ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ АУТСАЙДЕРОВ В ГРУППАХ МЛАДШЕГО И СТАРШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
1.1 «Аутсайдерство» в отечественной и зарубежной литературе
В современной психологии понятие «аутсайдерства» является относительно новым. Лишь в последние годы психологи начали употреблять данный термин. В ряде работ отечественных авторов феномен «аутсайдерства» рассматривался через термин отчуждения.
В работе В.В. Абраменковой рассматривается историческое происхождения термина «отчуждение» и выделяются два его значения:
– в первом случае отчуждение означает «отдаление», «отрыв», что предполагает наличие интерсубъектных отношений, когда личность чувствует свою разобщенность с другой личностью, группой или обществом в целом. В результате отчуждаемый субъект принимает различную степень чуждости по отношению к другим, в том числе до враждебности;
– во втором значении отчуждение выступает как отвержение, отрицание жизненного уклада, социально-одобряемых целей, норм морали и т.п. [1, с. 5].
С позиций А.А. Силяевой, отчуждение личности выступает в качестве социально-психологического феномена, который заключается в не включенности личности в систему взаимоотношений социальной группы, обусловленного системой социально-психологических и индивидуально-психологических факторов, сопровождаемого чувством одиночества и изоляции [41, с. 8].
Отчуждение может быть: конструктивным и деструктивным; субъективным и объективным, осознанным и неосознанным, явным и скрытым, добровольным и вынужденным; обратимым и необратимым, эпизодическим и хроническим. Структура отчуждения представлена: когнитивным компонентом (осознанием отчуждения), эмоционально-оценочным (эмоциональной оценкой), социально-психологическим (интерпретацией психосоциальных связей), поведенческим компонентом (проявлением отчуждения в поведении). По данным А. А. Силяевой, результатом отчуждения становятся: затруднение личности при вхождении в новый коллектив, социальную группу; отчуждение на личностном уровне: проявляется личностными проявлениями такими, как: пассивность, покорность, недоверчивость к окружающим и подозрительность [41, с. 12].
1.2 Психологическая характеристика подросткового возраста
Подростковый возраст – это период развития человека, который охватывает примерно возраст с 10-11 до 14-15 лет, совпадая с обучением детей в средних классах школы [2, с. 281].
Психологические особенности подросткового возраста рассматриваются как кризисные и связанные с перестройкой в основных сферах: телесной, психологической и социальной. На телесном уровне происходят значительные гормональные изменения, связанные с половым созреванием. На социальном уровне рассматриваются особенности положения подростка в системе отношений, реконструируются отношения с родителями и сверстниками. На психологическом уровне подростковый возраст характеризуется интенсивным становлением самосознания, рефлексии, Я-концепции [9, с. 107].
Подростковый возраст принято относить к числу критических Подростковый возраст характеризуется изменением социальной ситуации развития, особенность которой заключается в том, что подросток находится в положении между взрослым и ребенком – сильное желание стать взрослым определяет многие особенности его поведения. Преобладающее влияние семьи сменяет влияние группы сверстников, которая выступает в качестве источника референтных норм поведения и получения статуса. С появлением чувства взрослости подросток стремится отстоять свою независимость. Избавление от родительской опеки проходит путем возникновения нового качества отношений: отношения с родителями подвергаются переоценке, обретают новый смысл [30, с. 209].
А.Ф. Королевой рассматриваются возрастные характеристики направленности личности в старшем подростковом возрасте. Так, старший подросток характеризуется:
– стремлением к физической и сексуальной активности, а также высокой оценке своей внешности;
– укреплением чувства взрослости, что проявляется в неподчинении взрослым, эмансипации т семьи, приводящей к конфликтам с родителями;
– потребностью в познании собственной уникальной личности путем сравнения себя с другими, оценивания поведения взрослых людей, самоанализа;
– потребностью в самовыражении, самоутверждении, самореализации и проверке своих возможностей;
– повышенной враждебностью и агрессией, тревожностью в общении со взрослыми, что проявляется в вызывающем поведении, подозрительности, мстительности, уходе в себя;
– стремлением к новизне, что проявляется в повышенной любознательности, восприимчивости к негативным явлениям [21, с. 77].
1.3 Особенности социометрического статуса в группах младшего и старшего подросткового возраста
Положение личности в школьном классе начинает определяться взаимоотношениями учащегося со сверстниками. Существенную роль в подростковом возрасте играет система межличностных отношений с референтной группой школьного класса, которая обусловлена их статусом и личностными особенностями подростков [18; 19; 20; 24; 25].
Школьное сообщество становится для подростка зачастую той ближайшей средой, которая непосредственно определяет формирование различных сторон личности, мировоззрения, позиции в обществе. Преобладающий источник беспокойства в младшем школьном возрасте заключается в боязни быть отвергнутым сверстниками [32, с. 116].
И младшим, и старшим подросткам весьма важно быть участниками подростковых групп, и желательно быть успешными, занимать удовлетворяющее их положение в среде сверстников. Но переживания подростками своего положения в группе сверстников зависят от их отношения к этой группе. Как отмечает Г.М. Андреева, значимая роль в формировании личности подростка принадлежит референтной группе, чьи взгляды он принимает [4, с. 193].
Младшие и старшие подростки могут разное количество референтных групп. Статус в нереферентной группе имеет малую значимость для подростков. Под референтной группой понимается группа, чьи ценности, позиции, установки и поведение используются индивидом в качестве образца и ориентира для своего настоящего поведения. Референтаная группа нужна человеку для сравнения своего поведения с ней, или для нормативной оценки его [4, с. 194].
В референтной группе подростки получают возможность проявить собственную позицию. Именно в группе у подростков появляется возможность по-другому посмотреть на свое «Я». Речь идет об идентифицировании себя с группой, что способствует изменениям в его мировосприятии, в понимании собственного места в мире. Референтная группа способна изменять поведение подростка: он может стать не похожим на себе до того времени, пока не был в группе. Согласно Р.С. Немову, под групповым влиянием могут осуществляться изменения восприятия, мотивации, мировозрения, системы оценок и т.д. [31, с. 172].
1.4 Личностные качества пренебрегаемых подростков (аутсайдеров) в группах старшего и младшего возраста
В подростковом коллективе выделяют аутсайдеров, жизненная позиция которых обуславливает дальнейшее личностное развитие. Потому исследование личностных качеств пренебрегаемых подростков является необходимым аспектом в аутсайдерства в группах старшего и младшего возраста [42, с. 57].
В подростковом возрасте наблюдается рост агрессивности, потому статус аутсайдера, как правило, наиболее распространен среди подростков. Аутсайдерство в подростковых группах оказывает значительное влияние на эмоциональное состояние и модели поведения подростков. Отношения с группой у этих подростков способствует формированию неуверенности в себе. Установлено, что аутсайдеры чаще ощущают себя более одинокими, чем другие подростки. Для них характерна неуравновешенность и замкнутость. Эти личностные качества подростков-аутсайдеров могут привести к тому, что даже в новых группах, они не смогут установить полноценное общение [38, с. 254].
Аутсайдерство как положение подростка в группе сверстников тесно связано с буллингом. Как отмечает О.Д. Маланцева, если лидер обладает наиболее высоким статусом в коллективе, то наиболее низкий статус связан с позицией аутсайдерства. Именно аутсайдеры являются наиболее психологически уязвимыми. Потому они становятся жертвами школьной травли. Буллинг или школьная травля включает в себя совокупность социальных, психологических и педагогических проблем, которые затрагивают процесс продолжительного физического или психического насилия со стороны индивида или группы в отношении индивида, который не может защитить себя в данной ситуации [28, с. 89].
Личностные особенности аутсайдеров являются причинами их неблагоприятного положения в группе. По мнению М.М. Кравцовой, отвергнутыми могут стать следующие группы подростков: с необычной внешностью, не умеющие за себя постоять или сказать «нет», не умеющие или не желающие общаться, не опрятно одетые, часто пропускающие занятия и не успешные в учебе [22, с. 45].
Как отмечает Е.В. Сидоренко, в группах младшего подросткового возраста аутсайдерами становятся учащиеся, которые имеют низкую успеваемость, нарушают правила группы и общественные нормы. В группах старшего подросткового возраста к аутсайдерам относятся обычно учащиеся с заниженной или завышенной самооценкой, эгоистической направленностью [40, с. 124].
1. Абраменкова, В. В. Проблема отчуждения в психологии / В. В. Абраменкова // Вопросы психологии. – 1990. – № 1. – С. 3-13.
2. Абрамова, Г. С. Возрастная психология / Г. С. Абрамова. – М. : Академический Проект, 2000. – 624 с.
3. Алешина, Ю. Е. Взаимоотношения подростков в школьном коллективе / Ю. Е. Алешина, А. С. Коноводова // Вопросы психологии. – 1988. – № 3. – 56-67.
4. Андреева, Г. М Социальная психология / Г. М. Андреева. – М. : Аспект Пресс, 2001. – 384 с.
5. Анцупов, А. Я. Словарь конфликтолога / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. – СПб. : Питер, 2006. – 526 с.
6. Арендачук, И. В. Самооценка и Я-концепция как факторы межличностных отношений подростков / И. В. Арендачук // Известия Саратовского ун-та. – 2017. – № 1. – С. 356-360.
7. Бабинцев, В. П. Лидерство и аутсайдерство в молодежной среде региона / В. П. Бабинцев, И. В. Бояринова, Е. В. Реутов // Социологические исследования. – 2008. – № 2. – С. 76-83.
8. Белинская, Е. П. Социальная психология : хрестоматия / Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. – М. : Аспект Пресс, 2003. – 475 с.
9. Буслаева, Е. Н. Особенности развития личности современных подростков / Е. Н. Буслаева, Ю. Г. Астахова // Европейские исследования. – 2015. – № 10. – С. 107-112.
10. Васькова, О. В. Исследование особенностей взаимосвязи социальной идентичности и статуса индивида в группе / О. В. Васькова // Традиции и инновации российской и мировой психологии: материалы международного молодежного научного форума. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 2011. – С. 1-8.
11. Гамезо, В. М. Возрастная и педагогическая психология / В. М. Гамезо. – М.: Педагогическое общество России, 2009. – 562 с.
12. Дружинин, В. Н. Методы психологической диагностики. Выпуск 1 / Ред. В. Н. Дружинин, Т. В. Галкина. – М. : Российская академия наук, 1993. – 88 с.
13. Дубровина, И. В. Практическая психология образования / под ред. И. В. Дубровиной. – СПб. : Питер, 2004. – 512 с.
14. Емельянова, М. Н. Развитие лидерского потенциала детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности : автореф. дис. канд. пед. наук / М. Н. Емельянова. – Екатеринбург, 2001. – 19 с.
15. Еременко, В. В. Самосознание как основное образование подростково-юношеского возраста и его роль в формировании отклоняющегося поведения / В. В. Еременко // Вестник КРСУ. – 2016. – № 8. – С. 133-136.
16. Жолудева, С. В. Особенности лидерских качеств у подростков с разным социометрическим статусом / С. В. Жолудева, К. О. Пуголовина // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2016. – № 8. – С. 126-132.
17. Касаткина, Н. В. Особенности общения подростков со сверстниками противоположного пола / Н. В. Касаткина // Научное мнение. – 2015. – № 2. – С. 160-162.
18. Киричук, А. В. Положение детей в системе общения в классном коллективе / А. В. Киричук // Проблемы общения и воспитание. – Тарту, 1974. – С. 8-17.
19. Коломинский, Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности) / Я. Л. Коломинский. – Минск : ТетраСистемс, 2000. – 432 с.
20. Кон, И. С. Подросток и сверстники // Психология подростка / Под ред. А. А. Реана. – СПб., 2003. – С. 45-52.
21. Королева, А. Ф. Социально-психологические особенности подросткового возраста / А. Ф. Королева // Новая наука : стратегии и векторы развития. – 2016. – № 3. – С. 76-78.
22. Кравцова, М. М. Дети-изгои. Психологическая работа с проблемой / М. М. Кравцова. – М.: Генезис, 2005. – 111 с.
23. Кричевский, Р. Л. Социальная психология малой группы / Р. Л. Кричевский, Е. М. Дубовская. – М. : Аспект Пресс, 2001. – 318 с.
24. Крушельницкая, О. Б. Подросток в системе референтных отношений / О. Б. Крушельницкая. – М .: МПСИ, 2007. – 204 с.
25. Куминская, Е. А. Феномен аутсайдерства в подростковых группах / Е. А. Куминская // Психолого-педагогические исследования. – 2017. – № 1. – С. 84-95.
26. Курбанова, З. С. Проблема развития самооценки личности подростка под влиянием взаимоотношений со сверстниками / З. С. Курбанова // Известия ЮФУТН. – 2006. – № 1. – С. 91-95.
27. Макаров, В. К. Особенности самосознания подростков / В. К. Макаров // Вестник СПбГУ. – 2008. – № 2. – С. 71-79.
28. Маланцева, О. Д. «Буллинг» в школе. Что мы можем сделать? / О. Д. Маланцева // Социальная педагогика. – 2007. – № 4. – С. 90-92.
29. Мирюгина, С. В. Психологические особенности общения подростков / С. В. Мирюгина // Новая наука : Стратегии и векторы развития. – 2017. – № 2. – С. 58-62.
30. Мухина, В. С. Возрастная психология / В. С. Мухина. – М. : Академия, 2008. – 456 с.
31. Немов, Р. С. Социальная психология / Р. С. Немов, И. Р. Алтунина. – СПб. : Питер, 2010. – 432 с.
32. Никулин, С. А. Особенности позиции среднестатусного подростка в системе отношений школьного класса / С. А. Никулин, М. Е. Сачкова// Психологическая наука и образование. – 2010. – № 5. – С. 115-119.
33. Павлова, Т. В. Внутриличностные конфликты современных подростков / Т. В. Павлова, О А. Бенькова // Ломоносовские чтения на Алтае : фундаментальные проблемы науки и образования. – Барнаул, 2015. – С. 2007–2013.
34. Панченко, С. А. Психологическое здоровье подростков в контексте их личностного развития / С. А. Панченко // Известия ЮФУТН. – 2006. – № 1. – С. 95-99.
35. Повалихина, Д. О. Изучение самооценки подростка / Д. О. Повалихина // Научные открытия 2017 : материалы Междунар. научно-практической конф. – М., 2017. – С. 554-555.
36. Рапацкий, Б. И. Рефлексия как один из механизмов развития личности подростков / Б. И. Рапацкий // Гуманитарный вектор. – 2014. – № 1. – С. 74-79.
37. Реан, А. А. Психология человека от рождения до смерти / А. А. Реан. – СПб. : Прайм-Еврознак, 2002. – 456 с.
38. Сачкова, М. Е. Специфика межличностных отношений младших подростков / М. Е. Сачкова // Ярославский педагогический вестник. – 2011. – № 2. – С. 252–256.
39. Сачкова, М. Е. Статусные отношения в подростковых ученических группах / М. Е. Сачкова // Вопросы психологии. – 2006. – № 4. – С. 58-63.
40. Сидоренко, Е. В. Личностное влияние и противостояние чужому влиянию // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. А. А. Крылова, Л. А. Коростелевой. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 1997. – 291 с.
41. Силяева, А. А. Феномен отчуждения подростков: социально-психологическая помощь средствами иппотерапии : автореф. дис. канд. психол. наук : 19.00.05 / А. А. Силяева. – Москва, 2008. – 19 с.
42. Сперанский, А. В. Система социальных ролей ученического класса. Изгои / А. В. Сперанский. – Красноярск : Первая публикация, 2000. – 145 с.
43. Стойчева, М. И. Специфика поведения аутсайдеров и лидеров в подростковой группе / М. И. Стойчева // Наука и образование. – 2013. – № 1–2. – С. 93–96.
44. Тажутдинова, Г. Ш. Взаимосвязь лидерства и направленности личности подростка : автореф. дис. канд. психол. наук / Г. Ш. Тажутдинова. – М. : МГУ, 2001. – 16 с.
45. Фрейд, А. Психология Я и защитные механизмы / Пер. с англ. М. Р. Гинзбурга. – М. : Педагогика, 1993. – 144 с.
46. Фромм, Э. Бегство от свободы. Человек для себя / Э. Фромм. – Минск : ООО «Попурри», 1998. – 576 с.
47. Хлыбова, Е. В. Особенности социометрического статуса младших и старших подростков / Е. В. Хлыбова // Вестник Костромского государственного университета. – 2009. – Т. 15. – С. 166-169.
48. Хухлаева, О. В. Психология подростка / О. В. Хухлаева. – М.: Академия, 2004. – 463 с.
49. Черанева, Е. К. Особенности конфликтного поведения подростков разного социометрического статуса в ученической группе / Е. К. Черанева // Вестник Вятского государственного университета. – 2008. – № 2. – С. 138-141.
50. Шамухаметова, Е. С. Исследование конфликтности в подростковом возрасте / Е. С. Шамухаметова // Научные исследования и разработки : материалы XIX Международной научно-практич. конференции. – М., 2017. – С. 388-390.
51. Эриксон, Э. Идентичность : юность и кризис / Пер. с англ. – М. : Флинта, 2006. – 342 с.