Введение
С момента рождения человечества сразу же возникла необходимость передать накопленный опыт будущим поколениям. Передача и получение опыта (информации) всегда занимает много времени, и никакие технические изобретения (шифер, печать, компьютер) не могут значительно сократить это время.
Единственный выход, который удалось найти – это организация целенаправленного учебного процесса в школах и университетах. С появлением учебных заведений необходимо урегулировать этот процесс и правоотношения, возникшие в результате его реализации. Правоотношения между школой и учеником, университетом и учеником, преподавателем и учеником.
Неудивительно, что в настоящее время регулирование образовательного процесса осуществляется государством, создающим учебные заведения, занимающие особое место в системе социального развития. Ведь на каждом этапе развития общества образование является важнейшим фактором экономического, социального и культурного прогресса, необходимым условием всестороннего развития каждого человека, его благополучия. Недаром право на образование занимает одно из центральных мест в правозащитном комплексе и закреплено в Конституции России. Можно даже сказать, что это право стало естественным. В современных условиях образовательные учреждения реализуют право на образование.
Успешное развитие любого общества немыслимо без школ и университетов.
Учебные заведения, учреждения образования – это своеобразное зеркало социального развития, действительно развитое общество не жалеет усилий для образования, понимая, что эти затраты окупаются в будущем. К сожалению, в нашей стране государство не уделяет должного внимания развитию образования, а в его руках находится важнейший инструмент, который может способствовать его развитию. Такой инструмент, как закон, способный помочь в решении проблем развития учебных заведений, в настоящее время накоплен в достаточном количестве. В данной работе автор, проведя всесторонний обзор наиболее важных вопросов правового статуса учебного заведения, попытается выявить трудности, возникающие в процессе деятельности образовательного учреждения, а также предложить практические и теоретические рекомендации по смягчению существующих проблем.
Следует также отметить, что несмотря на то, что образовательные учреждения часто обвиняются в консерватизме, образование само по себе динамично, поэтому законодательство в области образования также должно иметь определенный импульс развития, чтобы идти в ногу с изменениями в образовательном процессе.
Поэтому изучение правового статуса образовательного учреждения в настоящее время весьма актуально, поскольку связано с рядом существенных проблем, связанных с деятельностью образовательного учреждения, отношениями данного юридического лица с собственником его имущества.
При написании данной дипломной работы рассматривались и анализировались теоретические взгляды отдельных ученых-практиков, в частности работы Бадура, Ю.Г., Евецкого А. А., Шкарлупина Г.Д., Курова С.В., Сырых В.М, А.В. Малько, М. Вудкок, Д. Фрэнсис, С.П. Ма-врин, А.Г. Братко, Ю.Б. Фогельсона, Н.Ю. Круглова. В.В. Боброва, С.С. Алексеева, Л.С. Явича, Ю.М. Козлова, В.М. Горшенева, В.Ф. Яковлева, А.М. Витченко, А.Б. Пешкова, В.Д. Сорокина, М.М. Султыгова, М.В. Карасеву, О.М. Киселеву.
Объект исследования: общественные отношения, опосредованные необходимостью правового регулирования деятельности учреждений образования в Республике Беларусь.
Предметом изучения выступают национальные и зарубежные нормативно-правовые акты, а труды ученых-юристов в рассматриваемой области.
Цель работы: анализ правового статуса учреждений образования в Республике Беларусь для выработки предложений по совершенствованию отечественного законодательства об образовании.
Задачи:
- определить понятие «учреждения» как организационно-правовую форму юридического лица;
- рассмотреть признаки учреждений образования и их виды;
- рассмотреть правовое регулирование деятельности учреждений образования;
- изучить особенности правового статуса учреждений образования в республике Беларусь;
- рассмотреть специфику участия образовательных учреждений в финансовых правоотношениях.
Методы исследования: формально-юридический, логический, исторический, сравнительно-правовой, системного анализа и другие.
Структура работы предопределена целями и задачи исследования и состоит из введения, основной части, состоящей из трех разделов, заключения и списка использованных в работе источников.
Дипломная работа включает 71 страниц, 48 источников.
1. Понятие и общая характеристика учреждений образования в Республике Беларусь
1.1 Учреждение как организационно-правовая форма юридического лица
В Республики Беларусь понятие юридического лица определяется в соответствии с законодательством Республики Беларусь и регламентируется им. Так, в соответствии со статьей 36 Конституции Республики Беларусь, каждый имеет право на свободу объединений [4].
Понятие юридического лица определено в статье 44 ГК Республики Беларусь. Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, прошедшая в установленном порядке государственную регистрацию в качестве юридического лица либо признанная таковым законодательным актом [2, ст.44].
Данным определением белорусское гражданское законодательство закрепляет юридическое лицо как важнейший субъект гражданского права наряду с гражданами.
Юридическое лицо – организация, но отнюдь не всякая организация – юридическое лицо, как, например, представительства и филиалы организации.
Юридические лица – организации, специально создаваемого для нужд гражданского оборота, указывает на то, что гражданское право выступает не только лишь формой для содержательных экономических или иных социальных явлений. Евецкий А.А. писал: «Если по отношению к физическому лицу самый факт его происхождения при наличности известных условий, сливается с моментом признания его правоспособности, то этого никак нельзя сказать относительно юридических лиц» [46].
Гражданское право, будучи автономной формой общественного сознания, может создавать и использовать собственные категории и конструкции, принципиально отличающиеся от философских или политэкономических, а гражданско-правовые отношения представляют собой особый, самостоятельный вид реально существующих социальных отношений.
Совокупность физических лиц, учреждающих юридическое лицо, является только представителем того невидимого субъекта, объяснение свойств которого будет носить уже трансцендентальный характер.
В ГК Республики Беларусь дан исчерпывающий список юридических лиц, которые могут быть созданы. ГК Республики Беларусь четко делит юридические лица на коммерческие и некоммерческие. Существовавшая система юридических лиц была обусловлена спецификой модели социально-экономического развития Республики Беларусь, отвечает его потребностям.
Из этого следует, что основными функциями (задачами), выполняемыми конструкцией юридического лица, являются ограничение риска ответственности по долгам и более эффективное использование капитала (имущества), в том числе при его объединении учредителями (участниками) [2].
Юридическое лицо как субъект гражданского права по сути представляет собой не что иное, как особый способ организации хозяйственной деятельности, заключающийся в обособлении, персонификации имущества, то есть, в наделении законом обособленного имущества качествами субъекта права, признании его особым, самостоятельным носителем прав и обязанностей.
Пункт 1 статьи 44 ГК Республики Беларусь указывает на четыре признака юридического лица:
- организационное единство;
- обособленное имущество;
- способность самостоятельно отвечать по своим обязательствам;
- способность от своего имени выступать в гражданском обороте и в любом суде от своего имени.
Организационное единство юридического лица состоит в том, что оно имеет определенную структуру, соподчиненность входящих в него структурных подразделений и структурных единиц, систему органов управления, обладающих соответствующей компетенцией. Организационное единство юридического лица отражается в его уставе или общем положении о таких юридических лицах [2].
Имущественная обособленность юридического лица означает, что его имущество обособлено от имущества его учредителей (участников, членов) и от имущества всех других физических, юридических лиц, государства и административно-территориальных единиц. Это имущество может принадлежать юридическому лицу на праве собственности либо на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Самостоятельная ответственность юридического лица по своим обязательствам выражается в том, что учредитель (участник, член) юридического лица или собственник его имущества не отвечают по обязательствам юридического лица за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами либо учредительными документами юридического лица. В частности, участники общества с дополнительной ответственностью солидарно несут дополнительную (субсидиарную) ответственность по обязательствам общества своим имуществом в пределах, определяемых учредительными документами. При экономической несостоятельности (банкротстве) одного из участников его ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам, если иной порядок распределения ответственности не предусмотрен учредительными документами общества [2, п. 1 ст. 94].
2. Правовой статус учреждений образования в Республике Беларусь
2.1 Конституционно-правовой статус
Конституционно-правовой статус учреждений образования и в целом образования следует рассматривать в рамках сравнительного анализа с другими странами.
Для проведения сравнительно-правового анализа закрепления в законодательстве права на образование нами были выбраны следующие страны евразийского экономического союза: Российская Федерация, Республика Беларусь, Республика Казахстан. Для сравнительно-правового анализа нами были выбраны несколько критериев, отражающих основы права на образование в трех национальных правовых системах: конституционное закрепление, формирование отрасли, центральный нормативный акт, основные законодательные дефиниции, предмет регулирования, система и уровни образования, язык получения образования, типология образовательных учреждений. Конституционное закрепление рассматриваемого права в конституциях Республики Беларусь и Российской Федерации идентично: каждый имеет право на образование (ст. 49 Конституции Республики Беларусь, ст. 43 Конституции РФ).
В то же время Конституция Республики Казахстан не формулирует право на образование в общем виде, отдельно рассматривая конституционную гарантию на бесплатное среднее образование и право на получение на конкурсной основе бесплатного высшего образования (ч. 1,2 ст. 30 Конституции Республики Казахстан) [5].
Данные положения Конституции Республики Казахстан содержат основные признаки реализации права на образование. Схожи черты Конституции Республики Беларусь и Российской Федерации: доступность и бесплатное общее среднее образование; возможность получения бесплатного высшего образования на конкурсной основе. Можно отметить, что Конституции Республики Казахстан и Российской Федерации в соответствующих статьях о праве на образование, а также в конституциях закреплены определенные уровни образования, являются обязательными. Так, в части 4 статьи 43 Конституции Российской Федерации базовое общее образование является обязательным, а часть 1 статьи 30 Конституции Республики Казахстан провозглашает обязательное среднее образование. В то же время Конституция Республики Беларусь не содержит таких норм. В Республике Беларусь отсутствует обязанность получать определенный уровень образования, предусмотренный Конституцией. Конституции Российской Федерации и Республики Беларусь, помимо положений, касающихся права на образование, содержат положения, непосредственно связанные с правом на образование, в разделах, касающихся прав и свобод.
При этом абзац «б» части 1 статьи 144 Конституции Российской Федерации относится к компетенции Правительства Российской Федерации по обеспечению реализации единой государственной политики в сфере образования Российской Федерации. В соответствии со статьей 107 Конституции Республики Беларусь правительство Республики Беларусь вправе обеспечить реализацию государственной политики в сфере образования. В Республике Казахстан полномочия высшего исполнительного органа в сфере образования не закреплены Конституцией. Важным отличием является кодификация права на образование в Республике Беларусь. С принятием кодекса Республики Беларусь «Об образовании» (№243-3 от 13.01.2011 г.), в котором содержатся основы правового регулирования сферы образования, ранее законы, регулирующие общественные отношения в этой сфере, утратили силу [1].
Развитие законодательства Российской Федерации и Республики Казахстан не идет по кодифицированному пути права на образование, несмотря на продолжительное научное обсуждение данного вопроса. Закон РФ № 3266-1 от 10 июля 1992 года «Об образовании» вступил в силу уже двадцать лет и содержит существенные изменения и дополнения, утративший силу. 29 декабря 2012 года был принят закон РФ «Об образовании» № 273-ФЗ, включающий 111 статей. Закон Республики Казахстан «Об образовании № 319-III от 27 июля 2007 года, состоящий из 68 статей, заменил Закон Республики Казахстан» Об образовании № 389-I от 7 июня 1999 года, в том числе 50 статей. Отсутствие закона Об образовании в Российской Федерации и Республике Казахстан не позволяет говорить об официальном существовании закона Об образовании, а также о других отраслях права. Однако регулирование общественных отношений в образовании в Российской Федерации осуществляется в полном объеме на основе Конституции Российской Федерации, Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и законов и законов субъектов Российской Федерации [6].
Настоящие правовые акты полностью составляют образовательное законодательство Российской Федерации. Аналогичным образом, в Республике Казахстан нормативное обеспечение правового регулирования сферы образования осуществляется посредством законодательных и иных актов всех уровней.
В законодательстве существуют расхождения в определении понятия «образование». Итак, арт-проект 1. 2 Федеральный закон «О Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 г. определяет образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся социально значимым благом и реализуемый в интересах личности, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретенных знаний, навыков, ценностей, опыта и умений определенного масштаба и сложности для интеллектуального, морального, творческого, физического и(или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов[18].
3. Участие образовательного учреждения в имущественных правоотношениях
В настоящее время для государственных образовательных учреждений (далее – ГОУ) сложилась непростая ситуация в правовом регулировании закрепленного за ними имущества. Особо актуальной помимо образовательной деятельности ГОУ является хозяйственная деятельность.
Прежде всего, мы рассматриваем хозяйственную деятельность ГОУ как «урегулированную нормативными правовыми актами активную самостоятельную деятельность, направленную на производство продукции (работ, услуг) с целью извлечения прибыли (предпринимательская деятельность) или для собственного потребления (хозяйственная деятельность, не связанная с предпринимательской), в ре¬зультате осуществления которой общество и государство обеспечиваются необходимыми материальными и духовными благами».
Необходимо признать, что регулирование хозяйственной деятельности ГОУ осуществляется с помощью определенных методов, которые относятся к публичному праву (например, административное право) и частному праву (например, гражданское право).
Среди ученых СССР, работавших над изучением категории метода правового регулирования, можно назвать С.С. Алексеева, Л.С. Явича, Ю.М. Козлова, В.М. Горшенева, В.Ф. Яковлева, А.М. Витченко, А.Б. Пешкова, В.Д. Сорокина, М.М. Султыгова, М.В. Карасеву, О.М. Киселеву. К числу зарубежных авторов, так или иначе затрагивающих в своих научных разработках вопрос о методах правового регулирования, относятся Н. Вачев, Т. Надь, Х. Шиллер, П.¬М. Годме, Ли Цин И.
Как справедливо отмечает С.С. Алексеев, «метод играет ключевую роль – роль компаса, который дает возможность ориентироваться в фактах действительности, определять стратегию исследования».
Между тем, М.Д. Шаргородский и О.С. Иоффе метод правового регулирования определили как специфический способ, при помощи которого государство на основе данной совокупности юридических норм обеспечивает нужное ему поведение людей как участников правоотношения [38, с. 5].
Таким образом, правовое регулирование хозяйственной деятельности государственных образовательных учреждений выражается в сочетании частноправовых и публично-правовых начал. Оно определяет общий хозяйственный порядок, но отдельные стороны этого порядка регулируются нормами гражданского права, административного права и некоторых других отраслей права.
Следует подчеркнуть особую роль, которую сыграл Б.Б. Черепахин в развитии идеи деления права на частное и публичное, несмотря на попытки устранения такого деления. По его мнению, разграничение права на частное и публичное должно проводиться в зависимости от способа построения и регулирования юридических отношений, присущего системе частного и системе публичного права. В.Ф. Карташев пишет: «Отношения, которые опосредуют частную и публичную деятельность, отличаются друг от друга по природе, как, впрочем, и по методам их регулирования: частноправовой метод дозволительного регулирования и публично-правовой метод разрешительного регулирования» [40, с. 453].
Вместе с тем оптимизация имущественных отношений заключается в правовом воздействии государства на формирование позитивного поведения участников экономических отношений.
Оптимизация рассматривается в двух значениях – как: – выбор наилучшего варианта правового регулирования имущественных отношений ГОУ из всех возможных; – повышение интенсивности воз-действия государства на формирование позитивного поведения в целях достижения высоких результатов.
Стремление к оптимизации –закономерность человеческой деятельности. Оно выражается и в правовом регулировании, повышение эффективности которого связано в конечном счете с созданием при помощи юридических средств режима наибольшего благоприятствования для нравственных и правомерных интересов субъектов.
Однако на пути наиболее полного удовлетворения таких интересов могут вставать разнообразные препятствия, которые подчас снижают эффект юридических инструментов, увеличивают затраты в различных сферах социальной деятельности. Поэтому проблема оптимизации правового регулирования предстает прежде всего как проблема преодоления препятствий.
Однако существует реальная угроза развитию имущественных отношений ГОУ, которая выражается в несовершенстве правового регулирования собственником, прежде всего имущественных отношений.
Основу поведения участников экономических отношений составляет экономическое поведение. Экономическое поведение – категория, в основе которой лежит психология человека, а движущей силой в самом упрощенном варианте выступает выгода, интерес.
Соответственно, «за удивительно редким исключением, экономические теории строятся, опираясь на вполне определенную предпосылку, что индивидуумы предпринимают те действия, которые, по их мнению, принесут им наибольшую чистую выгоду».
Как отмечает В.В. Боброва, «экономика является сложной системой, включающей как горизонтальные, так и вертикальные связи».
Экономическое поведение в ГОУ делится на два вида поведения: по вертикали и горизонтали. Рассмотрим это на конкретной практике Беларуси. Экономическое поведение по вертикали складывается между собственником, Советом Министров Республики Беларусь, в лице представительного органа – Министерства образования Республики Беларусь – и ГОУ. Это поведение регулируется Гражданским кодексом Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г., законами, подзаконными и другими нормативными правовыми актами.
Поведение по горизонтали складывается в процессе деятельности ГОУ и при ее организации (регулировании) [41, с. 44].
1. Закон Республики Казахстан «Об образовании» № 319-III от 27 июля 2007. URL: http://–nline.zak–n.kz/d–cument/30118747.
2. Гражданский кодекс Республики Беларусь: Кодекс Респ. Беларусь, 7 декабря 1998 г. №218-З: принят Палатой представителей 28 октября 1998 г.: одобрен Советом Респ. 19 ноября 1998 г.: в ред. от 05.01.2014 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь.-Минск, 2020.
3. Кодекс Республики Беларусь об образовании № 243-3 от 13 января 2011 года. URL: http://etal–nline.by .
4. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) – Минск: Амалфея, 2006. – 48 с.
5. Конституция Республики Казахстан. URL: http://–nline.zak–n.kz/-D–cument/1005029
6. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года. URL: http://www.c–nstituti–n.ru
7. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года. URL: http:// base.garant.ru/70291362.
8. Декрет Президента Республики Беларусь от 17.07.2008 N 15 «Об отдельных вопросах общего среднего образования» // Консультант Плюс – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2020.
9. Кодекс Республики Беларусь об образовании: совершенствование правоотношений и повышение качества образования (по материалам пресс-конференции с участием Министра образования Республики Беларусь Сергея Александровича Маскевича 25.01.2011 в Национальном Пресс-центре) // Адукацыя i выхаванне: Штомес. Навук. – тэарэт. i iнфармат.- метад. часопic. / М-ваадукацыiiнавукiРэсп. Беларусь, – 2020. – №2 . – с. 3-10.
10. Кодекс Республики Беларусь от 13.01.2011 N 243-З (ред. от 13.12.2011) «Кодекс Республики Беларусь об образовании» // Консультант Плюс – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2020.
11. Закон Республики Беларусь от 05.07.2006 N 141-З (ред. от 09.11.2009) «Об общем среднем образовании»// Консультант Плюс – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2020.
12. Декрет Президента Республики Беларусь от 17.07.2008 N 15 «Об отдельных вопросах общего среднего образования» // Консультант Плюс – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2020.
13. Кодекс Республики Беларусь об образовании как стратегия инновационной модернизации системы образования страны / В.М. Зданович // Вышэйшая школа: Штокв. Навук.-метад. iiнфарм. часоп. – 2020. – №6. – С. 10-13.
14. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 26.07.2011 N 168 «Об утверждении Типового положения о филиале, представительстве и ином обособленном подразделении учреждения образования»// Консультант Плюс – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2020.
15. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 28.07.2011 N 198 «Об утверждении Положения об учреждении дополнительного образования взрослых» // Консультант Плюс – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2020.
16. Указ Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 N 450 (ред. от 13.02.2012) «О лицензировании отдельных видов деятельности» // Консультант Плюс – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2020.
17. Кодекс Республики Беларусь об образовании: новации в системе высшего образования / Мисаревич Н.В. // Перспективы развития высшей школы: Материалы IV Международной научно-методической конференции. – Гродно, 2020. – С. 98-100.
18. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 01.07.2011 N 893 «Об утверждении Государственной программы развития высшего образования на 2011 – 2015 годы» // Консультант Плюс – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2020.
19. Финансирование образования в Республике Беларусь: монография / Т. В. Сорокина, М. Е. Карпицкая, Н. А. Кузнецова, С. В. Спирина; Гродненский государственный университет им. Янки Купалы. – Гродно: ГрГУ, 2010. – 203 с.
20. Реформирование высшего образования в Республике Беларусь / Составитель: Ветохин С.С. – Мн.: РИВШ БГУ, 2011. – 70 с.
21. Система образования Республики Беларусь / Под ред. Листопада Н.И. – Мн.: ГИАЦ Министерства образования, 2008. – 158 с. Кванина В.В. Гражданско-правовое регулирование правоотношений в сфере высшего профессионального образования. М., 2005. – с. 272.
22. Куров, С. В. Образовательные услуги: гражданско-правовой аспект. / С. В. Куров / М., 2019. – С. 40 – 41.
23. Майбуров, И. А. Соотношение понятий «образование» и «образовательные услуги» / И. А. Майбуров / Право и образование. – 2003. N 5. – С. 40.
24. Сырых, В. М. О юридической природе образовательного договора с условием оплаты обучающимся стоимости обучения / В. М. Сырых / Право и образование. – 2002. N 4. – С. 69 – 74
25. Шкарлупина, Г. Д. Образовательные услуги или обучение на возмездной основе – различие должен определить закон / Г. Д. Шкарлупина / Право и образование. – 2008. – 553 с.
26. Лебедева, М. М. Политикообразующая функция высшего образования в современном мире / М. Лебедева // Мировая экономика и международные отношения. – 2006. – № 10. – С. 69 – 75.
27. Гребень, В. А. Основы идеологии белорусского государства: учебно-методический комплекс / В. А. Гребень. – 2-е изд. – Минск, 2009. – 424 с.
28. Официальный сайт Министерства образования Республики Беларусь (Электрон. Ресурс) – Режим доступа: http://edu.g–v.by
29. Кванина В.В. Гражданско-правовое регулирование правоотношений в сфере высшего профессионального образования. М., 2005. – с. 272.
30. Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь (Электрон. Ресурс) – Режим доступа: http://www.prav–.by/
31. Результаты международного сравнительного исследования PISA в России / Ковалева Г.С., Красновский Э.А., Краскудская Л.П. и др. // Вопросы образования. – 2012. – №1.
32. Татур, Ю.Г. Образовательная система Республики Беларусь: высшая школа / Ю.Г. Татур.-М., 2003. – 667 с.
33. Сурикова, О. В. Инновационный проект – основа совершенствования образовательного процесса / О. В.Сурикова // Народная асвета. – 2018. – № 1. – С. 14–17.
34. Сидоров, Л. Н. Управленческие решения, связанные со стратегией развития / Л. Н. Сидоров // Народная асвета. – 2015. – № 7. – С. 24–27.
35. О результатах работы системы образования Республики Беларусь в 2015 году и основных направлениях ее развития и совершенствования на 2016-2020 гг. (Из доклада министра образования Республики Беларусь) // Настаўніцкая газета. – 2020. – С. 5–18.
36. Добриневская, А. И. Координация инновационной деятельности в образовании / А. И. Добриневская. – Кiраванне ў адукацыi. 2006. – № 5.– С. 3.
37. Реформирование высшего образования в Республике Беларусь / Составитель: Ветохин С.С. – Мн.: РИВШ БГУ, 2001.
38. Жук, А. И. Высшая школа Республики Беларусь на современном этапе развития: тенденции и перспективы / А. И. Жук // Высшая школа. – 2009. – № 6. – С. 3-7.
39. Марченко, И.А., Шупляк В.И. РИВШ. Разработка системы менеджмента качества учреждения образования: общий подход. / Марченко, И.А./ Минск: Амалфея – 640 с.
40. Карташев С.А., Якубенко О.И. УО «ВГУ им. П.М. Машерова». Совершенствование системы менеджмента качества образования в университете. Минск: Амалфея – 4300 с.
41. Боброва, Н. А. О неконституционности критериев оценки научной деятельности вузов, установленных в 2013 г. / Н. А. Боброва // Конституционное и муниципальное право. – 2018. – № 6. – С. 42–46.
42. Манифест качественного исторического и гражданского образования, а также образования в области культурного наследия. 15 принципов признания значимой роли истории для развития молодежи [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.c–ncernedhist–rians.–rg/-c–ntent_files/file/ET/237.pdf.
43. Концепция развития юридического образования в Республике Беларусь на период до 2025 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.brsu.by/sites/default/files/criml–w/28.08.2017_k–ntseptsiya_s_s–glas–vaniyami.d–c.
44. План мероприятий по реализации Концепции развития юридического образования в Республике Беларусь на период до 2025 года / М-во образования Республики Беларусь. – Минск, 2020 г. – 6 с.
45. Чепелева, Т. И. Совершенствование учебного процесса / Т. И. Чепелева, С. Н. Чепелев // Вышэйшая школа. – 2016. – № 3 (113). – С 25–27.
46. Евецкий, А. А. Юридические аспекты в образовании Республики Беларусь / А. А. Евецкий / Молодой ученый. – 2019. – №26. – С. 258-260. – URL https://m–luch.ru/archive/264/61100
47. Система образования Республики Беларусь / Под ред. Листопада Н.И. – Мн.: ГИАЦ Министерства образования, 2008. – 158 с.
48. Бадур, Ю.Г. Образовательная система и уровни образования Республики Беларусь: высшая школа / Ю.Г. Бадур.-М., 2003. – 667 с.
49. Титова, А. И. Учреждения образования Республики Беларусь: высшая школа / А. И. Титова – М., 2013. – 540 с.
50. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов. – 2–издание, псрсраб. и доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, – 703 с. 2012.
51. Шершеневич Г. Ф. Новые лекции по экономике образования. ; – М.: МАКС Пресс, 2007. – 424 с.
52. Сорокина, Т.В. Финансирование образования в Республике Беларусь: монография / Т.В. Сорокина, М.Е. Карпицкая, Н.А. Кузнецова, С.В. Спирина. – Гродно: ГрГУ, 2010. – 203 с.