1. Карион Истомин - первый русский детский писатель
Список использованных источников
2. Творчество С.Я. Маршака в учебной программе учреждения дошкольного образования
Список использованных источников
3. Новаторство К. Чуковского-сказочника
Список использованных источников
4. Разработайте вопросы к литературной викторине по творчеству Саши Чёрного детям
1. Карион Истомин - первый русский детский писатель
Одним из образованнейших людей последней четверти XVII века заслуженно является Карион Истомин – известный деятель русского просвещения, талантливый педагог, поэт и переводчик, монах Московского Чудова монастыря, вместе с тем известный поэт, художник, книжных дел мастер. Истомин служил на Московском печатном дворе с 1679 года. Сначала писцом, с 1682 года – «справщиком», а затем, с 1698 года, и его смотрителем.
Родился Карион Истомин в Курске, вероятно в 1650 году, в семье подьячего. Еще в провинции он сумел получить образование, о котором отзывался: «Малочастне падающая крушицы учения приях». В 1676 г. Он впервые побывал в Москве, а вскоре и переехал в столицу. В 1670-х гг. Карион Истомин направился в Путивльскую Молчинскую пустынь, где не без влияния Сильвестра Медведева, своего земляка и свойственника, принял монашество, став иеродиаконом в Кремлёвском Чудовом монастыре. С 1679 года Истомин стал служить на Московском Печатном дворе [1].
Благодаря родственным связям с Сильвестром Медведевым он получил блестящее для того времени образование. Учился в Спасской школе у Сильвестра Медведева в Москве, где преподавание вел знаменитый Симеон Полоцкий, и в Славяно-греко-латинской академии. Это было первое учебное заведение, где готовили будущих церковнослужителей и государственных чиновников. Карион Истомин свободно владел латинским и греческим языками, был знатоком риторики. Кроме того, в 80-90-х годах Истомин преподавал греческий язык в Типографской школе при Печатном дворе.
В Москве Карион Истомин активно занялся педагогической деятельностью. С 1685 г. он преподавал грамматику в Заиконоспасской школе Сильвестра Медведева, а в 1712 г. ездил в Новгород по приглашению митрополита Иова для преподавания в устроенной им школе.
2. Творчество С.Я. Маршака в учебной программе учреждения дошкольного образования
Проблема формирования интереса к чтению у дошкольников является очень актуальной. Помочь в решении этой проблемы, создать условия, максимально стимулирующие развитие интереса к чтению у детей дошкольного возраста, может комплексное использование методов и приемов формирования интереса к чтению у воспитанников в ходе учебно-воспитательного процесса [1, c. 4].
Анализируя Учебную программу дошкольного образования для учреждений дошкольного образования с русским языком обучения и воспитания, можно отметить, что первые произведения С.Я. Маршака, с которым воспитанники знакомятся – это стихотворения о животных «Слон», «Тигренок», «Совята» (из цикла «Детки в клетке»).
Позже уже на занятиях воспитанники анализируют такие произведения С.Я. Маршака как: «Семейка» (пер. с чеш. С. Маршака); «Что за грохот, что за стук?..» (лат., обр. С. Маршака) и др.
Также изучаются рассказы «Кошкин дом», «Ванька-встанька», «Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке». Воспитанники уже знакомы с биографией и творчеством С.Я.Маршака, поэтому лучше воспринимают текст и улавливают смысл произведений.
Очевидно, что как правило первое занятие непосредственно посвящается биографии С.Я. Маршака, изучение которой начинается с творчества каждого писателя. На данном этапе важно развивать максимальный интерес воспитанников, чтобы дети могли видеть автора как родного человека, еще незнакомого им, близком к разуму.
Последующие занятия посвящаются изучению идеологической и художественной оригинальности и жанров произведения. Внимание слушателей привлекает определение автора жанра «сказка», «настоящая сказка».
3. Новаторство К. Чуковского-сказочника
Литературная деятельность Корнея Ивановича Чуковского поистине безгранична. Первые статьи появились в 1901 году, и с этого времени началась непрекращающаяся интенсивная жизнь Чуковского – критика, публициста, исследователя русской литературы второй половины XIX века, поэзии и прозы его современников. Много времени он отдал разысканию и публикации стихотворений Некрасова, эта тема привлекала его долгие годы и завершилась книгой «Мастерство Некрасова» [1].
В огромной разносторонней литературной работе Чуковского – лингвиста, переводчика, теоретика художественного перевода – была одна область, к которой он относился с особой любовью. Такой областью в его литературной судьбе стало создание сказок и стихотворений для детей – по существу, «детского эпоса». За этим горячим увлечением стояло желание узнать и понять мир ребенка, обостренный интерес к ребенку. Он писал:
Определить точную дату создания первой эпической поэмы-сказки Чуковского «Крокодил» трудно, но есть два важных свидетельства. М.Горький, находясь вместе с Чуковским в поезде по дороге в Куоккалу, куда они ехали в гости к художнику И. Репину, заговорил с ним о детской литературе. К тому времени Чуковский был известен как автор нашумевшей статьи «Нат Пинкертон». Понимая необходимость этой статьи, направленной против вульгарной литературы, Горький заметил: «Сейчас одна хорошая детская книжка сделает больше добра, чем десяток полемических статей... Вот напишите-ка длинную сказку, если можно в стихах, вроде «Конька-Горбунка», только, конечно, из современного быта». Поездка была в 1916 году. По нескольким упоминаниям Чуковского, все его попытки написать что-то, сидя за столом, успеха не имели. И однажды, благодаря непредвиденному случаю, сказка создалась сразу же, без промедления. Вот как рассказывает об этом сам ее автор: Но случилось так... что мой маленький сын заболел, и нужно было рассказать ему сказку.
4. Разработайте вопросы к литературной викторине по творчеству Саши Чёрного детям
1 вариант:
1. Как Саша Черный отвечал на вопрос, почему у него такой псевдоним?
А) Так получилось; Б) Не знаю сам; В) Темная история; Г) Не задавайте глупых вопросов.
2. В каком городе родился Саша Черный?
А) в Одессе; Б) в Киеве; В) в Харькове; Г) в Житомире.
3. В какой газете начал печататься Саша Черный?
А) Одесский вестник; Б) Житомирский вестник; В) Волынский вестник; Г) Киевский вестник.
4. Как называлась первая книга Саши Черного, вышедшая в 1906 году в Петербурге?
А) Детский остров; Б) Разные мотивы; В) Солдатские сказки; Г) Кавказский пленник.
5. В какой стране сначала жил Саша Черный, уехав в 1918 году из России?
А) в Литве; Б) в Германии; В) во Франции; Г) в Швейцарии.
6. Где происходит действие рассказа Саши Черного «Кавказский пленник»?
А) в Одессе; Б) в Киеве; В) в Москве; Г) в Петербурге.
7. Где работал отец девочек из рассказа «Кавказский пленник»?
А) на почте; Б) в банке; В) на заводе; Г) в канцелярии.
8. Кому девочки доставили дощечку с запиской о выкупе?
А) дворнику Семену; Б) кухарке; В) Мише; Г) отцу на работу.
9. что в качестве лепешек для пленников выпросили девочки у кухарки?
1. Николаев, С.И. Карион Истомин - поэт, автор проповедей и педагогических сочинений / С. И. Николаев // Литература древней Руси: библиогр. Словарь. - М., 1996.
2. Гетьман, Н. Курские корни «Лицевого букваря» / Н. Гетьман // Гор. известия. - 2004. - 23 окт. - С. 5.
3. Арзамасцева И.Н. Николаева С.А. Детская литература. Учебное пособие. И.Н. Арзамасцева-М.: Академия, 2000.
4. Самуил Яковлевич Маршак: К 120 - летию со дня рождения: [Изоматериалы] / авт-сост. М.С. Андреева, М.П. Короткова; гл. ред. Т.Д. Жукова; зам. гл. ред. Л.Е. Коршунова. - М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007.
5. Любарская А. «За гранью прошлых дней»: Заметки о Маршаке и его редакции / А.Любарская // Детская литература. - 1995. - № 3. - С. 41.
6. Галанов Б.Е. С. Я. Маршак. Жизнь и творчество / Б.Е.Галанов. - М., 1965.
7. Берман Д. А. Корней Иванович Чуковский / Д.А. Берман. - М.: Восточная литература, 1999. - 468 с.
8. Голованова М. В., Шарапова О. Ю. Корней Иванович Чуковский / М.В.Голованова, О.Ю. Шарапова // Начальная школа. – 1997. - № 3.
9. Чуковская Л. К. Памяти детства. Воспоминания о Корнее Чуковском / Л.К.Чуковская. - СПб.: Лимбус Пресс, 2001. - 208 с.
10. Чуковский К. И. Сказки в картинках. / Под ред. В. Сутеева. - М.: АСТ: Астрель, 2004. - 535 с.