1. Понятие о темпераменте. Типы высшей нервной деятельности и темперамент
2. Проявление темперамента в деятельности, характере личности и в процессе межличностного общения
3. Жизненные показатели и возможные проблемы в деятельности и поведении детей разного темперамента
4. Оказание помощи детям разного темперамента в выработке ими индивидуального стиля деятельности, развития чувства самоценности
Источники
1. Понятие о темпераменте. Типы высшей нервной деятельности и темперамент
Темперамент является одним из наиболее значимых свойств личности. Интерес к данной проблеме возник более двух с половиной тысяч лет тому назад. Он был вызван очевидностью существования индивидуальных различий, которые обусловлены особенностями биологического и физиологического строения и развития организма, а также особенностями социального развития, неповторимостью социальных связей и контактов. К биологически обусловленным структурам личности относится прежде всего темперамент. Темперамент определяет наличие многих психических различий между людьми, в том числе по интенсивности и устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу и энергичности действий, а также по целому ряду других динамических характеристик.
Несмотря на то что предпринимались неоднократные и постоянные попытки исследовать проблему темперамента, до сих пор эта проблема относится к разряду спорных и до конца не решенных проблем современной психологической науки. Сегодня существует много подходов к исследованию темперамента. Однако при всем существующем разнообразии подходов большинство исследователей признает, что темперамент — это биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо, а свойства личности, обусловленные темпераментом, являются наиболее устойчивыми и долговременными.
Б. М. Теплов дает следующее определение темперамента: «Темпераментом называется характерная для данного человека совокупность психических особенностей, связанных с эмоциональной возбудимостью, т. е. быстротой возникновения чувств, с одной стороны, и силой их—с другой» (Теплов Б. М., 1985). Таким образом, темперамент имеет два компонента — активность и эмоциональность.
Активность поведения характеризует степень энергичности, стремительности, быстроты или, наоборот, медлительности и инертности. В свою очередь, эмоциональность характеризует протекание эмоциональных процессов, определяя знак (положительный или отрицательный) и модальность (радость, горе, страх, гнев и др.).
2. Проявление темперамента в деятельности, характере личности и в процессе межличностного общения
Проявление темперамента в деятельности. Различие людей по темпераменту проявляется в их деятельности. Для достижения успехов в ней важно, чтобы человек владел своим темпераментом, умел приспособить его к условиям и требованиям деятельности, опираясь на его сильные свойства и компенсируя слабые. Такое приспособление выражается в индивидуальном стиле деятельности.
Индивидуальный стиль деятельности — это целесообразная, соответствующая особенностям темперамента система способов и приемов выполнения деятельности, обеспечивающая наилучшие ее результаты.
Темперамент имеет значение и для выбора вида деятельности. Холерики предпочитают эмоциональные ее виды (спортивные игры, дискуссии, публичные выступления) и неохотно занимаются однообразной работой. Меланхолики охотно занимаются индивидуальными видами деятельности.
Известно, что в процессе учебных занятий сангвиники при изучении нового материала быстро схватывают основу, выполняют новые действия, хотя с ошибками, не любят длительной и тщательной работы при освоении и совершенствовании навыков. Флегматики не станут выполнять новые действия, упражнения, если что-то неясно в содержании или технике, они склонны к кропотливой, длительной работе при овладении ею.
Например, для спортсменов существуют различия, зависящие от темперамента, в предстартовых состояниях. Сангвиники и флегматики перед стартом находятся преимущественно в состоянии боевой готовности, холерики — в состоянии стартовой лихорадки, а меланхолики — в состоянии стартовой апатии. На соревнованиях сангвиники и флегматики показывают стабильные результаты и даже более высокие, чем на тренировках, у холериков и меланхоликов они недостаточно стабильны.
3. Жизненные показатели и возможные проблемы в деятельности и поведении детей разного темперамента
Дети-меланхолики часто замыкаются в себе, очень плохо привыкают к новому коллективу, стремятся быть в «тени». Часто «зацикливаются» на неудачах, очень болезненно реагируют на отрицательные оценки, а наказание воспринимают как настоящую трагедию. Знания меланхолику даются с трудом, из-за недостаточной активности внимания малыш постоянно отвлекается на посторонние предметы и не может сосредоточиться на главном.
Флегматик. По упрямству эти дети превосходят всех. А еще он очень медлителен. Ребенок с таким типом нервной деятельности всегда невозмутим и спокоен. Рядом с этим не спешащим никуда ребенком кажется, что время остановилось или его вообще на самом деле нет. Не любит перемен, очень медленно привыкает к новой обстановке и длительное время адаптируется к детскому организованному коллективу.
4. Оказание помощи детям разного темперамента в выработке ими индивидуального стиля деятельности, развития чувства самоценности
Реализация принципа индивидуализации и дифференциации предполагает оказание педагогом помощи детям разного темперамента в выработке ими индивидуального стиля деятельности, с помощью которого каждый мог бы скорее добиться успеха, идя к нему своей «тропой», проявляя при этом свою индивидуальность, её ценные качества.
Реализация данного принципа в воспитательно-образовательном процессе предполагает учет и такого свойства нервной системы дошкольников, как подвижность – способность нервных клеток к быстрой смене процесса возбуждения торможением, и наоборот – торможения возбуждением. Дети с подвижной нервной системой легко переключают внимание с одного объекта на другой, с одной деятельности на другую. Они могут относительно быстро одновременно выполнять несколько различных действий. Дошкольники с малоподвижной (инертной) нервной системой нуждаются в большем периоде времени для выполнения какого-либо задания, особенно заданий различных типов. Педагогу следует помнить об этом и предоставить ребенку с инертной нервной системой несколько дополнительных минут для того, чтобы он собрался на прогулку, завершил рисунок и т.д.
Реализуя данный принцип, важно дать позитивную оценку тому, что обычно получается очень хорошо у дошкольников с инертной нервной системой – однообразная продолжительная деятельность без ограничения по времени, требующая тщательности, аккуратности выполнения (например, уход за комнатными растениями).