-во СГУ, 2010. – 250 с.
37. Пиголкин, А.С. Общая теория права: учебник для юридических вузов / А.С. Пиголкин. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1998. – 384 с.
38. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 января 2019 г. № 65 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения правового мониторинга» // Совет Министров Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.government.by/upload/docs/file730d0901b393d4e8.PDF.
39. Пронина, М.П. Правовое регулирование в современном российском обществе: понятие и особенности / М.П. Пронина // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. – 2011. – № 2 (15). – С. 69–74.
40. Протасов, В.Н. Теория права и государства. Проблемы теории права и государства: вопросы и ответы / В.Н. Протасов. – М.: Новый Юрист, 1999. – 240 с.
41. Пьянов, Н.А. Консультации по теории государства и права: учеб. пособие / Н.А. Пьянов. – Иркутск, 2006. – 530 с.
42. Рассолов, М.М. Теория государства и права: учеб. / М.М. Рассолов, В.О. Лучин, Б.С. Эбзеев. – М., 2000. – 300 с.
43. Ребане, И.А. О построении системы отраслей советского социалистического права. О системе советского права (обзор) / И.А. Ребане // Советское государство и право. – 1958. – № 1. – С. 103.
44. Рекомендации по теретико-методологическим основам совершенствования правовой системы Республики Беларусь // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pravo.by/novosti/novosti-pravo-by/2013/may/11762/.
45. Реутов, С.И. Юридические факты в семейном праве: автореф. дис. … на соискание ученой степени канд. юрид. наук: спец. 12.00.03 «Гражданское право; предпринимательское право; Семейное право : международное частное право» / С.И. Реутов. – М., 1976. – 24 с.
46. Рыбаков, В.А. О дозволительном методе и диспозитивном типе правового регулирования / В.А. Рыбаков // Юридическая наука. – 2016. – № 4. – С. 86–89.
47. Сведения о результатах изучения общественного мнения о работе органов внутренних дел Республики Беларусь в 2016 году // Министерство внутренних дел Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mvd.gov.by/ru/main.aspx?guid=111443.
48. Селюков, А.Д. Финансово-правовые механизмы государственного управления / А.Д. Селюков // Финансовое право. – 2010. – № 7. – С. 2–5.
49. Сизов, В.Е. Механизм правового регулирования как социально-правовая категория / В.Е. Сизов // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – 2016. –№ 4. – С. 161–166.
50. Скачков, А.Е. Механизм правового регулирования как теоретико-правовой аспект и вектор научного исследования / А.Е. Скачков // Российский журнал правовых исследований. – 2017. – № 2. – С. 35-42.
51. Степанова, И.С. Предмет и метод правового регулирования как основания деления системы права на отрасли / И.С. Степанова, Г.В. Степанова // Аллея науки. – 2017. – № 8. – Т. 2. – С. 561–564.
52. Сырых, В.М. Логические основания общей теории права / В.М. Сырых. – М., 2004.
53. Тихомирова, Л.В. Юридическая энциклопедия / Л.В. Тихомирова, М.Ю. Тихомиров. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд. Тихомирова М.Ю., 2009. – 525 с.
54. Туленев, А.И. К вопросу о правовой регламентации использования специальных знаний в расследовании таможенных преступлений / А.И. Туленев // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. – 2013. – № 1. – С. 386.
55. Уздимаева, Н.И. Понятие, особенности и содержание поощрительного метода правового регулирования / Н.И. Уздимаева, А.С. Куслин // Контентус. – 2018. – № 9 (74). – С. 23–32.
56. Фабер, Е.И. Вопросы эффективности правового регулирования / Е.И. Фабер // Советское государство и право. – 1967. – № 4. – С. 143.
57. Хачатуров, Р.Л. Понятие метода правового регулирования / Р.Л. Хачатуров // Теоретические и практические проблемы развития уголовно-исполнительной системы в Российской Федерации и за рубежом: сб. тезисов. – Рязань: Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, 2018. – С. 526–532.
58. Черданцев, А.Ф. Тeopия гoсyдaрcтвa и прaвa: учeбник для ВУЗoв / А.Ф. Черданцев. – М.: Юрaйт-M, 2002. – 536 с.
59. Шабалин, В.А. Системный анализ механизма правового регулирования / В.А. Шабалин // Советское государство и право. – 1969. – № 10. – С. 123.
60. Южанин, Н.В. Односторонние правозащитные меры в механизме гражданско-правового регулирования / Н.В. Южанин. – М.: Юристинформ, 2016. – 264 с.
61. Явич, Л.С. Проблемы правового регулирования советских общественных отношений / Л.С. Явич. – М., 1961. – 160 с.