Развитие психики
СГПК (Солигорский государственный педагогический колледж)
Контрольная
на тему: «Развитие психики»
по дисциплине: «Психология»
2021
15.00 BYN
Развитие психики
Тип работы: Контрольная
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 14.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
1. Основные закономерности и факторы психического развития
2. Возрастная периодизация психического развития
3. Сравнительный анализ разных подходов к проблеме возрастной периодизации психического развития
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Тема развития психики человека очень актуальна в современном мире.
Уже в конце ХІХ века различные ученые начали изучать психическое развитие человека (В. Штерн, 3. Фрейд, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин и др.).
Развитие ¬ качественные изменения, появления новообразований, новых механизмов, новых процессов, новых структур. Ученым Л.С. Выготским были описаны такие основные признаки развития человека как дифференциация, расчленение ранее бывшего единым элемента; появление новых сторон, новых элементов в самом развитии; перестройка связей между сторонами объекта.
Психика человека ¬ важная его часть. Это его внутренний, субъективный мир, который возникает в процессе взаимодействия человека с внешним, объективным миром, в процессе активного его отражения.
Развитие психики ¬ закономерное изменение психических процессов во времени, которое выражается в их количественных, качественных и структурных преобразованиях. Психика имеет свою историю развития и законы, по которым это развитие происходило.
Отметим два пути истории развития психики: филогенез ¬ историческое развитие, онтогенез ¬ развитие от рождения и до смерти вида, более конкретная и короткая для определённой особи. Филогенез способен охватывать весь процесс эволюции вида, более глобальный, он определяет онтогенез путем создания необходимых для него естественных предпосылок и социальных условий. Онтогенез человеческой психики в свою очередь носит стадиальный характер. Последовательность его стадий необратима и предсказуема.
Развитие психики человека ¬ это обусловленный и вместе с тем активный саморегулирующийся процесс. Это внутренне необходимое движение.
Цель данной работы: рассмотреть основные закономерности и факторы психического развития человека, возрастную периодизацию психического развития.
Объект исследования: психическое развитие.
Предмет исследования: закономерности и факторы психического развития человека, возрастная периодизация психического развития.
Задачи исследования:
- Рассмотреть сущность понятия психическое развитие, социальная ситуация развития, «зона ближайшего развития»;
- Проанализировать движущие силы и закономерности психического развития;
- Изучить основные факторы развития психики ребенка, теорию психического развития;
- Проанализировать деятельностный подход А.Н. Леонтьева в рассмотрении проблемы развития психики;
- Изучить общую возрастную периодизацию, ведущую деятельность как значимую характеристику возраста, критерии ведущей деятельности (по А.Н. Леонтьеву).
1. Основные закономерности и факторы психического развития
Понятие «развитие» рассматривается как необратимое, направленное, закономерное изменение объекта, сопровождающееся возникновением у него нового качественного состояния.
Развитие человека ¬ процесс и результат количественных и качественных изменений в организме человека, его психике, интеллектуальной и духовной сферах, который обусловлен влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов.
Выделяют различные процессы в развитии человека: биологическое, психическое, социальное и духовное. Рассмотрим каждый процесс более подробно:
Биологическое развитие человека – созревание (изменение) физиологических, морфологических, сенсорных, двигательных функций организма. У человека происходит формирование других уровней жизни, связанных с развитием психики, социальным и духовным развитием.
Психическое развитие – закономерное изменение психических процессов и свойств во времени, которое выражается в их количественных, качественных и структурных преобразованиях. Здесь наблюдается развитие познавательной сферы, формирование свойств характера, мотивации других психических явлений.
Социальное развитие – процесс усвоения человеком социальных норм, правил, опыта поколений, который обусловлен совместной деятельностью и общением с другими людьми. Именно во взаимодействии с другими людьми человек формируется как личность, у нас развивается самосознание и способность к сознательному поведению.
Духовное развитие - развитие нравственной сферы личности, потребностей быть добрым для окружающих людей.
Все четыре уровня развития человека взаимосвязаны: психическое развитие во многом определяется биологическим созреванием человека. В том случае, когда физиологические процессы характеризуются особой интенсивностью, наблюдается «сбой» в функционировании нервной системы, очень часто это отражается на проявлении различных психических сфер человека.
2. Возрастная периодизация психического развития
Периодизация психического развития – рассмотрение психического развития человека как процесса перехода с одного периода на другой. Периоды отличаются спецификой ситуации развития, воздействующими факторами, характером решаемых человеком задач.
Возраст – определенный этап в развитии человека, который характеризуется специфическими особенностями формирования организма и личности, относительно устойчивыми морфофизиологическими и психологическими особенностями.
Данное понятие включает в себя ряд аспектов:
1) Хронологический возраст (возраст по паспорту).
2) Биологический возраст (кровеносная, дыхательная, пищеварительная системы и т.п.).
3) Психологический возраст (умственный возраст, социальная зрелость - социальный интеллект; эмоциональная зрелость (произвольность эмоций, уравновешенность, личностную зрелость).
З. Фрейд, Ж. Пиаже, Л. С. Выготский, П. П. Блонский, Д. Б. Эльконин, Э. Эриксон и др. считают, что в психическом развитии человека можно выделить стадии - определенные ступени, этапы в развитии чего-либо, имеющие свои качественные особенности, которые отличаются друг от друга своеобразным сочетанием характеристик психических проявлений и поведения. Данные характеристики позволяют определить психологические особенности конкретного возраста. Очень часто между стадиями наблюдаются бурные переходные периоды, которые обозначаются возрастными кризисами – особыми, относительно непродолжительными по времени (до года) периодами онтогенеза, которые характеризуются резкими психологическими изменениями.
По мнению Л. С. Выготского, изменения в детской психике могут происходить медленно и постепенно, а могут - быстро и резко. В связи с этим, выделяют стабильные и кризисные стадии развития.
Стабильный период - плавный ход процесса развития, без резких сдвигов и перемен в личности ребенка, длятся по нескольку лет и составляют большую часть жизни человека. Изменения присутствуют, но они незаметны для окружающих. Накапливаясь, в конце периода они обуславливают качественный скачок в развитии, что и определяет появление возрастных новообразований. Поэтому об уровне развития можно судить, сравнив начало и конец стабильного периода. Данная ситуация рассматривается как кризис возрастного развития (возрастной кризис).
3. Сравнительный анализ разных подходов к проблеме возрастной периодизации психического развития
В настоящее время существуют разные подходы к проблеме возрастной периодизации психического развития.
Приверженцами непрерывного развития было замечено, что процесс движется, не останавливаясь, не ускоряясь и не замедляясь; границ, отделяющих один этап от другого, нет.
По мнению сторонников дискретного развития, оно идет неравномерно, то ускоряется, то замедляется и имеет главный, ведущий фактор развития.
Известны два подхода к периодизации развития: стихийный и нормативный. Сторонники стихийного подхода полагают, что процесс развития складывается стихийно, под воздействием множества случайных факторов и обстоятельств, происходящих в жизни детей.
Нормативным считается идеальный процесс развития с учетом всех влияющих факторов при правильной организации обучения и воспитания.
По мнению Л.С. Выготского, все периодизации можно разделить на три группы. Первая группа включает в себя периодизации, построенные на основе внешнего критерия, связанного с процессом развития. Это периодизация, созданная по биогенетическому принципу, периодизация К. Бюлера – автора теории трех ступеней развития (инстинкт, дрессура (навыки), интеллект), который считал, что ребенок начинает что-либо осознавать после дошкольного возраста.
Французский психолог Р. Заззо построил свою периодизацию следующим образом, что системы воспитания и обучения совпадают с этапами детства: 0–3 года – раннее детство; 3–5 лет – дошкольное детство; 6-12 лет – начальное школьное образование; 12–16 лет – обучение в средней школе; 17 лет и старше – высшее и университетское образование.
П.П. Блонский предложил строить периодизацию по смене зубов: беззубое детство, молочнозубое, период постоянных зубов.
Вторая группа включает в себя периодизации, основанные на одном внутреннем критерии, выбранном произвольно. 3. Фрейд построил периодизацию с учетом полового созревания и предложил следующие стадии: оральную, анальную, фаллическую, латентную, генитальную, соответствующие бесполому, нейтральнополому, двуполому и половому детству. Американский психолог Л. Колберг (1927–1987) сделал акцент на моральное развитие и выделил следующих три уровня: страх наказания (до 7 лет): страх перед правом силы, страх быть обманутым и недополучить благ; стыд перед окружающими людьми (13 лет): перед товарищами, ближайшим окружением; стыд общественного осуждения, негативной оценки больших социальных групп; совесть (после 16 лет): желание соответствовать своим нравственным принципам, собственной системе нравственных ценностей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема развития психики человека - одна из центральных проблем в современном мире.
Психика ¬ важный элемент человека. Это его внутренний, субъективный мир, который возникает в процессе взаимодействия человека с внешним, объективным миром, в процессе активного его отражения.
Развитие человека – неравномерный процесс становления разных психических функций, способностей, формирования характера и личности. В этом процессе важно учитывать, как генетические возможности человека, так и воздействия среды, общества и культуры.
Выделяют различные процессы в развитии человека: биологическое, психическое, социальное и духовное. Все четыре уровня развития человека взаимосвязаны.
Также выделяют движущие силы психического развития личности ¬ противоречия, которые возникают между возрастающими потребностями ребенка и возможностью их удовлетворения. Исследователи вывести общую закономерность: развитие человека детерминировано внутренними (физиологическими и психическими свойствами организма) и внешними (окружение человека, среда) условиями.
В развитии человека выделяются возрастные периоды качественных изменений в психике человека и его поведения. Данные циклы психического развития человека отражают универсальные закономерности возникающих изменений. Но существует и индивидуальный темп развития человека, который может быть смещен относительно общего хода жизненных изменений.
Существуют такие закономерности психического развития, как цикличность, неравномерность развития, «метаморфозы» в детском развитии, сочетание процессов эволюции и инволюции в развитии ребенка, сензитивность, комулятивность, девергентность – конвергентность хода развития.
Рассмотрим основные факторы развития психики ребенка: наследственность, среда, активность, воспитание и обучение.
Теории психического развития: теория рекапитуляции (Г.С. Холл, теория трехступенчатого развития (К. Бюлер), нормативный подход (А.Л. Гезелл, Л. Термен), бихевиоризм (Э. Торндайк, Б. Скиннер), теория конвергенции и противоречия двух факторов (В. Штерн), психодинамическая концепция (психоанализ) (З. Фрейд, М. Клейн, А. Фрейд), эпигенетическая концепция (Э. Эриксон), теория стадиального развития психики (Ж. Пиаже), культурно-историческая теория (Л.С. Выготский).
1. Дыгун, М.А. Конспекты лекций по психологии для дошкольного отделений /М.А. Дыгун. - Минск, 2005.
2. Немов, Р.С. Общая психология: учеб. /Р.С. Немов. - М., 2008.
3. Абрамова, Г.С. Возрастая психология /Г.С. Абрамова. - М., 1999.
4. Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия /[сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин]. - М., 1998.
5. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. - СПб, 2002.
6. Эльконин, Б.Д. Психология развития / Б.Д. Эльконин. ¬ М., 2001.
7. Эльконин, Д.Б. К проблеме переодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. - 1971, № 4. - С.6-20.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 14.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты