Задание 1.
Составить план-конспект с указание ссылок на использованную литературу по следующим проблемным вопросам.
Ответ
Особенности восприятия пространства, времени и художественного восприятия. Современные исследования сенсорных способностей дошкольников.
Восприятие пространства – различие следующих характеристик:
- размер объекта;
- форма;
- объем;
- расстояние.
На расстоянии большое значение (в восприятии) имеет взаимное расположение света и тени, которое зависит от местоположения объекта. Используя свет, человек может точно определить положение объекта в пространстве. Форма - одна из наиболее информативных и устойчивых характеристик объективного мира. Восприятие формы требует выделения объекта на заднем плане, а это часто требует выделения контура, т.е. границы пространственных элементов фигуры, разные по яркости, цвету, фактуре. Восприятие времени - это отражение деятельности и ряда явлений и событий. Во многом это зависит от содержания занятия. Время, наполненное важными для человека событиями, течет быстро и наоборот. Когда вы вспоминаете прошлые события, время обратное: время, наполненное событиями, велико, а неисполненное - коротко. Восприятие времени также зависит от отношения человека: в ожидании плохих событий оно быстро летит, в ожидании хороших - медленно. Восприятие движения - это отражение направления и скорости пространственного существования объекта [3].
Специфика художественного восприятия заключается в особом соотношении механизмов, его осуществляющих.
Художественный образ восприятия носит субъективно-объективный характер. Он объективен в том смысле, что все, что нужно понять автору, уже сделано, встроено в художественную ткань вещей. Есть «объективность» текста литературного произведения, музыкальной культуры, пластических форм, живописи. Объективность художественного образа не исключает, а предполагает активность наблюдателя, по-своему интерпретирующего созданное художником.
Если окажется, что художественный образ читателя, зрителя, слушателя совпадает с тем, что предлагает автор произведения, то следует подумать, что такое клише - не что иное, как воспроизведение.
Если формирование образа восприятия происходило вне рамок и «силовой линии», предложенных автором произведения, то то, что создает воображение перцептора, будет граничить с эксцентричными, произвольными представлениями, которые обходят суть произведения искусства и граничат с аберрацией.
Задание 2.
Проанализировать и решить ситуацию (кейс). Ответить на вопросы, представленные в конце кейса.
Для решения кейса необходимо:
A. Проанализировать ситуацию.
B. Распознать возрастные закономерности.
C. Интерпретировать описанные факты поведения на разных ступенях отногенеза.
D. Теоретически обосновать обнаруженные закономерности.
E. Предложить необходимые рекомендации для этой ситуации взрослым: родителям и/или педагогам.
Кейс. Мама попросит Валеру: «Сынок, принеси, пожалуйста, мои очки». Мальчик твердо отвечает: «Не принесу!» Его бабушка, видя это, говорит: «Давай я тебе помогу, внучок» и собирается пойти в другую комнату за очками. Валера вскакивает с места, возражая: «Не надо! Я сам!».
Ответ
Анализ ситуации
В данной ситуации Валера проявил себя как достаточно избалованный и непослушный ребенок.
В 3 года малыш неожиданно начинает отказываться от помощи родителей и старается все делать сам.
Почему этот этап развития так важен и исключителен? В возрасте 1,5 - 3 лет ребенок осознает, что он человек и личность, а не просто продолжение мамы и папы. Если раньше ребенок просил о помощи, то теперь он не позволяет родителям участвовать. Все пробует в одиночку, часто ошибается. Часто ребенок говорит о себе в третьем лице, подчеркивая свою важность.
Любимое слово ребенка становится «нет», когда родители предлагают помощь, пытаются что-то сделать для ребенка, часто используют это слово.
Малыш активно рассматривает себя в зеркало, изучает свою внешность и черты лица, начинает узнавать себя на фотографиях.
Этот период в жизни ребенка часто сравнивают с переходным возрастом 13-16 лет. Жизнь малыша меняется, его мысли полны противоречий, потому что, с одной стороны, он хочет независимости, а с другой - чувствует полную зависимость от родителей. Все это приводит к сильному приливу эмоций, постоянному возбуждению, часто ребенок становится более агрессивным, пытается избавиться от авторитета родителей.
Эта фаза необходима ребенку, если ее нет, то это признак того, что малыш неправильно развивается и следует обращаться к специалистам. Дошкольное образование играет огромную роль в жизни ребенка, ребенок должен учиться самостоятельности, ребенку важно понимать, что он - отдельный человек, который обязан принимать решения в будущем.
Задание 3.
Написать терапевтическую сказку по схеме (см. схема терапевтической сказки Приложение 1) для ребенка дошкольника, который не делится с игрушками.
Ответ
Терапевтическая сказка для ребенка-дошкольника, который не делится с игрушками
В далекой-далекой стране жила была маленькая девочка, звали ее Маша.
Машенька была обычной девочкой, как и всем детям, ей нравилось ловить мыльные пузыри, лепить из пластилина неведомых зверей и кататься на качелях.
Больше все на свете она не любила делиться. Неизвестно почему, она думала, что только другие детки должны давать ей свои игрушки, а если кто-то просил поиграть с ее, Маша начинала громко кричать и плакать.
Она даже не делилась со своим маленьким братиком, а когда тот брал игрушки, немедленно вырывала у него из ручек, при этом приговаривая «Нельзя! Мое!»
Вот однажды отправилась Машенька вместе с мамой в лес, они часто туда ходили прогуляться, а заодно и ягод насобирать. Выходя из дома, девочка прихватила свое маленькое ведерко.
В лесу было много полянок с кустиками черники и земляники.
В этот раз, как обычно, в Машино ведерко ягоды почти не попадали, все больше маленькая ручка отправляла их с кустика прямо в рот.
Вот потянулась Машенька за очередной ягодой, как вдруг из-под черничного кустика увидела маленького серого мышонка, который очень старался, но никак не мог оторвать большую наливную ягоду черники.
Мышонок посмотрел глазками бусинками на Машу и тихонько говорит:
- Девочка, помоги мне, пожалуйста, сорви ягодку, у меня самого не получается, очень хочу отнести ее домой маме, чтобы можно было заготовить на зиму.
Машенька посмотрела на него, прищурив один глаз, а потом громко произнесла:
- Не дам! Это мои ягодки! Мне самой нужно целое ведерко насобирать!
Мышонок не стал спорить, просто опустил голову и решил пойти поискать другие кустики.
По дороге ему повстречалась белочка, ее рыжая шерстка красиво переливалась на солнышке, а хвостик был очень пушистый.
- Чего ты такой грустный? - поинтересовалась белочка.
Мышонок рассказал все, как было.
- Не грусти, я тебе помогу сорвать не одну, а много ягод.