ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста
1.2 Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста как научно–методологическая проблема
1.3 Методы и формы экономического воспитания дошкольников
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОСПИТАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИ ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Организация и методики исследования
2.2 Анализ результатов исследования
2.3 Методические рекомендации для педагогических работников в процессе формирования элементарных экономических знаний у детей старшего дошкольного возраста
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
В условиях растущей экономической самостоятельности современного общества экономическое образование подрастающего поколения становится значимым. В новых экономических условиях современный ребенок становится полноправным участником социально–экономических процессов, что диктует необходимость получения образования с дошкольного возраста активными, самостоятельными, экономически грамотными гражданами.
Таким образом, исследователи проблем экономического образования детей дошкольного возраста Л.Н. Галкина, С.А. Козлова, Е.А. Курак, А.Д. Шатова считают необходимым развивать у детей новый, современный стиль мышления, отвечающий требованиям времени и являющийся основой для дальнейшего образования личности. Ранее экономические проблемы искусственно отодвигались от детей, но реалии современной жизни настоятельно требуют от дошкольников формирования представлений об основах торгово–экономических и трудовых отношений. Исследования А.Д. Шатовой свидетельствуют об ускорении экономической социализации современных дошкольников: дети в возрасте 6–7 лет не только знают, но и могут соотносить экономические понятия с соответствующими жизненными ситуациями. В то же время, важная роль отводится экономическому образованию в дошкольных образовательных учреждениях и семьях.
Экономическое образование является одним из важнейших компонентов современной педагогической системы дошкольных образовательных учреждений. В настоящее время экономическое воспитание дошкольников понимается как педагогический процесс, направленный на формирование нравственных и экономических качеств личности, усвоение знаний об экономической жизни людей, ориентированных на ценности.
По мнению Л.А. Голуб, С.А. Козловой, И.А. Сасовой, А.А. Смоленцевой, А.Д. Шатовой, дошкольный возраст благоприятен для закладывания основ экономически грамотного человека. Для того чтобы процесс познания социально–экономических категорий был понятен детям дошкольного возраста, система экономического образования дошкольников построена на использовании доступных и интересных для ребенка инструментов, и методик [13, с. 36].
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В рамках первой главы был проведен анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования.
Особе внимание мы уделили разработке таких вопросов как психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста, где подробно остановились на готовности детей дошкольного возраста к усвоению экономических знаний и представлений, и возможности формировать практический опыт в рамках выбранной деятельности; экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста как научно–методологическая проблема, в рамках данного пункта мы рассмотрели различный опыт, в т.ч. педагогов-классиков по знакомству детей дошкольного возраста с азами экономических знаний, проанализировали программно-методическое содержание учебной программы и возможности реализации поставленных задач в условия современного учреждения дошкольного образования; методы и формы экономического воспитания дошкольников, где нами был сделан обзор наиболее эффективных способов организации совместной деятельности ребёнка и воспитателя, а также самостоятельной деятельности детей по формированию основ экономических знаний и деятельности.
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОСПИТАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИ ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Организуя педагогическое исследование на базе учреждения дошкольного образования, мы выделили два этапа работы:
1. Диагностический или констатирующий. Цель: выявление сформированности экономических представлений у детей 5–6 лет.
2. Методический. Цель: разработка методических рекомендаций для педагогических работников.
В первого этапа педагогического исследования нами было спланировано и проведено педагогической исследование уровня сформированности экономических представлений у детей 5–6 лет старшей группы «Василек».
Ключевым методом диагностики выступили диагностические методики А.Д. Шатовой, использовалась такая форма обследования как опрос.
В диагностике участвовало 15 детей в возрасте 5–6 лет (9 девочек и 6 мальчиков).
Нами были условно выделены уровни софрмированности экономических представлений у детей 5–6 лет:
Низкий уровень, 1 балл. Детям трудно объяснить значение таких экономических понятий, как «деньги», «покупка», «цена», нет интереса к нуждам семьи, к работе родителей, к окружающим явлениям современного общества, у них нет вопросов об окружающих явлениях социальной реальности, нет экономических слов в речи детей, у них есть неполные, ошибочные представления в области экономики.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретический анализ исследуемой проблемы позволил сделать следующие выводы:
Старший дошкольный возраст имеет отличительные ментальные возможности. Взаимоотношения между сверстниками являются более сложными и значимыми. Ведущим видом деятельности является игра. Основные изменения в деятельности, сознании дошкольника проявляются в умственных процессах: память, мышление, внимание, способность целенаправленно управлять своим поведением. Обучение и развитие в старшем дошкольном возрасте наиболее эффективно только тогда, когда оно происходит при поддержке игровой, творческой, продуктивной, конструктивной деятельности.
Экономическое образование, являющееся органической частью образовательного процесса дошкольного возраста, рассматривается как организованная педагогическая деятельность, способствующая формированию у детей дошкольного возраста экономического отношения к материальным и духовным ценностям на основе формирования элементарных экономических представлений, знаний, концепций.
1. Аменд, А.Ф. Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания. / А.Ф. Аменд, А.А. Саламатов // Детский сад от А до Я. – 2003. – №4. – С.55.
2. Аношина, Л.М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями / Л.М. Аношина // Детский сад от А до Я. – 2003. – №4. – С.103.
3. Белокашина, С.В. Экономика для дошкольников / С.В. Белокашина // Дошкольная педагогика. – 2009. – №8. – С. 63.
4. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – СПб.: Питер, 2008.
5. Власова, И.В. Готовим ребенка к жизни / И. В. Власова // Детский сад от А до Я. – №4. – 2013. – C. 140 – 142.
6. Власова, И.В., Прохорова Н.П. Ключ к сердцу ребенка / И. В. Власова // Детский сад от А до Я. – №4. – 2013. – C. 121 – 123.
7. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка / Л. С. Выготский. – М.: Эксмо, 2010. – 512 с.
8. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка. / Л.С. Выготский. – М.: Эксмо, 2006.
9. Галкина, Л.Н. Развитие экономических способностей у детей старшего дошкольного возраста / Л.Н. Галкина //Одаренный ребенок. – 2010. – № 4. – С.42.
10. Галкина, Л.Н. Экономика для детей. / Л.Н. Галкина. – Челябинск: Цицеро, 2013.
11. Глазырина, Л. Д. «Экономическое воспитание дошкольника» // справ. и метод. Материалы / Л. Д. Глазырина, Н.В. Зайцева, В.М. Теленченко. – Мозырь: Содействие, 2014. – 243 с.
12. Голуб, Л.А. Экономическое воспитание дошкольников / Л.А. Голуб // Дошкольное воспитание. – 2003. – № 6. – С.34.
13. Даль, В. И. Толковый словарь живого великого русского языка / В. И. Даль – М.: Мысль, 1981 – 320 с.
14. Детский экономический словарь / Г.В. Евменова, О.И. Меньшикова. – М.: Просвещение, 2000.–105с.
15. Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е.Н. Табих. – Минск: Вышэйшая школа, 2010. – 45 с.
16. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно–ролевые игры и дидактические игры. / Авт.– сост. Л. Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008.
17. Казакова, Н. Мы любим рекламу: Экономическое образование дошкольников) / Н. Казакова // Обруч. – 1999.– №1 – С. 29.
18. Кларина, Л.М. Экономика и экология для малышей. / Л.М. Кларина. // Обруч. – 1997. – №10. – С. 27.
19. Кнышова, Л.В. Экономика доя малышей, или Как Миша стал бизнесменом / Л.В. Кнышова, О.И. Меньшикова, Т.Л. Попова. – М.: Педагогика– Пресс, 1996.
20. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М.: Академия, 2003.
21. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: Академия, 2001.
22. Кошель, П. История денег. / П. Кошель // Дошкольное образование. – 2003. – №9. – С. 7.
23. Курак, Е.А. Экономическое воспитание дошкольников: Примерная программа, перспективное планирование, конспекты занятий / Е.А. Курак, Л.А. Михерева. – М.: Сфера, 2002.
24. Липсиц, И.В. Удивительные приключения в стране Экономика: практическое пособие. / И.В. Липсиц. – М.: Вита–пресс, 1999.
25. Лунева, Г. Играем в экономику / Г. Лунева // Дошкольное воспитание. – 2003. – №10. – С. 51.
26. Макеенок, В.П. Экономическое воспитание дошкольников в условиях образовательного пространства ДОУ / В.П. Макеенок // Педагогические науки. – 2011. – № 3. – С. 43.
27. Сластенин В.А. Педагогика / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 576
28. Шатова, А. Д. Дошкольник и экономика [Текст] / А. Д. Шатова // Обруч. – №1. – 2000. – С. 23 – 28.