Теоретические основы формирования грамматического строя речи
ГК ГрГУ (Гуманитарный колледж ГрГУ им.Я.Купалы)
Контрольная
на тему: «Теоретические основы формирования грамматического строя речи»
по дисциплине: «Методика развития речи»
2021
15.00 BYN
Теоретические основы формирования грамматического строя речи
Тип работы: Контрольная
Дисциплина: Методика развития речи
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 10.
Поделиться
1. Грамматический строй родного языка; значение его усвоения для развития ребенка
2. Типичные трудности освоения детьми грамматической стороны речи. Их причины
3. Задачи работы по формированию грамматически правильной речи детей
4. Методы и приемы работы с детьми по ознакомлению детей со словообразованием
5. Практическое задание. Разработать дидактическую игру на развитие морфологической стороны речи
Список использованных источников
1. Грамматический строй родного языка; значение его усвоения для развития ребенка
Грамматика – это наука о структуре языка и ее законах! Грамматика – это структура языка как "система систем", объединяющая словообразование, морфологию и синтаксис. Эти системы можно назвать подсистемами или уровнями грамматической структуры языка. Морфология изучает грамматические свойства слова и его форм, грамматические значения внутри слова; синтаксис – словосочетания и фразы, соединение и упорядочение слов; словообразование – образование слова от другого корневого слова (или других слов), с которым оно мотивировано, т.е. выведено из него по смыслу и форме специфическими языковыми средствами.
Грамматика помогает облечь наши идеи в конкретную форму, делая нашу речь упорядоченной и понятной для других.
Грамматическая структура является результатом длительного исторического развития. Он определяет тип языка как его наиболее стабильный элемент. Его быстрые изменения затруднили бы понимание русского языка. Многие грамматические правила передаются из поколения в поколение и иногда их трудно объяснить [5, с. 65].
Грамматика – это результат абстрактной работы коры головного мозга, но она является отражением реальности и основана на конкретных фактах.
По мнению А.А. Реформатского, грамматическая абстракция качественно отличается от лексической: «Грамматика выражает отношения по существу как отношения, не как конкретные отношения какого-либо конкретного слова, а как отношения лексем, то есть как грамматические отношения без всякой конкретности».
Любое грамматическое явление всегда имеет две стороны: внутреннее, грамматическое значение, то, что выражается, и внешний, грамматический способ выражения, то, что выражается.
Необходимо проводить различие между грамматическими и лексическими значениями. Лексическое значение слова дает представление об элементе действительности, его свойствах, признаках и состоянии. Грамматическое значение выражает либо отношения между словами, либо субъективное отношение говорящего к названным предметам и явлениям.
Каждая грамматическая форма, каждый морфологический элемент (префикс, суффикс, окончание) имеет конкретное значение. Так, суффикс a означает единственное число и женский род, а суффикс y – множественное число. Суффиксы указывают на род, число и правописание.
2. Типичные трудности освоения детьми грамматической стороны речи. Их причины
Грамматические ошибки дошкольников определяются различными факторами:
- общими психофизиологическими закономерностями развития ребенка (развитием внимания, памяти, мышления, состоянием нервных процессов);
- трудностями овладения грамматическим строем языка (морфологией, синтаксисом, словообразованием) и уровнем его усвоения;
- запасом знаний об окружающем мире и объемом словаря, а также состоянием речевого аппарата и уровнем развития фонематического восприятия речи;
- неблагоприятным влиянием окружающей речевой среды (прежде всего неправильной речью родителей и воспитателей);
- педагогической запущенностью, недостаточным вниманием к детской речи [7, с. 76].
Некоторые ошибки в речи всех правильно развивающихся детей закономерно повторяются. Это могут быть морфологические, синтаксические ошибки, ошибки в словообразовании. «Закономерности» ошибок в детской речи важно знать для понимания процесса развития речи.
Рассмотрим некоторые примеры морфологических ошибок, так как они чаще встречаются в речи детей:
1. Неправильные окончания имен существительных:
а) родительный падеж, множественное число, с окончанием -ей: карандашов, дверёв, ежов, этажов; с нулевым окончанием: ночов, куклов, девочков, книгов, дверков, пуговицев;
б) родительный падеж, единственное число: у кукле, у маме, у сестре, без ложке;
в) винительный падеж одушевленных и неодушевленных имен существительных: папа подарил мне слонёночек, Сережа поймал сом;
г) предложный падеж неодушевленных имен существительных мужского рода: в лесе, в носе, в саде.
3. Задачи работы по формированию грамматически правильной речи детей
Задачи данного раздела можно рассматривать в трех направлениях:
1. помочь детям практически освоить морфологическую систему родного языка (изменение рода, числа, лица и времени).
2. помочь детям освоить синтаксический аспект: научить правильному согласованию слов в предложении, построению различных типов предложений и их объединению в связный текст.
3. предоставить информацию о некоторых нормах словообразования - словообразование.
Сфера применения грамматических навыков может быть представлена следующим образом.
Морфология.
Морфологическая структура речи детей дошкольного возраста включает почти все грамматические формы. Наибольшую долю занимают существительные и глаголы.
Существительные обозначают предметы, вещи, людей, животных и абстрактные свойства. Они имеют грамматические категории рода, числа и падежа (которые различаются модификацией рода, числа и падежа).
Детей нужно научить использовать правильную форму падежа (особенно родительный падеж множественного числа: сливы, апельсины, карандаши).
В предложении существительное является одним из самых важных элементов, поскольку оно разделяет род, число и падеж с прилагательными и согласуется с глаголом. Детям следует показать различные способы сочетания существительных с прилагательными и глаголами [10, с. 54].
Глагол обозначает действие или состояние объекта. Существуют различные типы глаголов (совершенного и несовершенного вида), они различаются по лицу, числу, времени, роду и настроению.
Дети должны использовать глаголы в первом, втором и третьем лице единственного и множественного числа (я хочу, ты хочешь, вы хотите, мы хотим, они хотят).
4. Методы и приемы работы с детьми по ознакомлению детей со словообразованием
В процессе словообразования простое повторение и запоминание слов малопродуктивно, ребенок должен знать механизм и научиться им пользоваться. Следует обратить внимание детей на способ образования слов при помощи суффиксов (учитель – учительница) или приставок (ехал – уехал – переехал – выехал); сформировать навыки образования слов.
В среднем дошкольном возрасте проводится работа по обучению разными способами образования слов, относящихся к разным частям речи.
Детей учат соотносить названия животных и их детенышей, употреблять эти названия в единственном и множественном числе, в родительном падеже множественного числа также проводятся дидактические игры, что и в младших группах: «Кто у кого», «Угадай, кого не стало». Содержание материала меняется, становится более сложным, вводятся наименования животных, у которых детеныш называется по-другому: у лошади – жеребенок, у коровы – теленок, у свиньи – поросенок. Педагог объясняет, что не у всех детенышей животных есть имя, их так и называют: детеныш жирафа, детеныш обезьяны.
Проведения игр тоже усложняется, дети самостоятельно образовывают названия детенышей с тем, что уже знакомо, что было в их опыте, игры и упражнения с грамматическим содержанием эффективны только тогда, когда в их основе лежат знания ребенка, его представления об окружающей действительности, опыт.
Для формирования грамматических навыков в средней группе можно использовать игры-драматизации и дидактические игры с игрушками. Приведем пример драматизации [11, с. 143].
– Однажды осенью я пошла в лес. Было тепло, солнечно. Я присела на пенек и вдруг вижу: на полянке появилась большая кто? (Ежиха.) А вслед за ней маленькие колючие шарики катятся. Кто это? Да, правильно, это ежата. Маленькие ежики. Что стали делать (ежата)? Что же они делают? (Ежата играют.) Стали (ежата) играть, кувыркаться. Носиками сопят. А потом. (ежата) решили испугать маму и спрятались за кустик. Ежиха ищет их. Кто их ищет? (Ежиха.) Никак не может найти мама-ежиха своих (ежат). Ежата сами прибежали к ней. Пошли они домой друг за другом. Впереди кто? (Ежиха.) За мамой-ежихой кто? (Ежата.) Сначала один. (ежик), затем второй. (ежик).А я встала с пенька и тоже пошла домой вслед за ежихой с ежатами.
5. Практическое задание. Разработать дидактическую игру на развитие морфологической стороны речи
Игра «Расставим посуду на место» (младший дошкольный возраст)
Цель: проверка навыков согласования слов в падеже, понимание и употребление существительных с предлогами (в, на, около, под).
Материал: предметные картинки.
Ход игры
Сначала в кухонном уголке появлялась кукла Лена и она очень сильно удивлялась тому, что:
Кастрюля под столом;
Чашки с блюдцами на окне;
Чайник под стулом;
Ложки и вилки в сковороде;
Сковорода около шкафа.
Перед детьми ставилась задача на исправление беспорядка на кухне:
Где стоит кастрюля? (Под столом.)
Куда мы её поставим? (На плиту.).
1. Алексеева, М.М. Яшина, В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Просвещение, 2007. – 400 с.
2. Арушанова, А.Г. Формирование грамматического строя речи / А.Г Арушанова – М.: Владос, 2005. – 296 с.
3. Бойкова, С.В. Развитие лексики и грамматического строя речи у дошкольников / С.В. Бойкова – СПб.: Каро 2005. – 32 с.
4. Белобрыкина, О.А. Речь и общение. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль, «Академия развития», 1998. – 265 с.
5. Ефремова, Т.Ф. Толковый словарь словообразовательных единиц русского языка / Т.Ф. Ефремова. – М.: Академия 2006. – 658 с.
6. Жукова, Н.С. Логопедия / Н.С. Жукова, Е.М Мастюкова, Т.Б Филичева – Екатеринбург.: Феникс 2007. – 316 с.
7. Зализняк, А.А. Русское именное словоизменение / А.А. Зализняк. – М.: Просвещение 2007. – 576 с.
8. Земская, Е.А. Словообразование как деятельность / Е.А. Земская. – М.: Просвещение 2005. – 460 с.
9. Кирьянова, Р.А. Комплексная диагностика дошкольников. – Спб., «Каро», 2002. – 210 с.
10. Лепская, Н.И. Язык ребенка / Н.И Лепская. – М.: Владос 2005. – 151 с.
11. Львов, М.И. Методика развития речи старших дошкольников / М.И. Львов – М.: Просвещение 2005. – 176 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 10.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты