ВВЕДЕНИЕ
1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1.1. Тематика экскурсий и наблюдений в разных возрастных группах
1.2. Подготовка воспитателя и детей к экскурсии
1.3. Структура экскурсии
1.4. Особенности проведения экскурсий в разных возрастных группах
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1. Конспект экскурсии по ознакомлению с явлениями социальной жизни, предметным миром, социальными объектами
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Работа над словом - исходной единицей языка, занимает одно из самых важных мест в общей системе работы по развитию речи. Нет такого явления, которое нельзя было бы обозначить словом или словосочетанием.
Накопление содержания детской речи в процессе ознакомления с окружающим миром, в том числе и с природой, осуществляется с помощью различных методов и средств. Важнейшим методом в работе с дошкольниками является наблюдение. Наблюдение широко используется на экскурсиях в природу, за каким-нибудь процессом (трудом взрослых, уходом за животными и т.п.) и в процессе наблюдений в природе у детей значительно обогащается словарный запас.
Природа со всем многообразием форм, красок, звуков является богатейшим источником развития словаря дошкольника. В процессе созерцания природы ребёнок имеет возможность правильно определить величину предмета, его форму, симметрию, цвета, их гармоничное сочетание и контраст цветов, или дисгармонию, определить оттенки цвета при разной степени освещённости в разные периоды дня, сезона и т.д. Но все это ребёнок может только при условии наличия в его словаре соответствующих названий предметов, объектов и явлений, их свойств и качеств, а также сформированности соответствующих представлений [3].
1 ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1.1 Тематика экскурсий и наблюдений в разных возрастных группах
Большое место в деятельности детей дошкольного возраста отводится наблюдениям и экскурсиям (заранее планируемым) за природными явлениями и общественной жизнью. Наблюдения можно проводить с целой группой детей, с подгруппами, а также с отдельными малышами.
В младшем возрасте наблюдения должны занимать не более 7-10 минут и быть яркими, интересными, в старшем возрасте наблюдения должны составлять от 15 до 25 минут. Проводить их надо ежедневно, но каждый раз детям должны предлагаться разные объекты для рассмотрения.
Объектами наблюдений и экскурсий могут быть:
- Живая природа: растения и животные;
- Неживая природа: сезонные изменения и различные явления природы (дождь, снег, текущие ручьи);
- Труд взрослых [6].
Виды наблюдения:
Кратковременные наблюдения организуются для формирования о свойствах и качествах предмета или явления (дети учатся различать форму, цвет, величину, пространственное расположение частей и характер поверхности, а при ознакомлении с животными – характерные движения, издаваемые звуки и т.д.
Длительные наблюдения организуются для накопления знаний о росте и развитии растений и животных, о сезонных изменениях в природе. Дети при этом сравнивают наблюдаемое состояние объекта с тем, что было раньше [4].
2 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1 Конспект экскурсии по ознакомлению с явлениями социальной жизни, предметным миром, социальными объектами
Конспект экскурсии по теме: «Экскурсия на стройку
Цель: способствовать развитию словаря детей.
Задачи:
- содействовать установлению причины событий,
- развивать умение предвидеть последствия поведения людей в различных производственных ситуациях;
- овладевать приемами понимания особенностей различных профессий.
Подготовительный этап.
На этом этапе педагог рассказывает детям о профессии строитель, демонстрируя разные картинки.
Ход экскурсии
Занятие начинается на прогулке. Воспитатель: Ребята, в каком городе вы живёте? Какие запоминающиеся здания есть в нашем городе?
Их можно увидеть на визитной карточке города, по которой его все узнают. Люди всегда стремятся улучшить своё жильё, поэтому города и посёлки постоянно расширяются новыми районами, застраиваются детскими садами, школами, жилыми домами.
Для чего человеку нужен свой дом, своя квартира? Недалеко от нашего детского сада тоже строятся новые дома. Вы хотите посмотреть, как их строят? Тогда мы совершим экскурсию на стройку.
Как называется улица, по которой мы сейчас идём?
Какие дома мы здесь видим? (Многоэтажные жилые, магазины, школа)
Какой дом на этой улице вам больше всего нравится? Чем он привлек ваше внимание?
1. Виноградова, Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой: Пособие для воспитателя дет. сада / Н. Ф. Винограда - М.: 2008. – 268с.
2. Емельянов, Б. В. Экскурсоведение [Текст] : учеб. для студентов вузов / Б. В. Емельянов. – М. : Совет. спорт, 2002. – 216 с.
3. Затулина, Г.Я. Развитие речи дошкольников. Подготовительная к школе группа. Методическое пособие/ Г.Я. Затулина. – М.: Центр педагогического образования, 2015. – 176 с.
4. Наглядные методы ознакомления с природой и экологического воспитания дошкольников [Текст] : практ. пособие для студентов пед. специальностей учреждений высш. образования / сост. Т. Г. Коледа. – Барановичи: РИО БарГУ, 2014. – 93 с.
5. Нифонтова С.Н. Цикл развивающих целевых и тематических экскурсий для детей 4-7 лет. Учебно-методическое пособие. - СПб.: ООО «Издательство «Детство -пресс»». - 2010. - 96 с.
6. Стреха, Е. А. Ознакомление детей дошкольного возраста с природой / Е. А. Стреха. – Минск : Нар. асвета, 2012. – 64 с.
7. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста)– М.: Просвещение, 1981. – 144 с.
8. Шварева, Н. В. Особенности экскурсий как формы обучения дошкольников в детском саду / Н. В. Шварева, Н. И. Третьякова // Концепт. – 2016. – Т. 46. – С.. 434-438.