Введение
Темпы экономического роста и уровень развития стран определяется ролью научно-технического прогресса в интеллектуализации производства. В экономической конкуренции выигрывают страны, в которых обеспечены благоприятные условия для эффективной инновационной деятельности. Инновационная деятельность заключается в разработке инновационных проектов и программ. Они реализуются в виде крупных межотраслевых проектов по созданию, освоению и распространению технологий, способствующих кардинальным изменениям в технологическом базисе экономики, а также по развитию фундаментальных исследований, научно-техническому обеспечению социальных программ, международного сотрудничества. Как следствие, инновационные проекты и программы играют важную роль в государственной научно-технической политике, имеют важное значение для развития многих областей науки и техники.
Понятие инноваций. Виды инновационных проектов и программ
Инновации представляют собой новый продукт, новую технику и технологию, новый способ коммерческого использования товара, освоение новых рынков сбыта, применение новых источников сырья и ряд других качественных преобразований, изменяющих сложившуюся социально-экономическую ситуацию в современных условиях хозяйствования, сопряженную с нестабильностью и низким уровнем устойчивого развития [9].
Слово «инновация» (от англ. innovation) по своему смыслу идентично слову «нововведение». Термин «инновация» используется как самостоятельно, так и для обозначения ряда родственных понятий: «инновационная деятельность», «инновационный процесс», «инновационное решение» и т. п. Он относится как к процессу, так и объекту, представляющему инновацию, например, новой технологии, модернизированной машине.
Инновация – это использование результатов исследований и разработок для улучшения в производстве, науке, образовании и других сферах. Под инновацией также понимают объект, конечный результат инновационной деятельности. В современных условиях знания и технологии становятся ведущим фактором развития экономики. [5, с. 3]
Объекты инновационной деятельности представляют инновационные проекты и программы, технологии, оборудование, результаты исследований и разработок, персонал, как носитель новых знаний, и т. д.
Субъекты инновационной деятельности – это физические и юридические лица, непосредственно создающие новшества, лица, занятые финансированием, использованием новшеств, другие участники инновационного процесса. [5, с. 13]
Инновационные проекты в современных условиях представляют собой инструмент повышения конкурентоспособности хозяйствующего субъекта экономики, роста уровня эффективности экономической деятельности, путем осуществления различного рода изменений, на основе замещения одного решения другим в результате воздействия различных внешних и внутренних факторов на процесс разработки и реализации инноваций [1], [8].
Слово «проект» происходит от латинского «projectus», что в дословном переводе означает «брошенный вперед». Инновационный проект представляет собой сложную систему взаимосвязанных по ресурсам, срокам и исполнителям мероприятий, направленных на достижение конкретных целей и задач на приоритетных направлениях развития науки и техники.
Инновационная программа - это комплекс взаимосвязанных инновационных проектов и проектов поддержки инновационной деятельности. [2]
Управление проектами. Оценка эффективности инновационных проектов
Управление проектом представляет собой искусство руководства и координации, необходимых для проекта ресурсов; деятельность по планированию, организации, координации, мотивации, контролю в течение всего периода разработки и реализации проекта, ориентированную на обеспечение эффективной реализации целевых проектных результатов по составу и объему работ, стоимости, качеству и удовлетворению участников проекта [4].
В управлении инновациями, инновационными проектами, инновационными процессами ключевое место занимает количественная и качественная оценка их эффективности. Понятия «эффект» и «эффективность» достаточно широко используются в современной экономике, насчитывается более сотни определений представленных понятий. Как правило, эффект это с абсолютный показатель – результат, эффективность представляет собой относительный показатель, представляющий собой соотношение результата и затрат. Эффективность инновационного проекта представляет собой категорию, отражающую соответствие проекта, порождающего данный инновационный проект целям и интересам его участников. В процессе реализации инновационного проекта рассматривается временной промежуток между периодом начала вложения средств в проект и периодом получения полезного эффекта[4]. В целях определения аспектов оценки эффективности инновационных региональных проектов можно выделить следующие группы интегральных показателей: экономические, финансовые, бюджетные, социальные, научно-технические, экологические, ресурсные, информационные.
Заключение
В заключении сделаем обобщающие выводы:
1. Инновационный проект представляет собой сложную систему взаимообусловленных и взаимоувязанных мероприятий, направленных на достижение конкретных целей и задач на приоритетных направлениях развития науки и техники. Инновационная программа - это комплекс взаимосвязанных инновационных проектов и проектов поддержки инновационной деятельности. Выделяются следующие виды инновационных проектов: конечные, промежуточные, краткосрочные, среднесрочные, монопроекты, мультипроекты, мегапроекты и другие.
1. Александровский, С.В. Исследование проблем коммерциализации региональных инновационных проектов на ранних стадиях развития / с.В. Александровский, М.Г. Назаров, Ю.В. Ефимова // Региональная экономика: теория и практика, 2013. – №19 (298). – с. 13-21.
2. Балабанов И.Т. Инновационный менеджмент. - Спб: ИД «Питер», 2002
3. Ермакова, Ж.А. Научно-технический прогресс как основа социально-экономического развития региона [Электронный ресурс] / Ермакова Ж.А., Корабейников И.Н. // Вестник Оренбургского государственного университета, 2013. – №3, март. – с. 202208.
4. Зенгер, О. Особенности оценки эффективности инновационных проектов / О. Зенгер, В. Проскурин // Риск: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция, 2013. – №2. – с. 66-69.
5. Инновации и инвестиционное проектирование: учебно-методическое пособие / сост. А. А. Бевзелюк. – Минск: БГАТУ, 2013. – 148 с.
6. Инновационный менеджмент: пособие / М. И. Латушко, Е. И. Михайловский, А. В. Королёв. – Минск: БГАТУ, 2013. – 248 с.
7. Исламутдинов, В.Ф. Совершенствование методики оценки эффективности инновационных проектов / В.Ф. Исламутдинов // Менеджмент в России и за рубежом, 2009. – №3. – с. 29-35.
8. Солдаткина, О.В. Разработка маркетинговой стратегии хлебопекарного предприятия / О.В. Солдаткина // Вестник Оренбургского государственного университета, 2011. – №8, август. – с. 130-135.
9. Трифонов, Ю. Управление эффективностью инновационных проектов / Ю. Трифонов, Е. Кошелев // Проблемы теории и практики управления, 2014. – №6. – с. 59-64.