Отражение национальных традиций в методах предупреждения и разрешения конфликтов
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Контрольная
на тему: «Отражение национальных традиций в методах предупреждения и разрешения конфликтов»
по дисциплине: «Конфликтология»
2022
15.00 BYN
Отражение национальных традиций в методах предупреждения и разрешения конфликтов
Тип работы: Контрольная
Дисциплина: Конфликтология
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 11.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Бланки ответов испытуемых.
Поделиться
1. Обоснование актуальности, практическая значимость
2. Анализ теоретических оснований
3. Проведение практического исследования, анализ и описание результатов
4. Психолого-педагогические рекомендации
Список источников
Приложение
1. Обоснование актуальности, практическая значимость
Актуальность темы. На протяжении достаточно большого количества лет наблюдается устойчивый рост иностранных граждан, которые получают высшее образование в стране. В Беларуси в настоящее время обучается около 27 тыс. иностранных студентов [3].
Часто в межнациональной группе студенты руководствуются стереотипами собственной культуры не намеренно, а в силу привычки, и на их поведение, как и на ход обсуждения, воздействует множество национальных факторов. Поэтому в ситуациях, когда культурные ценности влияют на сам характер общения и обсуждаемых проблем, очень важно, чтобы партнеры по коммуникации осознавали и пытались убедить остальных, что проблемы эти культурно обусловлены, а не являются результатом чьего-то злого умысла.
Однако, зачастую культурные особенности такие как: обычаи, традиции, религиозные взгляды могут значительно разниться между собой, а, следовательно, и противоречить друг другу. Из-за таких колоссальных различий чаще всего и возникают конфликтные ситуации. Это также касается иностранных и белорусских студентов, которые обучаются вместе. Кроме того, конфликты в межнациональной группе студентов часто являются результатом недопонимания, различных личных убеждений и ценностей, противоречивых интересов, неудовлетворенных потребностей или неспособности выразить свои чувства и мнения [7].
Установлению позитивного диалога с представителями других культур способствует знание традиций, ценностей национальных культур, носителями которых являются студенты разных стран. Особенно важно, чтобы студенты использовали конструктивные методы предупреждение и разрешения конфликта. Студенты – это носители национальных традиций. Потому именно на выборке студентов проведено наше исследование.
Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы в практике психологического сопровождения иностранных и белорусских студентов. Материалы работы могут послужить основой для разработки профилактических и коррекционно-развивающих программ, способствующих предупреждению и конструктивному разрешению конфликтов в межнациональной группе студентов. Разработанные нами рекомендации могут быть использованы психологами и преподавателями высших учебных заведений.
2. Анализ теоретических оснований
Конфликт – это наиболее острый способ решения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями [1, с. 193].
По мнению А.Я. Анцупова, переговоры могут использоваться как способ (средство) не только урегулирования (разрешения, завершения), но и предупреждения конфликта. Например, если возникла конфликтная ситуация, стороны могут вступить в диалог (переговоры) и не допустить непосредственного столкновения (противоборства) потенциальных противников. Уже находясь в состоянии конфликта, но опасаясь его эскалации, стороны путем частичных договоренностей («частичных переговоров») могут предотвратить опасные тенденции в развитии конфликта, не решая его в принципе [1, с. 201].
Широкое распространение в современной конфликтологии получила разработанная К. Томасом и Р. Киллменом двухмерная модель стратегий поведения личности в конфликтном взаимодействии. Стратегия поведения в конфликте рассматривается как ориентация личности (группы) по отношению к конфликту, установка на определенные формы поведения в ситуации конфликта. В основе этой модели лежат ориентации участников конфликта на свои интересы и интересы противоположной стороны [2, с. 164]. Согласно К. Томасу и Р. Киллмену, выделяются 5 стратегий поведения личности в конфликтном взаимодействии:
– соперничество, как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другим;
– приспособление, означающее готовность уступить, пренебрегая собственными интересами;
– компромисс, когда путем взаимных уступок находится приемлемое решение для противостоящих сторон;
– избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей;
– сотрудничество, направлено на поиск решений, полностью удовлетворяющих интересы обеих сторон [2, с. 162].
В любом конфликте каждый участник оценивает и соотносит свои интересы и интересы соперника, задавая себе вопросы:
- «Что я выиграю…?,
- «Что я потеряю...?»,
- «Какое значение имеет предмет спора для моего соперника...?» и т. д.
3. Проведение практического исследования, анализ и описание результатов
Цель исследования: выявить различия в национальных традициях в методах предупреждения и разрешения конфликтов.
Выборка исследования:
1) 15 иностранных студентов;
2) 15 белорусских студентов.
Психодиагностический инструментарий:
Диагностика методов предупреждения и разрешения конфликтов осуществлялась с использованием методики «Тест описания поведения Томаса (адаптация Н.В. Гришиной) [4].
Рубрикатор методики:
1. Название методики: Тест описания поведения Томаса.
2. Автор методики: К. Томас.
3. Контингент испытуемых: начиная с подросткового возраста.
4. Операциональный статус: стандартизированный опросник.
5. Предмет диагностики: личностная предрасположенности к конфликтному поведению, стили поведения в конфликтной ситуации.
6. Сопряженные практические задачи: изучение коммуникативных особенностей личности, стиля межличностного взаимодействия.
7. Комплектность методики: бланк для заполнения, ключ для обработки данных.
Инструкция: «В каждой паре выберите то суждение, которое наиболее точно описывает Ваше типичное поведение в конфликтной ситуации».
8. Обработка и интерпретация результатов
За каждый ответ, совпадающий с ключом, соответствующему типу поведения в конфликтной ситуации начисляется один балл. Количество баллов, набранных по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях. Доминирующим считается тип (типы) набравшие максимальное количество баллов.
Со студентами также проведен краткий опрос:
1. Считаете ли Вы себя конфликтным человеком?
2. Какие меры Вы предпринимаете для предупреждения конфликтной ситуации?
3. Всегда ли Вы готовы идти с оппонентом на переговоры?
4. Психолого-педагогические рекомендации
Психологу рекомендуется проводить коррекционно-развивающую работу с иностранными и белорусскими студентами в рамках решения следующих задач:
1. Формирование установки на использование таких методов предупреждения коннектов, как:
- положительное отношение к другим – удовлетворительные, доверительные отношения с окружающими, забота о благополучии других, способность сопереживать, допускать привязанности и близкие отношения, понимать, что человеческие отношения строятся на взаимных уступках;
- умение вести переговоры. Под переговорами понимается способ мирного разрешения возникших конфликтных противоречий и урегулирование конфликтов путем взаимодействия сторон с целью нахождения взаимоприемлемых решений и письменного оформления достигнутых соглашений.
2. Формирование установки на использование в конфликтной ситуации следующих методов разрешения конфликта:
- сотрудничество – стремление к поиску альтернативных решений, которые бы удовлетворяли интересы обеих сторон, осознание высокой значимости межличностных отношений, стремление к разрешению возникших между сторонами противоречий, желание прийти к более приемлемому решению для обеих сторон;
- компромисс – готовность путем взаимных уступок находить приемлемое решение, стремление урегулировать разногласия, уступая в чем-то в обмен на уступки другого, желание частично удовлетворить свои интересы и интересы оппонента.
3. Рекомендуется осуществлять развитие умений анализировать конфликтные ситуации и разрешать конфликты. Примеры упражнений:
Упражнение «Поступай конструктивно» [6]
Цель: развитие умений анализировать конфликтные ситуации и разрешать конфликты.
Психолог предлагает участникам описать на отдельных листочках конфликты, которые произошли с ними. Подписывать листочки не следует. Эти конфликтные ситуации необходимо проанализировать. Участники должны попытаться совместно найти оптимальное решение каждого проанализированного конфликта.
Упражнение «Контролируем эмоции» [6]
1. Анцупов, А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. – М.: Юнити, 2007. – 490 с.
2. Гришина, Н.В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2001. – 504 с.
3. Иностранные студенты в Беларуси. Откуда приезжают и сколько платят за обучение? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://smartpress.by/idea/obrazovanie/13847/ .
4. Тест описания поведения К. Томаса (адаптация Н.В. Гришиной) // Психологические тесты / Под ред. А.А. Карелина: В 2 т. – М., 2001. – Т.2. – С. 69-77.
5. Шейнов, В.П. Конфликты в нашей жизни. – Минск: Амалфея, 1997. – 218 с.
6. Шейнов, В. П. Управление конфликтами: теория и практика / В. П. Шейнов. – Минск: Харвест, 2010. – 912 с.
7. Якубенко, Я.А. Национальные различия в стратегиях поведения в конфликтных ситуациях у студентов Кемеровского государственного университета / Я.А. Якубенко // Инновации. Наука. Образование. – 2021. – № 35. – С. 1752-1757.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 11.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Бланки ответов испытуемых.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты