Развитие волевой сферы у детей дошкольного возраста
СГПК (Солигорский государственный педагогический колледж)
Контрольная
на тему: «Развитие волевой сферы у детей дошкольного возраста»
по дисциплине: «Психология»
2021
15.00 BYN
Развитие волевой сферы у детей дошкольного возраста
Тип работы: Контрольная
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 14.
Поделиться
1. Особенности проявления и развития воли у детей дошкольного возраста.
2. Воспитание волевых качеств личности детей дошкольного возраста.
Практическое задание
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Особенности проявления и развития воли у детей дошкольного возраста.
Дошкольный возраст – возраст возникновения воли как способности сознательно управлять своим поведением, своими внешними и внутренними действиями. У ребенка в процессе воспитания и обучения под влиянием требований взрослых и сверстников формируется умение подчинять свои действия той или другой задаче, добиваться достижения цели, преодолевая возникающие трудности. Он овладевает умением контролировать свою позу, например, сидеть спокойно на занятиях так, как этого требует воспитатель, не вертеться, не вскакивать. Управление собственным телом нелегко дается ребенку. Вначале это особая задача, которая требует внешнего контроля над самим собой, – ребенок может оставаться относительно неподвижным только в то время, когда смотрит на положение своих рук, ног, туловища, следит, чтобы они не вышли из подчинения. Только постепенно дети переходят к контролю нал положением своего тела на основании мышечных ощущений.
Дошкольник начинает управлять своим восприятием, памятью, мышлением. Когда трехлетнему ребенку показывают картинку, изображающую детей на катке, и предлагают сказать, кто потерял варежку (варежка лежит на снегу, а один из катающихся изображен без варежки), он не может этого сделать. Для выполнения задания необходимо последовательно осмотреть все фигуры, а взгляд ребенка беспорядочно перескакивает с одной на другую.
Позднее ребенок с помощью взрослых овладевает произвольным восприятием и начинает успешно решать подобные задачи, систематически рассматривая предметы и изображения.
Управление процессом запоминания и припоминания становится возможным, когда ребенку около четырех лет, и он начинает ставить перед собой специальную цель: запомнить поручение взрослого, понравившийся ему стишок и т.п.
Управление мыслительной деятельностью обнаруживается уже у четырехлетних детей, когда они, пытаясь, например, решить головоломку, пробуют разные варианты соединения частей в целое, последовательно переходя от одного варианта к другому.
Сознательное управление поведением только начинает складываться в дошкольном детстве. Волевые действия соседствуют с действиями непреднамеренными, импульсивными.
Обратимся к генезису волевых действий. На протяжении дошкольного детства меняются как сами волевые действия, так и их удельный вес в общей картине поведения. В младшем дошкольном возрасте поведение ребенка складывается почти целиком из импульсивных поступков, проявления воли наблюдаются лишь время от времени при особо благоприятных обстоятельствах.
2. Воспитание волевых качеств личности детей дошкольного возраста.
В современных условиях повышается роль волевого воспитания подрастающего поколения. Воспитание волевых качеств целесообразно во все периоды становления личности и, особенно в дошкольные годы. Именно в раннем и дошкольном детстве закладываются основы физического и психического, в том числе волевого развития личности ребенка. Важность воспитания волевых качеств у старших дошкольников определяется также необходимостью психологической подготовки детей к школе (А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, В.К. Котырло, Т.В. Тарунтаева и др.)
Воля – это способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая препятствия.
Рассмотрим основные волевые свойства:
– Целеустремленность – волевое свойство личности, проявляющееся в умении ставить и достигать общественно значимые цели.
– Решительность – волевое свойство личности, проявляющееся в быстром и продуманном выборе цели, определении способов ее достижения.
– Настойчивость – волевое свойство личности, проявляющееся в способности длительное время направлять и контролировать поведение в соответствии с намеренной целью.
– Выдержка – волевое свойство личности, проявляющееся в способности сдерживать психические и физические проявления, мешающие достижению цели.
– Самостоятельность – волевое свойство личности, выраженное в умении по собственной инициативе ставить цели, находить пути ее достижения и практически выполнять принятые решения
Дошкольный возраст – возраст возникновения воли как способности сознательно управлять своим поведением, своими внешними и внутренними действиями. У ребенка в процессе воспитания и обучения под влиянием требований взрослых и сверстников формируется умение подчинять свои действия той или другой задаче, добиваться достижения цели, преодолевая возникающие трудности.
Механизм управления собой строится по типу управления внешними предметными действиями и движениями. Задача сохранить неподвижную позу детям 3-4 лет недоступна. В 4-5 лет управление своим поведением осуществляется под контролем зрения. Поэтому ребенок легко отвлекается на внешние факторы. В 5-6 лет дошкольники применяют некоторые приемы, чтобы не отвлекаться. Управление своим поведением осуществляется ими под контролем двигательных ощущений. Управление собой приобретает черты автоматически протекающего процесса. В 6-7 лет дети сохраняют неподвижную позу достаточно долго, и это уже не требует от них непрерывного усилия (З.В. Мануйленко).
Практическое задание
Дети дошкольного возраста активно познают окружающий мир. Это познание возможно за счет наличия у них произвольных познавательных способностей (внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи).
Психологические рекомендации по развитию восприятия
• Учить детей различать предметы на ощупь.
• Формировать умение выделять признаки в предмете: форму, цвет, вкус.
• Учить соотносить предметы по величине.
• Развивать наблюдательность; учить внимательно и последовательно рассматривать предмет или явление.
• Помогать осмысливать связь между объектами и воспринимать изображение в целом.
• Формировать умение составлять из частей целое.
• Учить осуществлять выбор и соотнесение величины предметов по словесному описанию, действовать в соответствии со словесной инструкцией.
• Различать основные признаки разных времен года.
• Учить ориентироваться в пространстве с помощью плана — схемы.
• Закреплять пространственные представления по картине: слева, справа, сверху, внизу, перед, за, между, рядом.
• Способствовать развитию умения анализировать предмет, выделять в нем мелкие детали.
Игры и упражнения, способствующие развитию восприятия
• «Перевертыши» (превратить круг, треугольник, квадрат в любой рисунок).
• «Как пройти к зайке», «Путешествие по комнате», «Куда пойдешь, что найдешь» (ориентация в пространстве по плану — схеме).
• «Узнай форму» (узнать в окружающих предметах форму геометрической фигуры).
• «Найди отличия» (учить находить отличия у похожих предметов).
• «Построй по росту» (построить предметы, соответственно их высоте).
• «Сложи картинку» (составить из частей целую картинку).
• «Какое время года?» (взрослый называет время года, а ребенок называет признаки этого времени года).
• «Угадай предмет» (взрослый рисует пунктирной линией или точками очертание предмета; ребенок должен узнать предмет).
1. Батюта, М.Б. Возрастная психология: Учебное пособие / М.Б. Батюта, Т.Н. Князева. - М.: Логос, 2013. - 306 c.
2. Дыгун М.А. Конспекты лекций по психологии для дошкольного отделения / М.А. Дыгун. Минск, 2005.
3. Казанская, К.О. Детская и возрастная психология. Конспект лекций / К.О. Казанская. - М.: А-Приор, 2010. - 160 c.
4. Мухина В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина. М., 2001.
5. Немов Р.С. Общая психология: учеб. / Р.С. Немов. М., 2008.
6. Урунтаева Г.А. Детская психология / Г.А. Урунтаева М., 2006.
7. Шаповаленко И.В. Возрастная психология / И.В. Шаповаленко. М., 2004.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 14.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты