Методы и приемы обучения изобразительной деятельности
СГПК (Солигорский государственный педагогический колледж)
Контрольная
на тему: «Методы и приемы обучения изобразительной деятельности»
по дисциплине: «Методика обучения изобразительной деятельности»
2021
15.00 BYN
Методы и приемы обучения изобразительной деятельности
Тип работы: Контрольная
Дисциплина: Методика обучения изобразительной деятельности
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 14.
Поделиться
1. Понятие методов и приемов обучения. Современная классификация методов
2. Характеристика информационно-рецептивного метода обучения и его приемов
3. Репродуктивный метод и его использование в разных возрастных группах
4. Эвристический и исследовательский методы и специфика их применения на занятиях по изобразительной деятельности
Практическое задание
Список литературы
1. Понятие методов и приемов обучения. Современная классификация методов
Слово «метод» имеет греческое происхождение и в переводе на русский язык означает путь, способ достижения цели, решения конкретной задачи.
Под методом обучения понимается способ совместной деятельности педагога и воспитанника, направленный на решение образовательных, развивающих и воспитательных задач обучения.
Метод обучения выступает как многоаспектное явление, как ядро образовательного процесса. Он является механизмом реализации поставленных целей, во многом определяет конечные результаты образовательного процесса. Для того чтобы уверенно прогнозировать желаемый результат, воспитатель должен профессионально владеть методами деятельности. Методы обучения должны способствовать активизации познавательной деятельности детей дошкольного возраста, должны быть правильно подобраны, не допускать перегрузки детей во время занятий [4, с. 64].
В дошкольной педагогике принята классификация методов обучения, в основу которой положены основные формы мышления (наглядно-действенное и наглядно-образное).
Наглядные методы и приемы обучения
Методы:
Наблюдение – умение всматриваться в явления окружающего мира, замечать происходящие изменения, устанавливать их причины.
Виды наблюдений: кратковременные и длительные; повторные и сравнительные; распознающего характера; за изменением и преобразованием объектов; репродуктивного характера.
Демонстрация наглядных пособий (предметов, репродукций, диафильмов, слайдов, видеозаписей, компьютерных программ).
2. Характеристика информационно-рецептивного метода обучения и его приемов
Информационно-рецептивный (объяснительно-иллюстративный) метод педагог использует при организации наблюдений, обследовании предметов и игрушек, рассматривании картин и иллюстраций, несущих детям информацию о предметах или явлениях. В изобразительной деятельности дети отражают предметы и явления окружающей действительности или содержание музыкальных, литературных произведений. Поэтому работа воспитателя должна быть направлена на обеспечение восприятия и понимания содержания. С этой целью педагог организует обследование предмета, как прием обучения. При этом воспитатель в строго определенной последовательности выделяет стороны и свойства предмета, которые необходимо усвоить детям для его последующего изображения.
Проведение обследования требует хорошей подготовительной работы: выбор объекта обследования, продумывание формулировки вопросов, которые будут направлены на те стороны объекта, которые необходимы для изображения.
Учитывая неустойчивость внимания детей дошкольного возраста, их неумение на долго сосредоточится на обследуемом предмете, целесообразно проводить короткие наблюдения, но возвращаться к объекту наблюдения 2-3 раза, постепенно расширяя знания детей о нем. При этом проводить наблюдение необходимо живо, эмоционально, подчеркивая красоту предмета и характеризующие его качества. Так, например, дав детям возможность рассмотреть куклу, педагог переходит к анализу, к выделению ее свойств: форма основной части, ее величина, форма, величина остальных частей и их расположение по отношению к основной части – строение предмета, его цвет. Но если в задачах занятия не стоит цель передачи цвета, то не стоит заострять на этом внимание. После анализа составляющих частей предмета необходимо вернутся к мысли о красоте и эстетичности предмета.
3. Репродуктивный метод и его использование в разных возрастных группах
Репродуктивный метод – это метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящих навыки до автоматизма. Он включает в себя: прием повтора; работа на черновиках; выполнение формообразующих движений рукой.
Суть метода состоит в многократном повторении способа деятельности по заданию воспитателя. Деятельность воспитателя заключается в разработке и сообщении образца, а деятельность детей – в выполнении действий по образцу.
Репродуктивный метод основан на том, что материал дается детям уже несколько измененным и понятным для восприятия. Особенностью этого метода является то, что детям не нужно проявлять свои способности и самостоятельно о чем-то размышлять, а просто слушать воспитателя и стараться запомнить сказанное.
Второй особенностью данной модели обучения является необходимость постоянного повторения. Это необходимо для того, чтобы понять весь материал, так как все темы связаны друг с другом.
Третья особенность – универсальность процесса обучения, поскольку воспитателю не нужно подстраиваться под каждого ребенка дошкольного возраста индивидуально. Репродуктивный метод обучения можно использовать сразу для больших групп.
К репродуктивным можно условно отнести методы наблюдения и его разновидности, рассматривание картин, чтение художественной литературы, пересказ, заучивание наизусть, игры-драматизации по содержанию литературных произведений, многие дидактические игры, т.е. все те методы, при которых дети осваивают слова и законы их сочетания, фразеологические обороты, некоторые грамматические явления, например, управление многих слов, овладевают по подражанию звукопроизношением, пересказывают близко к тексту, копируют рассказ педагога [2, с. 131].
4. Эвристический и исследовательский методы и специфика их применения на занятиях по изобразительной деятельности
При эвристическом методе обучения воспитатель не знает заранее, к какому решению поставленной задачи придут дети. Используя данный метод перед ребятами ставятся задачи, не имеющие однозначного решения, и они должны самостоятельно выдвинуть возможные способы решения проблемы, подтвердить их или опровергнуть, и достичь в итоге неожиданного зачастую результата. То есть дети не получают готового набора знаний, который им необходимо запомнить, а достигают его самостоятельно путем постановки и нахождения ответов на проблемные вопросы.
Главная особенность эвристического метода заключается в том, что сначала ребенок самостоятельно достигает своего результата, а потом уже сравнивает его с общеизвестными аналогами.
Практическое задание
Спланировать проведение приема обучения обследования натуры и показа способа действия на занятиях по рисованию или лепке в младшей и старшей группах
Прием обучения обследования с натуры в старшей группе на уроках по рисованию
В старшей группе дети могут научиться изображать лишь несложные движения живых объектов.
Основная структура предмета при этом движении не должна сильно изменяться, так же, как и форма частей. Руки в виде простой, продолговатой формы, но только подняты вверх, ноги повернуты носками в одну сторону и т. д.
Необходимость изменить форму при рисовании заставляет детей более внимательно всматриваться в натуру, сравнивать с ней рисунок.
Для еще большего уточнения понятия о характере движения и связанном с ним положении частей тела воспитатель может предложить тому, кто затрудняется нарисовать согнутую руку или ногу, самому принять эту позу и объяснять словами движение, например: «Взял в руку флажок, согнул ее в локте и поднял, другая рука опущена вниз, она осталась прямой».
Натура способствует усвоению правильного расположения рисунка на листе. С этой целью натура помещается перед цветным листом бумаги или картона такой же формы и оттенка, как и у детей, только соответственно большего размера. При рассматривании натуры педагог обращает внимание детей на то, что она находится в центре листа, по бокам ее видны края бумаги. Это облегчает ребятам задачу найти место рисунка у себя на листе.
Рассматривание и анализ формы и положения натуры сопровождается обрисовывающими жестами, вопросами воспитателя к детям. Рисование с натуры в старшей группе не требует обычно дополнительного показа приемов рисования, за исключением освоения новых технических приемов, например, неотрывной штриховки хвои при рисовании ветки ели, или показа рисования сангиной, когда она внесена впервые.
1. Астафьева, Н.С. Тематическое и перспективное планирование по образовательной области «Художественное творчество» / Н.С. Астафьева, С.Н. Петрова. – М.: Центр дополнительного образования «Восхождение», 2012. – 214 с.
2. Боровик, О.В. Роль рисунка при изучении детей / О.В. Боровик // Личностно-ориентированный подход в развивающем и коррекционном образовании. – Биробиджан, 2008. – 276 с.
3. Галанов, А.С. Занятия с дошкольникам и по изобразительной деятельности / А.С. Галанов, С.Н. Коршелова, С.Л. Куликова. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 265 с.
4. Доронова, Т.Н. Развитие детей от 3 до 5 в изобразительной деятельности / Т.Н. Доронова. – «Детство-Пресс» Санкт-Петербург, 2002. – 177 с.
5. Жукова, О.Г. Планирование и конспекты занятия по изодеятельности / О.Г. Жукова. – М.: Айрис-Дидактика, Айрис-Пресс, 2010. – 205 с.
6. Казакова, Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества / Т.Г. Казакова. – М: Владос, 2006. – 241 с.
7. Комарова, Т.С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию / Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина. – М., 1991. – 256 с.
8. Лыкова, И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации / И.А. Лыкова. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007. – 169 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 14.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты