Психология
СГПК (Солигорский государственный педагогический колледж)
Контрольная
на тему: «Психология»
по дисциплине: «Психология»
2021
15.00 BYN
Психология
Тип работы: Контрольная
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 20.
Поделиться
1. Общая характеристика воображения. Способы создания образов воображения
2. Характеристика видов воображения
3. Особенности развития воображения у детей
Практическое задание
Список использованной литературы
1. Общая характеристика воображения. Способы создания образов воображения
Наряду с восприятием, памятью и мышлением важную роль в деятельности человека играет воображение. В процессе отражения окружающего мира человек наряду с восприятием того, что действует на него в данный момент, или зрительным представлением того, что воздействовало на него раньше, создает новые образы.
Воображение – это психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи[2].
Человек может мысленно представить себе то, что в прошлом не воспринимал или не совершал, у него могут возникать образы предметов и явлений, с которыми о" раньше не встречался. Будучи теснейшим образом связанным с мышлением, воображение характеризуется большей, чем при мышлении, неопределенностью проблемной ситуации.
Процесс воображения свойствен только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности.
Воображение всегда направлено на практическую деятельность человека. Человек, прежде чем что-либо сделать, представляет, что надо делать и как он будет это делать, Таким образом, он уже заранее создает образ материальной вещи, которая будет изготовляться в последующей практической деятельности человека. Эта способность человека заранее представлять конечный итог своего труда, а также процесс создания материальной вещи резко отличает человеческую деятельность от "деятельности" животных, иногда очень искусной.
2. Характеристика видов воображения
Воображение может проявляться по-разному. Осознать это более глубоко можно, познакомившись с основными видами воображения.
В зависимости от степени выраженности активности различают два вида воображения: пассивное и активное[2].
В зависимости от волевых усилий пассивное воображение может быть либо преднамеренным, либо непреднамеренным[2].
Преднамеренное (произвольное) пассивное воображение (грезы) – это образы фантазии, осознанно вызванные, но не связанные с волей, направленные на воплощение их в жизнь. Непреднамеренное (непроизвольное) пассивное воображение – это самопроизвольное создание новых образов. Оно происходит при ослаблении деятельности сознания, второй сигнальной системы, например, в полудремотном состоянии, в состоянии аффекта, во сне (сновидения), при патологических расстройствах сознания (галлюцинации), при чтении книг и т.д[2].
Пассивное воображение характеризуется созданием образов, которые в последствии не воплощаются в практических делах, деятельности. Создаваемые образы заменяют реальную жизнедеятельность фантазиями, грезами и т.д.
Активное воображение, связанное с выполнением конкретной практической деятельности. Начиная что-то делать, мы представляем образ результата, методов деятельности и т.д.
3. Особенности развития воображения у детей
В раннем детстве закладываются только предпосылки развития воображения, как преобразования представлений и формирования на их основе образов, реализация которых приводит к созданию новых материальных и духовных ценностей. Этому способствует освоение ребенком предметной, игровой и продуктивных видов деятельности, развитие памяти, речи и других психических процессов. Представления, появляющиеся на втором году жизни ребенка, являются основой для развития воображения. Примерно с этого возраста ребенок способен узнавать различные изображения на картинках. Но рисунок обычно не бывает точной копией реальности, а отражает ее обобщенно.
Воссоздающее воображение – это представление чего-либо нового для данного человека, опирающееся на словесное описание или условное изображение этого нового (чертеж, схема, нотная запись и т.п.). Этот вид воображения широко используется в разных видах деятельности человека, в том числе и в обучении. Ведущую роль в нем играют образы памяти. Воссоздающее воображение играет важную роль в процессе коммуникации и усвоении социального опыта[6].
В первой половине дошкольного детства у ребенка преобладает пассивное, воссоздающее (репродуктивное) воображение, механически воспроизводящее полученные впечатления в виде образов, описываемых в стихах, сказках, рассказах взрослого. Сами образы-воображения такого типа восстанавливают действительность не на интеллектуальной, а в основном на эмоциональной основе.
Практическое задание
Метод диагностики воображения художественного - «Рисунок». В данном методе детям предлагают обычные, стандартные листы бумаги формата А4 и цветные карандаши либо фломастеры (не менее шести разных цветов). Детям дается задание: придумать и нарисовать какую-нибудь картину. На выполнение задания отводится 5-10 минут.
Диагностика воображения речевого - «Вербальная фантазия». Ребёнку необходимо придумать рассказ (сказку, историю) о каком-нибудь живом существе - человеке, животном, или о чем-либо другом (по выбору ребенка) и изложить устно в течение 5-10 минут. На придумывание темы или сюжета рассказа (сказки, истории) отводится 1 минута, после чего ребёнок приступает к сочинению. Анализ устного произведения и оценка воображения проводятся аналогично методике «Рисунок».
Метод диагностики воображения художественно-прикладного - «Скульптура». Детям предлагается для лепки пластилин или глина и дается задание: слепить в течении 5-10 минут какую-нибудь фигурку, поделку. Воображение каждого ребёнка анализируется и оценивается аналогично предыдущим методикам.
Метод «Спросить и угадать» - это одна из наиболее понятных моделей определения воображения, направленная на выявление чувствительности, любознательности к новому и неизвестному, способности к вероятностному прогнозированию. При выполнении данного задания нужно задать вопросы к картинке с изображением какой-либо ситуации, попробовать угадать, что предшествовало этой ситуации (предположительные причины возникновения ситуации) и что произойдет в дальнейшем (последствия, предполагаемый результат). Любознательность выражается в количестве и качестве вопросов, определяющих способность ребёнка выйти за пределы изображённой на картинке ситуации, а предположения гипотез о причинах и следствиях событий моделируют творческую способность воображения ребёнка.
1. Анна Жатсель Воображение / Анна Жатсель. - М.: ФАИР-Пресс, 2018. - 144 c.
2. Благонравова А.В. Воображение и творческое мышление. Обучающие тесты для детей 5-6 лет / А.В. Благонравова. - М.: Академия развития, 2017. - 217 c.
3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 2018. - 448 c.
4. Сиварева Т.А. Логика, воображение, творчество / Т. Сиварева. - М.: Современная школа (Букмастер), Интерпрессервис, 2017. - 390 c.
5. Субботина Л.Ю. Как играть с ребенком. Игры на развитие моторики, речи, внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения у детей / Л.Ю. Субботина. - М.: Харвест, Академия Развития, 2017. - 192 c.
6. Субботина Л.Ю. Детские фантазии. Развитие воображения детей / Лариса Субботина. - М.: У-Фактория, 2014. - 189 c.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 20.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты