1. Мифы Древней Греции в детском чтении.
2. Идейная и тематическая близость сказок народов мира.
3. Характеристика малых фольклорных жанров.
1. Мифы Древней Греции в детском чтении.
Что такое миф? В переводе с греческого слово «миф» (mythos) обозначает «сказание». Оно появилось в глубокой древности. Мифы - это народные сказания о богах, легендарных героях и явлениях природы. Миф несет в себе “первообраз поэтического мира” (Шеллинг). Древнейшими литературными памятниками, которые вобрали в себя множество мифов, являются эпические поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». «Миф» – это сoздание коллективной или индивидуальной фантазии.
Проблематикой изучения древнегреческой мифологии занимались: Г.К. Властoв, Л.Н. Воевoдина, М.Л. Гаспаров, Р. Грейвс, Т.А. Дергунова, Н.А. Кун, А.Ф. Лосев, А.И. Немирoвский, Д.Рассел и многие другие.
Изучение мифoлогии помогает приoбщить школьника к общечелoвеческим духовным ценнoстям, сформировать их нравственную позицию. По этой причине наиболее продуктивным является изучение древнегреческой мифологии младшими школьниками. Включение древнегреческой мифологии в курс начального литературного образования позволяет проследить за историей развития литературы.
2. Идейная и тематическая близость сказок народов мира.
Сказка — один из жанров фольклора либо литературы. Захватывающее, необыкновенное, эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного, героического или бытового характера. Сказка не претендует на историчность повествования. В сказке непременно есть нечто совершенно фантастическое, неправдоподобное. К примеру, животные разговаривают и помогают главному герою в его жизненных ситуациях. Как правило, сказка носит поучительный подтекст. Дети могут извлечь из нее определенный жизненный урок (нравственности, доброты, честности, ума, а нередко и хитроумия).
Сказка – одна из дорог для развития интернационального воспитания у детей. Знакомство с многочисленными обычаями и традициями других народов расширяет кругозор детей, способствует пониманию индивидуального характера нации, ее идеалов и стремлений.
Сказка - важнейшая часть национальной культуры каждого народа. Однако важнейшие идеи, основная проблематика, сюжетные линии и расстановка сил во многом едины в сказках разных народов. В этом смысле любая сказка универсальна и актуальна для всего человечества. В сказках всех народов мира непременно заключена мечта человека о счастье и чудесах.
Центральным в сказке разных народов является, как правило, образ положительного героя или героини. Он воплощает в себе народный идеал красоты, нравственной силы, доброты и справедливости.
3. Характеристика малых фольклорных жанров.
Малые жанры фольклора — это небольшие по объему произведения. Некоторые исследователи дают им определение “детский фольклор”, поскольку такие произведения входят в жизнь человека задолго до овладения им речью. Детский фольклор представляет специфическую область народного творчества, объединяющую мир детей и мир взрослых, включающую целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора» М.Н. Мельников.
Колыбельная песня
Первым произведением, с которым знакомится человек, пришедший в этот мир, является колыбельная песня, принадлежащая к кругу материнского фольклора. Это песня, с помощью которой убаюкивают ребёнка, успокаивают, усыпляют младенца. Она сопровождается мерным покачиванием ребёнка, поэтому в ней так важен ритм. Колыбельная песня — это один из самых древних жанров фольклора. В колыбельной можно найти «серенького волчка» и других пугающих персонажей. Припевка большинства колыбельных: «Баю-бай, о, баю-бай», имеет общий корень с глаголом «баять» (говорить, рассказывать, уговаривать).