1. Оценка конкуренции на рынке услуг в сфере образования.
2. Система образования в Республике Беларусь в современных условиях.
1. Оценка конкуренции на рынке услуг в сфере образования
Рынок образовательных услуг существенно отличается от других рынков по двум главным причинам. В первую очередь, создаваемая услуга тут же потребляется, что делает невозможным сравнение предложений двух разных продавцов. Единственное, что можно сделать на рынке услуг, – сравнить ожидаемые и полученные выгоды. Во-вторых, часто предоставление услуг требует специальных знаний и мастерства, которые покупателю трудно оценить, а зачастую и понять. По этой причине повысить осязаемость услуг, снизить покупательский риск и неопределенность помогут лицензирование и выдача сертификатов.
Существуют разные подходы к определению образовательных услугᴦ. Наиболее распространенный из них под образовательными услугами понимает систему знаний, информации, умений и навыков, используемых для удовлетворения разнообразных образовательных потребностей личности, общества и государства.
Как и любая другая услуга, образовательная услуга имеет особые свойства:
1) неосязаемость услуги (ее невозможно увидеть, убедиться в качестве и целесообразности приобретения до момента потребления);
2) несохраняемость во времени (процесс производства и потребления услуг происходит одновременно, они не могут складироваться для последующей продажи);
3) изменчивость качества (качество образовательных услуг может существенно различаться исходя из того, какое образовательное учреждение и как их оказывает);
4) целостность (для потребителя образовательная услуга будет иметь потребительную стоимость только тогда, когда он получит ее в полном объёме);
5) взаимосвязанность с потребителем (от потребителя требуется личное участие и определённый набор навыков, умений, усилий для потребления этой услуги).
2. Система образования в Республике Беларусь в современных условиях
Образование — стратегический ресурс государства.
Беларусь находится в группе стран с очень высоким уровнем Индекса человеческого развития. Уровень грамотности взрослого населения Беларуси всегда был одним из самых высоких в мире и ныне достигает 99,7%, охват базовым, общим средним и профессиональным образованием составляет 98%. По показателям поступления детей в начальную и среднюю школу Беларусь вышла на уровень самых развитых стран планеты. В последние годы на образовательную систему государством выделяется не менее 5% ВВП, что не уступает объемам финансирования сферы образования в развитых европейских странах.
Всего в республике насчитывается свыше 8 тыс. учреждений основного, дополнительного и специального образования, в которых обучение и воспитание около 3 млн. детей, учащихся, студентов и слушателей обеспечивают свыше 400 тыс. работников или каждый 10-й занятый в экономике.
Система образования Республике Беларусь обеспечивает образование обучающихся на уровнях основного, дополнительного и специального образования.
Основное образование включает уровни дошкольного, общего среднего, профессионально-технического, среднего специального, высшего и послевузовского образования.
Дополнительное образование подразделяется на дополнительное образование детей и молодежи, дополнительное образование взрослых.