Введение
1 Теоретические и правовые основы сотрудничества государств в борьбе с преступлениями в таможенной сфере
1.1 Понятие, формы, и основные направления сотрудничества государств в борьбе с преступлениями в таможенной сфере
1.2 Таможенные преступления в системе международных преступлений, их виды и общая характеристика
1.2.1 Контрабанда как наиболее опасное преступление в таможенной сфере, составляющее основу международного сотрудничества государств
1.3 Правовые основы сотрудничества государств в борьбе с преступлениями в таможенной сфере
2 Особенности сотрудничества государств в борьбе с контрабандой
2.1 Сотрудничество государств на универсальном уровне в сфере борьбы с контрабандой
2.2 Сотрудничество государств при осуществлении борьбы с контрабандой на региональном уровне
2.3 Взаимодействие и сотрудничество таможенных органов государств-членов Евразийского экономического союза при осуществлении борьбы с контрабандой
2.4 Особенности международного сотрудничества Республики Беларусь с другими государствами в сфере борьбы с контрабандой
3 Проблемы и перспективы сотрудничества государств в борьбе с преступлениями в таможенной сфере
3.1 Перспективы совершенствования международного сотрудничества государств в борьбе с контрабандой и иными таможенными преступлениями
3.2 Основные пути оптимизации сотрудничества Республики Беларусь и Российской Федерации при осуществлении борьбы с таможенными преступлениями
Заключение
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Одним из нормальных условий функционирования всего государственного механизма является обеспечение экономической безопасности конкретного государства. Ведь именно экономическая безопасность позволяет соблюдать в государстве стабильности экономического положения.
Важнейшая задача внешней экономической политики любого государства – развитие внешней торговли, совершенствование механизма экономического сотрудничества с другими государствами, без чего не могут быть осуществлены эффективные политические, экономические и социальные преобразования.
Исторический анализ уголовного законодательства Республики Беларусь позволяет увидеть, что на всем протяжении его существования оно не в полной мере выполняло свои задачи по обеспечению нормального функционирования, в частности, экономики.
Соответственно, несовершенство уголовного законодательства в области экономических преступлений породило за собой возникновение новых видов преступлений – таможенных преступлений, когда нарушаются нормы таможенного права, правила перемещения товаров через таможенную границу.
Уголовные преступления в области таможенного дела на сегодняшний день составляют весомую часть во всей совокупности совершаемых уголовных преступлений. Объясняется это, прежде всего, созданием Таможенного союза. Поэтому в правоприменительной деятельности таможенных органов все большую актуальность приобретают вопросы квалификации уголовных таможенных преступлений.
Высокий уровень таможенных преступлений также можно объяснить частой сменой законодательства в таможенной сфере. Так, на сегодняшний день действует Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (вступил в силу 1 января 2018 года), однако он явился следствием принятия множества вариантов таможенных кодексов, предыдущих этапов функционирования регионального интеграционного объединения, активным участником которого является наша республика. Именно такая нестабильность в таможенной нормативно-правовой базе позволяет преступникам совершенствовать механизмы совершения преступлений в рассматриваемой сфере.
Актуальность темы дипломной работы заключается в том, что на сегодняшний день наблюдается тенденция роста таможенных преступлений. Связано, это главным образом, с неустойчивой экономической ситуацией в государстве, скрытой безработицей. При этом с каждым годом все более совершенными становятся способы незаконного перемещения товаров через границу, что все более актуализирует рассмотрение данной категории преступлений.
Объект исследования дипломной работы – это общественные отношения, опосредованные необходимостью правового регулирования сотрудничества государств в борьбе с преступлениями в таможенной сфере.
Предмет исследования – соответствующие нормы международного и национального права, регламентирующие ответственность за совершение таможенных преступлений и вопросы сотрудничества государств в борьбе с преступлениями на этом направлении.
Целью дипломного исследования является характеристика сотрудничества государств в борьбе с преступлениями в таможенной сфере и законодательства, регламентирующего ответственность за совершение таможенных преступлений.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА ГОСУДАРСТВ В БОРЬБЕ С ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ В ТАМОЖЕННОЙ СФЕРЕ
1.1 Понятие, формы, и основные направления сотрудничества государств в борьбе с преступлениями в таможенной сфере
Такое явление, как контрабанда, известно еще со времен Древней Греции и Древнего Рима и неразрывно связано с появлением таможенных пошлин, которые вводились государствами для защиты своих экономических интересов, возникающих в результате роста товарно-денежных отношений с другими государствами, осуществления завоевательных походов и установления границ.
Повышение пошлин влияло на рост цен на ввозимые товары и одновременно на рынок, контрабандным путем проникали товары по более низким ценам. Контрабанда как квалифицированное правонарушение появилась в XIV–XVI веках, когда в результате развития международной торговли беспрепятственный ввоз товаров стал особенно невыгоден для экономик государств, и они стали вводить правила и контролировать провоз товаров через государственную границу, и создали для этого специальное учреждение – таможню. Всякое нарушение установленных законом и другими нормативными актами правил провоза товаров и ценностей через границу с сокрытием их от контроля со стороны таможен стало именоваться контрабандой [11, с. 118].
Само слово контрабанда заимствовано из итальянского языка и обозначает нарушения закона государства или правительственного распоряжения. Начиная с XVI века, в Европе постоянно происходили межгосударственные конфликты, сопровождающиеся войнами, что породило особую разновидность контрабанды – военную.
Этот способ контрабанды включает в себя поставки нейтральными государствами одной из воюющих сторон таких предметов и материалов, какие другой воюющей стороной объявляются запрещенными. Следует отметить, что войны способствуют развитию других видов контрабанды. В результате проведения военных действий на территории государства затрудняется перемещение товаров и различных благ, что приводит к их дефициту, который ликвидируется путем контрабанды. Также во время войны помимо ввоза контрабанды может осуществляться ее вывоз, например, в виде контрабанды культурных ценностей.
И во времена войн, и в период между ними контрабандная торговля продолжала расти, несмотря на принятые рядом стран специальные законы. Если в период раннего меркантилизма контрабандой занимались отдельные купцы, то в эпоху развитого меркантилизма контрабандой стали заниматься Ост-Индские компании Англии, Нидерландов и Франции. Распространение торговых компаний Европы и победа буржуазных революций в XVII веке в Англии, затем в XVIII веке во Франции привели к созданию развитой промышленности, росту и укреплению мирохозяйственных связей, появлению мирового рынка [16, с. 19].
Понятно, что тенденции, происходящие на мировой арене, также спровоцировали рост международной контрабанды. Характерной особенностью контрабанды во второй половине XIX – начале XX века является её расширение, переход от бытовой к промышленной. Расширение географии контрабандной деятельности привело к росту международных связей контрабандистов. На протяжении XX века происходит множество событий, оказывающих влияние на развитие и распространение международной контрабанды.
2 ОСОБЕННОСТИ СОТРУДНИЧЕСТВА ГОСУДАРСТВ В БОРЬБЕ С КОНТРАБАНДОЙ
2.1 Сотрудничество государств на универсальном уровне в сфере борьбы с контрабандой
Нормы международного права, регулирующие вопросы сотрудничества государств в борьбе с правонарушениями, связанными с контрабандой и иными преступлениями в таможенной сфере, традиционно формируются на нескольких уровнях: международном (многостороннем), региональном (между несколькими государствами, расположенными в одном географическом регионе) и двустороннем (между конкретными государствами). В данном случае будут рассмотрены универсальные договоры, представленные на международном уровне.
На протяжении XIX и XX веков различными государствами было заключено большое количество договоров, регулирующих их взаимоотношения в период вооруженных конфликтов. В ряде таких договоров рассматривались также вопросы борьбы с таможенными преступлениями. Понятие «военная контрабанда» встречается в таких документах, как Декларация «О морской войне» от 4 апреля 1856 года (далее – Декларация 1856 года) и Декларация «О праве морской войны» от 26 февраля 1909 года (далее – Декларация 1909 года), где представлены перечни предметов и материалов, которые считаются контрабандой в период вооруженного конфликта на море.
Следует отметить, что Декларацию 1909 года подписало небольшое количество государств, но она так и не была ратифицирована вследствие недостаточного количества участников. В 1928 году была принята Конвенция о морском нейтралитете, в которой указано, что нейтральные государства не имеют права предоставлять воющим государствам суда, вооружение и т.д. В международных документах начала XX века представлено определение военной контрабанды, суть которого заключается в составлении перечня предметов и материалов, относящихся к контрабанде, и правил признания этих предметов таковыми, но при этом не описан механизм совершения данного преступления. В более поздний период были приняты международные акты, конкретизирующие это понятие.
Так в Руководстве Сан-Ремо по международному праву, применимому к вооруженным конфликтам на море (Сан-Ремо, 12 июня 1994 год), под контрабандой понимаются предметы, конечным пунктом назначения которых является территория, контролируемая противником, и которые могут быть использованы в вооруженном конфликте. Контрабанда оружия имеет давние традиции и происходит не только в военное время. Особенно сильно она возросла в период межнациональных конфликтов в 80-е годы XX века и усилилась в 90-е годы во время распада целого ряда государств, в том числе и СССР. В 2000 году была принята Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности и протоколы к ней [22, с. 28].
Помимо положений, запрещающих торговлю людьми и перевозку незаконных мигрантов, Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности содержит положения, пресекающие контрабанду оружия, боеприпасов и воинского снаряжения, осуществляемую структурами организованной преступности в разных странах в мирное время. В 2001 году был принят Протокол против незаконного изготовления и оборота огнестрельного оружия, его составных частей и компонентов, а также боеприпасов к нему, дополняющий Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности.
3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА ГОСУДАРСТВ В БОРЬБЕ С ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ В ТАМОЖЕННОЙ СФЕРЕ
3.1 Перспективы совершенствования международного сотрудничества государств в борьбе с контрабандой и иными таможенными преступлениями
В современных условиях глобализации, международное сообщество стремится объединить свои действия в борьбе с таможенными и иными правонарушениями, угрожающими экономической и национальной безопасности стран. Для эффективного взаимодействия в сфере правоохранительной деятельности таможенные администрации государств обмениваются данными, а также проводят специальные операции в рамках международного таможенного сотрудничества. В свою очередь, оно реализуется посредством следующих форм взаимодействия:
- взаимный оперативный обмен информацией и оказание взаимной административной помощи с целью предотвращения, пресечения и выявления таможенных правонарушений;
- подготовка и принятие нормативно-правовых актов, регламентирующих взаимодействие таможенных служб в рамках борьбы с таможенными правонарушениями;
- оказание помощи в связи с расследованием уголовных и административных дел, которые относятся к компетенции таможенных органов;
- организация совместного обучения должностных лиц таможенных органов с целью обмена опытом расследования, пресечения и выявления таможенных нарушений. Установление сотрудничества и взаимной помощи между таможенной службой Республики Беларусь и таможенными органами иностранных государств открывает возможности для решения практических задач таможенных органов Республики Беларусь, в сфере правоохранительной деятельности, среди которых: противодействие незаконному перемещению товаров, борьба с контрабандой наркотических средств, культурных ценностей и других объектов, международной торговлей контрафактной продукцией.В настоящее время география таможенного сотрудничества в правоохранительной сфере охватывает государства Азии, Европы, Африки, Латинской Америки, а также Ближнего Востока [37].
На сегодняшний день таможенная служба Республики Беларусь осуществляет взаимодействие с таможенными службами более чем 100 стран мира. Эффективным механизмом развития международного сотрудничества в таможенной сфере на сегодняшний день является институт представительств таможенной службы Республики Беларусь в иностранных государствах.
В рамках выполнения международных обязательств по пресечению контрабанды РФ активно сотрудничает со следующими международными организациями:
- Всемирная таможенная организация;
- Всемирная торговая организация (далее – ВТО);
- Совет Европы (далее – ЕС); - Международная организация Бразилии, России, Индии, Китая, Южно-Африканской Республики (далее – БРИКС);
- Шанхайская организация сотрудничества (далее – ШОС);
- Евразийский экономический союз;
- Содружество Независимых Государств (далее – СНГ);
- Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (далее – АТЭС);
- Гаагская конференция по международному частному праву;
- Всемирная организация интеллектуальной собственности (далее – ВОИС). Большой вклад в развитие сотрудничества таможенных администраций в сфере предупреждения и противодействия таможенным правонарушениям вносит деятельность таможенных органов Республики Беларусь в рамках ВТамО.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На современном этапе международное таможенное сотрудничество, приобретает все большее значение для решения задач в области внешнеэкономической деятельности и защиты экономической безопасности. Для решения этих задач необходимо обеспечить качественно новый уровень наших взаимоотношений с зарубежными партнерами, повысить эффективность таможенного сотрудничества.
Международное таможенное сотрудничество представляет собой важное направление международного сотрудничества государств и международных организаций в целом, заключающееся в совместной координации их усилий в сфере общественных отношений, связанных с обеспечением таможенными органами порядка и правил перемещения лицами через таможенные границы государств товаров и транспортных средств. Контрабанда совершается на территории двух или более государств и поэтому представляет угрозу экономической и общественной безопасности сразу нескольких государств.
Контрабанда относится к преступлениям международного характера, то есть преступлениям, посягающим не только на национальный, но и на международный правопорядок. Международные договоры по вопросам международного таможенного сотрудничества в сфере борьбы с контрабандой, заключены в целях повышения эффективности сотрудничества договаривающихся государств в сфере, борьбы с контрабандой.
Указанные международные договоры направлены на обеспечение четкого и надлежащего правового сотрудничества таможенных и других правоохранительных органов, быстрое и качественное выполнение ими взаимных поручений по таможенным делам, налаживание и сохранение между договаривающимися государствами и их органами устойчивых правовых связей. В последнее время формы сотрудничества государств в сфере борьбы с контрабандой усложняются, а объем взаимной помощи по делам о контрабанде раскрывается в международных соглашениях более полно. Евразийский экономический союз - международная организация региональной экономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью, и учрежденная Договором о Евразийском экономическом союзе.
Созданию структуры предшествовало учреждение Евразийского экономического сообщества, а также таможенного союза (который продолжает функционировать как одно из ключевых направлений деятельности ЕАЭС). В ЕАЭС обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики.
В связи с интенсивным развитием интеграционных процессов в рамках ЕАЭС национальное законодательство государств - членов данного союза поэтапно проходит процессы гармонизации и унификации, что позволит перейти к единообразному правовому регулированию таможенного сотрудничества в сфере борьбы с контрабандой. Вследствие создания ЕАЭС ожидается, что таможенное сотрудничество в сфере борьбы с контрабандой выйдет на новый перспективный уровень, обеспечивающий свободу перемещения товаров, упрощение таможенных формальностей, а также внедрение современных стандартов таможенного дела в правоприменительную практику таможенных органов Сторон.
1. Одной из разновидностей экономических преступлений являются таможенные преступления, под которыми следует понимать совершенные виновно общественно опасные деяния в сфере таможенного дела, характеризующиеся признаками, предусмотренными УК, и запрещенные им под угрозой наказания.
Таможенные преступления и ответственность за их совершение установлена ст.ст. 228–231 УК, среди них: контрабанда, уклонение от уплаты таможенных платежей, незаконное перемещение товаров через таможенную границу.
1. Актуальные вопросы таможенного дела : сб. науч. тр. – Минск: БГУ, 2012. – 274 с.
2. Алексеева, Т. С. Деятельность таможенных органов по обеспечению экономической безопасности: вопросы эффективности / Т. С. Алексеева // Правовая культура. – 2010. – № 2 (29). – С. 115–124.
3. Бабий, Н. А. Уголовное право Республики Беларусь. Общая часть: учеб. пособие для студ. вузов / Н. А. Бабий. – Минск: ГИУСТ БГУ, 2010. – 663 с.
4. Белорусская контрабанда: табачный путь в Европу [Электронный ресурс]. – 2017. – Режим доступа: https://charter97.org/ru/news/2016/12/15/234441/.
5. Богданчук, В. П. история развития таможенного уголовного права / В. П. Богданчук // Вестник Белорусского государственного экономического университета. – 2013. – № 4. – С. 93–99.
6. Богомолов, А. А. Таможенное право и таможенные преступления: конспект лекций / А. А. Богомолов. – М., 2010. – 169 с.
7. Борщев, Ю. А. Уголовное право Республики Беларусь. Общая часть: краткое учебное пособие для подготовки к экзаменам / Ю. А. Борщёв [и др.] ; под общ. ред. И. В. Шепелева. – Минск: ИУиП, 2001. – 139 с.
8. Волженкин, Б. В. Экономические преступления в таможенной сфере / Б. В. Волженкин. – М. : Пресс, 1999. – 312 с.
9. Воронов, А. М. Таможенные органы как субъекты обеспечения безопасности государства / А. М. Воронов, Н. В. Шайдуко // Вестник Московского университета МВД России. – 2012. – № 1. – С. 242–247.
10. Государственный таможенный комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – 2017. – Режим доступа : http://www.customs.gov.by/ru/2017_stat-ru/view/itogi-vneshnej-torgovli-respubliki-belarus-za-janvar-avgust-2017-goda-3665/.
11. Гетьман-Павлова, И. В. Международное право : учебник для академического бакалавриата / И. В. Гетьман-Павлова, Е. В. Постникова. — 3-е изд., пер. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 560 с.
12. Дугенец, А. С. Вопросы административно-правового регулирования обеспечения безопасности / А. С. Дугенец, А. В. Мельников, М. Н. Дашко // Административное право и процесс. – 2012. – № 3. – С. 65–67.
13. Жбанков, В.А. Таможенные преступления: сущность и проблемы выявления / В.А. Жбанков // Юридический институт ИГУ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://law.isu.ru/ru/science/vestnik/ 20044/gbankov.html.
14. Жигалюк, Е. К. Роль таможенных органов в обеспечении внешнеэкономической безопасности / Е. К. Жигалюк // Экономика и социум. – 2017. – № 6 (37). – С. 20–28.
15. Здравомыслов, Б. В. Уголовное право. Общая часть / Б. В. Здравомыслов. – М.: Юрист, 1994. – 518 с.
16. Иванова, С. Ю. Уголовно-правовое обеспечение деятельности таможенных органов: автореф. дис. … канд. юрид. наук / С. Ю. Иванова. – Ульяновск, 1999. – 27 с.
17. Калинина, О. В. Роль таможенных органов в обеспечении экономической безопасности / О. В. Калинина // Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ. – 2016. – № 5. – С. 12–18.
18. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях: Кодекс Респ. Беларусь, 21 апр. 2003 г., № 194-З // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2003. –№ 63. – 2/946.
19. Колесникова, М. М. Общая характеристика лиц, совершающих таможенные преступления: цели и мотивы действий / М. М. Колесникова // Вестник ЧитГУ. – 2014. – № 3 (54). С. 109–113.
20. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2016. – 48 с.
21. Косенко, В. П. Основы теории эффективности таможенного дела / В. П. Косенко, Л. И. Опошнян. – М. : РИО РТА, 2005. – 200 с.
22. Кочубей, М. А. Безопасность в сфере таможенной деятельности (уголовно-правовой и криминологический аспект) / М. А. Кочубей // Приложение к Журналу «Вестник Московского университета МВД России. – 2005. – С. 55.
23. Кудрявцев, В.Н. Международное уголовное право: учеб. пособие / В.Н. Кудрявцев. – М. : Наука, 1999. – 264 с.
24. Лагуткина, Н. Б. Понятие преступления в уголовном праве России и зарубежных государств / Н. Б. Лагуткина // Научные итоги года: достижения, проекты, гипотезы. – 2015. – № 5. – С. 215–221.
25. Ларичев, В. Д. Преступность в сфере внешнеэкономической деятельности / В. Д. Ларичев, Е. В. Милякина. – М.: Экзамен, 2002. – 210 с.
26. Лукашов, А. И. Классификация преступлений против порядка осуществления экономической деятельности / А. И. Лукашов // Теоретическое и правовое обеспечение реформы в сфере борьбы с преступностью в Республики Беларусь : материалы междунар. науч.-практ. конф., Минск, 22–23 апр. 1999 г. / Белорус. гос. ун-т ; редкол. : В. М. Хомич (гл. ред.) [и др.]. – Минск, 1999. – С. 162–164.
27. Малиновская, В. М. Таможенное право: учебник / В. М. Малиновская. – М.: Статут, 2008. – 560 с.
28. Мартыненко, И. Э. Правовая защита культурного наследия и контрабанда: учеб. пособие / И. Э. Мартыненко; Европ. гуманитар. ун-т. – Минск: ЕГУ, 2003. – 239 с.
29. Мацкевич, В. В. Таможенные отношения : тексты лекций для студентов экономических специальностей очной и заочной формы обучения / В. В. Мацкевич. – Минск: БГТУ, 2010. – 187 с.
30. Международная конвенция о взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений [Электронный ресурс] [заключено в г. Найроби, 9 июня 1977 г.] // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац.центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
31. Навойчик, Ю. Ф. [Электронный ресурс]: Таможенно-тарифное регулирование: страна происхождения товара / Ю. Ф.Навойчик // ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
32. Научно-практический комментарий к Уголовному кодексу Республики Беларусь / Н. Ф. Ахраменка [и др.]; под ред. А. В. Баркова, В. М. Хомича. – 2-е изд., с изм. и доп. – Минск: ГИУСТ БГУ, 2010. – 1064 с.
33. О внесении изменений и дополнений в некоторые кодексы Республики Беларусь [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь от 5 января 2016 г. № 356-З // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац.центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
34. О Государственной границе Республики Беларусь [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь от 21 июля 2008 г. № 419-З // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац.центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
35. О некоторых вопросах таможенных органов [Электронный ресурс]: Указ Президента Респ. Беларусь, от 21 апреля 2008 г. № 228 // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац.центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
36. О перемещении через таможенную границу Евразийского экономического союза в Республике Беларусь товаров для личного пользования [Электронный ресурс]: Указ Президента Респ. Беларусь от 21 июля 2014 г. № 360 // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац.центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
37. О таможенном регулировании в Республике Беларусь [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь от 10 января 2014 г. № 129-З // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац.центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
38. Панов, В.П. Международные конвенции по урегулированию таможенных преступлений: учеб. пособие / В.П. Панов. – М. : ИНФРА-М, 1997. – 320 с.
39. Показатели правоохранительной деятельности таможенных органов российской Федерации за 2016 год // Федеральная таможенная служба [Электронный ресурс]. – 2017. – Режим доступа: http://www.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=24719:-2016-&catid=55:2011-01-24-16-40-26.
40. Прохожев, А. А. Таможенные преступления и контрабанда : учебник / А. А. Прохожев. – М.: Изд-во РАГС, 2002. – 344 с.
41. Результаты работы таможенных органов Республики Беларусь в первом полугодии 2017 г. по линии правоохранительной деятельности // Государственный таможенный комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – 2017. – Режим доступа : http://www.customs.gov.by/ru/pravoohranenije-ru/.
42. Сенчагов, В. К. Экономическая безопасность в таможенной сфере: геополитика / В. К. Сенчагов. – М., 2002. – 128 с.
43. Статистический сборник: правонарушения в Республике Беларусь / И. С. Кангро [и др.]; под ред. И. В. Медведевой. – Минск: Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2015. – 175 с.
44. Стукалова, Т. Л. Проблемы унификации уголовной ответственности за контрабанду в Российской Федерации и Республике Беларусь: Дис. … канд. юрид. наук: 12.00.08 / Т. Л. Стукалова. – М., 2007. – 213 с.
45. Султанова, Б. А. Уголовно-правовая и криминологическая характеристика преступлений в таможенной сфере: Дис. … канд. юрид. наук / Б. А. Султанова. - Махачкала, 2006. – 200 с.
46. Таможенные органы // Государственный таможенный комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – 2017. – Режим доступа : http://www.customs.gov.by/ru/tam-organy-ru/.
47. Таможенный кодекс ЕАЭС : прил. № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза : принят решением Межгосударственного Совета ЕАЭС на уровне глав государств от 11 апреля 2017 г. // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pravo.by.
48. Таможенный кодекс Таможенного союза 2009 года // Консультант Плюс [Электронный ресурс]. – 2017. – Режим доступа : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215315/.
49. Таможенный кодекс Таможенного союза: прил. к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза: принят решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества на уровне глав государств от 27 ноября 2009 г. // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pravo.by.
50. Уголовное право Республики Беларусь. Особенная часть: учеб. пособие для специальностей «Правоведение» и «Экон. право» вузов / Н. Ф. Ахраменка [и др.] ; под ред. Н. А. Бабия, И. О. Грунтова. – Минск: Новое знание, 2002. – 912 с.
51. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс]: принят Палатой представителей 24 июня 1999 г.: одобр. Советом Респ. 30 июня 1999 г.: с изм. и доп. : текст по состоянию на 18.01.2019 г. // КонсультантПлюс. / ООО «ЮрСпектр», Нац.центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Режим доступа: http://www.pravo.by.
52. Уголовный кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс]: принят Палатой представителей 02 июня 1999 г.: одобр. Советом Респ. 24 июня 1999 г.: с изм. и доп.: текст по состоянию на 23.11.2019 г. // КонсультантПлюс. / ООО «ЮрСпектр», Нац.центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Режим доступа: http://www.pravo.by.
53. Хомич, В. М. Уголовное право: учебное пособие / В. М. Хомич. – М.: Амалфея, 2002. – 546 с.
54. Чепко, И. Б. Правоохранительная деятельность и борьба с коррупцией отдельных сотрудников таможенных органов как факторы повышения собираемости таможенных платежей и обеспечения экономической безопасности государства // И. Б. Чепко // Роль и место таможенной службы России в развитии экономики и обеспечении экономической безопасности в условиях глобализации внешней торговли : тезисы докладов научно-практической конференции. – М., 2001. – С. 238–243.