Введение
1 Общая характеристика избирательных комиссий в Республике Беларусь
1.1 История избирательных комиссий в Республике Беларусь
1.2 Понятие и система избирательных комиссий
1.3 Общие положения об избирательных комиссиях в Республике Беларусь
2 Отдельные аспекты деятельности избирательных комиссий в Республике Беларусь
2.1 Роль и полномочия центральной комиссии
2.2 Полномочия окружных избирательных комиссий
2.3 Особенности деятельности избирательных комиссий при проведении выборов в Республике Беларусь
3 Сравнительный анализ правового положения избирательных комиссий
3.1 Избирательные органы государств-участников СНГ: конституционно-правовые аспекты
3.2 Правовой статус избирательных комиссий Республики Беларусь и российской федерации: сравнительная характеристика
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования проявляется в том, что избирательное право, а конкретно выборы, в рамках которых осуществляется деятельность избирательных комиссий, касаются всех граждан Республики Беларусь. Через выборы гражданин может воспользоваться правом избрания лидеров власти, которые будут определять политическое, социальное и иное направление развития страны, общества. Выборы – социально значимый аспект права, участие в выборах – гражданский долг неравнодушного к судьбе страны человека. Раскрытие стадий выборов позволяет понять сущность выборов.
Результаты выборов содействуют выявлению отношения граждан к проводившемуся или предлагаемому новому курсу политической и экономической жизни; они позволяют определить наиболее достойных для управления лиц, если же они не обеспечивают исполнение ожиданий народа, то на следующих выборах допустимо их переизбрание, замена более подготовленными кандидатами.
Значение выборов состоит в том, что они представляют собой легальную форму борьбы за власть. Закрепляя ее, государство вполне обоснованно считает недопустимым насильственный захват власти и поэтому устанавливает ответственность за такие действия.
Проблема вопроса выборов и правового положения избирательных комиссий в Республике Беларусь – это стремление к демократизму в отношении реализации гражданами права на участие в выборах. Законодательство, регулирующее деятельность, связанную с выборами динамично, постоянно изменяется, так как необходимо найти верный путь и методы достижения честных и справедливых выборов. Это непросто. После проведения очередных выборов каждый раз происходит выявление ошибок, неверностей в системе проведения и организации выборов вследствие того, что избирательная система в Республике Беларусь несовершенна, как и во многих других странах.
Объект исследования дипломной работы – это общественные отношения, складывающиеся в связи с осуществлением деятельности избирательными комиссиями в Республике Беларусь.
Предмет исследования – соответствующие правовые нормы конституционного права Республики Беларусь, регламентирующие порядок проведения выборов в целом, а также непосредственно избирательных комиссий.
Целью дипломного исследования изучение особенностей правового регулирования деятельности избирательных комиссий в Республике Беларусь.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
– изучить историю избирательных комиссий;
– рассмотреть понятие и систему избирательных комиссий;
– исследовать общие положения об избирательных комиссиях;
– охарактеризовать роль и полномочия Центральной избирательной комиссии Республики Беларусь;
– изучить полномочия окружных избирательных комиссий и особенности их деятельности;
– провести сравнительный анализ конституционных положений стран СНГ о деятельности избирательных комиссий;
– сравнить правовое положение избирательных комиссий в Республике Беларусь и Российской Федерации.
Методы исследования. При написании дипломной работы использовались общенаучные и специальные методы исследования: юридический, диалектический, сравнительно-правовой, формально-логический, структурно-функционального анализа, системного анализа и другие методы.
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
1.1 История избирательных комиссий в Республике Беларусь
Избирательные комиссии в Республике Беларусь имеют более чем 80-летнюю историю. Возникновение избирательных органов можно связать с восстановлением юридической независимости страны после октябрьских событий 1917 года.
Первой попыткой создания на территории Беларуси независимого государства было провозглашение 25 марта 1918 года Белорусской Народной Республики (БНР). Рада БНР инициировала работу по созданию местных органов власти. Необходимо отметить, что эта работа проводилась в условиях немецкой оккупации значительной части территории страны. Так, в качестве «политических учреждений Белорусского государства» в белорусских губерниях, поветах, местечках, городах, волостях и селах параллельно с органами германской оккупационной администрации создавались местные белорусские рады [1, с.17].
4 февраля 1919 года были утверждена Конституция БССР и создано белорусское правительство. Работа проводилась в такой спешке, что, включив в Конституцию, составленную по тому же плану, что и Конституция РСФСР, определение функций Съезда Советов и Центрального Исполнительного Комитета (ЦИК), в нее не включили ни положение о местных Советах, ни положение о ЦИК. Конституция также не устанавливала никаких принципов выборов в Советы [2].
Эти недостатки Конституции требовали ее дополнения. Поэтому на Втором Всебелорусском съезде Советов были приняты «Дополнения к Конституции ССРБ». В соответствии с дополнениями вместо больших и малых Президиумов ЦИК был создан Совет народных комиссаров (СНК). Здесь же содержались нормы о Съезде Советов Беларуси, ЦИК, Президиуме ЦИК, СНК, их структуре и полномочиях.
Конституция закрепила основы политического устройства страны, которые были более конкретно подтверждены в принятой после образования СССР следующей Конституции БССР 1927 года и сохранились в практически неизменном виде до принятия очередной Конституции 1937 года. Прямые выборы депутатов были установлены только для сельских, местечковых и городских Советов. Депутаты этих Советов избирались на собраниях непосредственно избирателями, обладающими избирательным правом: в городах, в основном в организациях или по месту жительства для граждан, не работающих на предприятии и не являющихся членами профсоюзов, в сельской местности – по отдельным селениям [3].
Особенностью деятельности избирательных комиссий был их временной статус. Комиссии создавались непосредственно перед выборами и распускались после их окончания. Единственным исключением в период с 1927 по 1937 год была деятельность Центральной избирательной комиссии. Поскольку в соответствии с декретом ВЦИК СССР от 4 ноября 1926 года при Президиуме ВЦИК создавалась Центральная избирательная комиссия как постоянно действующий орган, аналогичным образом формировалась и Центральная избирательная комиссия в БССР [4].
В соответствии с Инструкцией ЦИК Белорусской ССР о выборах в Советы от 13 ноября 1926 года, при ЦИК БССР с целью общего руководства по выборам в Советы создается Центральная избирательная комиссия. Впрочем, постоянный характер деятельности этой комиссии означал лишь то, что ее деятельность была ограничена временным промежутком до назначения новых выборов. Состав Центральной избирательной комиссии последовательно увеличивался при каждых перевыборах, которые проходили практически ежегодно. И если в 1922 году она состояла из трех членов – двух представителей от ЦИК и одного представителя от Белорусского объединения профсоюзов, то в 1926 году – уже из пяти членов [5].
2 ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Роль и полномочия Центральной комиссии
Образование и организация работы Центральной комиссии были определены Законом Республики Беларусь от 30 апреля 1998 г. № 1373 «О Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов», который затем утратил силу в 2010 г.
В настоящее время Центральная комиссия образуется в составе 12 человек из граждан Республики Беларусь, имеющих, как правило, высшее юридическое образование и опыт работы по организации и проведению выборов и референдумов [15].
Шесть членов назначаются Президентом Республики Беларусь, шесть членов избираются Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь. Председатель Центральной комиссии назначается Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь из числа членов Центральной комиссии [15].
Полномочия Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов:
1) организует проведение выборов:
– Президента Республики Беларусь;
– депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь;
– членов Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь;
– депутатов местных Советов депутатов;
2) организует проведение отзыва:
– депутатов Палаты представителей;
– депутатов местного Совета депутатов;
3) организует проведение республиканских референдумов;
4) издает инструкции по вопросам применения законодательства о выборах, референдуме и отзыве депутатов и членов Совета Республики, осуществляет контроль за его исполнением;
5) осуществляет руководство деятельностью избирательных комиссий и комиссий по референдуму;
6) образует избирательные округа по выборам депутатов Палаты представителей, регистрирует выдвинутых кандидатов в члены Совета Республики, кроме этого также, регистрирует:
– инициативные группы граждан по выдвижению кандидатов в Президенты Республики Беларусь;
– кандидатов в Президенты Республики Беларусь, их доверенных лиц и выдает им соответствующие удостоверения;
– инициативную группу граждан по проведению референдума и вопросы, предлагаемые ею на референдум;
– инициативную группу избирателей по сбору подписей в поддержку предложения о возбуждении вопроса об отзыве депутата Палаты представителей;
7) обеспечивает соблюдение равных правовых условий предвыборной деятельности политических партий, других общественных объединений, кандидатов в Президенты Республики Беларусь, кандидатов в депутаты;
8) определяет порядок использования государственных средств массовой информации в предвыборной кампании;
9) организует финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов, референдума, отзыва депутатов Палаты представителей и местных Советов депутатов в пределах средств, выделенных из бюджета;
10) создает внебюджетный фонд по проведению выборов, референдума для добровольного перечисления в него средств организаций, общественных объединений и граждан.
3 СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ
3.1 Избирательные органы государств – участников СНГ: конституционно-правовые аспекты
Одним из ключевых аспектов проведения выборов в органы публичной власти является деятельность органов, администрирующих выборы, — избирательных органов. Это обусловлено тем, что именно избирательным органам отведена важнейшая роль по организации голосования, подсчету голосов и установлению результатов голосования, а в некоторых государствах избирательным органам доверено право определения результатов выборов [20, с.27].
Так, система избирательных органов, их правовой статус, порядок формирования, компетенция и полномочия, а также их взаимодействие с иными государственными и общественными органами являются одним из основных компонентов реализации процедуры легитимации публично-властных институтов.
Рассматривая систему избирательных органов (избирательных комиссий) в государствах-участниках СНГ и аспекты их создания и формирования и пытаясь ответить на вопросы, является ли избирательный орган государственным органом или общественным органом без образования юридического лица, при этом исполняющим государственные обязанности, публично-властные функции [21, с. 127], является ли он органом, действующим на постоянной основе или органом, сформированным для проведения конкретных выборов, и зависит ли статус члена избирательного органа с правом решающего голоса от вида и статуса избирательного органа, прежде всего необходимо обратиться к актам СНГ, среди которых следует отметить Конвенцию о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах-участниках Содружества Независимых Государств от 7 октября 2002 г. [22] (далее – Конвенция СНГ), а также национальное законодательство государств-участников СНГ.
Согласно статье 10 Конвенции СНГ организация избирательного процесса обеспечивается беспристрастными избирательными органами, работающими открыто и гласно под действенным общественным и международным наблюдением [22].
В соответствии со статьей 11 Конвенции СНГ подготовка и проведение выборов, обеспечение и защита избирательных прав и свобод граждан и контроль за их соблюдением возлагаются на избирательные органы (избирательные комиссии), статус, компетенция и полномочия которых установлены конституцией, законодательными актами [22].
Не допускается создание и деятельность иных структур (органов, организаций), которые подменяют избирательные органы, либо полностью или частично осуществляют их функции, либо препятствуют их законной деятельности, либо противоправно вмешиваются в их деятельность, либо присваивают их статус и полномочия.
Порядок формирования, полномочия, организация деятельности избирательных органов, а также порядок, основания и сроки расформирования состава избирательного органа или досрочного прекращения полномочий членов избирательного органа устанавливаются законами. При этом порядок и сроки досрочного прекращения полномочий членов избирательного органа по основаниям, предусмотренным в законе, а также назначения уполномоченным на то органом нового члена избирательного органа взамен выбывшего не должны препятствовать осуществлению избирательным органом возложенных на него полномочий, нарушать целостность избирательного процесса, приводить к несоблюдению сроков выполнения избирательных действий, нарушению избирательных прав и свобод граждан [22].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Актуальность работы проявляется в том, что избирательное право, а конкретно выборы, в рамках которых осуществляется деятельность избирательных комиссий, касаются всех граждан Республики Беларусь. Через выборы гражданин может воспользоваться правом избрания лидеров власти, которые будут определять политическое, социальное и иное направление развития страны, общества. Выборы – социально значимый аспект права, участие в выборах – гражданский долг неравнодушного к судьбе страны человека. Раскрытие стадий выборов позволяет понять сущность выборов.
Проблема вопроса выборов и правового положения избирательных комиссий в Республике Беларусь – это стремление к демократизму в отношении реализации гражданами права на участие в выборах. Законодательство, регулирующее деятельность, связанную с выборами динамично, постоянно изменяется, так как необходимо найти верный путь и методы достижения честных и справедливых выборов. Это непросто. После проведения очередных выборов каждый раз происходит выявление ошибок, неверностей в системе проведения и организации выборов вследствие того, что избирательная система в Республике Беларусь несовершенна, как и во многих других странах.
На основании поведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Избирательные комиссии в Республике Беларусь имеют более чем 80-летнюю историю. Возникновение избирательных органов можно связать с восстановлением юридической независимости страны после октябрьских событий 1917 года.
Первой попыткой создания на территории Беларуси независимого государства было провозглашение 25 марта 1918 года Белорусской Народной Республики (БНР). Рада БНР инициировала работу по созданию местных органов власти.
7 октября 1977 года была принята последняя Конституция СССР. Она не внесла существенных изменений в советскую избирательную систему. Из наиболее значимых изменений была впервые закрепленная в Конституции норма о недопустимости избрания кандидата в депутаты, как правило, более чем в два Совета народных депутатов.
Избирательный кодекс Республики Беларусь был принят 11 февраля 2000 года. Отличительной особенностью Кодекса явилось то, что в него практически без изменений были перенесены все разработанные и использовавшиеся еще в советское время принципы избрания депутатов. В дальнейшем в Кодекс вносились изменения и дополнения. Отметим, что эти изменения и дополнения не изменили его направленность, которая не соответствует международным стандартам, а еще больше сузили возможность проведения подлинных выборов.
История становления и развития избирательных комиссий на территории Республики Беларусь имеет долгую историю, свидетельствующие о совершенно различных подходах к понятию, роли, компетенции избирательных комиссий в различные периоды.
Вопросы определения понятия «избирательная комиссия» представляют собой важную проблему, как конституционного права, так и практики применения избирательного законодательства в каждой конкретной стране. Кроме того, данное обстоятельство недостаточно изучено в белорусской научной и учебной литературе.
1. Автономов, А.С. Избирательная власть / А.С. Автономов. – М. : Права человека, 2016. – 87 с.
2. Конституция БССР 1919 года [Электронный ресурс] // Национальный портал правовой информации. – Режим доступа: http://pravo.by/pravovaya-informatsiya/pomniki-gistoryi-prava-belarusi/kanstytutsyynae-prava-belarusi/kanstytutsyi-belarusi/konstitutsiya-1919-goda/.
3. Конституция БССР от 11 апреля 1927 года [Электронный ресурс] // Национальный портал правовой информации. – Режим доступа: http://pravo.by/pravovaya-informatsiya/pomniki-gistoryi-prava-belarusi/kanstytutsyynae-prava-belarusi/kanstytutsyi-belarusi/konstitutsiya-1927-goda/.
4. Об утверждении инструкции о выборах городских и сельских советов и о созыве съездов советов: Декрет ВЦИК от 4 ноября 1926 года [Электронный ресурс] // Сборник узаконений РСФСР. – 1926. – №75. – Ст.577.
5. Инструкция Центрального Исполнительного Комитета Белорусской ССР о выборах в Советы от 16 января 1926 г. // Собрание законов и распоряжений рабоче-крестьянского Правительства Белорусской Социалистической Советской Республики. – 1926. – №48. – Ст.181.
6. Конституция БССР от 19 февраля 1937 года [Электронный ресурс] // Национальный портал правовой информации. – Режим доступа: http://pravo.by/pravovaya-informatsiya/pomniki-gistoryi-prava-belarusi/kanstytutsyynae-prava-belarusi/kanstytutsyi-belarusi/konstitutsiya-1937-goda/.
7. Альфер, С.А. Избирательное право Республики Беларусь: пособие для студентов вузов / С.А. Альфер. – Мн.: Тесей, 2018. – 314 с.
8. Конституция (Основной закон) Белорусской Советской Социалистической Республики от 14 апреля 1978 года [Электронный ресурс] // Собрание законов, указов Президиума Верховного Совета Белорусской ССР, постановлений Совета Министров Белорусской ССР. – 1978. – №11. – Ст.213.
9. О выборах в Верховный Совет Белорусской ССР: Закон БССР от 12 декабря 1978 года №2486- IХ [Электронный ресурс] // СЗ БССР. – 1978. – №35. – Ст.676.
10. Біч, М.В. Энцыклапедыя гісторыі Беларусі у 6 т. / М.В.Біч [і інш]. – Т.1. – Мн.: БелЭн, 2013. – 567 с.
11. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск : Амалфея, 2008. – 48 с.
12. Альфер, С. Новое избирательное законодательство Республики Беларусь: соответствие международным нормам / С. Альфер // Правовое государство и независимые исследования: материалы семинара Белорусских фабрик мыслей. – Могилев, 2017. – С.34-41.
13. О выборах Президента Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 29 марта 2004 года №2909-XII [Электронный ресурс] // Ведамасці Вярхоўнага Савету Рэспублікі Беларусь. – 2004. – №16. – Ст.146.
14. О выборах депутатов местных Советов депутатов Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 23 декабря 1998 г. [Электронный ресурс] // Ведамасці Нацыянальнага сходу Рэспублікі Беларусь. – 1999. – №2. – Ст.33.
15. Избирательный кодекс Республики Беларусь от 11 февраля 2000 г. № 370-З: принят Палатой представителей 24 января 2000 года: одобрен Советом Республики 31 января 2000 года [Электронный ресурс]: в ред. от 04.05.2015 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2000. – №25.
16. Артемова, О.Е. Нормотворческие полномочия Центральной избирательной комиссии / О.Е.Артемова // Юстиция Беларуси. – 2015. – № 3. – С. 41-45.
17. Дубровина, Е.П. К вопросу о формировании избирательных комиссий / Е.П. Дубровина // Вестник Центральной избирательной комиссии. – 2018. – № 5. – С.21-28.
18. Бузин, А.Ю. Проблемы правового статуса избирательных комиссий: дис. … канд. юрид. наук / А.Ю. Бузин. – М., 2016. – 156 с.
19. Иванченко, А.В., Лысенко, В.И. Избирательное право в вопросах и ответах / А.В. Иванченко, В.И. Лысенко. – М.: Амалфея, 2015. – 284 с.
20. Колпаков, Н.В. Проблемы конституционного регулирования институтов непосредственной демократии / Н.В. Колпаков // Государственная власть и местное самоуправление. – 2018. – № 4. – С.25-32.
21. Алёхина, И. С. Система избирательных комиссий / И.С. Алёхина // Управленческое консультирование. – 2017. – № 4 (64). – С. 127-134.
22. Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах — участниках Содружества Независимых Государств от 7 октября 2002 года [Электронный ресурс] // Межпарламентская Ассамблея государств-участников Содружества Независимых Государств: официальный сайт. – URL: http://iacis. ru/upload/iblock/314/konvencia.pdf
23. Рекомендации по совершенствованию законодательства государств-участников МПА СНГ в соответствии с международными избирательными стандартами от 16.05.2011 г. № 36-13 [Электронный ресурс] // Межпарламентская Ассамблея государств — участников Содружества Независимых Государств: официальный сайт. – URL: http://iacis.ru/upload/iblock/ed1/13a_2011. pdf
24. Рекомендации об общих принципах организации и проведения муниципальных (местных) выборов, местных референдумов и голосований от 18.04.2014 г. № 40-11 [Электронный ресурс] // Межпарламентская Ассамблея государств-участников Содружества Независимых Государств: официальный сайт. – URL: http://iacis.ru/ upload/iblock/b12/prilozhenie_k_postanovleniyu_ 40_11.pdf
25. Вешняков, А.А. Международные избирательные стандарты: сборник документов / А. А. Вешняков. – М. : ВЕСЬ МИР, 2015. – 1152 с.
26. Лысенко, В.И. Международные избирательные стандарты. Сборник документов: выпуск второй / В.И. Лысенко. – М. : Центральная избирательная комиссия, 2019. – 1248 с.
27. Конституция Азербайджанской Республики от 12 ноября 1995 года [Электронный ресурс] // Национальное собрание Азербайджанской Республики. – URL: http://www.meclis.gov.az/?/ru/topcontent/66
28. Конституция Республики Армения с изменениями (принята 6 декабря 2015 г.) [Электронный ресурс] // Национальное Собрание Республики Армения: официальный сайт. – URL: http://www.parliament.am/ parliament.php?lang=rus&id=constitution
29. Конституция Республики Казахстан от 30 августа 1995 г. [Электронный ресурс] // Президент Республики Казахстан: официальный сайт. – URL: http://www.akorda.kz/ru/official_ documents/constitution
30. Конституция Кыргызской Республики от 27 июня 2010 г. [Электронный ресурс] // Централизованный банк данных правовой информации Кыргызской Республики. – URL: http://cbd.minjust.gov. kg/act/ view/ru-ru/202913
31. Конституция Республики Молдова от 27 августа 1994 г. [Электронный ресурс] // Президентура Республики Молдова: официальный сайт. – URL: http://www.presedinte.md/rus/ constitution
32. Конституция Республики Таджикистан от 6 ноября 1994 г. [Электронный ресурс] // Законодательство стран СНГ. – URL: http://base.spinform.ru/show_doc. fwx?rgn=2213
33. Конституция Республики Узбекистан от 8 декабря 1992 года [Электронный ресурс] // Конституция Республики Узбекистан. – URL: http://constitution.uz/ru
34. Конституция Российской Федерации (принята 12 декабря 1993 г.) [Электронный ресурс] // Президент России: официальный сайт. – URL: http://constitution. kremlin.ru
35. Автономов, А.С. Зарубежное избирательное право: учеб. пособие / А.С. Автономов [и др.]. – М. : Норма, 2017. – 544 с.
36. Избирательный кодекс Республики Армения (принят 25 мая 2016 г.) [Электронный ресурс] // Национальное Собрание Республики Армения: официальный сайт. – URL: http://www.parliament.am/legislation. php?sel=show&ID=5479&lang=rus
37. Избирательный кодекс Азербайджанской Республики: утвержден Законом Азербайджанской Республики от 27 мая 2003 г. № 461-IIQ [Электронный ресурс] // Online.zakon.kz. URL: http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30420183 #pos=20;-243
38. Кодекс Республики Молдова о выборах от 21 ноября 1997 г. № 1381 [Электронный ресурс] // Lex.justice.md/. – URL: http://lex.justice.md/ru/312765/
39. О выборах в Республике Казахстан: Конституционный закон Республики Казахстан от 28 сентября 1995 г. № 2464 [Электронный ресурс] //
Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан. – URL: http://adilet.zan. kz/rus/docs/Z950002464_
40. Об избирательных комиссиях по проведению выборов и референдумов Кыргызской Республики: Закон Кыргызской Республики от 30 июня 2011 г. № 62 [Электронный ресурс] // Центральная комиссия по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики: официальный сайт. – URL: https:// shailoo.gov.kg/ru/ZakonodatelstvoMyyzamdar/ ZakonyMyyzamdar/Ov_izbzratel_kom_provedeni/
41. О выборах Президента Республики Узбекистан: Закон Республики Узбекистан от 18 ноября 1991 г. № 414-XII [Электронный ресурс] // Центральная избирательная комиссия Республики Узбекистан: официальный сайт. – URL: http://elections.uz/ru/events/legislation/408/
42. О выборах Маджлиси Оли Республики Таджикистан: Конституционный закон Республики Таджикистан от 10 декабря 1999 г. № 856 [Электронный ресурс] // Законодательство стран СНГ. – URL: https://www.legislationline.org/ru/documents/id/19465
43. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». – URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37119/
44. О Центральной избирательной комиссии Республики Узбекистан: Закон Республики Узбекистан от 30 апреля 1998 г. [Электронный ресурс] // Центральная избирательная комиссия Республики Узбекистан: официальный сайт. – URL: http://elections.uz/ru/ vents/legislation/411/
45. Чудаков, М.Ф. Конституционное государственное право зарубежных стран / М.Ф. Чудаков. – М.: Харвест, 2018. – 386 с.
46. Миронов, Н. Институт избирательных комиссий: тенденции развития и роль в избирательном процессе / Н. Миронов // Сравнительное конституционное обозрение. – 2017. – № 2. – С. 14-20.
47. Макаревич, К.К. Избирательные комиссии как институт политических выборов: состояние и оптимизация функционирования в современной России: дис. … канд. полит. наук / К.К. Макаревич. – М.: Юристъ, 2016. – 265 с.
48. Кулиговская, Э.Г. Совершенствование правового статуса и организации деятельности избирательных комиссий: дис. ... канд. юрид. наук / Э.Г. Куликовская. – М., 2015. – 213 с.
49. Кивель, В.Н. Конституционное право: экспресс курс / В.Н. Кивель. – М.: Норма, 2018. – 168 с.
50. Плиско, М. Избирательная система / М. Плиско, С. Альфер // Беларусь: сценарии реформ. – Варшава: Фонд им. Стефана Батория, 2019. – С. 44-49.
51. Мартинович, Н.В. Политическая система белорусского общества: социологический анализ / Н. В. Мартинович // Социологический альманах. – 2018. – № 4. – С. 141-153.