1. ТРУД ДЕТЕЙ В ПРИРОДЕ. ЗНАЧЕНИЕ, СВОЕОБРАЗИЕ ТРУДА В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
2. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИИ С ДОШКОЛЬНИКАМИ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. ТРУД ДЕТЕЙ В ПРИРОДЕ. ЗНАЧЕНИЕ, СВОЕОБРАЗИЕ ТРУДА В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период является сензитивным для развития личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте у ребёнка развивается эмоционально - ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно - экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребёнка с природой.
Большой вклад в разработку данной проблемы внесли П.Г. Саморукова, С.Н. Николаева, Н.Н. Кондратьева, Л.С. Ишаткина, И.А.Хайдурова, Н.Н. Верлов, В.И. Ложнова, А.М. Федотова, И.Р. Колтунова, Н.А. Рыжова, С.Д.Дерябо, В.А.Ясвин и др.
Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.
Научить чувствовать красоту родного края, красоту земли, и осознать, что каждый ребёнок является ответственным участником сохранения этой красоты – одна из главных задач педагога [8, с. 27].
Экологические знания становятся основой экологического воспитания. Благодаря правильно организованного воспитательного пространства, у ребёнка формируется определенная система ценностей, представление о человеке как о части природы, о зависимости своей жизни, своего здоровья от ее состояния. Важно также воспитывать понимание необходимости разумного потребления. У ребенка следует формировать активную позицию, желание что – либо вокруг себя в лучшую сторону.
Ценностное отношение к природе у детей дошкольного возраста можно определить как ценностные нормы, установки, правила взаимодействия ребенка с природным окружением и переживаемые при этом чувства. Показателями ценностного отношения при этом являются эмоционально – чувственный, когнитивный и поведенческий компоненты [3, с. 125].
2. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИИ С ДОШКОЛЬНИКАМИ
Природоведческая экскурсия включает в себя:
- вводную беседу,
- коллективное наблюдение,
- индивидуальное наблюдение за детьми,
- сбор материалов по естествознанию,
- детские игры с собранным материалом.
Порядок компонентов зависит от цели экскурсии и времени года. Когда вы сопровождаете учащихся к месту назначения, вводная беседа должна обеспечить понимание цели посещения данной экскурсии, а также чтобы дети могли осмотреться.
Основная часть экскурсии – коллективное наблюдение, с помощью которого решаются все основные задачи. Педагог должен помочь детям замечать и осознавать свойства предметов и явлений. Для этого в арсенале воспитателя могут быть задействованы следующие методы:
1. вопросы,
2. головоломки,
3. сравнения,
4. опросы,
5. игры,
6. рассказы,
7. объяснения.
Уровню познавательной активности способствуют элементы разговора и логические задания учителя. В качестве примера можно привести вопрос: «Чем береза в парке похожа на березу в вашем районе?» и т.д. Рекомендуется использовать те, которые стимулируют проявление детских чувств и эмоций. Можно спросить у учащихся, какие добрые слова могут сказать цветы на грядках в парке и что они хотели бы сказать пушистым друзьям.
1. Буре, Р.С. Учите детей трудиться: Пособие для воспитателя детского сада / Р.С. Буре. – М.: Просвещение, 2013. – 144 с.
2. Виноградова, А.М. Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду / Р. С. Буре и др. – М. : Просвещение, 2007. – 221 с.
3. Каменева Л.А. Как знакомить дошкольников с природой / Л.А. Каменева. – М.: Просвещение, 2003. – 223 с.
4. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. – М. : Академия, 2001. – 416 с
5. Котлярова, С. Ознакомление детей подготовительной группы с трудом взрослых / С. Котлярова // Дошкольное воспитание. – 1973. – № 7. – с. 14-18.
6. Котлярова, С. Ознакомление с трудом взрослых / С. Котлярова // Дошкольное воспитание. – 2014. – № 12. – с. 21–26.
7. Лучич М.В. Прогулки с детьми в природу / М.В. Лучич. – М.: Просвещение, 2009. – 144 с.
8. Маркова, Т.Я. Воспитание трудолюбия у дошкольников : Книга для воспитателя детского сада / Т.Я. Маркова. – М. : Просвещение, 2011. – 108 с.
9. Фролов В.Г. Физкультурные занятия, игры и упражнения на прогулке / В.Г. Фролов. – М., Просвещение, 2006. – 159 с.