ВВЕДЕНИЕ
1. Диагностика склонностей личности к профессиональным сферам (Ч-Ч,Ч-П,Ч-Т,Ч-Х,Ч-З). Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Климов Е.А
2. Методика оперативной оценки самочувствия, активности и настроения (САН)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ
Согласованное взаимодействие человека и профессии, которое раскрывается в профессиональной деятельности, происходит не сразу и не всегда. С одной стороны, это связано с тем, что организация, проектирование, стимулирование, обеспечение, управление трудовой деятельностью человека осуществляется специалистами из различных областей знаний и практики, правила, нормы, законы труда в которых не согласуются с особенностями и возможностями человека.
С другой стороны, сам человек не всегда готов к выбранной профессиональной деятельности, так как его представления о профессии, о своей роли в организации, о своих возможностях несовместимы с той реальностью, в которой он находится. В результате могут возникнуть профессиональные или личностные деформации.
Одним из ведущих показателей профессиональной диагностики является дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е. А. Климова, который основан на предположении, что человек, пройдя необходимую и соответствующую профессии подготовку, сможет выполнять любую работу, независимо от того, к какой категории она относится. И в то же время, если бы человек изначально имел возможность выбрать свою будущую и профессиональную карьеру, то какой вид деятельности он бы на самом деле предпочел?
В практическом задании диагностика была организована по методике САН (самочувствие, активность, настроение). Методика САЕ – это разновидность опросника здоровья и настроения. Его разработали В. А. Доскин, Н. А. Лаврентьева, В. Б. Шарай и М. П. Мирошников, сотрудники 1-го Московского медицинского института им. И. М. Сеченова.
1. Диагностика склонностей личности к профессиональным сферам (Ч-Ч,Ч-П,Ч-Т,Ч-Х,Ч-З). Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Климов Е.А.
Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) разработан под руководством Е. А. Климова и предназначен для определения интересов и склонностей человека. Она может быть использована в работе профессиональных консультантов службы занятости и школьных психологов при профориентации подростков и взрослых и при отборе на обучение по различным видам профессий. Методология основана на классификации профессий, предложенной Е. А. Климовым, по предмету труда, на который они (профессии) направлены [4].
1. Человек-Техника (Н-Т). То
работа людей этой группы профессий связана с:
– преобразование деталей, изделий, механизмов (изготовление деталей, машин, механизмов вручную, на станках и автоматических линиях, слесарно-монтажные работы, монтажные и электромонтажные работы, строительно-отделочные работы, добыча и переработка промышленного сырья, пищевое производство);
– техническое обслуживание технических объектов (пусконаладочные работы и техническое обслуживание оборудования, управление машинами, станками, механизмами, транспортными средствами и строительными машинами);
– реставрация (восстановление и ремонт технического оборудования, изделий);
– исследование (контроль и анализ качества продукции и механизмов, тестирование качества продукции).
2. Методика оперативной оценки самочувствия, активности и настроения (САН)
Цель методики САН: Экспресс-оценка самочувствия, активности и настроения.
Методику рекомендуется применять в переходные периоды жизни ребёнка или подростка, такие как: старт обучения в школе; переход в среднее звено; начало пубертатного периода; поступление в старшие классы и окончание школы [1].
Опросник состоит из 30 пар противоположных характеристик, по которым испытуемому предлагается оценить свое состояние. Каждая пара представляет собой шкалу, на которой испытуемый отмечает степень актуализации той или иной характеристики своего состояния.
Возможен как групповой метод диагностики, так и индивидуальный. Использование тет-а-тет с испытуемым рекомендуется, если ребенок читает неуверенно и испытывает трудности с пониманием смысла всех слов-состояний, на анализе которых основан тест. Ограничений по времени для детей нет, но стоит отметить, что ответ нужно давать быстро – первое, что приходит в голову. Только так можно рассчитывать на объективность результатов теста.
Инструкции: Вас просят описать ваше текущее состояние с помощью таблицы, состоящей из 30 полярных символов. В каждой паре нужно выбрать характеристику, наиболее точно описывающую ваше состояние, и отметить число, соответствующее степени (силе) выражения этой характеристики.
Обработка данных: при расчете экстремальная тяжесть отрицательного полюса пары оценивается в одну точку, а экстремальная тяжесть положительного полюса оценивается в семь точек.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Один из самых известных и распространенных тестов в нашей стране. Несмотря на почтенный возраст, опросник Климова позволяет точно определить уровень мотивации к различным видам деятельности. Благодаря своей простоте он может быть использован для тестирования как взрослых, так и подростков.
В соответствии с классификацией видов профессий российского психолога Е. А. Климова, для каждого человека характерно более или менее четко выраженное предпочтение деятельности. Согласно его теории, каждый человек справится с любой работой при условии, что он успешно пройдет соответствующую подготовку. Однако из-за преобладания различных интересов и личностных черт все возможные профессии были разделены на 5 пар в соответствии с преобладающим видом деятельности: человек – природа; человек – техника; человек – знак; человек-человек; человек-художественный образ.
Анкета может быть использована в качестве начальной или базовой формы для быстрого и краткого определения желаемого вида деятельности самостоятельно или в школе. Время прохождения не займет более 10 минут.
Психоэмоциональное состояние играет очень важную роль в жизни человека, затрагивая все сферы деятельности. А если речь идет о ребенке, то эти показатели считаются базовыми для полноценного интеллектуального и физического развития. Именно поэтому так важно диагностировать и при необходимости устранять любые нарушения, связанные с областью эмоций и чувств. Одним из наиболее эффективных способов определения самочувствия, настроения и общей активности является методика САН.
1. Большая энциклопедия психологических тестов [Текст] : автор сост. А. Карелин. – М. : Изд-во Эксмо, 2006. – 416 с.
2. Диагностика профессионального самоопределения : учеб.-метод пособие / сост. Я. С. Сунцова. – Ижевск : Удмуртский университет, 2009. - 112 с.
3. Диагностика профессионального становления личности: учеб.-метод. пособие / Сост. Я. С. Сунцова, О. В. Кожевникова. Часть 3. – Ижевск : Удмуртский университет, 2012. – 144 с.
4. Климов Е.А. Как выбирать профессию // Е.А. Климов. – М.: Просвещение, 1990. – 653 с.
5. Кухарчук, А. М., Седова, Е. Л., Лях, В. В. Психодиагностика в профессиональном самоопределении учащихся / А. М. Кухарчук, Е. Л. Седова, В. В. Лях. – Минск : Белорусская наука, 2000. – 98 с.