ВВЕДЕНИЕ
ДРУГИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ СОВРЕМЕННОГО МЕНЕДЖМЕНТА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Все представители школ менеджмента пытаются найти ответ на вопрос, как повысить эффективность и продуктивность организации, однако, в зависимости от временного периода и взглядов, существовавших в те периоды, сторонники разных школ менеджмента делают это по-разному. С конца 19 века появилось несколько концепций. С 1950-х годов до наших дней преобладает школа менеджмента, основанная на использовании количественных методов управления. Таким образом, ключевой особенностью является замена словесного рассуждения и описательного анализа моделями, символами и количественными значениями, что стало возможным благодаря появлению компьютеров. Компьютер позволил исследователям операций создавать модели возрастающей сложности. Ученые построили модели, которые чаще всего встречаются в менеджменте, а именно: распределение ресурсов, управление запасами, массовое обслуживание, выбор стратегии развития. Основными представителями этого направления современного менеджмента являются Л. Фон Берталанфи, Д. Форрестер, А. Рапопорт, К. Бо-улдинг, С. Бир, Е. Арноф, Р. Акофф, А. Гольдбергер, В. Леонтьев и многие другие.
Предлагается более подробно рассмотреть деятельность американского ученого в области операционных исследований, теории систем и менеджмента Рассела Акоффа. Его труды внесли значительный вклад в развитие теории и научных методов управления. Наиболее существенный вклад Р. Акоффа наблю-дается в теории исследования операций, стратегического планирования, интерактивного планирования, циркулярных организаций, а также его остроумном научном труде «мифы и рифы».
В настоящее время его идеи поддерживаются различными группами университетских исследователей и широко используются в практике компаний и консалтинговых фирм во многих странах мира.
Целью настоящей работы является изучение вклада других представителей современного менеджмента на примере деятельности Рассела Акоффа.
ДРУГИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ СОВРЕМЕННОГО МЕНЕДЖМЕНТА
Одним из современных направлений менеджмента стала школа науки управления, или иными словами, школа количественных методов, начавшая свое существование после окончания Второй мировой войны в результате бурного развития точных наук и активно развивающаяся в настоящее время.
Внедрение компьютерных средств обработки информации в сфере управленческой деятельности выдвинуло на первый план количественные подходы к решению задач управления. Словесной оценки деятельности организации и ее системы управления уже было недостаточно. Возникла необходимость получить точные ответы на производственные и экономические вопросы, например, как лучше всего распределить ресурсы компании (оборудование, сырье, рабочую силу, время), чтобы достичь намеченной цели наиболее быстрым и экономичным способом. Это требовало точных оценок, то есть применения математических методов их расчета. Вот почему ученые разных стран разработали новый раздел прикладной математики, получивший название «Методы исследования операций». Эта молодая наука посвящена проблеме количественного обоснования решений, принимаемых в различных отраслях человеческой деятельности. Что касается хозяйственной деятельности, то методы оперативных исследований вскоре стали называть экономико-математическими методами. Таким образом, математика, статистика, инженерные науки внесли значительный вклад в теорию управления, поскольку позволили количественно оценить эффективность принимаемых решений. Методы, разработанные в этом направлении управления, позволили использовать последние достижения математики, информатики, математической теории управления, теории игр и моделирования. [5]
В частности, математические методы получили развитие в следующих практических приложениях:
- управление запасами;
- распределение ресурсов;
- массовое обслуживание;
- сетевое планирование;
- поиск оптимальных решений с использованием методов линейного, нелинейного и динамического программирования. [2, с. 20]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Формирование школы науки управления в 1950-х гг. стало новым этапом в развитии управленческой мысли и соответственно имело огромное значение для развития теории и практики современного менеджмента. Направление школы науки управления, связанное с развитием точных наук и, прежде всего, математики, даже на сегодняшний день не теряет своей актуальности.
Основным достижением школы науки управления является то, что она сумела определить основные внутренние и внешние переменные (факторы), влияющие на организацию. Моделирование приобретает особенно важное значение в современных условиях, когда необходимо принимать решения в сложных ситуациях, требующих оценки нескольких альтернатив. На основе синтеза идей, вы-двинутых в предшествующие периоды, исследователи пришли к пониманию необходимости комплексного подхода к управлению. Кроме того, была сформулирована идея о том, что управление – это не только наука, но и искусство.
Ярким представителем данной школы стал Рассел Акофф, который внес неоценимый вклад в развитие современного менеджмента как в теоретическом, так и практическом смысле.
Карьера Рассела Акоффа успешно продолжалась в течение шести десятилетий. Его научный вклад всегда имел ярко выраженную практическую направленность. Р. Акофф руководствовался потребностями рынка, и поэтому его работы всегда отвечали текущим запросам аудитории. Наиболее заметен вклад Р. Акоффа в теории исследования операций, интерактивного планирования, циркулярных организаций, а также его “мифы и рифы”.
Подводя итог, стоит отметить, что для каждой научной области смысл посланий Р. Акоффа был во многом одним и тем же: поощрять участие, использовать творческие подходы, стремиться к решению проблем и улучшению будущего, «планировать или быть планируемым».
1. Блинов, А. О. Теория менеджмента: учебник / А. О. Блинов, Н. В. Угрюмова. – Москва: Дашков и К, 2016. – 304 с.
2. Иванова, Е. А. Теория менеджмента: Учебное пособие. – М: МИИТ, 2014. – 176 с.
3. Классики менеджмента. Акофф Рассел Ackoff, Russel L [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://hrm.ru/db/hrm/AC5DF003C61EB323C32576B0002609A8/print.html.
4. Леонтьева, Л. С. Теория менеджмента: учебник для бакалавров / Л. С. Леонтьева, В. И. Кузнецов, М. Н. Конотопов [и др.]; под ред. Л. С. Леонтьевой. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – 287 с.
5. Репина Е. А., Анопченко Т. Ю, Володин Р. С., Менеджмент. Учебное пособие [Текст, таблицы] / Южный федеральный университет. – Ростов н/Д.: Изд-во АкадемЛит, 2015, – 316 с.
6. Цветков, А. Н. Теория менеджмента: учебник / А. Н. Цветков. – Санкт-Петербург: Лань, 2019. – 344 с.