1. Перечислите и опишите принципы отбора программного природоведческого материала для детей дошкольного возраста
2. Проанализируйте обобщенный тип занятий с дошкольниками
3. Изложите структуру занятия «Экскурсия в природу» (тема на выбор)
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Перечислите и опишите принципы отбора программного природоведческого материала для детей дошкольного возраста.
Вопрос «Чему учить?» всегда являлся очень важным, а для дошкольного возраста – особенно. Этот вопрос всегда встает перед воспитателем, который начинает работать в области ознакомления с природой. Ведь информации о природе огромное количество.
Принципы отбора содержания как раз помогают отобрать нужное содержание. Их условно можно поделить на три группы:
1. Общепедагогические принципы (научности, систематичности, гуманизма и т.д.)
2. Принципы, специфичные для экологического воспитания (прогностичности, деятельности, интеграции)
3. Принципы свойственные именно экологическому образованию дошкольников (конструктивизм, регионализм)
Научность. Этот принцип предполагает знакомство дошкольников с совокупностью элементарных экологических знаний, которые служат для формирования основ мировоззрения, для развития познавательных интересов. Еще К.Д. Ушинский рекомендовал «не отвергать науки для детей», т.е. «сообщения из разных областей науки, которые могут быть полезны для ребенка и выработки его миросозерцания». В то же время автор отмечал, что , с одной стороны, не следует искусственно принижать научные знания до уровня детского понимания, с другой – не следует давать дошкольникам знания, которые превышают их умственный уровень развития.
В процессе приобщения дошкольника к природе эта проблема приобретает особое значение. В ряде методических пособий можно встретить элементарные биологические, экологические, географические ошибки. Опыт показывает, что неправильная информация приводит к формированию у ребенка искаженных представлений о природе, и это сказывается на его поведенческих установках. Кроме того, неверная информация нарушает преемственность дошкольного и школьного обучения.
Возможность изучения дошкольниками некоторых природных закономерностей на конкретных примерах доказана многочисленными исследованиями (С.Н. Николаева, П.Г. Саморукова, И.А. Хайдурова, З.П. Плохий, Н.А. Рыжова). У дошкольников можно и должно формировать систему научных понятий о природе, однако их содержание может быть объяснено через дошкольные виды деятельности.
Опыт показывает, что большинство дошкольников с большим интересов относятся к природе. Однако нередко эти знания они черпают из рекламы, мультфильмов, сказок.
Так, опросы детей старшей группы показал, что более 50% детей уверены, что крот питается клубникой (рекламный ролик), 94 % детей утверждали, что еж питается яблоками, грибами, орехами.
2. Проанализируйте обобщенный тип занятий с дошкольниками.
На занятии обобщающего типа воспитатель ставит цель выделить ряд значимых признаков (существенных и характерных) для группы знакомых объектов и на их основе формирует обобщенное представление.
Что же может быть содержанием обобщенных представлений, формируемых в дошкольном возрасте? Практика обучения показывает, что обобщения должны строиться на конкретных различных знаниях, систематически приобретаемых детьми на протяжении всего дошкольного возраста, а также получаемых в процессе многократных наблюдений за объектами в природе. Анализ программ воспитания в детском саду и методических пособий по ознакомлению с природой позволяет сделать вывод, что к ним относятся знания о многообразии растительного и животного мира, закономерных особенностях роста и развития растений, сезонных явлениях в природе.
В старшем дошкольном возрасте все конкретные занятия могут быть суммированы, обобщены. Появляется возможность показать дошкольникам единство форм в живой природе. Содержанием обобщенных представлений могут быть закономерно меняющиеся явления: рост и развитие растений, сезонные изменения в природе. На протяжении ряда лет дети наблюдают, как растут комнатные растения, овощи на огороде, цветы на клумбе. Накапливается большое количество ярких, разнообразных представлений. На их основе можно сформировать обобщенное представление о том, что растение развивается из семени, оно растет, цветет, образует новые семена. Для его роста нужны определенные условия: свет, тепло, влага, хорошая почва.
3. Изложите структуру занятия «Экскурсия в природу» (тема на выбор).
Экскурсия «Удивительный мир природы»
Цель: ознакомление детей старшего дошкольного возраста с природными объектами и воспитание бережного отношения к природе посредством проведения экскурсии по экологической тропе детского сада.
Задачи:
1. Образовательные: расширять, пополнять и уточнять знания детей о природе, раскрывающие взаимосвязь между объектами природы, а также определяющие отношения между природой и человеком на основе конкретных правил поведения (в лесу, на лугу и в других природных сообществах); формировать умение употреблять существительные в творительном падеже множественного числа, использовать многозначные слова (иголка), подбирать однокоренные слова.
2. Воспитательные: способствовать воспитанию интереса, любви и бережного отношения к природе.
3. Развивающие: способствовать развитию диалогического общения, умения слушать, реагировать на высказывания собеседника, задавать вопросы; способствовать развитию мышления, умения обобщать, развитию пространственного мышления.
Оборудование и материалы: письмо от Лесовичка, схема экологической тропы, фломастеры, ватман.
Предварительная работа: беседа с детьми о деревьях, растениях, насекомых.
Беседа (в группе)
Воспитатель: Сегодня нас ждёт необычное путешествие в прекрасное царство природы. И вот что удивительнее всего: чудес с каждой вашей прогулкой будет всё больше. Если вы полюбите природу, она откроет вам постепенно все свои тайны. Но прежде, чем отправиться на прогулку, вспомним правила поведения в природе.
Чтение стихотворения Н.Рыжовой «Если в лес пошел гулять…»
Если в лес пришел гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь.
Испугаются зверушки,
Убегут с лесной опушки.
1. Горькова, Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова. - Москва: ВАКО, 2005. – 240 с
2. Житко, И.В. Планирование работы в дошкольном учреждении: пособие для педагогов дошкольных учреждений. Минск, 2001.
3. Иванова, А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: пособ. для работников дошк. учреждений.М.‚ 2003.
4. Казаручик, Г.Н. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста: пособие для педагогов учреждений дошк. Образования/Г.Н. Казаручик.Минск: нац. ин-т образования, 2014.
5. Маневцова, Л.М., Саморукова, П.Г. Мир природы и ребенок: методика экологического воспитания дошкольников. СПб., 2003.
6. Николаева, С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. - Москва: Мозаика-Синтез, 2004. - 96с.
7. Римашевская, Л.С. Теории и технологии экологического развития детей дошкольного возраста. Программа учебного курса и методические рекомендации для самостоятельной работы студентов бакалавриата.: Учебно-методическое пособие / Л.С. Римашевская, Н.О. Никонова, Т.А. Ивченко. - Москва: Центр педагогического образования, 2008. - 128с.
8. Федотова, А.М. Познаем окружающий мир играя: сюжетно-дидактические игры для дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2015. – 112 с.