Юридическая помощь как конституционно-правовая гарантия защиты прав, свобод человека и гражданина
БГЭУ (Белорусский государственный экономический университет)
Диплом
на тему: «Юридическая помощь как конституционно-правовая гарантия защиты прав, свобод человека и гражданина»
по дисциплине: «Конституционное право»
2020
251.00 BYN
Юридическая помощь как конституционно-правовая гарантия защиты прав, свобод человека и гражданина
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Конституционное право
Работа защищена на оценку "8" с одной доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 76.
Поделиться
Введение
1 Основные права, свободы и обязанности человека и гражданина в Республике Беларусь
1.1 Понятие и природа основных прав и свобод
1.2 Юридические свойства и гарантии прав, свобод человека
2 Понятие и содержание юридической помощи
2.1 Понятие «юридическая помощь» и его соотношение с понятием «юридическая услуга»
2.2 Сущность права граждан на юридическую помощь
2.3 Конституционное право на получение бесплатной юридической помощи в Российской Федерации и Республике Беларусь
3 Адвокатура как основной субъект оказания юридической помощи
3.1 История становления института адвокатуры в мировой юридической практике
3.2 Этапы становления и развития адвокатуры в Беларуси
3.3 Организационные формы деятельности адвокатуры
4 Юридическая помощь при осуществлении и защите прав в Республике Беларусь
4.1 Оценка правового режима реализации права на квалифицированную юридическую помощь
4.2 Проблемные вопросы предоставления некоторым категориям граждан права на юридическую помощь
4.3 Роль юридических клиник в реализации права на бесплатную юридическую помощь
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Права и свободы человека и гражданина – это высшая ценность, охраняемая Конституцией. Права и свободы человека и их гарантии определяют содержание и направленность государственной деятельности. Обеспечение и защита прав и свобод человека является главной обязанностью государства.
Целью современного развития общества является утверждение прав человека и гражданина, обеспечение условий для их полной реализации. Однако провозглашение прав без гарантии их обеспечения может привести к негативным социально-политическим последствиям, снижению авторитета власти, порождению правового нигилизма и различных форм девиантного поведения. Деформация общественного правосознания в результате длительного идеологического процесса может привести к созданию атмосферы неуверенности личности в своей безопасности.
Изучение проблемы обеспечения, реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина на данном этапе развития государства имеет особое значение. Права человека и гражданина, бесспорно, важны в жизни общества и потому, что они облегчают общение между отдельными людьми и социальными группами, между отдельными людьми и государством. Непонимание этого делает невозможной адекватную оценку всей сложной системы политических, социальных, экономических и международных отношений.
Права человека и гражданина являются теми факторами, которые определяют статус человека в обществе и активность людей, удовлетворяют их потребности и интересы. Реализация конституционных прав и свобод человека и гражданина невозможна без эффективной организации и осуществления исполнительной деятельности государственных органов и должностных лиц. Все это актуализирует необходимость глубокого всестороннего рассмотрения проблемы человека и прав граждан в Республике Беларусь как необходимого условия демократического развития.
Сами гарантии прав и свобод человека и гражданина представляют собой условия, средства, меры обеспечения их осуществления, защиты. Конституция Республики Беларусь устанавливает как общую гарантию реализации всех прав и свобод, так и определенное обеспечение индивидуальных прав и свобод человека и гражданина.
Юридическая помощь является важным условием обеспечения функционирования современного демократического правового государства, а также реальным шансом для граждан пользоваться комплексом конституционных прав и свобод.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что на сегодняшний день процесс конституционализации публичной системы, начавшийся с принятия Конституции Республики Беларусь, предполагает последовательное повышение уровня правовой защиты граждан и других правовых норм.
Несмотря на достаточно детальную регламентацию вопросов правовой природы и содержания права на юридическую помощь, предусмотренного ст. 62 Конституции Республики Беларусь, проблема оказания юридических услуг и субъектов этого предоставления остается дискуссионной. В частности, вопросы обеспечения гарантированности права на получение юридической помощи как института конституционного механизма признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина остаются малоизученными.
Таким образом, объект работы – общественные отношения, связанные с обращением за юридической помощью и ее оказанием.
Предмет работы – нормы права, характеризующие понятие, содержание права на оказание юридической помощи, а также позволяющие установить формы деятельности адвокатуры как основного органа по оказанию юридической помощи, а также научные статьи в указанной сфере.
Цель работы – провести комплексный анализ норм права и научной литературу, характеризующие одну из гарантий реализации прав человека – право на юридическую помощь, особенностей и путей совершенствования.
Цель образует задачи, необходимые к выполнению в ходе проводимого исследования:
– рассмотреть понятие основных прав и свобод, их юридические свойства и гарантии;
– охарактеризовать понятие «юридическая помощь» и его соотношение с понятием «юридическая услуга»;
– изучить сущность права граждан на юридическую помощь;
– провести сравнительный анализ конституционного права на получение бесплатной юридической помощи в Российской Федерации и Республике Беларусь;
– исследовать историю становления института адвокатуры в мировой юридической практике;
– выявить этапы становления и развития адвокатуры в Беларуси.
1 Основные права, свободы и обязанности человека и гражданина в Республике Беларусь
1.1 Понятие и природа основных прав и свобод
Возникновение понятия «права человека», а именно осознание этой проблемы как науки, тесно связано с возникновением и распространением идеи естественного права. Уже в V–IV вв. до н. э. древнегреческие философы утверждали, что все люди равны от рождения и имеют одинаковые, дарованные природой права [1, с.108].
В разные периоды времени проблема прав человека, приобретала то религиозный, то этический, то философский смысл в зависимости от положения социального класса, находящегося у власти.
Важнейшим шагом в развитии прав человека является буржуазно-демократическая революция конца XVIII века, представившая не только многообразие прав человека, но и принцип формального равенства, ставший основой всех прав человека, придавший им подлинно демократический характер [1, с.108].
Вторая половина XX века стала одним этапом углубления и развития правозащитных теорий. После Второй мировой войны, которая сопровождалась грубым массовым нарушением прав человека, они выходят за рамки государственной проблемы и становятся предметом постоянного внимания международного сообщества [1, с.109].
Признание ряда других важнейших международно-правовых актов таких, как Всеобщей декларации прав человека, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод Международного пакта о гражданских и политических правах, Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, Конвенции о предупреждении преступлений геноцида и наказания за него, Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации явилось неоценимым вкладом в развитие цивилизации и культуры XX в.
В юридической литературе существует множество определений прав человека. На наш взгляд, наиболее обобщающим является следующее: права человека – это естественные возможности личности, обеспечивающие ее жизнь, человеческое достоинство и свободу деятельности во всех аспектах общественной жизни.
Наряду с категорией «права» используется такая дефиниция, как «свобода»: свобода совести, свобода вероисповедания, свобода мысли и выражения мнений. Некоторые ученые-исследователи считают, что по смыслу и содержанию эта категория могут считаться идентичными. В литературе и праве также используются категории «права гражданина» и «права личности» [2, с.15].
Права человека являются естественными по своей природе и неотделимыми, соответственно, они не ограничиваются определенной территорией, существуют независимо от того, что воплощено в действии права этого государства, и подлежат международно-правовому регулированию и защите. Они характеризуют человека, как представителя человечества и в этом отношении являются наиболее общими и в то же время лишь базовыми (основными) правами, необходимыми для нормальной жизни.
В свою очередь, права граждан – это своего рода разграничение между людьми, так как они отличаются от прав людей, которые живут в определенной стране, но не имеют гражданства. Эти права обычно предполагают возможность участия в государственных делах, выборы в высшие и местные органы государственной власти, поступление на государственную службу и некоторые иные. Следовательно, лица, которые не имеют гражданства, не обладают этими правами [3, с.18].
Как правило, человек может считаться гражданином, если обладает определенной правоспособностью, наделен правами, свободами и обременен обязательствами.
Такая «дискриминация», которая признается международным сообществом, обусловлена законным стремлением каждого государства предоставить эти права только тем людям, которые действительно связаны с государством и в полной мере несут ответственность. Права граждан в обязательном порядке закрепляются Конституцией и другими нормативными правовыми актами, а государство также обязано декларировать и обеспечивать их защиту [3, с.19].
Личные права – это права, принадлежащие конкретному человеку в конкретной ситуации. Их количество может зависеть от экономического развития, социального положения, политического статуса народа, условий его труда и места проживания. «Лицо» означает гражданина, иностранного гражданина, лицо без гражданства, беженца. Индивидуально-правовые особенности – это индивидуальные особенности человека, его способность осознавать свои права и нести ответственность за свои поступки.
2 Понятие и содержание юридической помощи
2.1 Понятие «юридическая помощь» и его соотношение с понятием «юридическая услуга»
Современное белорусское законодательство не проводит различий между терминами «юридическая услуга» и «юридическая помощь». Большой объем действующих в Республике Беларусь нормативных правовых актов изобилует множеством понятийных конструкций с использованием термина «помощь», иногда заменяемого термином «поддержка».
Следует отметить, что вопрос о тождестве и разнице вышеупомянутых понятий занимает умы не только юристов, но и медиков, ведь есть такая же путаница в понятиях «медицинская помощь» и «медицинская услуга». При этом важно отметить, что законодатель, чаще всего, при употреблении конструкции с понятием «помощь» ведет речь о государственной помощи, безвозмездной поддержке населения, т.е. об особом виде деятельности публичной власти, имеющей строго определенные, законно установленные границы и уровни обеспечения [12, с.120].
Как правило, всё, что предоставляется в качестве безвозмездной помощи, поддержки определено четкими стандартами, будь то стандарты качества, объема, порядка оказания помощи, как это имеет место при оказании медицинской помощи. Помощь, поддержка осуществляются только в предусмотренных законом формах и исключительно для достижения и закрепления стабильного состояния общественных отношений.
Реализация государственной помощи вызывает к жизни специфичное правоотношение, одним из участников которого выступает субъект, нуждающийся в помощи, субъект, не имеющий возможности иным способом разрешить свою проблему. И с точки зрения этого субъекта государственная помощь требуется тогда, когда самостоятельно не может справиться с воздействием неблагоприятных факторов, способных причинить вред его жизни, законным интересам. При обращении за такой помощью, граждане осознают, что исход дела зависит, прежде всего, от наличия у противоположной стороны – субъекта оказания помощи специальных познаний, уровня квалификации [12, с.122].
Поэтому учитывая специфику возникшего спора, например, о гражданском праве, субъекты охотнее доверяют разрешение спора лицу, имеющему юридическое образование и (желательно) соответствующую специализацию.
Однако здесь следует констатировать две проблемы:
1) гражданам сложно определить квалификацию субъекта оказания помощи, в силу отсутствия у них специальных познаний;
2) у граждан фактически отсутствует право выбора субъекта оказания помощи, поэтому граждане вынуждены соглашаться и принимать такую помощь, которая по силе субъекту её оказания [13, с.56].
И совершенно не важно, о какой помощи говорится: медицинской, юридической или социальной. Ведь четкая дифференциация понятий «помощь» и «услуга» важна во всех вышеперечисленных ситуациях.
Таким образом, следует констатировать, что имеет место родовое понятие – «государственная помощь», а такие понятия как «юридическая помощь», «медицинская помощь», «социальная помощь» являются её разновидностями и, следовательно, служат видовыми понятиями.
Для более четкого, наглядного разграничения понятий «помощь» и «услуга» безотносительно какой-либо сферы её оказания, следует определить признаки помощи.
Все признаки «помощи» можно подразделить на группы:
Признаки, характеризующие основания для возникновения потребности в «помощи» (эти признаки применимы и для «услуг»):
а) наличие негативных факторов;
б) наличие вредного воздействия этих факторов;
в) наступление вредных, негативных последствий [14, с.47].
Признаки, характеризующие порядок и сущность «помощи»:
а) наличие специалиста, обладающего профессиональными знаниями, навыками, умениями;
б) воспроизводство активной профессиональной деятельности по сбору информации, анализу ситуации, определению приемов, средств, способов в целях предотвращения или минимизации последствий воздействия негативных факторов;
в) активное взаимодействие гражданина и субъекта оказания помощи (гражданин предоставляет всю информацию, которую считает относящейся к делу, а субъект оказания помощи помогает правильно определить полноту этой информации);
г) наличие определенной, зачастую законодательно рекомендованной формы согласия (соглашения) на оказание помощи, в силу чего, по сути, у граждан есть всего два варианта: принять помощь на предложенных условиях либо отказаться от ее принятия, то есть имеет место договор присоединения.
3 Адвокатура как основной субъект оказания юридической помощи
3.1 История становления института адвокатуры в мировой юридической практике
Адвокатура как юридический институт в любом государстве призвана оказывать содействие утверждению единства теории и практики применения права, усилению защищенности прав и свобод граждан, которые гарантированы законами.
Адвокатура в мировой юридической практике имеет свою историю становления и развития, которая повлияла и на развитие адвокатуры в нашем государстве.
Адвокатура – это древнейший правовой институт человечества. Общеизвестным стало высказывание Фио-де-ля-Марша, который говорил, что «адвокатская профессия восходить до Божественного Слова, которое защищало перед Господом потомство Адама, более несчастное, чем виновное» [31, с. 161].
Уже первые упоминания об адвокатуре можно встретить в Евангелие от Луки и Деяний Апостолов. «Когда он так защищался, Фест громким голосом сказал: безумствуешь ты, Павел! большая ученость доводит тебя до сумасшествия. Нет, достопочтенный Фест, сказал он, я не безумствую, но говорю слова истины и здравого смысла» [32].
Прообразом современной адвокатуры, по мнению С. Егорова, является древнеримская адвокатура. Римские понтифексы «составляли особую жреческую коллегию, которая занималась не совершением литургических действий и церемоний, а внешними управлениями делами культа. Они были также верховными блюстителями сакрального (священного) права. Так как сакральное право во многих частях соприкасалось, а в других сливалось с правом светским, то не удивительно, что понтифексы начали заниматься и вопросами светского права...» [33, с. 15].
А.А. Рогаткин считает, что институт адвокатуры зародился в Древней Греции. В качестве особенностей адвокатуры того времени он назвал заочное участие адвоката во всех стадиях судебном разбирательстве [34, с. 14].
Само слово «адвокат» происходит от древнеримского «advocare», что означало «призывать на помощь». Так, в Древнем Риме при задержании лицо сообщало, чьим клиентом оно является, указывало на своего защитника, и в результате этого образовалось само понятие «адвокат», которое означало «призванный в защиту какого-либо лица на суде» [35, с. 81].
Предоставление свободы привело на практике к тому, что адвокатура оказалась переполненной. Вновь потребовались правительственные меры, направленные на сокращение количества адвокатов и предполагающие ограничения для дальнейшего наплыва. Так появляется Указ 1802 г. В соответствии с ним было запрещено производить адвокатские экзамены до дальнейшего распоряжения. С этого периода берет свое начало обычай, в соответствии с которым складывается практика испрашивать у императора позволения держать экзамен. После получения такого разрешения, кандидат допускался к экзамену и в случае его успешной сдачи, получал право заниматься адвокатской деятельностью. Постепенно для каждой административной единицы было установлено необходимое количество адвокатов [36, с. 155].
В 1826 г. министерство юстиции получает право замещать вакантные адвокатские места кандидатами, выдержавшими государственный экзамен [37, с. 287]. Однако четкость и определенность в обретении статуса по-прежнему отсутствует. В 1849 г. принимается временный адвокатский Устав, вслед за ним появляются многочисленные мелкие указы, призванные определить организацию адвокатуры. Они действуют вплоть до 1868 г., с которого и началась коренная реформа австрийской адвокатуры. Австрийская адвокатура, действующая до упомянутой реформы, была схожа с адвокатурой других германских государств [38, с. 48].
В 1861 г. все адвокатские камеры были соединены в одну нижне-австрийскую камеру. В том же году был издан Указ, который определял ее организацию. Особых изменений права и обязанности камера не претерпела – они остались прежними, однако территориальная сфера ее деятельности теперь становилась шире. Совет и председатель камеры по-прежнему избираются на один год, но число членов совета увеличивается: теперь их 16 вместо прежних четырех.
Таким образом, организация австрийской адвокатуры до 1868 г. базировалась на следующих принципах: ограничение числа адвокатов определенным количеством; зависимость адвокатов от министерства юстиции по вопросу о допущении к профессии, с одной стороны, и от апелляционных судов в дисциплинарном отношении, с другой; крайне ограниченная сфера деятельности сословных учреждений; определение гонорара судом [39, с. 34].
4 Юридическая помощь при осуществлении и защите прав в Республике Беларусь
4.1 Оценка правового режима реализации права на квалифицированную юридическую помощь
Несмотря на то, что сфера предоставления, получения квалифицированной юридической помощи в Республике Беларусь на достаточном уровне урегулирована, абсолютно беспрепятственной реализацию права на юридическую помощь назвать не представляется возможным, так как существует ряд аспектов рассматриваемого права, как законодательных, так и правоприменительных, нуждающихся в последующем совершенствовании и оптимизации [14, с.80].
К примеру, требует внимания такой элемент существующего порядка оказания юридической помощи со стороны органов публичной власти, препятствующий системному представлению граждан о возможностях получения юридической помощи, как деятельность органов публичной власти, подпадающая под характеристики юридической помощи, как правило, не именующаяся таковой в действующих нормативных правовых актах, устанавливающих их компетенцию.
Для решения обозначенной проблемы необходим такой правовой инструмент, который бы фиксировал не только статику общественных отношений, закрепленную в формальных источниках права (т.е. исходное состояние законодательного массива в области обеспечения доступной среды), но и фактическую ситуацию на уровне реализации нормативно-правовых возможностей на предмет урегулированности конкретной правовой ситуации, востребованности (или невостребованности) правовых средств для удовлетворения потребностей соответствующей категории граждан, характеризующую то, как на практике действуют нормы права, направленные на регламентацию определенного участка правовой жизни для создания желаемого правового климата, определения степени обеспеченности прав и законных интересов субъектов права [14, с.82].
Представляется, что таким политико-правовым средством, в полной мере удовлетворяющим вышеуказанным требованиям, выступает категория правового режима, которая, во-первых, на уровне нормативных правовых актов отражает особенности реализации права на юридическую помощь теми или иными субъектами, в том или ином регионе; во-вторых, обозначает реальное состояние удовлетворенности или неудовлетворенности потребностей в юридической помощи, обусловленных теми или иными объективно-субъективными факторами, свойственными конкретному временному периоду развития общественных отношений в сфере юридической помощи и т.д.
Таким образом, сфера реализации конституционного права на квалифицированную юридическую помощь нуждается в модификации путем ее интегрирования в рамки единого правового режима и последующего исследования. Центральным элементом такого правового режима должна стать оценочная деятельность, предполагающая анализ определенного участка социальных отношений на предмет наличия или отсутствия содействующих и препятствующих факторов в реализации права на получение юридической помощи.
Анализ и оценивание фактических данных реализации права на квалифицированную юридическую помощь предоставляют возможность непосредственного отслеживания реальных условий и средств реализации данной правовой возможности, совокупность которых позволяет выявить состояние реальной возможности или невозможности пользования правом, что свидетельствует о том или ином виде правового режима (благоприятном или неблагоприятном) [75, с.317].
Основными этапами такой деятельности по оценке правового режима реализации права на квалифицированную юридическую помощь должны являться:
– во-первых, изучение нормативной составляющей (нормативных правовых актов, иных формальных источников права) реализации права на юридическую помощь с целью выявления тех или иных законодательных изъянов (пробелов, коллизий, нарушений, неточностей, иными словами, нормативных препятствий в реализации прав и законных интересов и пр.) и, наоборот, содействующих реализации права факторов (вариативность реализации правовой возможности, обеспеченность реализации достаточными гарантиями и пр.).
На данном этапе представляется возможным и необходимым сделать вывод о степени благоприятности нормативного правового режима реализации права на юридическую помощь для ответа на вопрос: достаточно ли законодательно закрепленных правовых средств и механизмов реализации права для их дальнейшего эффективного совокупного действия на практике.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
1. Конституция Республики Беларусь 1994 г. рассматривает человека, его права и свободы как высшую ценность. Основные положения, закрепленные Конституцией, касаются отношения государства к людям, которые служат условиями для решения всех проблем конкретного правового регулирования статуса человека и гражданина в Республике Беларусь.
Кроме того, существует множество прав (а, следовательно, и задач – это показывает дуализм закона), связанных с различным статусом человека – авторские права, имущественные права и т. д. Все права этой отрасли контролируются законодательством и, поскольку все законы Республики Беларусь основаны на принципе верховенства права, закрепленном в Конституции. Только конституционные права и свободы имеют такой всеобъемлющий характер – как для каждого человека, так и для каждого гражданина Республики Беларусь.
Исходя из различных определений, права человека можно трактовать в качестве неотъемлемых прав каждого человека, на которые не могут оказывать влияние его национальность, место жительства, пол, этническая принадлежность, цвет кожи, религия, язык или любые другие признаки. Люди обладают правами человека в равной степени, то есть без всякого рода дискриминации. Данные права являются взаимосвязанными, взаимозависимыми и неделимыми.
2. Юридические свойства прав и свобод включают в себя следующие:
– особенности, в том числе ранее указанные нами, основных прав и свобод своих граждан.
– эти права, как правило, распространяются на всех, они одинаковы и единообразны для всех и вся, и всем дана возможность пользоваться своими правами;
– они не приобретаются и не отчуждаются по воле гражданина и др.
3. Конституции прямо предусмотрено, что право на юридическую помощь для осуществления и защиты прав и свобод может быть реализовано гражданином: в любой временной момент; в любом органе, учреждении, организации; в отношениях с любыми должностными лицами и гражданами.
Следовательно, право на юридическую помощь, включая помощь адвоката, подлежит беспрепятственному и своевременному обеспечению, в том числе на любой стадии уголовного процесса и вне зависимости от конкретного процессуального положения гражданина.
Данное право служит гарантией осуществления других закрепленных в Конституции прав, в том числе права на судебную защиту; права на разбирательство дела судом на основе состязательности и равенства сторон в процессе.
4. При общей схожести, а зачастую и идентичности законодательных формулировок, очевидно, что само содержание и механизм реализации рассматриваемого конституционного права получили в государствах постсоветского пространства весьма различное наполнение. В этой связи определенный научный интерес представляет сравнительный анализ конституционного права на получение бесплатной юридической помощи в России и Беларуси. Несмотря на существенные различия в подходах к реализации права на получение бесплатной юридической помощи, Российская Федерация и Республика Беларусь признают и гарантируют первостепенную значимость такого права, без которого реализация других естественных прав человека не может быть признана эффективной.
5. Адвокатура как юридический институт в любом государстве призвана оказывать содействие утверждению единства теории и практики применения права, усилению защищенности прав и свобод граждан, которые гарантированы законами.
Адвокатура в мировой юридической практике имеет свою историю становления и развития, которая повлияла и на развитие адвокатуры в нашем государстве. История становления и развития адвокатуры уходит своими истоками еще в древность. Изначально институт представительства и адвокатуры рассматривались как родственные институты.
6. Адвокатура в Республике Беларусь имеет многовековую историю. Она берет свое начало с XVI столетия, когда данный институт получил законодательное утверждение.
На каждом периоде развития адвокатуры наблюдались сложные взаимоотношения адвокатуры и государства. В связи с этим принятый закон указывал на независимость адвокатуры от государства, обеспечение которой было возложено на Министерство юстиции Беларуси. Оно издавало акты, посредством которых регулировалась деятельность адвокатуры, контролировало соблюдение ею законодательства, выдавало лицензии адвокатам и т.п.
1. Кунцевич, К.Н. Конституционное право Республики Беларусь: учебник / К.Н.Кунцевич. – М.: Книжный дом, 2016. – 321 с.
2. Синюкова, Т.В. Юридические гарантии как метод регулирования правового положения личности / Т.В. Синюкова // Вопросы теории государства и права. – 2017. – № 9.– С. 15–26.
3. Калашников, С.В. Система конституционных гарантий обеспечения прав и свобод граждан в условиях формирования гражданского общества / С.В. Калашников // Государство и право. – 2015. – № 10. – С. 17-25.
4. Конституция Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2005. – 48 с.
5. Еремеева, Е.А. Механизм защиты прав и свобод человека и гражданина: понятие, структура, непосредственное действие / Е.А. Еремеева // Конституционное право. – 2016. – № 2. – С.7-21.
6. Лучин, В.О. Конституционные институты / В.О. Лучин // Современный конституционализм. – 2015. – № 4. – С.13-22.
7. Лазарев, В.В. Общая теория права и государства: учебник / В.В. Лазарев. ̶ М.: Юристъ, 2016. ̶ 467 с.
8. Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года // Организация Объединенных Наций [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pactpol.shtml.
9. Матузов, Н.И., Малько, А.В. Теория государства и права: учебник / Н.И. Матузов, А.В. Малько. ̶ М.: Юристъ, 2014. ̶ 269 с.
10. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка / В.И. Даль. – Т. 1. – М., 1955. – 760 с.
11. Погорелова, О. А. Права человека: курс лекций / О. А. Погорелова. – Барановичи : БарГУ, 2016. – 151 с.
12. Кондрашев, А.А., Пикулева, И.В. Правовые режимы конституционного права на бесплатную юридическую помощь: подходы к пониманию и методика оценки / А. А. Кондрашев, И. В. Пикулева // Евразийский юридический журнал. – 2018. – № 10. – С. 119-129.
13. Бутылин, В. Н. Обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Курс лекций / В. Н. Бутылин. – М. : Наука, 2017. – 240 с.
14. Акименко, К.В. Государственно-правовой механизм защиты гражданских прав и свобод человека в Республике Беларусь: теория и практика / К.В. Акименко. – Минск: Право и экономика, 2018. – 171 с.
15. Салчак, А. А. Договор об оказании юридических услуг: особенности гражданско-правовой ответственности его участников : дис. … канд. юрид. наук / А. А. Салчак – М.: Норма, 2016. – 197 с.
16. Балашенко, С.А. Права человека : учеб. пособие / С. А. Балашенко [и др.]. – Минск : Юнипак, 2015. – 200 с.
17. Резник, Г. М. К вопросу о конституционном содержании понятия «квалифицированная юридическая помощь» / Г. М. Резник // Адвокат. – 2017. – № 4. – С. 25-27.
18. Романец, Ю. В. Общая характеристика договоров оказания юридических услуг (поручение, комиссия, агентирование) / Ю. В. Романец // Законодательство. – 2018. – № 4. – С. 38-41.
19 Основные принципы, касающиеся роли юристов от 27 августа-7 сентября 1990 года // Организация Объединенных Наций [Электронный ресурс]. – Москва, 2020. – Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/role_lawyers.shtml.
20. Змиевский, Д.В. Конституционные принципы осуществления государственной власти в странах постсоветского пространства / Д.В. Змиевский // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. – 2012. – № 3. – С. 165-174.
21. Бабаев, В.К. Общая теория права / В.К. Бабаев. – Н. Новгород: Пламя, 2016. – 544 с.
22. Казарян, С.А. Сравнительный анализ законодательства, регулирующего оказание бесплатной юридической помощи на территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации / С.А. Казарян // Новый юридический вестник. – 2018. – № 1. – С. 6–10.
23. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (ред. от 21.07.2014). – М. : Юрист, 2015. – 48 с.
24. Андреев, В.В. Реализация конституционного права граждан на юридическую помощь в Российской Федерации / В.В. Андреев // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. – 2018. – № 1. – С. 195–202.
25. Яткевич, О.Г. Уровень разработанности понятия «реализация права человека на квалифицированную юридическую помощь» / О.Г. Яткевич // Юрист. – 2014. – № 4. – С. 4–8.
26. Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации: Федеральный закон от 31.05.2002 № 63-ФЗ : в ред. от 02.12.2019 г. // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. – Минск, 2020.
27. О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации: Федеральный закон от 21.11.2011 № 324-ФЗ: в ред. от 26.07.2019 г. // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. – Минск, 2020.
28. Бахорина, С.Э. Бесплатная юридическая помощь и юридические клиники Республики Беларусь / С.Э. Бахорина // Юридическая наука и правоприменительная практика. – 2016. – С. 272–283.
29. Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 30 дек. 2011 г., № 334-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
30. Змиевский, Д.В., Павлов, С.Ю. Особенности реализации конституционного права на получение бесплатной юридической помощи / Д.В. Змиевский, С.Ю. Павлов // Вестник Российского университета кооперации. – 2016. – № 1 (23). – С. 110-112.
31. Тимошкина, О.А. История становления института нотариата и адвокатуры, как органов, обеспечивающих права и свободы человека и гражданина / О.А. Тимошкина // Евразийский Союз Ученых. – 2015. – № 3 (12). – С. 161–162.
32. Евангелие от Луки [Электронный ресурс] // Официальный сайт Московского Патриархата. – Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/bible/lk/.
33. Егоров, С. Историко-правовые изыскания В. Сокольского / С. Егоров // Законность. – 2016. – № 11. – С. 14–15.
34. Рогаткин, А.А. История российской адвокатуры : краткий обзор / А.А. Рогаткин // Адвокат. – 2016. – № 9. – С. 14-20.
35. Осадчук, Е.И. История зарождения и развития адвокатуры в Царской России / Е.И. Осадчук // Ученые записки Орловского государственного университета. – 2017. – № 4 (54). – С. 81–85.
36. Казачанская, Е. Австрийская адвокатура : особенности возникновения и развития / Е. Казачанская // Генезис гения. – 2017. – № 8. – С. 155–157.
37. Васьковский, Е.В. Организация адвокатуры. Очерк всеобщей истории адвокатуры / Е.В. Васьковский. – Ч.1. – СПб. : Питер, 2013. – 621 с.
38. Винавер, М.М. Очерки об адвокатуре / М.М. Винавер. – СПб. : Питер, 2012. – 218 с.
39. Гессен, И.В. Адвокатура, общество, государство / И.В. Гессен. – М.: Советы присяжных поверенных, 2014. – 623 с.
40. Фукса, О.Б. Суд и адвокатура в Турции / О.Б. Фукса. – Харьков : Рус. типо-лит., 2019. – 68 с.
41. Конгин, А.И. Адвокатура как правовой институт гражданского общества / А.И. Конгин // Образование и право. – 2015. – № 7 (71). – С. 19-24.
42. Власов, И.С. Организация адвокатуры в зарубежных странах / И.С. Власов. – М. : ВНИИСЗ Минюста СССР, 2017. – 240 с.
43. Юнусов, А.С. Проблемы организации и функционирования адвокатуры / А.С. Юнусов // Евразийская адвокатура. – 2016. – № 2 (21). – С. 16–22.
44. Бородин, С.В. Реформа адвокатуры во Франции : исторический опыт / С.В. Бородин // Евразийская адвокатура. – 2015. – № 3 (16). – С. 16–19.
45. Гаврилов, А.В. История адвокатуры Англии / А.В. Гаврилов // Альманах современной науки и образования. – 2017. – № 2 (2). – С. 281–283.
46. Нечевин, Д.К. Институт адвокатуры : история и современность : монография / Д.К. Нечевин. – М. : Русайнс, 2018. – 112 с.
47. Грудцына, Л. Ю. Российской адвокатуре 140 лет : историческая ретроспектива / Л.Ю. Грудцына // Адвокат. – 2015. – № 10. – С. 11-17.
48. Деханов, С.А. Адвокатура, гражданское общество, государство / С.А. Деханов // Адвокат. – 2017. – № 12. – С. 55-64.
49. Чайчиц, В. Становление адвокатуры Беларуси / В. Чайчиц // Юстиция Беларуси. – 2018. – № 7. – С. 20–24.
50. Мартинович, И.И. Адвокатура в БССР : исследование / И.И. Мартинович. – Минск : Амалфея, 2017. – 174 с.
51. Плиговка, М.А. Адвокат в гражданском процессе : курс лекций / М.А. Плиговка. – Витебск : ВГУ им. П.М. Машерова, 2016. – 51 с.
52. Мартинович, И.И. Адвокатура Беларуси : история и современность / И.И. Мартинович. – Минск : Тесей, 2017. – 176 с.
53. Любич, О. Закон об адвокатуре: мнение адвоката / О. Любич // Юридический мир. – 2018. – № 2. – С. 13-23.
54. Общий кодекс адвокатов Европейского Сообщества // Московское юридическое бюро [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://xn--80acb5ajmepe8k.xn--p1ai/2391-kodeks-es.html.
55. Рекомендация R (2000) 21 Комитета Министров Совета Европы государствам-членам о свободе осуществления профессии адвоката (принята Комитетом Министров 25 октября 2000 г. на 727-ом заседании Заместителей Министров) // СПС «Гарант». [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://base.garant.ru/71493608/.
56. Стандарты независимости юридической профессии Международной Ассоциации Юристов // Консалтинговая группа Ардашев и Партнеры [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ardashev.ru/index.php/article/archive/260.
57. Липов, С.А. Ювенальная юстиция в России: прошлое и настоящее / С.А. Липов // Ученые записки Российского государственного социального университета. – 2016. – № 1. – С. 10-15.
58. Никитина, Л.В. Развитие идей института ювенальной юстиции / Л.В. Никитина // Бизнес в законе. – 2015. – № 11. – С. 52–57.
59. Анучкина, А.Д. Роль адвоката в ювенальном судопроизводстве по делам несовершеннолетних / А.Д. Анучкина // Пробелы в российском законодательстве. – 2018. – № 7. – С. 44–48.
60. Рагулин, А.В. Современные проблемы и тенденции профессионального развития адвоката / А.В. Рагулин // Евразийская адвокатура. – 2017. – № 5. – С.14–21.
61. Торгашев, Г.А. Становление и развитие представлений о праве и справедливости / Г.А. Торгашев // Правовая инициатива. – 2016. – № 4. – С. 11–16.
62. Галушкин, А.А. Актуальные вопросы деятельности адвокатских образований на современном этапе / А.А. Галушкин // Право и экономика. – 2019. – № 3. – С. 22–28.
63. Игнатов, С.Д. Концептуальные основы организации адвокатуры (вопросы теории и практики) : монография / С.Д. Игнатов. – М.: Норма, 2016. – 280 с.
64. Стремоухов, А.В. Правовая защита человека / А.В. Стремоухов. – М. : Эксмо, 2016. – 352 с.
65. Об утверждении Правил профессиональной этики адвоката: постановление Министерства юстиции Респ. Беларусь, 6 февр. 2012 г., № 39 // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
66. О Фонде социальной защиты населения Министерства труда и cсоциальной защиты: Указ Президента Респ. Беларусь, 16 янв. 2009 г., № 40 // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
67. Германское гражданское уложение [Электронный ресурс] // Конституции. – Режим доступа: http://constitutions.ru/?p=3684.
68. Тушкин, А.А. Отрицательные аспекты деятельности адвокатского бюро по законодательству Республики Беларусь / А.А. Тушкин // Тенденции развития юридической науки в Беларуси. – Минск: БГЭУ, 2017. – С. 206–208.
69. Функ, Я.И. Управление адвокатским бюро по праву Республики Беларусь / И.Я. Функ // Промышленно-торговое право. – 2017. – № 4. – С. 41–47.
70. О налоговом консультировании: Указ Президента Респ. Беларусь, 19 сент. 2017 г., № 338 // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
71. Агапов, Т.В. Суды и судебный процесс в Великобритании / Т.В. Агапов. – М.: Эксмо, 2016. – 75 с.
72. Романов, А.К. Правовая система Англии / А.К. Романов. – М.: Юрайт, 2016. – 284 с.
73. Косарев, М.А. Правовой статус адвоката в иностранных государствах / М.А. Косарев // Право и политика. – 2016. – № 6. – С. 136–151.
74. Об адвокатах и юридическом представительстве: Закон КНР от 15 мая 1997 г. // Корпорация [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://law.uglc.ru/lawyer.htm.
75. Алиев, З.Г. Роль гарантий прав человека в правовом государстве / З.Г. Алиев // Актуальные проблемы права. – СПб.: Питер, 2018. – С. 313–326.
76. Витрук, Н.В. Основы теории правового положения личности в социалистическом обществе / Н.В. Витрук. – М.: Наука, 2015. – 229 с.
77. Уголовно-процессуальный кодекс Республики от 16 июля 1999 г., № 295–З: принят Палатой представителей 24 июня 1999 года: одобрен Советом Республики 30 июня 1999 года: в ред. от 09.01.2019 г. // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
78. О некоторых вопросах правового просвещения населения: постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 19 ноября 2010 г. №98 // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
79. Майер, Д.И. Русское гражданское право. Классика российской цивилистики / Д.И. Майер. – 3-е издание. – Москва.: Статут, 2015. – 831 с.
Работа защищена на оценку "8" с одной доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 76.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты