Введение
1 В.Ф. Одоевский – основатель жанра научно-популярной сказки
2 Е.И. Чарушин – писатель и иллюстратор детских книг
Заключение
Список использованной литературы
Введение
В послереволюционные годы усилиями ученых и популяризаторов науки было создано множество детских книг познавательного характера. Авторы их опирались на опыт, накопленный дореволюционными популяризаторами научных знаний, такими как Д. Кайгородов, Я. Перельман, А. Чеглок, Н. Рубакин. В 1919 году основан научно-популярный журнал «В мастерской природы», поставивший своей задачей «воспитывать дух любознательности, возбуждать интерес к активному изучению природы».
Дух «борьбы с природой» пронизывал в то время всю литературу, он не только насаждался официальной властью, но и вполне искренне поддерживался многими писателями. В художественно-познавательной детской литературе этот «дух борьбы» воплотился в идее непременного покорения природы человеком. Воспевался активный преобразователь природы, а не хранитель и наблюдатель ее. Быстро и решительно овладевать природными богатствами – вот что стало пафосом многих познавательных детских (да и взрослых) книг на десятилетия вперед. Но действительную пользу юным читателям приносили книги с иным «духом борьбы» – учившие преодолевать трудности при постижении тайн природы, что свойственно науке.
Наряду с научно-техническим направлением развивалась и тенденция научно-поэтического осмысления природы. Создатели детской природоведческой книги опирались на богатые традиции русской литературы с ее нравственно-философским подходом к природе.
Рассказы Чарушина о диких животных, увиденных глазами то охотника, то ученого-натуралиста, но неизменно талантливого писателя и доброго человека, передают детям любовь и восхищение, какими полон он сам – наблюдатель живой, бесконечно разнообразной природы.
1. В.Ф. Одоевский – основатель жанра научно-популярной сказки.
Владимир Федорович Одоевский (1803-1862) был одним из властителей дум своего времени. Философ, писатель-сказочник, автор мистических повестей и рассказов, талантливый музыкант — таков еще не полный перечень его дарований и направлений деятельности.
Одним из первых в России Одоевский заинтересовался педагогикой как наукой. Он задумал большое сочинение по вопросам педагогики под названием «Наука до науки». При жизни писателя была опубликована только небольшая его часть.
Одоевский пишет: «Три пути действовать на ребенка: разумное убеждение, нравственное влияние, эстетическая гармонизация ... кому недоступно у6еждение (дело труднейшее), на того можно подействовать нравственным влиянием; ребенок вам уступит, потому что этого желаете вы, из любви к вам; не добились вы любви от ребенка, старайтесь развить его эстетической гармонизацией — музыкой, картинами, стихами...»
Занимаясь организацией детских приютов и сельских школ, В.Ф. Одоевский обнаружил бедность литературы для детей. В детскую литературу Одоевский вошел как создатель «Сказок дедушки Иринея» (дедушка Ириней — «детский» псевдоним писателя), заслуживших широкую популярность у юных читателей. Вклад Одоевского в детскую литературу значителен. Его произведения для детей составили два сборника: «Детские сказки дедушки Иринея» (1840) и «Детские песни дедушки Иринея» (1847). Их высоко оценил Белинский, сказав, что такому воспитателю, какого имеют русские дети в лице дедушки Иринея, могут позавидовать дети всех наций. В «Сказках дедушки Иринея» одновременно проявляются дидактические тенденции, элементы естественнонаучного просветительства и высокая художественная поэтичность.
2. Е.И. Чарушин – писатель и иллюстратор детских книг.
Евгений Иванович Чарушин (1901 -1965) писатель и художник. Он один из самых любимых художников мира животных для детей, лучший художник анималист. Евгений Чарушин - один из тех добрых и гуманных детских писателей, которые сохранили непосредственность и свежесть детского взгляда на мир животных и детского восприятия жизни, которые сумели по-доброму и с ясной простотой донести этот взгляд до детского сознания. Искусство Евгения Чарушина доброе, человечное, радует уже не одно поколение маленьких читателей и учит их любить волшебный мир зверей и птиц.
С детства природа обогащала Е.И. Чарушина впечатлениями, которые он, став художником-писателем, облекал в точные и яркие образы. С равным искусством владел он словом, карандашом и кистью. С маленьких лет отец Евгения Ивановича, главный архитектор Вятской губернии, передал сыну свою любовь к изобразительному искусству и незаурядную трудоспособность. Отец много разъезжал, нередко брал с собой сынишку, и первые уроки наблюдательности были получены Чарушиным в этих путешествиях по лесному краю. «И восход солнца, и туманы утренние, и как лес просыпается, как птицы запевают, как колеса хрустят по белому мху, как полозья свистят на морозе - все это я с детства полюбил и пережил», - вспоминал Е.И.Чарушин.
Уже первые произведения определили место Е. Чарушина в детской литературе: блестящий рассказчик-анималист с острым зрением художника, умеющий передать словом и рисунком повадки животных, которых он любит и необыкновенно тонко понимает, чувствует. «Мне... даже как-то странно видеть, что некоторые люди вовсе не понимают животное», - писал он.
Чарушин-писатель и Чарушин-художник, споря и сомневаясь, искали облик книги, неразрывную связь между словом и изображением, рисунком и текстом. В этой связи главным становился глагол.
Заключение
Е.И. Чарушин и В.Ф. Одоевский внесли огромный вклад в развитие мировой детской литературы. Ни одно поколение детей выросло на их добрых и поучительных сказках, которые прививают правильные и самые важные ценности этого мира с самого раннего возраста.
Рассказы Евгения Чарушина - произведения, которые по праву заслуживают почетного места в семейной библиотеке. Главными героями этих рассказов становятся дети, домашние животные, жители леса и птицы. В них автор показывает все очарование детства, красоту и простоту природы. Для этого он использует не только перо, но и карандаш. Многие рассказы писатель сопроводил собственными иллюстрациями.
В.Ф. Одоевский много работал для того, чтобы сделать процесс обучения ребенка естественным, а значит, наиболее эффективным. Взгляды Одоевского не совпадали с официальной педагогикой того времени. Он следовал принципам Белинского, считая, что в ребенке надо видеть, прежде всего, человека, воспитывать гуманизм. Для произведений В.Ф. Одоевского характерна научность содержания и одновременно увлекательность, и драматизм повествования. Прием противопоставления хорошего плохому в сказке Одоевского больше не выглядит назойливым. Талант Одоевского принес ему большое признание детьми.
Таким образом, уже в середине XIX века были определены и обоснованы многие из тех качеств, которыми должна обладать литература для детей: воспитательный и познавательный (образовательный) характер; высокая нравственность; наличие положительного идеала; оптимизм; тематическая широта; близость к реальной жизни; учет психологических особенностей и познавательных возможностей детей, связанных с их возрастом; занимательность, динамизм; доступность изложения; художественное совершенство, высокие эстетические качества; правильность речи.
1. Студопедия. Основные аспекты творчества В.Ф. Одоевского для детей. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://studopedia.su/10_33822_osnovnie-aspekti-tvorchestva-vf-odoevskogo-dlya-detey.html.
2. Mahaons. Основные аспекты творчества В.Ф. Одоевского для детей. Владимир Одоевский: произведения по жанрам, их поэтика. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://mahaons.ru/muzhskoe-zdorove/osnovnye-aspekty-tvorchestva-v-f-odoevskogo-dlya-detei-vladimir.html.
3. Livejournal. Чарушин Евгений Иванович. Волшебный мир птиц и зверей. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://j-e-n-z-a.livejournal.com/253848.html .
4. Studwood.ru. Роль детской книги в воспитании младших школьников. Чарушин Е.И. - писатель и художник. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://studwood.ru/1390248/literatura/charushin_pisatel_hudozhnik.