1. Развитие творческих способностей дошкольников в кружковой работе.
2. Организация работы и методика обучения детей изготовлению игрушек из ткани, ниток и др. материалов.
3. Разработка конспекта занятия кружка по обработке соломки для детей старшего дошкольного возраста.
1. Развитие творческих способностей дошкольников в кружковой работе.
Способности - это свойства, или качества, человека, делающие его пригодным к успешному выполнению определенной деятельности.
Понятие «способность» включает в себя три основных признака:
Во-первых, под способностями понимают индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого. Это особенности ощущений и восприятия, памяти, мышления, воображения, эмоций и воли, отношений и двигательных реакций и пр.
Во-вторых, способностями называют не вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей.
В-третьих, под способностями подразумевают такие индивидуальные особенности, которые не сводятся к наличным навыкам, умениям или знаниям человека, но которые могут объяснить легкость и быстроту приобретения этих знаний и навыков.
Способности - это такие индивидуально-психологические особенности человека, которые отвечают требованиям данной деятельности и являются условием ее успешного выполнения.
Человек не рождается, имея способности к той или иной деятельности. Врожденными могут быть только задатки, составляющие природную основу развития способностей.
Одна из важных задач в области образования – эстетическое воспитание детей, создание условий для проявления художественных способностей каждого ребенка.
Развитие творческих способностей у детей – сложный и длительный процесс, дети получают первые художественные впечатления, приобщаются к искусству, овладевают разными вилами художественной деятельности, среди которых большое место занимает знакомство с народным прикладным творчеством.
Чем раньше мы будем развивать эмоционально-чувственный мир ребенка, тем ярче будет он сам и продукты его творчества. Творчество – интегральная деятельность личности, необходимая каждому современному человеку и человеку будущего. И начать его формирование можно и нужно в дошкольный период.
Художественная деятельность – ведущий способ эстетического воспитания детей дошкольного возраста, основное средство художественного развития детей. Художественная деятельность выступает как содержательное основание эстетического отношения ребёнка, представляет собой систему художественных действий, направленных на восприятие, познание и создание художественного образа. Полнота и точность образов восприятия зависят от овладения детьми выразительными средствами и уровня владения операциями по соотнесению их со свойствами художественного объекта [1, с. 164].
2. Организация работы и методика обучения детей изготовлению игрушек из ткани, ниток и др. материалов.
В жизни ребёнка часто возникает необходимость в изготовлении различных игрушек. В отличие от игрушек длительного использования, вокруг которых ребёнок выстраивает целый мир, такие поделки никак не связаны между собой, а изготавливаются эпизодически, по необходимости, к определённому случаю. Например: изготовление игрушки для игр с ветром или водой, новогодние гирлянды, подарки близким людям или сверстникам на день рождения и т. п. такие поделки приносят детям много радости, ребенок с удовольствие их мастерит и играет с ними. Подобная игрушка или сувенир также предоставляют ребёнку возможность обдумать процесс её изготовления, подобрать соответствующие материалы и способы работы, добиться хорошего качества и испытать чувство гордости после завершения работы.
Процесс и способы изготовления подобных игрушек просты и понятны и их с интересом делают даже те дети, которых не увлекает перспектива длительного «обживания» мира игрушки. При организации работы обратите внимание на то, что:
- каждому ребенку хочется иметь свою игрушку. Поэтому не предлагайте двум детям одновременно делать одну общую игрушку. Это вызовет неизбежные конфликты как при изготовлении, так и при играх с нею;
- индивидуальная игрушка сама побуждает к игре. Поэтому, если дети сделают самолёты или лодки, позаботьтесь. Чтобы малыши могли тут же опробовать, как они летают, плавают;
- если ребёнок не смог сделать игрушку или испытывает серьёзные затруднения, не оставляйте его наедине с этими проблемами. Сделайтеигрушку сами и подарите её малышу. Пусть он не чувствует себя несчастным, когда все вокруг играют и радуются.
Поделки из бумаги (из полосок бумаги)
Полоски можно – свернуть в колечко
-изогнуть волной
-свернуть петелькой
-накрутить на карандаш
-сложить гармошкой
Игрушки из сложенной в разных направлениях бумаги:
- показ изготовления игрушки должен начинаться с игр с нею. Дайте детям возможность понаблюдать за игрой и затем предложите сделать такую же игрушку
- показ складывания листа бумаги проводится только пооперационно
- каждое своё действие сопровождайте чётким проговариванием
- при изготовлении поделки не торопитесь сами и не торопите детей
- в процессе работы напоминайте детям о необходимости проглаживания линии сгиба (летающие, плавающие игрушки-забавы, открытки, пригласительные билеты).
3. Разработка конспекта занятия кружка по обработке соломки для детей старшего дошкольного возраста.
Конспект с детьми старшей группы по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»
Тема: «Цветы» (аппликация из соломки).
Цель:
- Научить детей работать с соломкой, обводить по выкройке нужные детали (лепесток, листок, середину цветка).
Задачи:
- Вырезать по контуру нужное количество деталей.
- Уточнить представления о свойствах материала, правильно располагать детали на листе картона и наклеивать их с помощью клея ПВА.
- Развитие творческих способностей, интереса к работе с соломкой.
- Воспитание умения довести начатое до конца, убирать своё рабочее место.
Материал:
Заготовки из соломки, выкройки деталей, карандаши, ножницы, клей ПВА, картон, кисти для клея, клеёнки, салфетки, образец работы, иллюстрации цветов.
Ход занятия
Организационный момент
(Дети сидят за столами, перед ними материал для работы на каждого.)
-Дети, сегодня у нас необычная работа. Мы будем делать аппликацию «Цветы» из соломки.
Рассматривание образца.
-Дети, посмотрите на образец.
-Из каких деталей (частей) состоит цветок? (Стебель, листья, цветок).
-Цветок имеет середину, какой формы? (кружок)
-И лепестки, какой формы? (овалы)
-А сколько всего лепестков у цветка? (шесть)
Показ и объяснение.
- У каждого из вас, дети, на столе лежат заготовки из соломки, вы их берёте, переворачиваете на обратную белую сторону, прикладываете на неё выкройку, обводите карандашом все детали: кружок – середина цветка – один; листок – 2; лепестки – 6 и один стебель.
Расположить детали нужно по длине соломки, затем аккуратно вырезать.
Когда всё вырезали, начинаете выкладывать детали по образцу, затем поочерёдно берём детали: стебель, серединка, лепестки, листья, кладём на клеёнку, намазываем клеем белую сторону и приклеиваем на своё место аккуратно, пользуемся салфеткой.
1. Березина, В.Г., Викентьев, И.Л., Модестов, С.Ю. Детство творческой личности / В.Г. Березина, И.Л. Викентьев, С.Ю. Модестов. – СПб. : Издательство Буковского, 1994. – 60 с.
2. Богат, В., Нюкалов, В. Развивать творческое мышление / В. Богат, В. Нюкалов // Дошкольное воспитание. - №1. – 1994. – с. 17-19.
3. Венгер, Н.Ю. Путь к развитию творчества / Н.Ю. Венгер // Дошкольное воспитание. - №11. – 1982. - с. 32-38.
4. Веракса, Н.Е. Диалектическое мышление и творчество / Н.Е. Веракса // Вопросы психологии. - №4. – 1990. - с. 5-9.
5. Выготский, Л.Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте / Л.Н. Выготский. – СПб. : Союз, 1997. – 92 с.
6. Ендовицкая, Т. О развитии творческих способностей / Т. Ендовицкая // Дошкольное воспитание. - №12. – 1967. – с. 73-75.
7. Ефремов, В.И. Творческое воспитание и образование детей / В.И. Ефремов. – Пенза : Уникон-ТРИЗ.
8. Докучаева, Н. Мастерим бумажный мир / Н. Докучаева. – СПб. : Диамант, Валери СПб, 1997. – 155 с.
9. Иванова, Г.В. Поделки на прогулке / Г.В. Иванова. – СПб. : Тригон, 2007. – 24 с.