1. Опишите ситуации, столкнувшись с которыми, воспитатель мог бы привести в качестве подобного морального примера миф об Арахне
2. Выберите фрагменты сказки В.Ф. Одоевского «Городок в табакерке», имеющие воспитательную направленность. Какие воспитательные задачи ставит автор?
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Опишите ситуации, столкнувшись с которыми, воспитатель мог бы привести в качестве подобного морального примера миф об Арахне
Миф об Арахне является одним лучших мифов Древней Греции, обладающих огромным воспитательным потенциалом.
«Родилась Арахна в семье простых людей. Мать ее умерла, когда Арахна была еще маленькой, а следом за ней умер и отец, красильщик тканей Идмон. Осталась Арахна одна, и чтобы заработать себе на жизнь, она ткала полотно и вышивала на нем красивые узоры. Такой искусной мастерицей стала Арахна, что скоро слава о ней пошла по всей Лидии….»[1]
Девочка была изумительно трудолюбива. Она искренне любила свое ремесло и работала очень много для того, чтобы обеспечить себе существование. На этом примере можно показать, что любовь к труду очень важна для взрослого человека, и выполнять свой труд нужно с любовью и мастерством. Это положительный воспитательный образец.
Благодаря своему трудолюбию и таланту к ремеслу, которое Арахна получила в дар от богов, жизни девушки могла стать счастливой. Её дар уже принес ей известность и давал хороший заработок. Люди восхищались талантом девушки, но все сложилось иначе, так, как кроме трудолюбия у девушки были такие негативные черты, как гордыня, высокое самомнение, нежелание прислушиваться к мнению старших.
Арахна, опьянённая собственным талантам бросает вызов Богам:
«И вот однажды воскликнула гордая Арахна:
– Пусть даже сама Афина Паллада приходит состязаться со мной, все равно не победить ей меня. Что угодно поставлю залогом!»
Этот вызов услышала богиня Афина, пришла к девушке в образе старухи и стала убеждать Арахну не быть такой спесивой, не ставить себя на равных с богами и попросить прощения за своих злые слова у богини Афины
«О Арахна, Арахна, никогда не гордись тем, что дали тебе великие боги. И запомни. Есть одно хорошее свойство у годов преклонных: вместе с возрастом появляется опыт. Послушайся моего совета, Арахна, старайся лишь смертных превзойти своим искусством. И если ты сейчас попросишь у богини прощения за дерзкие слова, то она простит тебя».
2. Выберите фрагменты сказки В.Ф. Одоевского «Городок в табакерке», имеющие воспитательную направленность. Какие воспитательные задачи ставит автор?
Сказка содержит познавательный момент. Простым языком автор рассказывает о сложном устройстве мира и нашего общества.
Каждый ребенок обожает разбирать разные предметы, игрушки. Его движет любопытство исследовать окружающий мир. Так и герой сказки мальчик Миша попадает внутрь музыкальной шкатулки и знакомится с ее жителями – колокольчиками в серебряных юбочках, долгоносыми молоточками, увальнем валиком и царевной Пружинкой.
Миша с любопытством, а иногда и с насмешкой исследует городок и получает первый урок.
«Вот.. видишь ли, Миша, это тебе урок: вперёд не смейся над теми, у которых поговорка дурная; иной и с поговоркою, а больше другого знает, и можно от него кое-чему научиться» [2].
Он постепенно начинает понимать, как живет этот музыкальный городок. Все его жители- трудяги и важны для работы общего механизма. И как легко разрушить эту гармонию, стоит только нажать пальчиком не туда куда надо. Например. сдвинуть с места пружинку и весь отлично слаженный механизм дает сбой и перестает работать.
Важен в сказке и воспитательный момент. Она учит ребенка труду, прилежанию и умению ценить и беречь вещи. Мальчик Миша общаясь с жителями музыкального городка начал понимать , что постоянно играть в игрушки это скучно.
– Да, – отвечал Миша, – вы говорите правду. Это и со мной случается: когда после ученья примешься за игрушки, то так весело; а когда в праздник целый день всё играешь да играешь, то к вечеру и сделается скучно; и за ту и за другую игрушку примешься – всё не мило. Я долго не понимал; отчего это, а теперь понимаю.