1. Художественное чтение как особый вид искусства
2. Составление «исполнительской партитуры»
3. Напевность и ритмичность слога, контрастность образов, необычность сказочного действия, композиционные особенности жанра как основа «исполнительской партитуры» сказки
4. Сценарий праздника «В гостях у сказки»
Список использованной литературы
1. Художественное чтение как особый вид искусства
Художественное чтение в искусстве определяется как интерпретация продукта художественной деятельности первичного характера в ходе артистического исполнения. Первичный продукт творческого труда (писательское произведение) уже сам по себе является самостоятельным видом искусства, поэтому любая его трактовка, от игры со сцены до выразительного чтения, считается вторичным воплощением.
Зачастую устные выразительные средства художественного чтения – это единственно возможная творческая передача текста с тем, чтобы смысл его и структура не были потеряны безвозвратно. Примером тому выступают произведения Тургенева, Гоголя, Фета и других писателей и поэтов, столь тонко и чувственно передающих характер образов природы и людей через описательные психологизмы, что сделать это путем визуального искусства просто невозможно [3].
Все выразительные средства художественного чтения (а это интонации, паузы, темп, ритм и др.) весьма близки к актерской игре, однако не являются ею, поскольку здесь не присутствует момента перевоплощения (погружения) в героев.
2. Составление «исполнительской партитуры»
Партитура – своеобразный нотный стан, в котором специфическими знаками записано звучание всего произведения. Создать партитуру – значит зафиксировать художественную перспективу исполнения, т.е. отобрать и распределить на протяжении всего материала выразительные средства речи, соблюдая определенную последовательность [2].
Последовательность составления партитуры
1. Отметить логические центры текста графическими знаками (одной, двумя, тремя горизонтальными черточками, не забывая о том, что логика фразы определяется логической перспективой произведения). Для примера возьмем стихотворение М.Ю. Лермонтова «Парус».
Первое, что наметим в нем – это логические центры:
Белеет парус одинокий
В тумане м оря голубом…
«Парус» – главное слово в строках. Он – действующее лицо (Так надо
«пройтись» по всему тексту).
3. Напевность и ритмичность слога, контрастность образов, необычность сказочного действия, композиционные особенности жанра как основа «исполнительской партитуры» сказки
При рассказывании сказки следует учитывать ее жанровую специфику. Сказка о животных сказывается в естественной, разговорной манере. Особое внимание уделяется тембровым изменениям голоса при передаче характеров животных.
Чтение волшебных сказок характеризуют возвышенность, таинственность, мягкость, искренность тона. Присказку читают в среднем темпе, выделяя образные слова и словосочетания. После чтения присказки делается длительная пауза. В основном повествовании важны интонационные вариации при передаче характеров героев (положительный герой требует теплых, доброжелательных интонаций, отрицательный – сухих, неприязненных). Концовку читают в разговорной манере, последняя фраза читается медленно, с интонацией завершения повествования.
4. Сценарий праздника «В гостях у сказки»
Сценарий праздника «В гостях у сказки»
Цель: доставить детям радость, вызвать у них эмоционально положительный отклик в душе.
Задачи. Вызвать у детей желание принимать участие в развлечении. Закреплять знания детей о сказках. Побуждать детей к речевым высказываниям
Оборудование: скатерть – самобранка с сказочными вещами, сундук с предметами, сказочные костюмы, карточки со слогами, ТСО, иллюстрации к сказкам.
Участники: сказочные персонажи, группа детского сада.
Ход
Дети входят в зал под музыку «Жаворонок» - М. Глинки.
Ведущая. Любят сказки все на свете
Любят взрослые и дети,
Любят слушать и смотреть,
Сказки могут душу греть.
Первый ребёнок. Чудеса в них происходят,
Люди к счастью путь находят.
1. Аксенов, В.Н. Искусство художественного слова / В.Н. Аксенов. – М., Просвещение, 2008. – 163 с.
2. Добрицкая И.Г. Выразительное чтение. Учебно-методический комплекс / И.Г. Добрицкая, О.И. Расолько. – БГПУ, 2015. – 67 с.
3. Майерова, Н.В. Выразительное чтение / Н.В. Майерова. – М., РУДН, 2011. – 145 с.