1. Орфоэпия, ее значение в выразительном чтении
2. Критерии оценки использования логических и эмоционально – образных средств выразительного чтения
3. Описание, повествование и диалог в прозе и особенности «исполнительской партитуры» прозы
4. Подбор поговорок по теме «Труд»
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Орфоэпия, ее значение в выразительном чтении
Орфоэпия – раздел лингвистики, занимающийся изучением стандартного литературного произношения и ударения .
Предмет и задачи орфоэпии – совершенное произношение звуков и умение правильно ставить ударение.
Орфоэпия охватывает следующие разделы: ударение; нормы произношения отдельных звуков и их сочетаний; интонационно-мелодический строй речи.
Орфоэпическая культура – это единственно возможный или предпочтительный вариант правильной модели произношения, правильной постановки ударения и интонации. Основной целью воспитания орфоэпической культуры учащихся является, прежде всего, обучение детей правильному чтению письменных или печатных слов -6, с. 240.
Чрезвычайно важными требованиями к орфоэпической культуре младших школьников являются: хорошая дикция, четкое произношение звуков; соблюдение правил орфоэпии, произносительных норм литературного языка – умение говорить и читать выразительно, достаточно громко; владение интонациями, паузами, логическими ударениями.
Орфоэпия для устной речи имеет то же значение, что и орфография для письменной речи. Неправильное произношение отвлекает слушателя от содержания речи и тем самым затрудняет общение, а иногда приводит к совершенно неправильному пониманию услышанного. Вот почему так важно овладеть орфоэпическими нормами.
Внимание к орфоэпической стороне детской речи определяется многими факторами, среди которых первое место занимают социальные. Грамотная устная речь способствует быстроте и легкости общения между людьми, придает речи коммуникативное совершенство.
2. Критерии оценки использования логических и эмоционально – образных средств выразительного чтения
Выразительность чтения проявляется в умении выделять с помощью интонации голоса, пауз, ударений и других мыслей и чувств, которые вкладываются автором в содержание произведения, и показывать свое понимание идей произведения.
Выразительное чтение требует ясности дикции, орфоэпической грамотности, логической ясности и эмоционально-образной выразительности. Сочетание этих компонентов определяется термином интонация. Выразительная интонация – это:
– логическая выразительность, направленная на убедительную передачу мысли;
– образная выразительность, направленная на передачу видений;
– эмоциональная выразительность;
– стилистическая выразительность, соответствующая литературному стилю текста -7, с. 56.
Логическое чтение – это чтение, которое четко и ясно передает мысли, содержащиеся в тексте. Это основная основа художественного (выразительного) чтения, первый шаг в развитии и передаче текста. Поэтому совершенно ясно, что при отсутствии логики речи невозможно добиться высокого художественного исполнения -6, с. 239.
Первоначальное логическое понимание текста происходит уже при первом его прочтении. В следующем случае больше внимания уделяется логике Связного высказывания, чем отдельным фразам. Изолированная фраза-это всего лишь пример, где можно изучить логические и грамматические правила речи в ее письменной форме, чтобы эта работа помогла исполнителю перевести текст с того, что читается самому себе, на то, что слышится.
3. Описание, повествование и диалог в прозе и особенности «исполнительской партитуры» прозы
Описание – это вербальное представление объекта, явления или события. В описании перечисляются и раскрываются основные особенности выбранного элемента. Цель состоит в том, чтобы представить читателю образ, который легко представить в цветах. Важно единство времени и места проявления знаков.
Текст описания состоит из следующих частей: Общая характеристика предмета, общее впечатление; признаки, детали; Общая оценка предмета.
Например, описание может быть портретным или пейзажным; объектом письма может быть что угодно - человек, его эмоциональное состояние, животное, растение, место (город, гостиница, Дом, Парк, деревня), погода. Речевая особенность-преобладание существительных, прилагательных, наречий, минимум действия и статичность текста.
Повествование – это рассказ о событии, которое происходит в определенный период времени. Действия, отраженные в событии, последовательны и логически связаны друг с другом. Повествование может быть как от третьего лица, так и от первого, и для него характерны такие элементы, как начало события, развитие действия и развязка (результат описываемого события).
Поскольку повествование является событийным текстом, его речевой особенностью является большое количество глаголов и цепное развитие действия. Текст отвечает на вопросы «что?», «куда?», «когда?», ... что случилось? где и с кем это произошло? когда это случилось?
Повествование может быть изобразительным (акцент делается на смене образов, показывающих событие) и информативным (текст не только рассказывает о событии, но и объясняет его, включает интересные факты).
4. Подбор поговорок по теме «Труд»
Баловством хлеба не добудешь.
Без дела слабеет сила.
Без труда не выловишь рыбку из пруда.
Без труда нет плода.
Белые руки чужие труды любят.
Больше дела – меньше слов.
Была бы охота – будет ладиться работа.
Всякая работа мастера хвалит.
Глазам страшно, а руки сделают.
Господской работы не переработаешь.
Дай земле, то и она тебе даст.
Делано наспех – и сделано насмех.
Дело мастера боится.
Делу время, потехе час.
Деревья смотри в плодах, а людей смотри в делах.
Держись плуга плотней, будет прибыльней.
Доброе начало полдела откачало.
Думай ввечеру, что делать поутру.
Ест за вола, а работает за комара.
Есть терпенье, будет и уменье.
1. Андрюшина, И. И., Лебедева, Е.Л. Выразительное чтение : учебное пособие / И. И. Андрюшина. – М. : Прометей, 2012. –143 с.
2. Бабушкина, Т. В. Культура и техника речи : методическое пособие / Т. В. Бабушкина. – Тверь : Лего-С, 1995. – 89 с.
3. Буяльский, Б. А.Искусство выразительного чтения : книга для учителя / Б. А. Буяльский. – М. : Юнити-Дана, 2006. – 167 с.
4. Горбушина, Л. А. Выразительное чтение : учебное пособие для учащихся педагогических училищ по специальности 2002 «Дошкольное воспитание» и 2010 «Воспитание в дошкольных учреждениях» / Л. А. Горбушина. – М. : Просвещение, 1985. – 214 с.
5. Дмитриева, В. Г. 1000 пословиц, загадок, поговорок / В. Г. Дмитриева. – М. : АСТ, Сова, 2010. – 116 с.
6. Жумамуратова, С. С. Значение орфоэпии в развитии устной речи учеников на образовательных этапах / С. С. Жумамуратова // Молодой ученый. – 2019. – № 14 (252). – С. 238 – 240.
7. Кубасова, О. В. Выразительное чтение : пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / О. В. Кубасова. – М. : Дело, 2001. – 177 с.
8. Мартьянова, И. А. Основы риторики : пособие - хрестоматия для старшеклассников / И. А. Мартьянова. – СПб. : Питер, 2012. – 96 с.
9. Практикум по выразительному чтению : учебно-методич. пособие / Н. М. Вахтель, З.Д.Попова, О. Н. Чарыкова, М. Е. Новичихина. – Воронеж : Изд-во ГУ, 2005. – 87 с.