1. Виды и особенности детской изобразительной деятельности
2. Новые педагогические технологии обучения изобразительному искусству
3. Конспект занятия кружка по обработке бумаги (конструирование) для детей старшего дошкольного возраста
Список использованных источников
1. ВИДЫ И ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Применительно к изобразительной деятельности важно выделить содержание способностей, проявляющихся и формирующихся в ней, их структуру, условия развития. Только в этом случае возможна целенаправленная разработка методики развивающего обучения изобразительной деятельности.
Попытка определить содержание способностей к изобрази¬тельной деятельности предпринималась неоднократно разными исследователями. В отличие от содержания способностей к другим видам деятельности, содержание, структура этих способностей в определенной степени раскрыты и представлены в психолого-педагогической литературе.
Однако они не являются бесспорными уже потому, что различны или по своей сущности, или по объему, или по структуре.
Имеющиеся данные по этой проблеме можно проанализировать, опираясь на общепринятый в теории способностей подход определению их содержания - исходя из специфики деятельности.
Каковы же особенности изобразительной деятельности?
Изобразительная деятельность - это отражение окружающего в форме конкретных, чувственно воспринимаемых зрительных образов. Созданный образ (в частности, рисунок) может выполнять разные функции (познавательную, эстетическую), так как создается с разной целью. Цель выполнения рисунка обязательно влияет на характер его выполнения.
Сочетание двух функций в художественном образе – изображение и выражение - придает деятельности художественно-творческий характер, определяет специфику ориентировочных и исполнительных действий деятельности. Следовательно, определяет и специфику способностей к данному виду деятельности.
2. НОВЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
I. Личностно-ориентированные образовательные технологии.
В центр всей школьной образовательной системы ставится личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели.
Личностно-ориентированная технология представляет собой воплощение гуманистической философии, психологии и педагогики. В центре внимания педагога - уникальная целостная личность ребенка, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей, открытая для восприятия нового опыта, способная на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. В отличие от формализованной передачи воспитаннику знаний и социальных норм в традиционных технологиях здесь достижение личностью перечисленных выше качеств провозглашается главной целью обучения и воспитания.
Личностно-ориентированные технологии характеризуются:
• гуманистической сущностью;
• психотерапевтической направленностью;
• ставят цель разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка.
В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются:
• гуманно-личностные технологии;
• технологии сотрудничества;
• технологии свободного воспитания;
• эзотерические технологии.
3. КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ КРУЖКА ПО ОБРАБОТКЕ БУМАГИ (КОНСТРУИРОВАНИЕ) ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Конспект занятия кружка по теме "Ракета" (конструирование из бумаги)
Цель: формирование у детей представлений о ракете, учить конструировать ракету в технике оригами.
Задачи:
• Образовательная: формировать умения следовать устным инструкциям; обучать различным приемам работы с бумагой; обогащать словарь ребенка.
• Развивающая: развивать внимание, память, логическое и пространственное воображение; развивать мелкую моторику рук и глазомер;
• Воспитательные: воспитывать интерес к конструированию из бумаги; формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки;
Методы и приёмы: Беседа, дидактическая игра, подвижная игра, конструирование.
Оборудование: заготовки бумаги, схема работы, мяч, телескоп, иллюстрация звездного неба.
Предварительная работа: проведение бесед о космосе, космонавтах, ракетах просмотр видеоролика о запуске ракеты. Закрепление полученных знаний в изобразительной деятельности, в процессе подвижных игр, при чтении художественной литературы по теме «Космос»; рассматривание иллюстраций о космосе, ракетах и беседа по ним.
1. Гомозова, Ю.Б. Страна чудесных ремесел и веселых мастеров : пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Ю.Б. Гомозова, С.А. Гомозова. – Мозырь : ООО ИД «Белый Ветер», 2009. – 143 с.
2. Богоявленская, Д.Б. О предмете исследования творческих способностей / Д.Б. Богоявленская // Психологический Журнал, 1995. – т.16. - №5. – с.49-58.
3. Борисевич, М.В. Веселое тесто : организация кружковой работы по тестопластике в детском саду / М.В. Борисевич. – Мозырь : Содействие, 2008. – 48 с.
4. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском развитии / Л.С. Выготский. – СПб. : Союз, 1997. – 96 с.
5. Дьяченко, О.М. Развитие воображения дошкольника / О.М. Дьяченко. – М., 2006.
6. Кривоногова, Л.Д. Венок фантазий : развитие художественно-творческих способностей дошкольников в процессе изобразительной деятельности и ознакомления с искусством : пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Л.Д. Кривоногова. – Мозырь : ООО ИД «Белый Ветер», 2006. – 46 с.
7. Перевертень, Г.И. Самоделки из бумаги : пособие для учителей начальных классов по внеклассной работе / Г.И. Перевертень. – М. : Просвещение, 1983. – 94 с.