1. Понятие о возрастной динамике взаимоотношений детей и подростков
2. Психические явления в больших группах
3. Картотека психологических игр на сплочение детского коллектива
Список литературы
1. Понятие о возрастной динамике взаимоотношений детей и подростков
Подростковый возраст является периодом роста и развития человека, который следует после детства и длится до достижения зрелого возраста, то есть с 10 до 19 лет. Это один из критических переходных периодов жизненного цикла, для которого характерны бурные темпы роста и изменений, которые уступают лишь темпам роста и изменений, происходящих в грудном возрасте. Многие аспекты такого роста и развития управляются биологическими процессами, а достижение полового созревания знаменует переход из детства в подростковый возраст. Биологические детерминанты подросткового возраста носят, как правило, всеобщий характер, однако продолжительность и характерные особенности этого периода могут варьироваться в зависимости от времени, культуры и социально-экономических ситуаций. За последнее столетие этот период претерпел многочисленные изменения, которые касаются более раннего наступления половой зрелости, более позднего возраста вступления в брак, урбанизации, глобальной коммуникации и изменения сексуальных отношений и форм поведения.
Подростковый возраст – это период подготовки к зрелости, для которого характерен ряд ключевых аспектов развития. Помимо физического и полового развития эти аспекты включают продвижение к социальной и экономической самостоятельности, а также развитие личности, приобретение навыков, необходимых для установления отношений и выполнения ролей в зрелом возрасте, и формирование способности к абстрактному мышлению. Подростковый возраст – это время бурного роста и огромного потенциала, но, при этом, и время значительных рисков, когда мощное влияние оказывает социальный контекст. Многие подростки испытывают давление, под воздействием которого начинают употреблять алкоголь, сигареты или другие наркотические средства и вступают в сексуальные отношения в раннем возрасте, подвергая себя риску получения преднамеренных и непреднамеренных травм, наступления нежелательной беременности и приобретения инфекций, передаваемых половым путем, включая вирус иммунодефицита человека (ВИЧ). Многие подростки сталкиваются также с широким рядом проблем в области адаптации и психического здоровья.
2. Психические явления в больших группах
Психические явления в больших социальных группах выделяются по сферам психики: когнитивной; потребностно-мотивационной; аффективной; регулятивно-волевой. Все психические процессы этих сфер в психологии больших групп приобретают свои специфические особенности.
К когнитивной сфере относятся коллективные представления, социальное мышление, общественное мнение. Общественное сознание, менталитет. Когнитивные процессы в больших общностях являются отражением социальных процессов, статуса групп в системе общественных отношений, уровня развития духовной жизни общества. Общественно-исторические процессы определяют содержание познавательных процессов, изменяется объект познания. Вопрос о том, что думают люди, о чем беспокоятся, меняется в зависимости от общественных условий. Но общественная детерминация психических групповых процессов касается не только их содержания, но и способов отражения объективной действительности. Историчным является не только понятийный, категориальный строй мышления, но и его стиль. Известны особенности восточного и западного стиля мышления, своеобразным является менталитет того или иного народа в разные периоды его исторического развития
В различных социальных средах складываются более или менее благоприятные условия для развития тех или иных когнитивных особенностей. Когнитивные структуры составляют основу обыденной психологии. Высший их уровень – сознание общности, которое в форме идей, теорий составляет идеологию отдельных общностей, идеологию общества в целом.
3. Картотека психологических игр на сплочение детского коллектива
На льдине
Цель: развитие межличностных отношений в коллективе соучастия, единства, чувства поддержки.
Участвуют не менее 8-10 человек. Стулья по количеству участников.
Ведущий предлагает участникам составить из стульев льдину и отправиться в плавание по Северному Ледовитому океану. Участники встают на стулья. Ведущий начинает рассказ: «Вы, друзья, отправились в путешествие по Северному Ледовитому океану. Начался шторм, кусочек льдины откололся, но вам нужно спастись всем, продержаться на льдине до тех пор, пока к вам не придет помощь». Ведущий постепенно убирает стулья, тем самым «откалывая» кусочек за кусочком от льдины. Задача участников: как можно дольше и в большем количестве остаться на льдине.
В конце игры идет обсуждение: как долго сколько смогли удерживаться на льдине, кто предпринял больше усилий для спасения других, кто спасал лишь себя.
Волшебный клубочек
Цель: улучшение межличностных отношений в коллективе.
Участники игры садятся в круг, ведущий предлагает, передавая друг другу клубок шерстяных ниток и наматывая часть нитки на запястье, говорить следующее: «Меня зовут... Больше всего на свете я люблю..., а не люблю... Хочу с тобой дружить, потому Что...»
После того как высказались участники, ведущий подводит итог: «Наш клубочек волшебный смог нас объединить, теперь мы самый настоящий коллектив, мы вместе, и мы – сила!»
Части моего «Я»
Цель: осознание самого себя, внимание к поведению другого. Развитие умения вести разговор.
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: учебное пособие для студентов ВУЗов / Г.С. Абрамова. – Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2000. – 80 с.
2. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Сндреева. – М., 2002. –329 с.
3. Басова, В.М. Теория и практика формирования социальной компетентности личности / В.М. Басова. – М., 2004. – 124 с.
4. Давыдов, В.В. Возрастная и педагогическая психология: учебник для студентов пед. Институтов / В.В. Давыдов, Т.В. Драгунова, Л.Б. Ительсон. – М.: Просвещение, 2006. – 288 с.
5. Коломинский, Я.Л Психология взаимоотношения в малых группах (общие и возрастные особенности): / учебн. пособие / Я.Л. Коломинский. – Мн.: ТеатраСистемс, 2000. – 143 с.
6. Лутошкин, А.Н. Как вести за собой / А.Н. Лутошкин. – М.: Просвещение, 2000. – 65 c.
7. Немов, Р.С. Социально-психологический анализ эффективной деятельности коллектива / Р.С. Немов. – М., 2004. – 459 с.