1 Характеристика звуков Л, Л' по их артикуляции, уточнение артикуляционных укладов
2 Анализ неправильного положения органов артикуляции при нарушении произношения и определения способов его преодоления
3 Подготовка органов артикуляции к постановке звуков
4 Подбор речевого и дидактического материала для автоматизации звуков Л, Л'
5 Составление и анализ фрагментов занятий, направленных на коррекцию звуков Л, Л'
Список использованных источников
1 Характеристика звуков Л, Л' по их артикуляции, уточнение артикуляционных укладов
Термин ламбдацизм обозначает недостатки (искажение, пропуск) звуков Л, Л'. Вот самые распространённые:
Звуки Л, Л' в словах вообще опускаются: «апата» (лопата), «ужа» (лужа), «ук» (лук), «ента» (лента), «имон» (лимон), «Ёша» (Лёша) и т.д.
Межзубный ламбдацизм: при произнесении звуков Л, Л' в словах кончик языка прокладывается между зубами.
Двугубный (губно-губной) ламбдацизм: вместо звука Л слышится звук, близкий к звуку У: «уапа» (лапа), «уапата» (лапата), «зауатой» (золотой).
2. Нарушении произношения и определения способов его преодоления
Нарушения произношения звуков Л, Л' могут носить следующий характер:
1. Отклонения в развитии артикуляционного аппарата. Они основаны на вялости, слабости и малоподвижности органов речи: губ, языка, нижней челюсти, горла.
2. Отклонения фонематического восприятия – нарушение или недоразвитие речевого слуха. В данном случае ребёнок не распознаёт на слух звук Л или путает его с другим звуком.
3. Нарушение речевого дыхания [5, с. 60].
При исправлении дефектов звука Л следует, прежде всего, учитывать характер нарушения.
3 Подготовка органов артикуляции к постановке звуков
Для правильного произношения звука Л необходимо выработать: подъем кончика языка вверх, подъем задней части спинки языка вверх, умение опускать боковые края языка и выдыхать воздушную струю в щель между боковыми краями языка и коренными зубами [5, c. 61].
Подъем кончика языка вверх вырабатывается с помощью специальных упражнений артикуляционной гимнастики:
«Качели-1»: рот открыт, губы в улыбке, широкий язык положить снаружи на верхнюю губу, затем на нижнюю. Кончик языка подворачивать как можно больше.
«Качели-2». Рот открыт, губы в улыбке, широкий язык вставить между верхней губой и верхними зубами.
«Качели-3». Рот открыт, губы в улыбке, положить широкий язык за нижние зубы с внутренней стороны, затем поднять широкий язык за верхние зубы с внутренней стороны.
«Вкусное варенье». Рот открыт, губы в улыбке, широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, затем втянуть язык в рот, к центру неба.
4 Подбор речевого и дидактического материала для автоматизации звуков Л, Л'
Первые упражнения, направленные на закрепление артикуляции Л, сводятся к произношению полученного звука в слогах с гласным А: сначала в закрытом слоге – «ал», затем между гласными – «ала» и, наконец, в открытом слоге – «ла». Далее вводятся слоги с нелабиализованными гласными Ы, Э, А затем – с лабиализованными О, У.
В тех случаях, когда ламбдацизм затрагивает не только Л, но и его мягкую пару Л', исправление первого звука служит базой для усвоения второго. Последнее обычно легко достигается в открытых слогах с гласными переднего ряда – «ли», «ле», а затем и с другими гласными при сопоставлении слогов, включающих Л, Л' («ла-ля», «ло-ле», «лу-лю») [2, c. 120].
5 Составление и анализ фрагментов занятий, направленных на коррекцию звуков Л, Л'
Фрагмент занятия в старшей группе по постановке звука Л. Способствует формированию умения выполнять артикуляционные упражнения для постановки звука Л в полном объеме, давать акустико-артикуляционную характеристику звука, совершенствовать навыки звукового анализа слова.
1. Организационный момент.
2. Массаж лица.
3. Развитие артикуляционной моторики.
А) Артикуляционный уклад звука Л.
- язык вверху, кончик прижат к бугоркам (альвеолам);
- по бокам языка образуется щель, в которую проходит воздух;
- губы разомкнуты, зубы тоже.
Б) Дать характеристику звука Л
Согласный, твердый, звонкий.
В) Символ звука: большой самолет гудит: Л-Л-Л.
Г) Артикуляционная гимнастика.
1 Богомолова, А.И. Нарушение произношения у детей / А.И. Богомолова. – М.: Просвещение, 1989. – 208 с.
2 Кыласова, Л.Е. Коррекция звукопроизношения у детей: дидактические материалы / Л. Е. Кыласова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 404 с.
3 Перегудова, Т.С., Османова, Г.А. Вводим звуки в речь: картотека заданий для автоматизации звуков Л, Л' / Т.С. Перегудова, Г.А. Османова. – С-Пб: Дельта, 2008. – 188 с.
4 Пожиленко, Е.А. Волшебный мир звуков и слов / Е.А. Пожиленко. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 216 с.
5 Филичева, Т. Б. Основы логопедии / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. – М.: Просвещение, 1989. – 223 с.
6 Фомичева, М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: практикум по логопедии / М.Ф. Фомичева. – М.: Просвещение, 1989, – 239 с.