1. Актуальность проблемы формирования начал гражданственности и национального самосознания у детей дошкольного возраста.
2. Сущность и соотношение понятий «гражданственность», «патриотизм», «национальное самосознание», своеобразие их проявления у дошкольников.
3. Содержание воспитательно-образовательной работы по формированию национального самосознания, патриотизма и гражданственности у детей дошкольного возраста. Анализ базисной программы «Пралеска».
4. Опыт дошкольных учреждений по воспитанию у детей гражданских чувств и отношения к себе, своей культуре, традициям, обычаям.
5. Правовое воспитание детей как компонент гражданского воспитания. Пропедевтический характер ознакомления дошкольников с правами ребенка. Инновационный опыт правового образования старшего дошкольного возраста.
1. Актуальность проблемы формирования начал гражданственности и национального самосознания у детей дошкольного возраста.
Сущность понятия «гражданственность» в его высоком личностном смысле, сводится в основном к способности убежденно и ответственно сознавать свои права и обязанности и, руководствуясь ими, действовать на пользу родине, народу. Гражданственность - это высшая ступень развития нравственного сознания личности. Педагоги выражают по этому поводу беспокойство: нельзя растить детей «отчужденных» от жизни и интересов своего государства, людей без Отечества.
Гражданское общество - общество граждан высокого социального, экономического, культурного и морального статуса, создающих вместе с государством развитые правовые отношения. Это бесконечный процесс совершенствования общества и человека, охватывающий все стороны жизни.
2. Сущность и соотношение понятий «гражданственность», «патриотизм», «национальное самосознание», своеобразие их проявления у дошкольников.
Из словаря С. И. Ожегова, патриотизм – преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу. А патриот – это человек, проникнутый патриотизмом; человек, преданный интересам какого-нибудь дела, глубоко привязанный к чему-нибудь.
Патриотизм – нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины.
3. Содержание воспитательно-образовательной работы по формированию национального самосознания, патриотизма и гражданственности у детей дошкольного возраста. Анализ базисной программы «Пралеска».
Хочется отметить, что в последние годы наука стала возвращаться к проблеме патриотического воспитания, появляются исследования и программы по воспитанию патриотических чувств. К проблеме патриотического воспитания детей дошкольного возраста обращались многие исследователи, такие как Р.И. Жуковская, С.А. Козлова, 20 Ф.С. Левин-Щирина, О.А. Князева, М.В. Крулехт, М.И. Богомолова, Л.И. Беляева, Э.К. Суслова, Н.В. Мельникова, Е.И. Корнеева, Л.А. Кондрыкинская, Л.Е. Никонова и др.
4. Опыт дошкольных учреждений по воспитанию у детей гражданских чувств и отношения к себе, своей культуре, традициям, обычаям.
Гражданско-патриотическое воспитание личности состоит из множества компонентов и направлений, что позволяет в полной мере реализовывать все поставленные цели и задачи. Основными компонентами гражданско-патриотического воспитания являются:
• Культурно-исторический;
• Героико-исторический;
• Социально-политический;
• Духовный;
• Военно-технический;
• Физический.
5. Правовое воспитание детей как компонент гражданского воспитания. Пропедевтический характер ознакомления дошкольников с правами ребенка. Инновационный опыт правового образования старшего дошкольного возраста.
Право – основное понятие юриспруденции, один из видов регуляторов общественных отношений; система общеобязательных, формальноопределенных, гарантированных государством правил поведения.