1. Изложите типы и виды занятий по формированию у дошкольников элементарных математических представлений. Охарактеризуйте их особенности и требования к проведению
2. Опишите алгоритм формирования умений различать, называть и обследовать геометрическую фигуру в процессе реализации содержания компонента «Геометрические фигуры и формы предметов» при обучении детей от 4 до 5 лет
3. Конспект занятия с детьми 4-5 лет по теме «Часть и целое»
Список литературы
1. Изложите типы и виды занятий по формированию у дошкольников элементарных математических представлений. Охарактеризуйте их особенности и требования к проведению
Занятия по формированию элементарных математических представлений у детей, строятся с учетом общедидактических принципов: научности, системности и последовательности, доступности, наглядности, связи с жизнью, индивидуального подхода к детям и др. Во всех возрастных группах занятия проводятся фронтально, т. е. одновременно со всеми детьми. Лишь во второй младшей группе в сентябре рекомендуется проводить занятия по подгруппам (6-8 человек), охватывая всех детей, чтобы постепенно приучить их заниматься вместе. Количество занятий определено в так называемом «Перечне занятий на неделю», содержащемся в программе детского сада. Оно относительно невелико: одно (два в подготовительной к школе группе) занятие в неделю. С возрастом детей увеличивается длительность занятий: от 15 минут во второй младшей группе до 25-30 минут в подготовительной к школе группе. Поскольку занятия математикой требуют умственного напряжения, их рекомендуют проводить в середине недели в первую половину дня, сочетать с более подвижными физкультурными, музыкальными занятиями или занятиями по изобразительному искусству.
В процессе занятий, обычно после первой или второй части, проводятся физкультминутки – кратковременные физические упражнения для снятия утомления и восстановления работоспособности у ребят. Показателем необходимости физкультминутки является так называемое двигательное беспокойство, ослабление внимания, отвлечение и т.д. В физкультминутку рекомендуется включать 2-3 упражнения для мышц туловища, конечностей (движение рук, наклоны, прыжки и т.д.).
Наибольшее эмоциональное воздействие на ребят оказывают физкультурные минутки, в которых движения сопровождаются стихотворным текстом, песней, музыкой. Возможно связывать их содержание с формированием элементарных математических представлений: сделать столько и таких движений, сколько скажет воспитатель, подпрыгнуть на месте на один раз больше (меньше), чем кружков на карточке; поднять вверх правую руку, топнуть левой ногой три раза и т.д. Такая физкультурная минутка становится самостоятельной частью занятия, занимает больше времени, так как она выполняет, помимо обычной, еще и дополнительную функцию – обучающую.
2. Опишите алгоритм формирования умений различать, называть и обследовать геометрическую фигуру в процессе реализации содержания компонента «Геометрические фигуры и формы предметов» при обучении детей от 4 до 5 лет
Алгоритм формирования умений различать, называть и обследовать геометрическую фигуру (по И.В. Житко):
1. Показ и называние фигуры.
2. Выбор ребенком подобной фигуры из множества фигур. Называние фигуры детьми.
3. Конспект занятия с детьми 4-5 лет по теме «Часть и целое»
Цель занятия: формирование понятий части и целого.
Задачи образовательных областей:
1. Образовательные задачи:
– Закрепить у детей знание геометрических фигур.
– Закрепить навыки прямого и обратного счёта в пределах 10.
– Закрепить умение составлять целое из частей.
– Продолжать формировать представление о том, что предмет можно разделить на две равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть.
Продолжать знакомить с делением круга на 4 равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть.
2. Коррекционные задачи:
– Развитие психических процессов (концентрация и переключение внимания, увеличения объёма внимания, формирование мыслительных операций – анализ, синтез, обобщение).
– Добиваться активности всех функций глаза во время занятия.
– Развивать глазодвигательные функции.
– Способствовать восстановлению кровообращения в области мышц глаза.
– Развивать слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление.
3. Воспитательные задачи:
– Формировать мотивацию учебной деятельности, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов и радость творчества.
– Воспитывать умение слушать и слышать задание с первого раза.
– Поддерживать интерес, внимание и хорошее настроение.
– Воспитывать интерес к занятиям по формированию элементарных математических представлений.
Материал и оборудование: фланелеграф; картинки с изображением Маши и её друзей, торта, тарелки, сосиски; отрывки из мультфильма «Маша и медведь» - «Раз в году»(44-ая серия); песня « днем рождения и я, и я, и я, и я поздравляю тебя » (Барбарики); песня «С Днём рожденья меня» («Маша и медведь»); сладкое угощенье для детей.
1. Занятие в детском саду: современные критерии, схемы анализа, конспекты занятий / авт.-сост. Н.В. Тимофеева, Ю.В. Зотова. – 2-е изд. – Волгоград: Учитель, 2011. – 131 с.
2. Колесникова, Е.В. Математические ступеньки. Программа развития математических представлений у дошкольников / Е.В. Колесникова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 112 с.
3. Лобан, Т.И. Теория и методика формирования элементарных математических представлений детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] : краткий курс лекций в схемах и таблицах / Т. И. Лобан. – Могилев : МГУ имени А. А. Кулешова, 2017.
4. Помораева, И.А. Формирование элементарных математических представлений. Вторая группа раннего возраста / И.А. Помораева, В.А. Позина. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 48 с.
5. Учебная программа дошкольного образования / Министерство образования Республики Беларусь. – Минск : Нац. ин-т образования, 2012. – 416 с.
6. Формирование математических представлений: конспекты занятий в подготовительной группе / авт.-сост. Е.А. Казинцева, И.В. Померанцева, Т.А. Терпак. – Волгоград: Учитель, 2011. – 175 с.