Методика работы по воспитанию любви к родному краю у детей дошкольного возраста (на примере конкретной группы).
Методика работы по воспитанию любви к родному краю у детей дошкольного возраста (на примере конкретной группы).
Впервые о воспитании любви к родной стране и родному краю стал говорить Я.А. Каменский, и именно он впервые теоретически обосновал данную проблему. Традиционно любовь к родному краю изучалась педагогами в рамках патриотического и нравственного воспитания.
Патриотизм в отечественной литературе понимается как любовь к Родине, к ее природе и культуре. В понятие патриотизма входят следующие компоненты: когнитивный (знания и представления), эмоциональный (чувства), поведенческий (умения и навыки). Так, любовь как чувство является эмоциональным компонентом патриотического воспитания.
Патриотизм как личностное образование, по мнению А.С. Козловой [5], включает в себя привязанность, сочувствие, сопереживание, ответственность и другие качества, без которых человек не может состояться как личность.
Согласно Р.С. Буре нравственное воспитание – это целенаправленное систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение людей, формирующее у них моральные качества, убежденность в значимости нравственных норм [3].
Таким образом, воспитание любви к родному краю у детей старшего дошкольного возраста тесно связано и патриотическим и нравственным воспитанием. Однако, оно в большей степени предполагает эмоциональный аспект и отражается в эмоциональном отношении детей к родному краю.
В практике дошкольного воспитания была разработана методика патриотического воспитания. Под руководством Н.Ф. Виноградовой, Р.И. Жуковской проводились исследования по данной теме. Ими были выделены принципы патриотического воспитания:
- работа должна быть поэтапной.
- внутри каждого этапа работа должна осуществляться последовательно.
- внутри этапов выделяются отдельные темы (тематический принцип планирования).
Н.Ф. Виноградова и Р.И. Жуковская [4] предложили выделить следующие этапы:
- воспитание любви к городу, в котором живут;
- воспитание любви к родному краю, региону;
- ознакомление детей со всей страной.
Средства воспитания любви к Родине: организация восприятия явлений общественной жизни, с эмоциональной реакцией на них; чтение детской литературы; широкое использование изобразительного материала; родной язык (народная поэзия, сказки, загадки); народно-прикладное искусство; игры; занятия по изобразительной деятельности; занятия по музыке; организация общественно–полезного труда; участие детей в праздниках; встречи со сказочными персонажами и сказочными народными образами; развлечения. В конце рекомендовали проводить итоговое праздничное занятие в форме: концерта, музея, комплексного занятия.
1. Алёшина, Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников / Н. В. Алешина. – М. : ЦГЛ, 2004. – 156 с.
2. Артемова, Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников / Л. В. Артемова. – М. : Сфера, 1992. – 120 с.
3. Буре, Р. С. Социально–нравственное воспитание дошкольников. Методическое пособие / Р. С. Буре. – М. : Мозаика–синтез, 2011. – 63 с.
4. Виноградова, Н. А. Образовательные проекты в детском саду / Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 208 с.
5. Козлова, С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью : учеб. пособие / С. А. Козлова. – М. : Академия, 2008. – 160 с.
6. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников : учеб. пособие / С. А. Козлова, Н. К. Дедовских, В. Д. Калишенко. – М. : Академия, 2002. – С. 1–50.
7. Пралеска : Программа дошкольного образования / Е. А. Панько. – Минск : НИО, 2007. – 320 с.
8. Рыбалкова, И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания / И. Рыбалкова // Дошкольное воспитание. – 2003. – № 6. – С. 45–55.