1. Структура познавательного процесса
2. Социальный конфликт
3. Политические системы общества
Список используемой литературы
1. Структура познавательного процесса
В структуре познавательного процесса обычно выделяют два базовых уровня: чувственное познание и рациональное познание.
На уровне чувственного познания внешний мир отражается в виде зрительного образа через непосредственный контакт с познаваемым субъектом, обладающим органами чувств, нервной системой, мозгом и объектами реальной действительности. Как момент чувственно-предметной деятельности, созерцание жизни как первый уровень структуры познания протекает в трех основных взаимосвязанных формах: чувствовании, восприятии и представлении [6, c. 105].
Ощущение — это форма сенсорного рефлекса, которая непосредственно связана с органами чувств и нервной системой, включая фиксацию определенного воздействия окружающей среды на организм через некоторые органы чувств (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус). Можно говорить и о внутренних ощущениях - боли (резь в желудке, «кольнуло» в сердце, «ноющая» боль и т.п.), тревоги, счастья и т.д. То есть ощущение — это особое состояние организма и его нервной системы. Определяющая особенность ощущений - отражение отдельных свойств, признаков: только света, только звука и т.п.
Восприятие - более сложная форма сенсорного отражения, основанная на сочетании ощущений и, следовательно, способная отражать субъект или явление в целом (восприятие массы в целом, лица, человека и т. д.). Этот целостный образ формируется при непосредственном контакте с объектом.
Представление - самая сложная и интересная форма чувственного уровня психики. Это обобщенная чувственная и визуальная картина субъекта, которая в данный момент не воспринимается и сохраняется в сознании субъекта благодаря механизму памяти. Представления непосредственно предшествуют рациональному уровню и именно в них закладывается возможность перехода к логическим формам мышления.
Основные формы рационального познания — это понятия, суждения, умозаключения.
Понятие — это форма мышления, которая фиксирует основные обобщенные свойства и признаки объектов и явлений; выражается в языке словами-существительными. Существует несколько типов понятий: конкретные, абстрактные и идеализированные. В первом мыслится какой-то конкретный предмет или явление (тетрадь, лекция, гроза). Абстракция — это понятие, возникающее в результате мысленного отрыва (абстрагирования) от предмета его свойств и признаков (длинна, красота, белизна). Идеализация — это понятие, в котором реальные свойства и признаки предмета замещаются мысленно сконструирован¬ными признаками, выражающими сущность предмета «в чистом виде».
Суждение — это форма мышления, выраженная высказываниями (предложениями), в которой регистрируется существование или отсутствие элемента объектов, степень развития знаков, мыслится взаимное отношение объектов («эта черная доска», «я стою перед вами»).
2. Социальный конфликт
Конфликт в общественных отношениях всегда присутствует (в разных формах). Конфликт между отдельными элементами социальной структуры — это нормальное состояние общества. Опасны только конфликты на острой стадии развития. Задача участников конфликта-понять противоположную сторону и приблизить позиции сторон, найдя компромисс. Эта точка зрения характерна для противоречивого подхода.
Конфликтологические теории. Истоки конфликтологического подхода обнаруживаются в социологическом наследии К. Маркса. Марксистская теория экономической детерминированности социальных отношений характеризует конфликт как неотъемлемый компонент общественного развития, лежащий в основе классовых отношений и способствующий периодической смене общественно-экономических формаций. Конфликтные отношения имеют негативный характер, т.к. реализуясь в революционном социальном движении, детерминируют разрушение определенного типа социальной структуры общества. В 50-60-х годах ХХ века появляются новые конфликтологические концепции немарксистской ориентации, рассматривающие конфликт как универсальный, позитивный фактор общественного развития, поддающийся рациональному регулированию.
Одним из видных социологов, разрабатывающих теорию социального конфликта, был Р. Дарендорф (1929 - 2009), считавший конфликт неотъемлемой составляющей общественного развития постольку, поскольку в обществе всегда существовали и будут существовать отношения «господства-подчинения», предполагающие наличие противоположных взглядов, суждений, принципов и норм поведения участников данного типа социального взаимодействия.
Конфликт Р. Дарендорф противопоставляет интеграции и считает его столь же неизбежным, как и интеграцию социальных институтов. Избежать конфликта не всегда возможно, поэтому необходимо его формализовать, т.е. вывести на поверхность общественной жизни и сделать предметом открытых дискуссий, судебного разбирательства, что будет способствовать сохранению стабильности общественной системы.
3. Политические системы общества
Необходимым условием функционирования политической власти является наличие определенной политической системы. Она является основополагающей формой политической организации жизни современного общества, когда различные политические явления и процессы неразрывно взаимосвязаны и составляют целостное единство, социальный организм, имеющий относительную самостоятельность.
Через понятие политической системы раскрывается характерная структура той или иной общественно-политической власти.
Термин «политическая система" встречается в трудах Аристотеля. В работе «политика" он рассматривает политическую систему как воплощение высшей власти государства. Однако это слово не толкуется им в абсолютном смысле, а просто представляет собой отдельную сторону политической жизни.
В современной политической науке понятие «политическая система" выступает как категория, охватывающая все основные признаки и элементы политической деятельности и политических отношений, организованных внутри общества, всех лиц и всех институтов, участвующих в политическом процессе. Политическая система — это совокупность отношений (взаимодействий) политических субъектов, связанных с осуществлением власти и управлением обществом, организованных на основе единой нормы и ценности. Политическая система включает в себя организацию политической власти, отношения между обществом и государством, в том числе институционализацию власти, политическую активность, уровень социально-политического творчества, политическое участие и политический процесс, институциональные характеристики политических отношений.
По отношению к понятию «политическая система» более широким является понятие «политическая жизнь», которое охватывает все политические связи, явления и процессы, имеющие место в обществе на всех его уровнях. Политическая система — это лишь часть политической жизни [4, c. 156].
С другой стороны, понятие политическая система более емкое, чем понятие «государственное управление», поскольку охватывает все лица и все институты, участвующие в политическом процессе, а также неформальные и неправительственные факторы и явления, влияющие на механизм выявления и постановки проблем, на выработку и реализацию решений в сфере государственно-властных отношений.
Понятие «системы» пришло из биологии и кибернетики в социальные науки. В социологии и политологии она впервые была изучена американским исследователем Т. Парсонс использует. Другой американский политолог, Д. Истон в 1953 году ввел в науку понятие «политическая система».
Сущность описания социальной системы наиболее полно отражена в Т. Парсонс в теоретической структуре. Он начал рассматривать общество как сложную открытую систему, состоящую из четырех подсистем, каждая из которых выполняет определенную функцию.
1. Ачкасов, В.А. Сравнительная политология: Учебник / В.А. Ачкасов. -М.: Аспект Пресс, 2011.-400 с.
2. Зайцев А. К. СОЦИАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ. Изд. 2-е. М.: Academia, 2001. - 464 с. Библ.
3. Макеева Е.А., Исторический и личностный смысл познания // Вестник Казанского технологического университета. - 2014. - Т. 7. - №1. - С. 351-353.
4. Политология: хрестоматия: учеб. пособие. В 2 ч. 4.1. Теория, история и методология политической науки /сост.: Н.А. Антанович [и др.]; под общ. ред. С.В. Решетникова. - Минск: Изд. центр БГУ, 2010 – 327 с.
5. Радугин А. А., Радугин К. А. Социология: курс лекций. – 3-е изд., перераб. и дополн. – М. Библионика, 2006. – 224 с.: ил.
6. Хрестоматия по занимательной философии: экспериментальное учебное пособие для старших классов гимназий, лицеев, колледжей и школ гуманитарного профиля, а также для гуманитарных вузов / сост. В. В. Дягилев. – Москва: Издательский и книготорговый центр «АЗ», 1996 – 204 с. – (Новое в образовании).