Гражданско-правовые регулирование договорных отношений в сфере розничной купли-продаж
ГрГУ им.Я.Купалы (Гродненский государственный университет)
Диссертация
на тему: «Гражданско-правовые регулирование договорных отношений в сфере розничной купли-продаж»
по дисциплине: «Юриспруденция»
2020
286.00 BYN
Гражданско-правовые регулирование договорных отношений в сфере розничной купли-продаж
Тип работы: Диссертация
Дисциплина: Юриспруденция
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 78.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ДОГОВОРЕ РОЗНИЧНОЙ КУПЛИ-ПРОДАЖИ
1.1 Понятие договора розничной купли-продажи, его правовое регулирование
1.2 Виды договора розничной купли-продажи
1.3 Стороны и форма договора розничной купли-продажи
ГЛАВА 2 СОДЕРЖАНИЕ, ПОРЯДОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ, ИСПОЛНЕНИЯ И РАСТОРЖЕНИЯ ДОГОВОРА РОЗНИЧНОЙ КУПЛИ-ПРОДАЖИ
2.1 Условия договора розничной купли-продажи
2.2 Права, обязанности и ответственность сторон по договору розничной купли продажи
2.3 Порядок заключения, исполнения и расторжения договора розничной купли-продажи
ГЛАВА 3 ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДОГОВОРОВ РОЗНИЧНОЙ КУПЛИ-ПРОДАЖИ
3.1 Продажа товаров по образцам и дистанционным способом
3.2 Продажа товаров с использованием автоматов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Купля-продажа – это традиционный институт гражданского права, один из наиболее ранних институтов. В историческом плане купля-продажа представляет собой одну из наиболее разработанных договорных форм при всем том, что ее суть остается прежней: одна сторона передает вещь, а другая уплачивает за эту вещь определенную сумму денег.
С развитием общества и новых технологий появляются более новые виды и формы торговли. К ним относится, в том числе интернет-торговля, как одна из новейших форм реализации договора розничной купли-продажи. С каждым днем число интернет-магазинов растет, а это значит, что онлайн торговля развивается. Для полноценного развития данной сферы необходимо четкое правовое регулирование возникших правовых отношений.
Актуальность магистерской диссертации предопределена современными тенденциями расширения сферы института розничной купли-продажи. На сегодняшний день белорусское законодательство лишь в обобщенном виде регулирует договор розничной купли-продажи и его виды, а розничную торговлю в сети Интернет регулирует в недостаточной степени.
Целью диссертационного исследования является сущностно-содержательная характеристика гражданско-правового регулирования договорных отношений в сфере розничной купли-продажи.
Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в области гражданско-правового регулирования договорных отношений в сфере розничной купли-продажи.
Предметом исследования являются законодательство Республики Беларусь, учебная и научная литература по теме исследования, статистические данные и опубликованная судебная практика.
В качестве теоретической базы исследования были использованы труды по гражданскому праву таких ученых, как С. П. Батуры, Д. А. Колбасина, С. Овсейко, А. П. Сергеева, Н. С. Чернецкой, В. Ф. Чигира и других.
Первая глава посвящена изучению общих положений о договоре розничной купли-продажи. В первом разделе данной главы уделяется внимание понятию и правовому регулированию договора розничной купли-продажи. Второй раздел рассматриваемой главы посвящен классификации договоров розничной купли-продажи. В третьем разделе обозначена специфика сторон и формы договора розничной купли-продажи.
Во второй главе диссертации исследуются содержание, порядок заключения, исполнения и расторжения договора розничной купли-продажи. В первом разделе настоящей главы определены условия договора розничной купли-продажи. Второй раздел посвящен правам обязанностям и ответственности сторон по договору розничной купли продажи. В третьем разделе обозначены особенности заключения, исполнения и расторжения договора розничной купли-продажи.
В третьей главе пристальное внимание уделено особенностям правового регулирования отдельных видов договоров розничной купли-продажи. Первый раздел данной главы посвящен определению понятия, основ правового регулирования продажи товаров по образцам и дистанционным способом. А во втором разделе данной главы нами рассматриваются особенности продажи товаров с использованием автоматов.
В заключении подводятся итоги диссертационного исследования, формулируются основные выводы и положения, полученные в ходе выполнения данного научного исследования.
Магистерская диссертация изложена на 80 страницах, список использованных источников включает в себя 71 наименование.
ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ДОГОВОРЕ РОЗНИЧНОЙ КУПЛИ-ПРОДАЖИ
1.1 Понятие договора розничной купли-продажи, его правовое регулирование
Одним из основных видов договора купли-продажи является договор розничной купли-продажи. В белорусском законодательстве дано следующее определение понятия «розничная торговля», под которой Закон «О регулировании торговли и питания» [1] понимает вид торговли, который связан непосредственно с приобретением и продажей товаров для личного, семейного, домашнего и иного подобного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью, если иное не установлено законодательством Республики Беларусь (п. 22 ст. 1 Закона «О регулировании торговли и питания»).
Розничная торговля представляет собой стартовую площадку для нового курса производства и обращения, в связи с тем, что товар преобразуется в деньги. В розничной торговле товары переводятся из сферы обращения в сферу коллективного, и индивидуального, личного потребления, т.е. они становятся собственностью потребителя. Покупатели получают возможность посредством розничной торговли оптимально удовлетворять свои потребности, а сама розничная торговля, принимая во внимание в собственном ассортименте пожелания покупателя, может больше реализовать товаров и обеспечить собственный коммерческий успех [2, с. 132].
В ГК [3] дано понятие розничной купли-продажи, которое, по нашему мнению, можно отождествить с розничной торговлей. Так, статья 462 ГК установлено, что розничная купля-продажа есть вид предпринимательской деятельности, который состоит в продаже товаров в розницу продавцом, осуществляющим ремесленную деятельность либо реализацию товара на рынках, в иных местах, установленных местными органами власти.
По мнению Э. Б. Салпагаровой, розничная торговля – это замкнутая система распределения товаров путем продажи их в специально отведенных местах, которые всегда доступны конечному потребителю [4, с. 197].
Рассматривая розничную торговлю как розничную куплю-продажу, следует отметить, что ее следует отличать от иных видов договоров купли-продажи. Так, в данном случае сам продавец имеет особые характеристики, предмет его деятельности также особенный, особенным является и товар, который подлежит передаче по договору.
Стоит отметить, что договор розничной купли-продажи представляет собой вид самостоятельного типа договора купли-продажи. Нормы § 1 главы 30 ГК, которые посвящены непосредственно общим положениям о договоре купли-продажи, применимы и к отношениям по договору розничной купли-продажи в части, которая не урегулирована § 2 главы 30 ГК.
Также в соответствии с п. 3 ст. 462 ГК оговорено, что те отношения по договору розничной купли-продажи, что не урегулированы нормами ГК, применяются положения законодательства о защите прав потребителей.
Договор розничной купли-продажи является одним из немногих договоров в гражданском праве, который направлен непосредственно на удовлетворение личных потребностей гражданина. Его с уверенностью можно отнести к наиболее распространенным договорам купли-продажи.
Республику Беларусь можно охарактеризовать как страну с высоким уровнем розничного товарооборота в рамках государства. Розничная торговля в Беларуси – это одна из наиболее высоко динамично развивающихся отраслей экономики.
Итак, договор розничной купли-продажи – это публичный договор. Нередко его можно позиционировать и как договор присоединения.
Публичный договор – это договор купли-продажи, который заключен коммерческой организацией и устанавливает ее обязанности по реализации товаров, которые подобная организация по характеру своей деятельности обязана осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится. В данном случае в качестве продавца выступает лицо, которое осуществляет предпринимательскую деятельность, т.е. непосредственно коммерческая организация. Она не имеет права предоставлять преимущественное право одному лицу перед другим в части заключения публичного договора. Цена товара и другие условия договора розничной купли-продажи одинаковые для всех потребителей [5, с. 188].
Договор розничной купли-продажи также относится к договорам присоединения. Такого рода договор – это соглашение, условия которого определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах и могли быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом (ч.1 ст. 398 ГК).
Иными словами, договор присоединения является специфичным по способу его заключения, т.е. покупатель присоединяется к уже составленному и заключенному договору, при этом покупатель уже не имеет возможности изменить условия такого договора [6, с. 62].
ГЛАВА 2 СОДЕРЖАНИЕ, ПОРЯДОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ, ИСПОЛНЕНИЯ И РАСТОРЖЕНИЯ ДОГОВОРА РОЗНИЧНОЙ КУПЛИ-ПРОДАЖИ
2.1 Условия договора розничной купли-продажи
Под условиями договора традиционно понимаются согласованные сторонами положения о предмете договора, характеристиках товара, цене, сроках исполнения обязательств, а также взаимные права и обязанности сторон, которые будут рассмотрены в следующем разделе. Договор розничной купли-продажи также наделен подобными элементами. Рассмотрим их подробно.
Предмет договора розничной купли-продажи – это товар согласно п. 1 ст. 462 ГК, который предназначен для личного, семейного, домашнего либо иного использования, которое не связано с предпринимательской деятельностью. В первую очередь, товаром выступают одежда, обувь, мебель, продукты питания и др.
ГК не закрепил понятие «товар», в связи, с чем для уяснения его сути следует обращаться к иным нормативным правовым актам Республики Беларусь.
Так, рассмотрим пример из судебной практики.
«Так, ООО обратилось в суд с иском к И. о взыскание денежных средств по договору-купли продажи. В обосновании требований указав, что между ООО (продавец) и И. (покупатель) был заключен договор розничной купли-продажи на поставку пластиковых окон, по условиям которого исполнитель обязуется поставить изделия, в соответствии со спецификацией, а заказчик обязуется принять изделия и оплатить их стоимость по цене, определенной спецификацией. Условиями заключенного договора предусмотрено, что покупатель не вправе отказаться от товара надлежащего качества, имеющего индивидуально-определенные свойства, если указанный товар может быть использован исключительно приобретающим его потребителем.
Спецификацией к договору подтверждается исполнение обязанности продавца по составлению заказа из 13 изделий. При заключении договора ответчик выплатил часть, оставшуюся сумму до настоящего времени не оплатил.
Затем покупатель обратился с претензией, в которой просил вернуть уплаченные денежные средства. Рассмотрев претензию покупателя (ответчика по делу), ООО отказало в ее удовлетворении, поскольку изготовленный товар имеет индивидуально-определенные свойства, и в силу Закона «О защите прав потребителей» покупатель не вправе отказаться от него. Не согласившись с таким отказом, И. обратилась в суд, и вступившим в законную силу решением судьи, последней было отказано в удовлетворении требований, по данным основаниям.
В соответствии с Законом «О защите прав потребителей» договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления потребителя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара) способами.
Потребитель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара – в течение семи дней. Потребитель не вправе отказаться от товара надлежащего качества, имеющего индивидуально-определенные свойства, если указанный товар может быть использован исключительно приобретающим его потребителем.
Продавцом до заключения договора должна быть предоставлена потребителю информация об основных потребительских свойствах товара, об адресе (месте нахождения) продавца, о месте изготовления товара, о полном фирменном наименовании (наименовании) продавца (изготовителя), о цене и об условиях приобретения товара, о его доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке, о порядке оплаты товара, а также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора.
Исходя из оснований иска, предъявленного И., суд пришел к выводу о том, что покупатель не оспаривала факт заключения с ней договора купли-продажи дистанционным способом продажи товара.
Однако, в силу Закона «О защите прав потребителей» потребитель не вправе отказаться от товара надлежащего качества, имеющего индивидуально-определенные свойства, если указанный товар может быть использован исключительно приобретающим его потребителем.
Требований о ненадлежащем качестве товара И. при обращении в суд с иском к мировому судье не заявлено. В свою очередь, изделия, изготовленные продавцом по договору, имеют индивидуально-определенные свойства, и могут быть использованы только покупателем И., поскольку изготавливались по индивидуальному заказу, что нашло отражение в спецификации, поэтому И. не имеет законных оснований отказаться от товара надлежащего качества.
В итоге, исковые требования ООО к И. о взыскание денежных средств по договору-купли продажи, суд удовлетворил» [46].
ГЛАВА 3 ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДОГОВОРОВ РОЗНИЧНОЙ КУПЛИ-ПРОДАЖИ
3.1 Продажа товаров по образцам и дистанционным способом
Началом становления дистанционной торговли является почтово-каталожная (или каталожная) торговля. Продажа товаров посредством каталогов обусловлена возможностью направления оферты в виде каталога потенциальному покупателю, находящемуся вне стационарного места продажи товаров, и передачи товаров посредством доставки заказанного товара почтовым оператором – курьерской службой. Общий принцип реализации товаров при данной торговле заключается в возможности реализации товаров потенциальным покупателям, находящимся не в месте нахождения продавца.
С началом активного использования информационных технологий в конце XX в. расширились возможности по предложению товаров потенциальным покупателям. Теперь помимо традиционного каталога информация о товарах может предоставляться на различных носителях, по различным каналам коммуникации [48, с. 4].
В большинстве промышленно развитых стран (США, Канада, Япония, Великобритания, Китай и др.) инфраструктура дистанционной торговли и подготовки кадров широко развернута и быстро модернизируется, чтобы можно было вести бизнес, как на внутреннем, так и на внешних рынка, а также ускорено формировать экономику и культуру информационного общества [48, с. 6].
В Беларуси построение последнего также является государственным приоритетом. При этом информационно-коммуникационным технологиям отводится роль необходимого инструмента социально-экономического прогресса как одного из ключевых факторов инновационного роста экономики.
Розничная купля-продажа может осуществляться по образцам – на основании ознакомления покупателя с образцом товара (его описанием, каталогом товаров и т.п.), предложенным продавцом (ст. 467 ГК).
Данная форма торговли регулируется Правилами № 31. Розничная торговля посредством использования Интернета является также одной из разновидностей розничной торговли по образцам вне (без) торгового объекта.
Об этом свидетельствует п. 3 Правил № 31, согласно которому розничная торговля по образцам без (вне) торгового объекта осуществляется путем предоставления описаний товаров, содержащихся в каталогах, проспектах, рекламе, буклетах или представленных в фотографиях или иных информационных источниках, рассылаемых продавцом неопределенному кругу лиц с использованием услуг организаций почтовой связи или распространяемых в средствах массовой информации или любыми другими способами, не запрещенными законодательством, в т. ч. в Интернете через интернет-магазин.
Стоит обратить внимание, что на основании приведенных норм ГК и Правил № 31 следует, что розничная продажа товаров по образцам в Интернете возможна только через интернет-магазин.
С точки зрения техники Интернет – это объединение транснациональных компьютерных сетей, которые работают по различным протоколам, связывающие различного типа компьютеры, физически передающие данные по всем доступным типам линий. Иными словами, Интернет – это сеть сетей, которая опутывает весь земной шар [49, с. 13].
Информационная сеть «Интернет» не наделена признаками юридического лица. Он не обладает организационным единством, не имеет обособленного имущества. Можно сказать, что Интернет – это специфический способ возникновения гражданских правовых отношений, который обладает конкретными свойствами, позволяющими широко использовать его в своей жизнедеятельности [50, с. 96].
Вместе с ростом инновационных технологий, расширением границ электронной торговли в нашем государстве все больше распространяется данный вид договора купли-продажи. Иными словами, розничная купля-продажа в сети «Интернет» представляет собой основу электронной торговли, которая приобретает все большую актуальность. Такая актуальность может быть подтверждена основными показателями по данным сайта Deal.by.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное в ходе написания диссертационной работы исследование позволило сформулировать следующие теоретические выводы, а также предложения по совершенствованию законодательства.
Основные научные результаты диссертации.
1. Договор розничной купли-продажи – это один из видов купли-продажи в целом. В силу специфических его особенностей в виде предмета и сторон договора он выделен законодателем в отдельно урегулированный договор купли-продажи.
Договор розничной купли-продажи по своей правовой природе является консенсуальным, двусторонним, взаимным и возмездным.
Данный вид договора является наиболее распространенным, т.к. ежедневно происходит реализация товаров (продовольственных, непродовольственных), что и есть, по сути, розничная купля-продажа.
2. ГК посвятил § 2 главы 30 непосредственно договору розничной купли-продажи, в том числе в сети «Интернет». Статьи 462–475 ГК посвящены правовому регулирования договору розничной купли-продажи. Они определяют сущность, форму, срок договора, порядок его заключения и прекращения, ответственность сторон и т.д.
Правовое регулирование отношений, возникающих из договора розничной купли-продажи, помимо ГК, осуществляется Законом «О защите прав потребителей», Законом «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг», Указом Президента Республики Беларусь «О некоторых мерах по защите прав граждан, выполняющих работу по гражданско-правовым и трудовым договорам», Постановлением Пленума Верховного Суда «О практике применения судами законодательства при рассмотрении дел о защите прав потребителей», а также иными нормативными правовыми актами.
3. Договор розничной купли-продажи может быть классифицирован по различным критериям, в частности субъективному составу на момент заключения договора, форме, порядку и месту исполнения договора, моменту передачи товара и так далее.
Договор розничной купли-продажи товара с условием предполагает, что покупатель получил его в определенный срок.
При продаже товара с условием о поставке покупателю продавец обязан в срок действия договора доставить товар в место назначения, указанное покупателем, а если место передачи товара покупателем не указано, то – по месту жительства (месту нахождения юридического лица) покупателя. Договор купли-продажи товара с условием о поставке покупателю считается исполненным при поставке товара покупателю.
При продаже товара на основании образца (описания, каталога) договор заключается на основании известного покупателю образца товара (его описания, каталога предметов и др.) предлагается продавцом.
При продаже товара с условием о поставке покупателю продавец обязан в срок действия договора доставить товар в место назначения, указанное покупателем, а если место передачи товара покупателем не указано, то – по месту жительства (месту нахождения юридического лица) покупателя.
4. Предметом договора розничной купли-продажи является товар (вещь, имущество), которое не ограничено в обороте. Такой товар может быть как индивидуально определенным, так и определенным родовыми признаками.
Стороны договора – продавец и покупатель. На стороне всегда выступает физическое лицо, а на стороне продавца лишь то лицо, которое осуществляет предпринимательскую деятельность.
Цена в договоре розничной купли-продажи существенным условием не является, она устанавливается по соглашению сторон, как правило.
Срок также не относится к существенным условиям договора, за исключением случаев продажи товаров в розницу в порядке рассрочки либо кредитования.
5. Форма договора розничной купли-продажи, на наш взгляд, законом четко не определена. В ГК есть лишь указание на момент заключения договора, связанный с передачей покупателю товарного, кассового чека, иного документа, которым может быть подтверждена оплата товара.
Содержание договора розничной купли-продажи составляют права и обязанности сторон такого договора, где права покупателя соответствуют обязанностям продавца. Особенностью данного вида договора купли-продажи относительно содержания является тот факт, что продавец и покупатель наделены не только теми правами и обязанностями, что установлены ГК, но на них также распространяются также те права и обязанности, что установлены Законом «О защите прав потребителей».
6. Главные особенности договора розничной купли-продажи в сети «Интернет» состоят в способе осуществления торговли. Это обязательно сайт, где «расположен» интернет-магазин. Также возникают вопросы в моменте заключения договора: либо это момент регистрации заказа, либо это момент оплаты товара.
1. О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 8 янв. 2014 г., № 128-З : в ред. от 13 июля 2016 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
2. Белявцев, М. И. Инфраструктура товарного рынка: учебное пособие / М. И. Белявцев, Л. В. Шестопалова. – Донецк : ДонНУ, 2016. – 418 с.
3. Гражданский кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс] : 7 декабря 1998 г., № 218-З : принят Палатой представителей 28 окт. 1998 г. : одобр. Советом Респ. 19 нояб. 1998 г. : в ред. от 04.05.2019 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
4. Салпагарова, Э. Б. Роль и значение розничной торговли в сфере услуг / Э. Б. Салпагарова // Бизнес в законе. – 2018. – № 4. – С. 196–199.
5. Султанов, А. А. Договор розничной купли-продажи как публичный договор / А. А. Султанов // Приоритетные научные направления: от теории к практике. – 2016. – № 11. – С. 187–192.
6. Денисов, С. Договор присоединения / С. Денисов // Бизнес – адвокат. – 2017. – № 5. – С. 61–71.
7. Батура, С. П. Гражданское и гражданско-процессуальное право : курс лекций / С. П. Батура. – Гомель : БТЭУПК, 2018. – 229 с.
8. Алексеев, С. С. Гражданское право : учебник / С. С. Алексеев, Б. М. Гонгало. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Проспект, 2017. – 528 с.
9. Колбасин, Д. А. Гражданское право. Общая часть : учебное пособие в 2 т. / Д. А. Колбасин. – Минск : Акад. МВД Респ. Беларусь, 2016. – Т. 1. – 263 с.
10. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
11. О защите прав потребителей [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 9 янв. 2002 г., № 90-З : в ред. от 13 июня 2018 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
12. О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг [Электронный ресурс] : Закон Республики Беларусь, 16 июля 2008 г., № 405-З : в ред. от 28 августа 2012 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
13. О некоторых мерах по защите прав граждан, выполняющих работу по гражданско-правовым и трудовым договорам [Электронный ресурс] : Указ Президента Республики Беларусь, 6 июля 2005 г., № 314 : в ред. Указа Президента Респ. Беларусь от 25 июня 2009 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
14. О практике применения судами законодательства при рассмотрении дел о защите прав потребителей [Электронный ресурс] : постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь, 24 июня 2010 г., № 4 // ЭТАЛОН. Судебная практика / Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
15. Изменения торгового законодательства, связанные со вступлением в силу Закона Республики Беларусь от 8 января 2014 г. № 128-З «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Републике Беларусь» : материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 3 февраля 2014 г. // Товаровед & торговля. – 2014. – № 2. – С. 10–16.
16. О торговле [Электронный ресурс] : Закон Республики Беларусь, 28 июля 2003 г., № 231-З (утратил силу) // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
17. Об утверждении Правил комиссионной торговли непродовольственными товарами и внесении изменения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 7 апреля 2004 г. № 384 [Электронный ресурс] : постановление Совета Министров Республики Беларусь, 01.06.2007 № 744 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
18. О мерах по внедрению системы государственных социальных стандартов по обслуживанию населения республики [Электронный ресурс] : постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 30 мая 2003 г., № 724 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
19. О государственном регулировании производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 27 авг. 2008 г., № 429-З: в ред. от 18 июня 2013 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
20. О лицензировании отдельных видов деятельности [Электронный ресурс] : Указ Президента Республики Беларусь, 1 сентября 2010 г., № 450: в ред. Указа Президента Республики Беларусь от от 31 декабря 2019 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
21. Хорошавина, Н. Ю. Правовое регулирование договорных отношений розничной купли-продажи : дис. … канд. юрид. наук: 12.00.13 / Н. Ю. Хорошавина. – Казань, 2016. – 225 с.
22. Об утверждении Правил продажи товаров при осуществлении розничной торговли по образцам [Электронный ресурс] : постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 15 янв. 2009 г., № 31 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
23. Сергеев, А. П. Гражданское право : учебник в 2 т. / А. П. Сергеев, Ю. К. Толстой. – 4-е изд., перераб. и доп. –М.: ООО «ТК ВЕелби», 2017. – Т. 2. – 848 с.
24. Игнатовская, Т. Н. Торговля по образцам / Т. Н. Игнатовская // Адвокатское бюро «Степановский, Папакуль и партнеры» : материалы междунар. практ. конф., Минск, 24–25 марта 2016 г. – С. 278–282.
25. Харитончик, И. С. Что нужно знать о вендинге [Электронный ресурс] / И. С. Харитончик // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
26. Об утверждении Положения о лицензировании розничной торговли (включая алкогольные напитки и табачные изделия) и общественного питания [Электронный ресурс] : постановление Совета Министров Республики Беларусь, 2 ноября 2005 г., № 1221 (утратил силу) // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
27. Вендинг в Беларуси. Торговля с помощью автоматов [Электронный ресурс] // Информационный портал Myfin.by. – Режим доступа : https://myfin.by/stati/view/1430-vending-v-belarusi-torgovlya-s-pomoshhyu-avtomatov/.
28. Соболевская, Е. А. Оформляем счет-справку по-новому: комментарии к изменениям в законодательстве / Е. А. Соболевская // Налоги Беларуси. – 2016. – № 13. – С. 10–23.
29. О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь [Электронный ресурс] : Указ Президента Республики Беларусь, 25 февраля 2011 г. № 72: в ред. от 24 мая 2018 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
30. Соломина, Н. Г. К вопросу о надлежащей форме договора розничной купли-продажи / Н. Г. Соломина // Правовые проблемы укрепления российской государственности : сб.ст. – Томск, 2015. – С. 36–38.
31. Харитонова, Ю. С. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации: в 3 т. / Ю. С. Харитонова, Т. Е. Абова, А. Ю. Кабалкин. –3-е изд. – М. : Юрайт-Издат, 2016. – Т. 2. – 621 с.
32. Гура, Г. М. Участие в альтернативном разрешении правовых конфликтов – новое направление в деятельности органов нотариата / Г. М. Гура // Территория науки. – 2015. – № 2. – С. 170–175.
33. Янковская, М. С. Розничная торговля по образцам: что изменится с 27.07.2019 [Электронный ресурс] : [по состоянию на 05.05.2019 г.] / М. С. Янковская // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
34. Налоговый кодекс Республики Беларусь (общая часть) [Электронный ресурс] : 19 декабря 2002 г., № 166-З : принят Палатой представителей 15 нояб. 2002 г. : одобр. Советом Респ. 2 дек. 2002 г.: в ред. от 30 декабря 2018 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
35. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза [Электронный ресурс] : 11 апреля 2017 г. // Информационный портал Евразийского экономического союза. – Режим доступа : http://www.eaeunion.org/.
36. О борьбе с коррупцией [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 15 июля 2015 г., № 305-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
37. Чигир, В. Ф. Избранные труды: научное издание / В. Ф. Чигир. – Минск : Промышленно-торговое право, 2014. – 560 с.
38. Иоффе, О. С. Обязательственное право / О. С. Иоффе. – 5-е изд.– М. : Юридическая литература, 2015. – 425 с.
39. Сергеев, А. П. Комментарий к Гражданскому кодексу Республики Беларусь: в 2 т. / А. П. Сергеев. – М. : Проспект, 2016. – Т. 2. – 350 с.
40. Кириллова, Е. А. Договор розничной купли-продажи: специфика и элементы / Е. А. Кириллова // Синтез науки и общества в решении глобальных проблем современности. – М., 2017. – С. 221–222.
41. О применении норм Гражданского кодекса Республики Беларусь, регулирующих заключение, изменение и расторжение договоров [Электронный ресурс] : постановление Пленума Высшего Хозяйственного Суда Респ. Беларусь, 16 дек. 1999 г., № 16 // ЭТАЛОН. Судебная практика / Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
42. Овсейко, С. Способы определения цены в договоре / С. Овсейко // Главный бухгалтер. – 2018. – № 32. – С.52–58.
43. Основные положения по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) : утв. Министерством экономики Республики Беларусь и Министерством финансов Республики Беларусь, Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь, 20 окт. 2010 г. [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН / Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
44. О валютном регулировании и валютном контроле [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 22 июля 2003 г., № 226-З: в ред. от 5 января 2016 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
45. О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей» [Электронный ресурс] : постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 14 июн. 2002 г., № 778 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
46. Розничная купля-продажа. Вопросы судебной практики по толкованию и применению ст. 462 ГК [Электронный ресурс] // Юридическая компания «Легас». – Минск, 2020.
47. Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания и Положения о порядке разработки и утверждения ассортиментного перечня товаров, ассортиментного перечня продукции общественного питания [Электронный ресурс] : постановление Совета Мин. Респ. Беларусь, 22 июля 2014г., № 703 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
48. Кузьменко, А. С. Договор розничной купли-продажи в сфере дистанционной торговли : автореф. дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.09 / А. С. Кузьменко. – М. : Норма, 2017. – 22 с.
49. Мельник, И. О. Разработка методов построения интегрированных информационных систем электронной торговли : автореф. дис. … канд. юрид. наук : 05.25.15 / И. О. Мельник. – М. : Эксмо, 2015. – 23 с.
50. Чернецкая, Н. С. Проблемы в сфере гражданско-правового регулирования договора купли-продажи в сети Интернет / Н. С. Чернецкая. – Минск : Четыре четверти, 2016. – Т. 2. – 198 с.
51. О модельном законе «Об электронной торговле» [Электронный ресурс] : постановление Межпарламент. Ассамбл. государств-участников СНГ, 25 нояб. 2008 г., № 31-12 // ЭТАЛОН. Международный правовые акты / Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
52. Об информации, информатизации и защите информации [Электронный ресурс] : Закон Республики Беларусь, 10 ноября 2008 г., № 455-З: в ред. от 11 мая 2016 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
53. Об электронном документе и электронной цифровой подписи [Электронный ресурс] : Закон Республики Беларусь, 28 декабря 2009 г., № 113-З: в ред. от 8 ноября 2018 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
54. Брагин, Л. А. Организация розничной торговли в сети Интернет : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Л. А. Брагин, Т. В. Панкина. – М. : Инфра-М, 2016. – 119 с.
55. Соловяненко, Н. Правовое регулирование электронной торговли и электронной подписи (международный опыт и российская практика) / Н. Соловяненко // Хозяйство и право. – 2018. – № 1. – С. 27–37.
56. Об использовании глобальной компьютерной сети Интернет для продажи товаров [Электронный ресурс] : письмо Министерства торговли Республики Беларусь, 18 июля 2012, № 07-09/444к // ЭТАЛОН / Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
57. Об утверждении Положения о Торговом реестре Республики Беларусь и Положения об определении методики расчета доли субъектов торговли в объеме розничного товарооборота продовольственных товаров в границах г. Минска, городов областного подчинения, районов, признании утратившими силу постановлений Совета Министров Республики Беларусь и их структурных элементов [Электронный ресурс] : постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 23 дек. 2014 г., № 1227 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
58. Электронная коммерция в Беларуси. Итоги-2016 и ожидания-2017 от Максима Маринича [Электронный ресурс] // Про бизнес. – Режим доступа : https://probusiness.io/markets/2999-elektronnaya-kommerciya-v-belarusi-itogi-2016-i-ozhidaniya-2017-ot-maksima-marinicha-deal-by.html.
59. Конвенция ООН об использовании электронных сообщений в международных договорах [Электронный ресурс] : [заключена в г. Нью-Йорке 23.11.2005] // Организация Объединенных Наций. – Режим доступа : https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/elect_com.shtml.
60. Типовой закон «Об электронной торговле» ЮНСИТРАЛ 1996 г. [Электронный ресурс] // Организация Объединенных Наций. – Режим доступа : https://uncitral.un.org/ru/texts/ecommerce/modellaw/electronic_ com merce.
61. Декларация о свободе обмена информацией в интернете (принята Комитетом Министров Совета Европы от 28 мая 2003 г.) [Электронный ресурс] // СПС «Гарант». – Режим доступа : http://docs.cntd.ru/document/901770887.
62. Хартия глобального информационного общества от 21 июля 2000 г. [Электронный ресурс] // СПС «Гарант». – Режим доступа : http://docs.cntd.ru/document/901770887.
63. Конвенция о преступности в сфере компьютерной информации ETS № 185 [Электронный ресурс] : [заключена в г. Будапешт 23.11.2001] // СПС «Гарант». – Режим доступа : http://base.garant.ru/4089723/#ixzz6Kctb0eEv.
64. Зажигалкин, А. В. Международно-правовое регулирование электронной коммерции : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.09 / А. В. Зажигалкин. – СПб, 2015. – 322 с.
65. Козырев, С. Н. Реализация товаров через торговые автоматы [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://peomag.by/number/2011/2/Realizatsiya_tovarov_cherez_torgovye_avtomaty/.
66. Об использовании кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и о приеме наличных денежных средств, банковских платежных карточек при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, проведении электронных интерактивных игр и выпуске в обращение кассового оборудования [Электронный ресурс] : постановление Совета Мин. Респ. Беларусь, 6 июля 2011 г., № 924/16 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
67. Мазалевский, М. А. Специфика вендинговой торговли [Электронный ресурс] : [по состоянию на 05.05.2019 г.] / М. А. Мазалевский // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
68. Демирчян, В. В. Проблемы правового регулирования международной электронной торговли [Электронный ресурс] // Киберленика. – Режим доступа : https://cyberleninka.ru/article/v/problemy-pravovogo-regulirovaniya-mezhdunarodnoy-elektronnoy-torgovli /.
69. Об утверждении Государственного реестра моделей (модификаций) кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, используемых на территории Республики Беларусь, и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов [Электронный ресурс] : постановление Гос. комитета по станд. Респ. Беларусь, 14 окт. 2011г., № 74 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
70. Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть) [Электронный ресурс] : 29 декабря 2009 г., № 71-З : принят Палатой представителей 11 дек. 2009 г. : одобр. Советом Респ. 19 дек. 2009 г. : в ред. Закона Респ. Беларусь от 30.12.2018 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
71. Янковская, М. С. Правила продажи товаров дистанционным способом [Электронный ресурс] : [по состоянию на 05.05.2019 г.] / М. С. Янковская // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 78.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты