Введение
На всех стадиях уголовного процесса при раскрытии, расследования, рассмотрения уголовных дел важное значение имеет выполнение задач борьбы с преступностью. Достижение этой цели определяется тем, насколько научно обосновано, тактически правильно и в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона проведено расследование. Для достижения полного и объективного расследования немаловажно значение имеет такое следственное действие, как допрос.
Допрос является одним из самых распространенных следственных и судебных действий, он занимает особое место среди предусмотренных законом способов доказывания с точки зрения приемов его осуществления и возможностей в доказывании обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения уголовного дела. Допрос – многоплановое правовое явление, которое можно рассматривать как следственное действие; как один из предусмотренных законом способов собирания и проверки доказательств; как институт права; как одно из полномочий органов уголовного преследования и суда; как форму проявления уголовного преследования; как один из предусмотренных законом способов изобличения лиц, виновных в совершении преступления; как процессуальный способ формирования показаний; как способ защиты: подозреваемым – от подозрения, обвиняемым – от обвинения; как способ защиты своих прав и законных интересов потерпевшего от преступления; как способ легализации фактических данных, полученных в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий.
Объектом исследования выступает допрос как способ собирания и исследования доказательств и средство обеспечения прав личности в уголовном судопроизводстве, особенности его правовой природы и регламентации.
Предметом исследования являются нормы права, регламентирующие процессуальный порядок производства допроса, процессуальные, психологические и тактические особенности производства допроса подозреваемого и обвиняемого.
Целью настоящей работы является изучение тактических и психологических особенностей допроса, сформулировать современное представление о правовой природе и назначении допроса, осветить процессуальный порядок допроса; о определить возможные варианты развития данного института уголовно-процессуального права.
Достижение поставленной цели обеспечивалось путем решения следующих задач:
- исследовать понятие и сущность допроса, процессуальный порядок проведения допроса;
- выявить психологические особенности допроса;
- обосновать и раскрыть основные элементы тактики проведения допроса;
- исследовать особенности допроса несовершеннолетних обвиняемых и подозреваемых;
- рассмотреть порядок фиксации хода и результатов допроса.
Методы, которые использовались в процессе исследования: общие и частные научные методы – метод анализа и синтеза, системно-структурный, исторический, формально-юридический, сравнительно-правовой.
Теоретической основой проведенного исследования послужили труды таких специалистов в области уголовного права, криминологии, криминалистики, как Н.И. Порубов, А.Н. Порубов, Л.Б. Алексеева, Д.А. Полищук, Ю.В. Гаврилин, А.В. Победкин, В.Н. Яшин, Р.Е. Лобусев, Е.В. Евсюкова, Н.А. Селиванов, В.И. Теребилов и др.
Актуальной данную тему можно назвать потому, что провозглашение Конституцией Республики Беларусь человека, его прав и свобод высшей ценностью, закрепление и развитие в отраслевых законодательных актах принципа охраны прав и свобод человека и гражданина повышают ответственность правоохранительных органов и судов за выполнение возложенных на них задач. В первую очередь это касается уголовного судопроизводства, основное назначение которого состоит в защите прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, а также в защите личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод.
Эффективность уголовно-процессуальной деятельности по осуществлению уголовного преследования лиц, виновных в совершении преступлений, и защиты личности от незаконного и необоснованного обвинения во многом определяется качеством законодательной регламентации и практики использования предусмотренных законом процессуальных действий, направленных на собирание и исследование доказательств по уголовному делу, обеспечению прав участников уголовного судопроизводства. К числу таких действий, прежде всего, относится допрос.
Несомненно, выбранная тема диссертационной работы «Допрос подозреваемого, обвиняемого на стадии предварительного расследования» является актуальной, обсуждаемой и вызывает множество вопросов в теории и на практике. Главным образом, это объясняется тем, что допрос носит сложный и многогранный характер. Он как уголовно-процессуальная деятельность по установлению интересующих органы предварительного расследования обстоятельств и фактов включает в себя процессуальный, тактический, организационный, психологический, педагогический, этический аспекты.
1 Общая уголовно-процессуальная и криминалистическая характеристика допроса
1.1 История допроса
Изучению допроса в криминалистике традиционно уделяется большое внимание. Нет уголовных дел, при расследовании которых следствие и суд не прибегали бы к допросу свидетелей, потерпевших, подозреваемых, обвиняемых и подсудимых. В силу этого эффективность расследования по делу в значительной части зависит от эффективности производства допросов и использования их результатов в процессе доказывания. Необходимо отметить, что в отличие от других средств доказывания допрос не требует значительных материальных затрат, его успех во многом, если не во всем зависит от личных качеств и профессиональных навыков следователя.
История допроса в России берет начало с указов царя Алексея Михайловича (1649) и императора Петра 1 (1732-1712 гг.) о «доведении» доноса, т.е. об упоре в работе с подозреваемым не только на получение признательных показаний, но и их подтверждение в ходе других допросов.
Забегая вперед, отметим, что история отечественной юриспруденции знает лишь краткие периоды, в течение которых центр тяжести был перенесен с получения «признательных» показаний на поиск иных доказательств по делу. Таким было время судебной реформы Александра II, начавшейся в 1861 году, когда за это боролись такие ученые и юристы практики, как В.Д. Сласович, Г.С. Фельдзтейн, Л.Е. Владимиров, Д. Тальберг, Н.С. Таганцев, Н.Д. Сергеевский. Интересно отметить, что и Владимиров, и Тальберг, говоря о теории допроса противопоставляли «искусство» допроса иным техническим возможностям криминалистики, которые стали развиваться на рубеже веков. Именно тогда отечественные ученые громко заговорили об изучении личности обвиняемого для возможности выяснить «свойства обвиняемого, которыми вызваны движущие побуждения его преступного деяния, или наоборот, с которыми это находится в прямом противоречии. Н.С. Таганцев тогда же утверждал, что для успешного осуществления раскрытия преступления необходимо добиться от допрашиваемого осознания как фактических, так и юридических признаков деяния. [1, с. 306]
В истории послереволюционных представлений о допросе можно выделить несколько периодов: I период продолжался с 1917 по 1929 год (до конца НЭПа). Это был период становления тактики допроса, характеризующийся значительным вниманием к показаниям свидетеля и обвиняемого. Необходимо отметить, что это внимание к показаниям свидетеля и обвиняемого в большой степени было обусловлено серьезными успехами отечественной науки дореволюционного и данного периода в области психологии человека. Достаточно вспомнить имена Бехтерева, Павлова, Сеченова, Ухтомского, Лурии, Узнадзе, Выготского и др.
В середине двадцатых годов на первом этапе становления теории допроса в ее разработке наметился существенный прорыв. Это было связано с доктриной формирования «нового человека» и поиском научных основ для этого. Одним из способов перестройки личности был признан психоанализ.
В конце 1923 года Л.Д. Троцкий обратился с личным письмом к И.П. Павлову, в нем он выступил с предложением соединить павловскую теорию условных рефлексов с фрейдовским психоанализом. На призыв Троцкого 74-летний Павлов не ответил (эти два учения до сих пор не пришли в согласие между собой), однако в России началась активная психоаналитическая работа, которая закончилась в середине двадцатых вместе с потерей Троцким своего влияния. [2] В те годы в ГПУ и прокуратуре под руководством Вышинского была организована деятельность по разработке детектора лжи (в отличие от американского он должен был работать не на электрических, а на пневматических датчиках). К этому был привлечен А.Р. Лурия, впоследствии прославившийся своими работами по психофизиологии, в том числе применительно к допросу. Второй период в развитии теории допроса охватывает время с 1929 до начала 50-х годов. Это время характеризуется застоем в теории, отрывом от исследований в других дисциплинах. За исключением некоторых связанных с допросами разработок военных лет, ничего нового в эти годы создано не было. Уже к началу тридцатых все разработки предыдущего десятилетия отправляются в архив. Вышинский начинает разрабатывать свою теорию о «признании - царице доказательств», которая на долгие годы станет господствующей, в отечественной криминалистике. Помимо снижения интереса криминалистов к психологической составляющей допроса, имело место и обратное снижение интереса психологов к криминалистике. Во многом обоснованная критика взглядов психологической школы права, основателем которой являлся Л.И. Петражицкий (1867-1931), некорректно излагавшей соотношение психологических и социальных установок права, роль осознанно управляемого поведения в уголовно-релевантной сфере, сформировала достаточно устойчивое негативное отношение профессиональных психологов к изучению психологических проблем расследования преступления. [3, c. 54] Кроме того, негативную роль сыграла жесткая официальная критика ошибок антропологической и социологической школ уголовного права, она повлекла за собой боязнь личностного подхода при изучении уголовно-правовых проблем. С середины тридцатых в ходе допроса, пытки и другие (например, медикаментозные) способы воздействия на волю вновь занимают главенствующее место.
2 Тактические приемы допроса, их психологические особенности
2.1 Подготовка к допросу
Подготовка к допросу включает в себя:
• Собирание исходных данных для допроса;
• Тактическое обеспечение допроса;
• Выбор момента и места допроса и определение способа вызова на допрос;
• Техническое обеспечение допроса.
Собирание исходных данных допроса является непременным элементом подготовки к допросу, который определяет его успех и эффективность. Исходные данные для допроса по своим источникам и содержанию неоднородны. Среди них, прежде всего необходимо выделить те, которые относятся к предмету допроса.
При подготовке к допросу следователь должен определить круг обстоятельств, в отношении которых предстоит получить показания допрашиваемого. При отсутствии у следователя чёткого представления об этих обстоятельствах допрос лишиться целеустремлённости, в показаниях, с одной стороны, неизбежно будут пробелы, а с другой стороны, - ненужные, не имеющие отношения к делу данные.
В материалах дела могут быть данные, относящиеся к предмету предстоящего допроса. Для их выявления (как с целью подготовки к допросу, так и для последующего использования при необходимости во время самого допроса) следователь изучает материалы дела – специально под углом зрения предстоящего допроса. Полученная таким образом информация в виде выписок из материалов дела или заметок о том, на каких его листах содержаться нужные для допроса данные и какие именно, систематизируются применительно к обстоятельствам, подлежащим выяснению при допросе. Особо выделяются данные, относящиеся к вопросу о виновности данного лица в совершённом преступлении - при подготовке к допросу обвиняемого.
Информация, относящаяся к предмету допроса, может носить специальный характер. Это может потребовать от следователя ознакомления со специальной литературой, теми или иными технологическими процессами, порядком документ – и товарооборота на предприятии, системой учёта и отчётности и др. При этом он может использовать консультации специалистов, данные содержащиеся в заключениях экспертов по делу, справочные материалы.
Информация, относящаяся к предмету допроса, может быть получена и из оперативных источников. Использование её при допросе осуществляется с соблюдением специальных правил и с учётом того, что такая информация имеет не доказательственное, а лишь ориентирующее значение.
К числу исходных для допроса данных относятся сведения о личности допрашиваемого. [25; с. 45] Объём таких данных, которые необходимы следователя, зависит от процессуального положения лица, обстоятельства дела, предмета предстоящего допроса и значения показаний данного лица. Особую важность приобретает изучение личности обвиняемого, необходимое не только для проведения успешного его допроса, но и для расследования в целом, а также для правильного решения дела в суде и последующей работы по исправлению и перевоспитанию осуждаемого.
Данные о личности допрашиваемого относятся к его психофизиологическими свойствами и состоянию, общественно - политической и трудовой деятельности, отношению к коллективу и коллектива к нему, моральному облику и поведению в быту, отношению к другим лицам, проходящим по делу, они могут быть почерпнуты из материалов дела и оперативных источников либо специально полученными методами, рекомендуемыми для этой цели психологической наукой: в результате наблюдения за субъектом, в беседе, путём анализа деятельности (в том числе и способа совершения и сокрытия преступления), обобщением независимых характеристик, даваемых субъекту различными лицами, по различным поводам и в различных ситуациях.
Изучение личности допрашиваемого помогает следователя определить особенности, которые приобретает у него процесс формирования показаний, предположить какова будет линия поведения на допросе, и выработать тактику допроса.
Письменный план допроса предпочтительно составить в тех случаях, когда предстоит сложный допрос, связанный с выяснением широкого круга обстоятельств, с использованием значительной исходной информации, в том числе и оперативной, трудный в тактическом отношении. План составляется в произвольной форме, например,
1) Обстоятельства, подлежащие выяснению.
2) Имеющие данные (источник, листы дела).
3) Вопросы допрашиваемому.
4) Заметки о тактике.
В ситуации, обусловливающей дефицит времени на подготовку к допросу, а также при подготовке к простым допросам допустимо мысленное планирование допроса или составления письменного плана по упрощенной форме, иногда в виде простого перечня вопросов, которые будут заданы допрашиваемому. [26; с. 34]
3 Особенности допроса несовершеннолетних
Допрос несовершеннолетнего участника уголовного процесса, как следственное действие, имеет свои определенные особенности уже на стадии подготовки к допросу. Так, в ходе подготовки к допросу несовершеннолетнего следователь обязан выполнить комплекс мероприятий, направленных на обеспечение оптимальных условий производства допроса.
К ним относятся:
1. Решить вопрос о месте допроса несовершеннолетнего. По общему правилу, несовершеннолетние допрашиваются в месте производства следствия, а по усмотрению следователя – в месте нахождения несовершеннолетнего. Определяя место допроса несовершеннолетнего свидетеля (потерпевшего), следует исходить из того, что подростка в возрасте 14–16 лет желательно допрашивать в рабочем кабинете, так как официальная, деловая обстановка в сочетании с разъяснением следователя о необходимости рассказать все, что подростку известно по делу, подчеркивает важность происходящего и настраивает на дачу полных и правдивых показаний. Для допроса малолетних свидетелей (потерпевших) следует избирать иное место, более им привычное (школа, дом, дошкольное воспитательное учреждение). Иногда допрос целесообразно производить на месте, где подросток наблюдал событие (факт, явление), по поводу которого ему предстоит давать показания.
Помимо этого, необходимо отметить о существующих, в том числе и в Республике Беларусь, дружественных комнатах, где следователи практикуют допрашивать малолетних потерпевших и свидетелей. Такие комнаты эффективны тем, что обстановка, которая в них создается, позволяет малолетнему рассказать о произошедших событиях, что безусловно имеет большое значение для раскрытия преступления.
Как было отмечено в настоящее время в Республике Беларусь действуют комнаты опроса, где допрос ребят, ставших жертвами и свидетелями насильственных преступлений, проходит в дружественных им условиях.
Комната представляет собой небольшое изолированное помещение с глухими стенами нежно-персикового цвета (а не серого, как это принято в США), чтоб ребенок чувствовал себя уютно. Оно оборудовано панорамной камерой и чувствительным микрофоном. Во время опроса в помещении находятся только допрашиваемый (несовершеннолетний пострадавший или свидетель) и интервьюер (психолог или педагог), остальные участники процесса (следователи, адвокаты, судмедэксперты и другие) наблюдают за происходящим в смежной комнате на экране телевизора. При этом они могут задать свой вопрос жертве или свидетелю через психолога (у него есть наушник). Таким образом, ребенок может избежать травмирующего и нежелательного для него общения со множеством чужих людей, полностью доверившись всего одному человеку – психологу (педагогу).
Допрос детей, ставших жертвами и свидетелями насильственных преступлений – это повторная психологическая травма, поскольку ребенку приходится заново вспоминать и воспроизводить пережитое. Риска повторной травматизации можно избежать, если допрашивать в так называемых дружественных комнатах. Преимуществом дружественного детям допроса является сохранение психики ребенка и повышения надежности и качества показаний. Конечно, оборудовать такие комнаты стоит определенных финансовых затрат, поэтому организовать в каждом районном центре наличие таких комнат невозможно, да и будет ли это целесообразно. На наш взгляд, в этом нет необходимости, если район маленький и уровень преступности невысокий, и не были зарегистрированы случаи насильственных преступлений по отношению к детям. Лишь в больших городах, где это действительно целесообразно необходимо создание таких комнат, а в иных случаях лучше выехать для допроса в школу или детский сад.
Несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого допрашивают в месте производства следствия: в рабочем кабинете следователя либо в изоляторе временного содержания, если несовершеннолетний задержан или заключен под стражу, а по усмотрению следователя – в месте нахождения несовершеннолетнего. Допрос в официальной обстановке необходим для того, чтобы несовершеннолетний обвиняемый или подозреваемый не воспринял допрос как увещевательную беседу. [35, с. 229]
2. Определить день и время допроса. Допрос несовершеннолетнего свидетеля (потерпевшего) должен быть произведен как можно быстрее после восприятия им обстоятельств, связанных с событием преступления. Это обусловлено тем, что восприятие несовершеннолетнего поверхностно, и образы (представления), запечатленные в его памяти, быстро стираются под влиянием новых впечатлений, если наблюдаемое им событие (факт, явление) не имеет для него резкого эмоционального значения. Кроме того, актуальность своевременного допроса состоит в том, что несовершеннолетние (особенно малолетние) довольно легко поддаются преднамеренному и непреднамеренному внушению, в результате чего могут незаметно для себя подменить собственное восприятие высказываниями других лиц, с которыми они общались до допроса. Если в результате сильных переживаний от увиденного (услышанного) у несовершеннолетнего наступила психологическая заторможенность, то допрос следует отложить до тех пор, пока несовершеннолетний сможет давать показания. [36, с. 369]
Заключение
Проведенное диссертационное исследование позволяет сделать следующие выводы.
Допрос в ходе расследования - это процесс получения доказательств от лица, имеющего информацию, имеющую отношение к расследуемому делу. Допрос является наиболее распространенным способом получения доказательств. В то же время допрос является одним из самых сложных следственных действий; его производство требует от следователя высокой общей и профессиональной культуры, глубоких знаний о людях, их психологии, а также владения тактическими и криминалистическими методами допроса.
Цель допроса состоит в том, чтобы получить от допрашиваемого лица правдивые, полные показания о событии преступления и лицах, совершивших его, о причинах и условиях, способствовавших совершению преступления, и других обстоятельствах, имеющих отношение к делу. Чтобы решить, какую тактику выбрать, следователь, прежде всего, должен знать психологические особенности допрашиваемого. Эти особенности зависят от процедурного положения человека и личных качеств допрашиваемого, процедурного порядка допроса. Допрос - это обычное следственное действие, в котором большое внимание уделяется современной процессуальной и криминалистической литературе. Допрос - это сложное следственное действие, имеющее процедурный, судебный, психологический, этический аспекты.
На успех допроса большое влияние оказывает подготовка к допросу. Этот этап очень важен и во многом определяет его успех. Планирование и подготовка к допросу включает три основных элемента:
а) организационные - обеспечение рационального ведения допроса (когда и где целесообразно проводить с точки зрения рационального использования бюджета время и возможности следователя - сегодня, завтра, утро, вечер, в одиночку или с помощником использовать технические средства и т. д.);
б) материально-правовой - определение полноты и взаимосвязи обстоятельств, подлежащих установлению;
c) тактические - установление соответствующих средств и методов для решения конкретных задач допроса (кого допрашивать раньше, какую информацию необходимо собирать или проверять для выявления ложных показаний, какой уровень «готовности» опрашиваемого к реализации предполагаемых тактических приемов). В ходе расследования у следователя часто возникает задача разоблачения допрашиваемого во лжи. Тактические методы обвинения человека, допрашиваемого в даче ложных показаний по своей природе и ориентации, можно разделить на три группы: методы эмоционального воздействия, методы логического воздействия, тактические комбинации.
Следует также отметить, что несовершеннолетние могут выступать в качестве допрашиваемых лиц в ряде категорий дел. Допрос несовершеннолетнего - сложная, многогранная деятельность следователя, представляющая собой совокупность определенных компонентов. Сложный и многогранный характер допроса несовершеннолетних заключается в том, что он, как уголовно-процессуальный, для установления обстоятельств и фактов, представляющих интерес для органов предварительного следствия, включает в себя процессуальные, тактические, организационные, психологические, педагогические, этические аспекты.
Конкретизируя вышеизложенное и обобщая всю работу, я хотел бы добавить, что цели этой работы были достигнуты в полном объеме, в связи с чем целесообразно внести следующие предложения:
Часть 1 статьи 434 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь изложить в следующей редакции: «1. Допрос несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого не может продолжаться без перерыва более одного часа, а всего - более четырех часов в день. В случае утомления несовершеннолетнего до истечения установленного времени допрос прерывается для остальных несовершеннолетних».
Часть 1 статьи 435 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь изложить в следующей редакции: «1. При допросе несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет участие учителя или психолога является обязательным, а от шестнадцати до восемнадцати лет по усмотрению следователя - лица, проводящего дознание».
По возможности чаще применяют на практике технические средства, позволяющие записывать показания опрошенных (аудио, видео, стенограмма). При проведении допроса следователь не может постоянно выходить для записи каждого поставленного вопроса и полученного ответа: страдает тактическая сторона следственного действия. Секретарь суда, который не обладает навыками стенографии, также не может дословно записать содержание речи каждого участника (скорость и ясность которого индивидуальны в каждом конкретном случае. Мировая практика пришла к выводу, что необходимо записывать результаты процессуальных действий с использованием технических средств. Только в этом случае можно утверждать, что задаваемые вопросы не были наводящими на размышления, не содержали угроз и других спорных незаконных моментов. процессуальные действия и полученный результат полностью верны.
1 Таганцев, Н.С. Русское уголовное право. Лекции: Часть общая: В 2-х т.. Т.2 / Н.С. Таганцев; сост. и отв. ред.: Загородников Н.И. - М.: Наука, 1994. - 393 c.
2 «Нева»: электрон. журн. ¬ – 1991. – №4. – URL: https://fantlab.ru/work987773. – Дата доступа: 20.12.2019.
3 Ситковская, О.Д. Психология уголовной ответственности / О.Д. Ситковская; науч. ред.: Миньковский Г.М. - М.: Норма, 1998. - 285 c.
4 Вышинский, А.Я. Проблема оценки доказательств в советском уголовном процессе / А.Я. Вышинский // Социалистическая законность. – М., 1936. – № 7 (июль). – URL: https://naukaprava.ru/catalog/435/736/5131/36416. – Дата доступа: 20.12.2019.
5 Порубов, Н.И. Научные основы допроса на предварительном следствии / Н.И. Порубов. - 3-е изд., перераб. - Минск: Вышэйш. шк., 1978. - 175 c.
6 Дулов, А.В. Судебная психология: учеб.пособие для студ. юрид. ин-тов и фак / А. В. Дулов. – изд. 2-е, испр. и доп. – Минск: Вышейшая школа, 1975. – 464 с.
7 Порубов, Н.И. Допрос в советском уголовном судопроизводстве / Порубов Н.И.. – 2-е изд., перераб. и доп. - Минск: Вышейшая школа, 1973. – 368 с.
8 Порубов, Н.И. Тактика допроса на предварительном следствии: Учеб. Пособие / Н.И. Порубов. – М.: Изд-во БЕК, 1998. – 197 с.
9 Мухин, Г.А. Криминалистика: учебник: в 3 ч. Ч. 2 Криминалистическая тактика / Г.Н. Мухина; М-во внутр. дел Респ. Беларусь, Акад. МВД. – Минск, 2010. – 243.
10 Коновалова, В.Е. Психология в расследовании преступлений / Коновалова В.Е. - Харьков: Вища шк. Изд-во при Харьк. ун-те, 1978. - 143 c.
11 Глазырин, Ф.В. Психология следственных действий / Ю.С. Сальников, И.Н. Сорокотягин, Ф.В. Глазырин // Проблемы психологии следственной деятельности. Сборник научных статей. - Красноярск: Изд-во Краснояр. ун-та, 1986. - С. 130-134.
12 Зорин, Г.А. Руководство по тактике допроса. Учебно-практическое пособие / Г.А. Зорин. - М.: Юрлитинформ, 2001. - 320 c.
13 Шейфер, С.А. Следственные действия. Система и процессуальная форма / С.А. Шефер. - М.: Юрлитинформ, 2001. - 208 c.
14 Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь, 16 июля 1999 г. // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
15 Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях, 21 апреля 2003 г. // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
16 Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный
ресурс] / Нац. Центр правовой формы информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2005.
– Режим доступа: http://www.pravo.by.
17 Шкаплеров, Ю.П. Следственные действия: пособие / Ю. П. Шкаплеров, И. В. Данько; М-во внутр. дел Респ. Беларусь, учреждение образования «Могилевский институт Министерства внутренних дел Республики Беларусь». – Могилев, 2017. – 107 с.
18 Занков, Л.В. Психология воспроизведения информации / Л.В. Занков. – М., 1941. – 18 с.
19 Новомейский, А.А. Наглядно-образное запоминание в условиях решения различных задач / А.А. Новомейский. – М., 1950. – 21 с.
20 Красносельских, А.А. Учет психологических особенностей формирования свидетельских показаний / А.А. Красносельских // – Вестник Московского университета. – 1957. – №2. – С. 120.
21 Белкина, Р.С. Криминалистика: учебник для вузов / Р.С. Белкина. – М.: Норма,2001. – 990 с.
22 Васильев, В.Л. Юридическая психология. Учебное пособие / В.Л. Васильев. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1974. - 96 c.
23 Игошев, К.Е. Типология личности преступника и мтотивация преступного поведения: учебное пособие / К.Е. Игошев. - Горький: Изд-во ГВШ МВД СССР, 1974. – 168 c.
24 Глазырин, Ф.В. Конспект лекций по судебной психологии / Ф.В. Глазырин. – Свердловск : УрГУ, 1978. – 90 с.
25 Глазырин, Ф.В. Изучение личности обвиняемого и тактика следственных действий. Учебное пособие / Ф.В. Глазырин. – Свердловск, 1973. – 156 c.
26 Ларин, А.М. Расследование по уголовному делу. Планирование, организация / А.М. Ларин. – М.: Юрид. лит., 1970. – 224 c.
27 Селиванов, Н.А. Первоначальные следственные действия / Н.А. Селиванов, В.И. Теребилов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юрид. лит., 1969. – 296 c.
28 Криминалистика: учебник / Н.И. Порубов, Г.И. Грамович, А.Н. Порубов, Г.В. Фёдоров; под общ. ред. Н.И. Порубова, Г.В. Фёдорова. – Минск: Вышю шк. – 2011. – 639 с.
29 Ищенко, Е.П. Криминалистика: учебник. / Е.П. Ищенко, А.А. Топорков. – М.: Юридическая фирма «КОНТРАКТ», «ИНФРА-М». – 2006. – 748 с.
30 Филонов, Л.Б. Психологические способы выявления скрываемого обстоятельства / Л.Б. Филонов. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. – 99 c.
31 Васильев, А.Н. Тактика допроса при расследовании преступлений / А.Н. Васильев, Л.М. Карнеева. – М.: Юрид. лит., 1970. – 208 с.
32 Горский, Г.Ф. Судебная этика. Некоторые проблемы нравственных начал советского уголовного процесса / Г.Ф. Горский, Л.Д. Кокорев, Д.П. Котов. – Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1973. – 271 c.
33 Петрухин, И.Л. Неприкосновенность личности и принуждение в уголовном процессе / И.Л. Петрухин; Отв. ред.: Михайловская И.Б. – М.: Наука, 1989. – 256 c.
34 Адамов, Ю.П. Лжесвидетельство. Происхождение, предотвращение и разоблачение ложных показаний / Ю.П. Адамов, А.Р. Ратинов. – М., 1976. – 135 c.
35 Григоренко, А.В. Руководство по расследованию преступлений: учебное пособие / А.В. Гриненко. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА – ИНФРА-М), 2002. – 768 с.
36 Мозяков, В.В. Руководство для следователей / В.В. Мозяков. – М.: Экзамен, 2005. – 912 с.
37 Лобусев, Р.Е., Евсюкова, Е.В. Допрос несовершеннолетних обвиняемых и подозреваемых / Р.Е. Лобусев, Е.В. Евсюкова // Закон и право. - 2007. - №10. - С. 72-74.
38 Топильская, Е.В. Организованная преступность. / Е.В. Топильская – СПб.: Юридический центр Пресс, 1999. – 256 c.
39 Гаврилин, Ю.В. Следственные действия: Учебное пособие / Ю.В. Гаврилин, А.В. Победкин, В.Н. Яшин. – М.: Книжный мир, 2006. – 187 с.
40 Дулов, А.В. Криминалистика: учебное пособие / А.В. Дулов. – Минск: НКФ «Экоперспектива», 1996. – 415 с.
41 Зорин, Г.А. Многовариантные программы допросов: Технологии построения и применения / Г.А. Зорин. – М.: Издательство деловой и учебной литературы. – 2005. – 336 с.
42 Головин, С.Ю. Словарь практического психолога / С.Ю. Головин. — Минск: Харвест, 1998. – 800 с.
43 Каневский, Л. Л. Тактика следственных действий по делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними / Л.Л. Каневский. - БашГУ; Восточный институт экономики, гуманитарных наук, управления и права. — Уфа: Восточный университет, 2001. — 140 с.
44 Алексеева, Л. Б. Курс уголовно-процессуального права. Общая часть. / Л.Б. Алексеева. — М, 2004. – 759 с.
45 Князьков, А.С. Законность и этичность приемов воздействия на подозреваемого и обвиняемого в ходе допроса / А.С. Князьков // Уголовная юстиция. – 2014. – № 1 (3). – С. 86-90.
46 Игнатенко Е.А. Критерии психологического воздействия на допрашиваемого в ходе производства допроса подозреваемого (обвиняемого) / Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики / Е.А. Игнатенко // Тамбов: Грамота, 2012. – № 5 (19): в 2-х ч. Ч. II. – C. 59-61.
47 Полищук, Д. А. Психологические особенности общения при допросе / Д.А. Полищук // Прокурорская и следственная практика. – 2002. – №1-2.
48 Порубов, Н.И., Порубов, А.Н. Допрос: процессуальные и криминалистические аспекты: монография / Н.И. Порубов, А.Н. Порубов. – М.: Юрлитинформ, 2013. – 304 с.