Введение
Земля – это поверхность суши, природный ресурс, характеризирующийся пространством, почвенным покровом, растительностью, недрами, водами, и объект социально- экономических интересов и связей, являющейся главным средством производства в сельском хозяйстве и пространственным базисом размещения и развития всех отраслей в народном хозяйстве. Земля является пространственным базисом размещения и развития предприятий организаций и учреждений всех отраслей народного хозяйства: обрабатывающей промышленности, добывающей промышленности, сельского хозяйства. В добывающей промышленности она является ещё и предметом труда, причём ее размещение определяет наличие того или иного полезного ископаемого (железная руда, нефть, газ и др.) В обрабатывающей промышленности - пространственный базис (основа) размещения и развития производстве иного процесса, её размещение зависит от расположения мест добычи сырья, наличия всей инфраструктуры, а также экономической целесообразности. В сельскохозяйственном производстве земля является одновременно предметом труда, средством труда и, следовательно, средством производства. Размещение сельскохозяйственного производства зависит в основном от природно-климатических условий (климат, плодородие почв, рельеф и др.), а также от потребности в продуктах питания и сырья для перерабатывающей промышленности. Актуальность темы исследования состоит в том, что сельскохозяйственные земли в Республике Беларусь – достаточно специфический природный ресурс и оттого требующий к себе большего внимания со стороны законодателя. Таким образом, объект работы – общественные отношения, связанные с рациональным использованием земель сельскохозяйственного назначения в Республике Беларусь. Предмет работы – нормативные правовые акты, научная литература, посвященная анализу особенностей использования земель сельскохозяйственного назначения, правоприменительная практика. Цель работы – проанализировать нормы права и научную литературу, связанную с сельскохозяйственными землями в Республике Беларусь.
Глава 1. Общая характеристика правового регулирования земель сельскохозяйственного назначения
1.1 Понятие, признаки и структура земель сельскохозяйственного назначения
Выделение самостоятельной категории земель сельскохозяйственного назначения связано со сферой сельскохозяйственного производства. К землям сельскохозяйственного назначения относятся все земли, предоставленные для нужд сельского хозяйства или предназначенные для этих целей. Как отмечалось в литературе, это понятие земель сельскохозяйственного назначения было позаимствовано из дореформенного законодательства и содержит ряд неясностей [35, с. 77]. Признаки, которыми характеризуются земли сельскохозяйственного назначения, определяются через такие понятия как земли, «предоставленные для нужд сельского хозяйства», «предназначенные для сельскохозяйственных целей», «пригодные для сельскохозяйственных целей». Необходимо разграничивать эти понятия. Земельное законодательство не дает четких критериев разграничения этих элементов, определяющих правовой режим данной категории земель. Земли, предоставленные для нужд сельского хозяйства, уже находятся во владении и пользовании субъектов сельскохозяйственной деятельности. Таким образом, первый признак связан с наличием определенных прав на уже отведенные для этих целей земельные участки. Не существует ограничений по предоставлению земель для сельскохозяйственных целей. Законодательство допускает постоянное и временное пользование землями сельскохозяйственного назначения. Допускается предоставление для сельскохозяйственных целей земель из других категорий, правовое положение которых будет иметь определенную специфику. В земельно-правовой науке существует точка зрения, что на земли, предоставленные во временное пользование из земель других категорий должен распространяться правовой режим земель сельскохозяйственного назначения с особенностями, которые вызваны временным землепользованием. Тем самым подчеркивается правовое единство этих земель независимо от срока пользования и принадлежности к той или иной части земельного фонда. Действительно, использование сельскохозяйственных земель должно подчиняться единым правилам, независимо от того, из какой категории земель предоставлены эти земли. Вместе с тем, приоритет сельскохозяйственного землепользования не должен безусловно распространяться на все категории земель. Представляется, что земли, предоставленные во временное пользование для сельскохозяйственных нужд из других категорий земель, будут иметь двойственный правовой режим с преимущественным назначением основной категории земель. Признак предназначения земель для сельскохозяйственных нужд связывается с территориальным планированием их использования. Предназначение земель для сельскохозяйственного назначения предшествует предоставлению и воздействует на их правовой режим еще до предоставления [37]. Эти земли могут выделяться в соответствии с землеустроительными проектами, разрабатываемыми для административно-территориальных единиц. Отсутствует ясность, какие именно земли должны относиться к предназначенным для сельскохозяйственных нужд, поскольку земельное законодательство весьма недостаточно регулирует планирование использования земель. Следует согласиться, что такими землями могут быть земли, отнесенные в установленном порядке для сельскохозяйственного использования в будущем [38]. Порядок отнесения земель к данной категории необходимо более четко урегулировать на законодательном уровне. Земли, пригодные для сельскохозяйственных целей, являются более широким понятием, чем предназначенные для сельского хозяйства. Кодекс о земле выделяет земли, пригодные для сельскохозяйственных целей, устанавливая для них приоритет сельскохозяйственного использования. Пригодность земель для сельскохозяйственных нужд определяется в соответствии с их кадастровой оценкой. Однако, не все земли, пригодные для сельскохозяйственных нужд, предназначаются для этих целей. Пригодные земли могут находиться в составе любой категории земель и по мере необходимости предоставляться для сельскохозяйственных нужд в установленном порядке. Принадлежность данных земель к землям сельскохозяйственного назначения вызывает споры. Так, в юридической литературе отмечается, что земли, пригодные для сельского хозяйства, находящиеся в составе земель лесного фонда и земель населенных пунктов, подчиняются режиму этих категорий.[39]
Глава 2. Управление в области использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения
2.1. Понятие и особенности управления в области использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения
Государственное управление земельными ресурсами регулируется законодательством об исполнительной и административной деятельности государственных органов по организации рационального использования и охраны земель. Деятельность уполномоченных государственных органов землеустройства носит организационный характер. Он направлен на обеспечение наиболее целесообразного и эффективного использования земель, принадлежащих землям Республики Беларусь, а также на создание условий для охраны и рационального использования земельных ресурсов. Основной задачей государственного управления является организация рационального использования и охраны земель [30]. Объектом государственного управления в этой области являются все земли Республики Беларусь; следовательно, система государственного управления унифицирована по отношению ко всем категориям и типам земель и охватывает всех землевладельцев, землепользователей и землевладельцев. Деятельность государственных органов носит государственно-властный характер. Это выражается в совершении актов государственного управления в отношении земель, вытекающих из полномочий государства как собственника земли и политического суверена [21, c. 66]. Государственное управление земельными ресурсами является междисциплинарной деятельностью (надведомственной), не связанной ни с одной отраслью. Благодаря государственному управлению земельными ресурсами обеспечивается рациональное использование и защита всех земель независимо от формы собственности и форм землепользования. Содержание государственного управления земельными ресурсами состоит из функций управления, то есть деятельности, необходимой для организации рационального использования и охраны земель. Тип и характер этих функций определяются социально-экономическими и научно-техническими требованиями к организации рационального использования и охраны земель. Права и обязанности соответствующих органов при осуществлении этих функций определяют их компетенцию в области использования и охраны земель [39, c. 59]. В случаях, когда предварительное одобрение не требуется, действует упрощенная процедура предоставления земельного участка, которая включает:
а) подачу заявления (ходатайства) в соответствующий исполнительный и административный орган;
б) рассмотрение заявления (ходатайства) и принятие решения своевременно;
в) юридическая регистрация права землепользования и землепользования.
Государственный контроль за использованием и охраной земель заключается в проверке уполномоченными органами соблюдения установленных правил пользования и охраны земель, а также правильности деятельности соответствующих органов по представлению и изъятию земельные участки. Проведение государственного контроля позволяет своевременно выявлять и устранять нарушения земельного законодательства и тем самым обеспечивать законность земельных отношений. Государственный контроль за использованием и охраной земель является универсальным и постоянным. Это относится ко всем категориям земель Республики Беларусь и всем землепользователям. Контроль за соблюдением требований законодательства Республики Беларусь, нормативно-правовых и технических требований к производству землеустроительных работ осуществляется в виде экспертизы проектов, связанных с использованием и охраной земель и контроля качества землеустройство. Все землеустроительные работы, выполняемые предприятиями, подведомственными Комитету по земельным ресурсам, геодезии и картографии, и другим хозяйствующим субъектам, получившим лицензии на качество работ, проводятся государственными инспекциями предприятий для оценки проектов, связанных с использованием и охраной земель, а также контроль качества землеустроительных и топографо-геодезических работ в порядке, установленном Государственным комитетом по землеустройству Республики Беларусь [12, c. 22].
Глава 3 Рациональное использование земель сельскохозяйственного назначения
3.1 Определение понятия «надлежащее использование» земель сельскохозяйственного назначения
Представляется, что современное правовое регулирование земель сельскохозяйственного назначения направлено на решение главной задачи – обеспечения целевого, надлежащего использования данной категории земель. Данная задача непростая, многоаспектная, и решить ее в рамках исключительно правового поля не представляется возможным. Однако, безусловно, законодательное установление правового режима данной категории земель является одним из важнейших инструментов государственного регулирования земель сельскохозяйственного назначения и необходимым условием для обеспечения вовлечения их в сельскохозяйственное производство. Представляется, что на настоящий момент нормативно-правовая база, призванная защищать земли сельскохозяйственного назначения от ненадлежащего использования, содержит в себе следующие виды норм: нормы, устанавливающие общие правила использования земель по целевому назначению; нормы, устанавливающие правила использования земель сельскохозяйственного назначения (ограничивающие цели использования земель сельскохозяйственного назначения; определяющие особый порядок охраны земель сельскохозяйственного назначения; регулирующие особый порядок перевода земель сельскохозяйственного назначения в другие категории); нормы, предусматривающие ответственность за несоблюдение правил использования земель сельскохозяйственного назначения, в частности, за ненадлежащее использование земель сельскохозяйственного назначения либо неиспользование в течение определенного периода времени (данные нормы регламентируют процедуру привлечения к ответственности, полномочия контролирующих органов). Под ненадлежащим использованием земельного участка сельскохозяйственного назначения предлагается понимать неиспользование земельного участка сельскохозяйственного назначения в течение 3-х лет либо использование земельного участка сельскохозяйственного назначения с нарушением правил рационального использования земли способами, которые приводят к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель либо значительному ухудшению экологической обстановки. Очевидно, что наличие правовых санкций в случае ненадлежащего использования земли сельскохозяйственного назначения является необходимой составляющей правового механизма, обеспечивающего соблюдение субъектами прав на землю требований земельного законодательства о целевом использовании данной категории земель. Однако анализ нормативно-правовой базы, регламентирующей порядок привлечения к юридической ответственности лиц, допустивших нарушения требований земельного законодательства в отношении земель сельскохозяйственного назначения, показал, что установить и доказать вину такого лица в совершении вменяемого правонарушения возможно только в отношении сформированного земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, то есть выделенного в натуре и имеющего пространственные границы. Согласно имеющимся статистическим данным [1, с. 35-36], распределение земель сельскохозяйственного назначения по формам собственности следующее: подавляющее большинство (67%) земель сельскохозяйственного назначения находятся в государственной и муниципальной собственности, а следовательно, на настоящий момент не вовлечены в гражданский оборот и не используются надлежащим образом (за небольшим исключением, т.к. процент переданных в аренду, предоставленных на иных правах в пользования таких сельхозугодий несоизмеримо мал); земли сельскохозяйственного назначения, предоставленные в частную собственность в виде земельных долей, составляющие 30% всех земель сельскохозяйственного назначения, в большинстве не были выделены (75% от площади земель, находящейся в общей долевой собственности), что также сделало невозможными вовлечение этих земель в полноценный гражданский оборот и обеспечение их надлежащего использования.
Заключение
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Частные собственники земли могут совершать сделки, предусмотренные законом, но без изменения целевого назначения земли [36, c. 55]. Сделки с земельными участками совершаются в порядке, установленном гражданским законодательством для сделок с недвижимым имуществом (простая письменная или письменная нотариальная форма и обязательная государственная регистрация в соответствующем государственном органе). Государственная регистрация осуществляется специально уполномоченным государственным органом по земельным ресурсам, геодезии и картографии по месту нахождения земельного участка [35, c. 77]. Таким образом, со своей стороны отметим, что эффективность сельского хозяйства во многом зависит от качества земель, их плодородия. Именно в аграрном секторе экономики природные ресурсы земли имеют первостепенное значение.
2. В результате проведенного обзора выявлено, что для оценки сельскохозяйственных земель в зарубежных странах используется ряд параметров, характеризующих не только естественные условия производства, но и особенности организаций (специализация, уровень механизации и др.) и регионов, в которых расположены земельные участки (уровень цен, заработная плата и др.). Заслуживает внимания использование процентной ставки при расчётах коэффициента капитализации, а также расчёт денежной оценки земли на основе моделей ее зависимости от различных параметров земельных участков. Главным критерием оценки сельскохозяйственных земель является величина финансовых показателей при производстве на конкретном участке (чистый доход, прибыль и др.). Установлено, что оценка и планирование использования земель в ходе применения различных моделей осуществляются с использованием закономерностей рынка на основе принципов спроса и предложения – сопоставляются необходимость земель для каждой цели и наличие участков каждого вида. Указанные особенности имеют ценность при управлении сельскохозяйственными землями в условиях Беларуси. Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что в настоящее время экологический фактор и экологическое состояние почв должны стать неотъемлемой частью при проведении оценки сельскохозяйственных земель.
1. Аксененок, Г. А. Земельные правоотношения в СССР [Электронный ресурс] / Г. А. Аксененок. – М. : Юрид. лит., 1958. – Режим доступа: http://www.juristlib.ru/book_5911.html.
2. Алексеев, С. С. Проблемы теории права. Курс лекций: в 2-х т. Т. 1 / С.С. Алексеев. – Свердловск: Изд-во «Уральский рабочий», 1972. – 395 с.
3. Анисимов, А. П. К вопросу о предмете экологического права / А.П. Анисимов // Закон и право. – 2003. – № 4. – С. 53.
4. Бабайцева, Е. А. Правовое регулирование природопользования в Республики Беларусь (цивилистический аспект) / Е.А. Бабайцева, В.Е. Головченко // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. – 2012. – № 3. – С. 268.
5. Балашенко, С. А. Государственное управление в области охраны окружающей среды / С. А. Балашенко. – Минск : Белорус. гос. ун-т, 2000. – 341 с.
6. Белорусская юридическая энциклопедия. В 4 т. / редкол. : С.А. Балашенко [и др.]. – Минск : ГИУСТ БГУ, 2018. – Т. 3. – 304 с.
7. Бринчук, М. М. Экологическое право (право окружающей среды): учебник для высших учебных заведений / М. М. Бринчук. – М. : Юристъ, 1998. – С. 324.
8. Водный кодекс Республики Беларусь : Кодекс Республики Беларусь от 30 апр. 2014 № 149-З // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
9. Гаранькин, Н. В. Реформирование земельных отношений аграрных хозяйств России: автореф. дис. д-ра экон. наук: 08.00.05 / Н.В. Гаранькин. – Рос. акад. гос. службы при Президенте Рос. Федерации. – М., 2007. – 40 с.
10. Голиченков, А. К. Экологическое право России: словарь юридических терминов: Учебное пособие для вузов. / А. К. Голиченков. – М. : Городец, 2008. – 448 с.
11. Гражданский кодекс Республики Беларусь: Кодекс Респ. Беларусь, 7 дек. 1998 г., № 218-3 : с изм. и доп. // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
12. Гражданское право России. Общая часть: учебник / А. П. Анисимов, А. Я. Рыженков, С. А. Чаркин; под общ. ред. А.Я. Рыженкова. – М. : Издательство Юрайт, 2018. – 466 с.
13. Демичев, Д. М. Экологическое право. Особенная часть : учеб. пособие / Д. М. Демичев. – Минск: Ураджай, 2002. – 460 с.
14. Ерофеев, Б. В. Земельное право: учебник для вузов / Б. В. Ерофеев; под ред. Г.В. Чубукова. – М. : Новый Юрист, 1998. – 544 с.
15. Ерофеев, Б. В. Экологическое право России: учебник / Б. В. Еорофеев. – М., 1996. – С. 85.
16. Земельное право России: учебник по спец. «Правоведение» / В. В. Петров [и др.] ; под ред. В. В. Петрова. – М.: Зерцало, 1997. – 300 с.
17. Земельное право : учебник для вузов / С. А. Боголюбов [и др.]; под ред. С.А. Боголюбова. – М .: НОРМА-ИНФРА·М, 1998. – 400 с.
18. Земельные ресурсы // Национальный доклад о состоянии окружающей среды Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – 2010. – Режим доступа: http://minpriroda.by/dfiles/000597_677091_part_6.pdf.
19. Зюзюков, А. В. Земельные отношения в условиях аграрных преобразований России: дис. канд. экон. наук: 08.00.01 / А.В. Зюзюков. – Воронеж, 1998. – 185 с.
20. Ибрагимов, К. Х. Нужен ли России новый Земельный кодекс, адаптированный к условиям глобального потепления климата / К.Х. Ибрагимов // Аграрное и земельное право. – 2012. – № 1. – С. 4 – 9.
21. Использование и охрана земельных ресурсов: проблемы и пути их решения // Национальный доклад о состоянии, использовании и охране земельных ресурсов Республики Беларусь: по состоянию на 1 января 2011 г. / Государственный комитет по имуществу Респ. Беларусь / А.М. Долженков [и др.]; под ред. Г.И. Кузнецова. – Минск: БелНИЦзем, 2011. – С. 73 – 101.
22. Казачков, А. П. Реструктуризация землевладения и земельные отношения: дис. канд. экон. наук: 08.00.05 / А.П. Казачков. – М., 2000. – 134 с.
23. Кодекс Республики Беларусь о земле: Кодекс Республики Беларусь от 23 июля 2008 № 425-З // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
24. Конституция Республики Беларусь (с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах от
25. Крассов, О. И. Экологическое право: учебник для вузов. 2-е изд., пересм. / О. И. Крассов. – М. : Норма, 2008. – С. 25.
26. Макарова, Т. И. Обязанности граждан в области охраны окружающей среды как элемент экологоправового статуса / Т. И. Макарова // Вестн. Конституционного Суда Респ. Беларусь. – 2007. – № 1. – С. 126 – 132.
27. Макарова, Т. И. Теоретические проблемы правового положения физических лиц в экологических отношениях: дис. д-ра юрид. наук: 12.00.06 / Т. И. Макарова. – Минск, 2008. – 275 с.
28. Макарова, Т. И. Эколого-правовой статус граждан Республики Беларусь / Т. И. Макарова. – Минск : БГУ, 2004. – 231 с.
29. Махрова, М. Е. Рациональное природопользование как принцип экологического права: автореф. дисс. канд. юрид. Наук / М.Е. Махрова. – Уфа, 1999. – 21 с.
30. О личных подсобных хозяйствах граждан: Закон Респ. Беларусь, 11 нояб. 2002 г., № 149-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 28.12.2009 // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
31. О мерах по упорядочению деятельности садовых товариществ: Указ Президента Респ. Беларусь, 28 янв. 2008 г., № 50: в ред. Указа Президента Респ. Беларусь от 25.02.2004 // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019. ОФОРМЛЕНИЕ
32. Об охране окружающей среды: Закон Республики Беларусь от 26 нояб.1992 № 1982-XII (в ред. от 24 дек.2015, с изм. от 18 окт.2016) // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
33. Об утверждении национальной стратегии развития и управления системой природоохранных территорий до 1 января 2015 г.: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 29 дек. 2007 г., № 1920 // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
34. Право природопользования в СССР / Н.И. Краснов [и др.] ; Акад. наук СССР, Ин-т государства и права ; отв. ред. И.А. Иконицкая. – М. : Наука, 1990. – 195 с.
35. Правовая основа устойчивого развития на местном уровне / Т. Макарова [и др.]. – Минск : «Ковчег», 2010. – 60 с.
36. Семьянова, А. Ю. Экологическое право. Курс лекций. / А.Ю. Семьянова. – М. : Юстицинформ, 2005. – 272 с.
37. Тимофеев, Л. А. О правовых проблемах актуализации вопросов международного водного сотрудничества в законодательстве России / Л. А. Тимофеев // Евразийский юридический журнал. – 2014. – № 1 (68). – С. 77.
38. Тимошенко, А .С. Формирование и развитие международного экологического права / А.С. Тимошенко. – М. : Наука, 1986. – 170 с.
39. Трудовое право : учебник / В.И. Семенков [и др.]; под ред. В.И. Семенкова. – 4-е изд. – Минск : Амалфея, 2011. – 768 с.
40. Трутнев, Ю. П. О природных ресурсах и природопользовании // Недвижимость и инвестиции / Ю. П. Трутнев // Правовое регулирование. – 2005. – № 1. – С. 12.
41. Турубинер, А. М. Право государственной собственности на землю в Советском Союзе / А.М. Турубинер. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1958. – 330 с.
42. Убышева, Н. Ж. Обоснование политики в области охраны окружающей среды на основе социально-экономической оценки социально значимых природных товаров: дис. канд. экономич. Наук / Н.Ж. Убышева. – М., 2008. – 480 с.
43. Шаршун, Е. В. Предотвращение деградации земель: правовой аспект / Е. В. Шаршун // Белорусская модель социально-экономического устойчивого инновационного развития: формирование и пути реализации: материалы междунар. науч.-практ. конф., Минск, 19 – 22 апр. 2006 г. / Ин-т экономики НАН Балеруси; редкол. М.В. Мясникович [и др.]. – Минск: Право и экономика, 2006. – С. 549 – 550.
44. Шахрай, И.С. Учет в области охраны окружающей среды: пробле-мы правового регулирования / И.С. Шахрай // Закон в современном бело-русском обществе/ Национальный Центр законодательных и правовых ис-следований. – Минск : Бизнессофт, 2013. – Выпуск 7. – С. 588–595.
45. Шингель, Н. А. Граждане как субъекты прав на землю в Республике Беларусь / Н. А. Шпигель. – Судовы веснiк. – 2012. – № 1. – С. 64–67.
46. Юридическая ответственность за экологические преступления / М.М. Бринчук [и др.]. – М.: Институт государства и права Российской академии наук, 2011. – 169 с.
47. Экологическое право : учебник / С. А. Балашенко [и др.]. – Минск: БГУ, 2013. – 501 с.
48. Экологическое право: пособие / С.А. Балашенко [и др.]. – Минск: БГУ, 2013. – 240 с.
49. Экологическое право: пособие / С. А. Балашенко [и др.]; под ред. Т. Макарова, В. Е. Лизгаро. – Минск: Высшая школа, 2009. – 318 с.
50. Ясинская-Казаченко, А. Административное право : учеб. программа для высших учебных заведений / А. Ясинская-Казаченко. – Минск: БНТУ, 2018. – 668 с.
51. Batler E.W. Foreign Investment Law in the Commonwealth of Independent States. The Batler Commentaries. Simonds a Hill Publishing Ltd. London, 2002.
52. Comeaux P., Kinsella S. International Law on the Protection of Foreign Investments, New York. 1997.
53. Сullingworth, J.B. Town and Country Planning in Britain. London: George Alien & Unwin.,1985, 9th ed.
54. Сzartoszewski, J.W. Problemy XXI wieku: pravo ochrony środowiska, edukacja środowiskowa I agrobiznes / J.W. Czartoszewski, E. Grzegorzewicz, A.W. Świderski. – Warsawa: Vydav. Univ. Kardynala S. Wyszyńskiego, 2005. – 345 s.
55. Dale, P. F. and McLaughlin, J. D. Lund information Management. Clarendon Press, Oxford,1988.
56. Danilenko G.M. Implementation of International Law in Russia and other CIS States [www.nato.int], 1998 – 2007 / Режим доступа: www.nato.int /acad/fellow/96-98/danilenk.pdf- свободный.
57. De Soto Hernando. Der dornige Weg zum Eigentum in der Dritten Welt, Lektion fur Osteuropa. // BD VI Forum. 1994. Vol. 20, №2. – C. 325–334
58. Dekker, H. The Struggle Towards a New Land Economy in Eastern Europe (Bulgaria). Melbourne: Congress of International Federation of Surveyors, 1994.
59. Don Leonard. Land Administration in New South Wales. Study tour Russian LARIS Project Team. - Dep. of Land and Water Conservation. — N.S.W. Australia, 2001. - 54p.
60. Don Leonard. Land Administrstion in New South Wales. NSW: Depertment of Land and Water Conservation, 2001. – P. 5
61. ECE Strategy for a sustainable quality of life in human settlements in the 21-st century. (ECE/HBP/120). New York and Geneva, 2001. P. 9-12
62. Enemark Stig. International Trends in Surveying Education.- Washington: FIG XXII International Congress, USA, april 19-26, 2002, P. 52
63. Enemark Stig. Surveying the Surveying Profession in Denmark. -Washington: XXII FIG IC, 2002. P. 414
64. Engelbrecht Bernhard. Die Digitale Katastralmappe als Basis fur die Ortliche Raumplanung. // Osterr. Z. Vermess. und Geoinf. 1996. - Vol. 84, №4. - C. 360-369
65. Falkgard S.M., Sky P.K. Norway: Mediations as a Component in Land Consolidation. XXII FIG IC. - Washington, 2002. - P. 182
66. Fischer P. Foreign Direct Investment in Russia: A Strategy for Industrial Recovery (Hardcover). Palgrave Macmillan. 2000. Pp. 613.
67. Helti Tomas. La protection la propriete entrangere en droit international public. Thege-Zurich. 1989.
68. Lillich R.B. The Valuation on National Property in international law. Cahrlottesvill. 1972. Vol. 1.
69. Lipiński, A. Elementy prawa ochrony środowiska / A. Lipiński. – Kraków: Zakamycze, 2000. – 253 s.
70. Norton A. Law of the Future or a Law of the Past? Modern Tribunals and the international Law on Expropriation // American Journal of International Law. 1991. No 85.
71. Schachter O. Compensation for expropriation // American Journal of International Law. 1984. No 78. P. 121 - 130.
72. Sornarajah M. The International Law on Foreign Investment. Cambridge. 1994. Pp. 430.
73. Vendevelde K.J. Sustainable Liberalism and the international investment Regime // Michigan Journal of International Law. 1998. No 19.