Использование Детской смеховой культуры в разрешении конфликтов
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Контрольная
на тему: «Использование Детской смеховой культуры в разрешении конфликтов»
по дисциплине: «Конфликтология»
2022
15.00 BYN
Использование Детской смеховой культуры в разрешении конфликтов
Тип работы: Контрольная
Дисциплина: Конфликтология
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 11.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Беседа.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
1. Особенности развития конфликтов в детском возрасте
2. Использование средств детской смеховой культуры в разрешении конфликтов
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования обусловлена тем фактом, что межличностное общение в современном обществе характеризуется различными ситуациями. Каждому взрослому знакомо чувство неловкости, растерянности и низкой самооценки, когда не знаешь, как утешить горюющего человека, как ответить на уничижительное или пренебрежительное обращение, как отстоять свои права, как развеселить расстроенную компанию. Все эти проблемы характерны как для взрослых, так и для детей. Дети всех возрастов должны уметь решать эти проблемы самостоятельно, поскольку взрослых может не быть рядом. Это требует не только понимания происходящего, но и определенных навыков общения. В рамках этой техники детский фольклор может быть использован как способ разрешения конфликта. Наблюдения показывают, что дети часто используют детскую смеховую культуру в различных спорных ситуациях.
Многообразие ролей, ситуаций и неоднозначных отношений, которые трудно понять, заставляют детей почувствовать важность правил не только для игры, но и для регулирования общения, особенно в сложных ситуациях. Исследователи обнаружили в детском фольклоре особый свод законов для детей, которые регулируют формы поведения в сложных и конфликтных ситуациях. Это нормы, которые воплощены в традиционных устных формулах и имеют особую силу для детей. Высмеивание злодея, жадины и плаксы - это мощный инструмент, с помощью которого утверждаются нормы коллективной жизни детей и подавляется плохое поведение группы. Эффективность этого инструмента достаточно высока, поскольку он является продуктом детского общения.
Цель проекта: определить особенности и значимость применения «детской смеховой культуры» в рамках разрешения конфликтов.
Задачи проекта:
1. Проанализировать литературные источники по теме исследования.
1. Особенности развития конфликтов в детском возрасте
Конфликты у детей возникают в самом начале жизни. Исследователи считают, что они появляются в возрасте одного года или более. У детей младшего возраста конфликт чаще всего возникает из-за игрушек, у детей среднего возраста - из-за ролей, а у детей старшего возраста - из-за правил игры. Конфликты у детей могут возникать из-за ресурсов, дисциплины, трудностей в общении, ценностей и потребностей. Существует множество причин для конфликтов:
– Дети враждебно относятся друг к другу.
– Пытается занять лидирующую позицию в группе.
– Соревнования.
– Возрастные различия и т.д. [1]
Конфликт (от латинского Sonflictus - ссора, столкновение, спор) определяется как отсутствие согласия между двумя или более сторонами в межличностном или межгрупповом взаимодействии, конфликт противоположных, несовместимых тенденций в сознании индивидов.
Хорошо известно, что в детстве часто возникают конфликтные ситуации, со многими из которых бывает трудно справиться. Все детские ссоры обычно разрешаются сами собой, поэтому их следует рассматривать как естественную часть жизни. Маленькие ссоры и драки можно рассматривать как первый жизненный урок взаимодействия со сверстниками, время взаимодействия с миром и этап обучения методом проб и ошибок, без которого ребенку не обойтись.
Поэтому взрослые не должны без необходимости вступать в споры с детьми. Они должны научиться самостоятельно выходить из споров и прекращать конфликты [2].
2. Использование средств детской смеховой культуры в разрешении конфликтов
В философских и культурных исследованиях культура смеха имеет долгую историю осмысления и характеризуется как особая форма человеческого и социального бытия. Мы знаем, что в древние и средневековые времена появились примеры социальной роли «шута», где особой функцией шутов было высмеивание противоречивых решений и поведения своего хозяина, его ошибок и личных уродств. В русском фольклоре была создана смехотворная форма культуры, где черты характера и способы поведения в обществе считались неприемлемыми или бессмысленными (театр, сценки, сказки) [3].
В рамках общечеловеческой культуры существует детская субкультура, которая, по мнению В.В. Абраменковой, является смысловым пространством ценностей, способов деятельности и форм общения детского сообщества. В содержание детской субкультуры входят различные игры, детский фольклор и правовые нормы, детские философские, этические и религиозные идеи, детская магия и мифотворчество, детский юмор [1].
Немногие исследования детского юмора анализировали детские шутки, рассказанные 3-4-летними детьми, тизеры и дивертеры, которые отражают процессы социализации и самоидентификации детей в сообществах сверстников.
Для того чтобы понять, как развиваются детские культурные практики смеха, важно описать специфические элементы детского юмора. Во-первых, объекты детского юмора специфичны; изначально дети смеются над ошибками другого ребенка, когда тот неправильно произносит слова или ведет себя неподобающим образом. Использование ребенком юмора в этом контексте становится механизмом самоидентификации, осознания своей успешности, превосходства над другими детьми.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Мной были опрошены дети старшего дошкольного возраста, чтобы изучить особенности детского юмора и их отношение к нему. Я предполагала, что дети имеют некоторый опыт участия в ситуациях смеха. В ответах детей я обнаружила, что объектами детского юмора, как правило, были близкие люди - братья, сестры, матери и подруги. Возможно, этого опыта недостаточно в ежедневном взаимодействии детей в группе Учреждения дошкольного образования со сверстниками.
Содержание практики детского смеха можно найти в их реакции на ситуации, в которых они веселятся:
- поведение клоунов в цирке, которые выполняют особую функцию в смеховой культуре общества.
- детское поведение смеха в интимных отношениях («мой брат шутит», «моя сестра заставляет меня смеяться»).
- Смешные истории, в которых ребенок является зрителем.
- Содержание комиксов.
То есть, чаще всего практика детского смеха была связана с восприятием людьми конкретного поведения, вызвавшего смех ребенка, и с тем, что ребенок был соучастником в высмеивании кого-то, не обязательно самого ребенка. Только в одном ответе упоминалось, что дети получают удовольствие от рисования смешных картинок, что говорит о том, что дети способны создавать юмористические ситуации.
Чтобы определить восприятие детьми юмора, их просили назвать смешных персонажей из сказок и мультфильмов и объяснить, почему они считают этих персонажей смешными. Отвечая на этот вопрос, все дети, кроме одного, последовательно перечислили всех известных им персонажей, в основном из мультфильмов. Только трое детей дали объяснения, и, что важно, именно они поняли, как возникла ситуация со смехом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Нами было определено, что конфликты являются важной сферой развития личности ребенка и они не могут быть исключены из жизни ребенка полностью. Именно по этой причине, многие педагоги и исследователи находятся в поиске определенных форм и стратегий работы с детьми в рамках профилактики различных конфликтных ситуаций.
Приобщение детей к детской смеховой культуре может способствовать формированию у детей дошкольного возраста эффективных стратегий развития межличностных отношений, что в последующем определит направленность развития его личности.
1. Абраменкова, В.В. Социальная психология детства / В.В. Абраменкова. – М.: ПЕР СЭ, 2008. – 431 с.
2. Зелезинская, Л.А. Юмор как предмет социально-философского анализа. Автореф-т дис. канд фил наук / Л.А. Зелезинская. – Благовещенск, 2014. – С.15.
3. Мартин, Р. Психология юмора / Р. Мартин. – СПб.: Питер, 2009. –480 с.
4. Сычев, А.А. Природа смеха или Философия комического / А.А. Сычев. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2003. – 176 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 11.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Беседа.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты