1. Задержанное развитие
2. Методические основы обучения детей с нарушением зрения
Список литературы
1. Задержанное развитие
Задержанное развитие – это замедление темпа развития психики. Полиформная группа, пред¬ставленная разнообразными вариантами инфантилизма. Выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, преобладании игровых интересов, быстрой пресыщаемости в интеллектуальной деятельности, эмоциональной незрелости. Типичной моделью задержанного развития является задержка психического развития (ЗПР). В отличие от умственной отсталости характеризуется парциальным замедлением развития и разными степенями обратимости [1, с. 89].
Задержка психического развития (ЗПР) – особый тип аномалии, проявляющийся в нарушении нормального темпа психического развития ребенка.
Может быть вызвана различными причинами: дефектами конституции ребенка (гармонический инфантилизм), соматическими заболеваниями, органическими поражениями ЦНС (минимальная мозговая дисфункция).
Дети с ЗПР оказываются неуспевающими с самого начала обучения. Однако недостаточность их интеллекта правильнее определить не как отсталость, а как отставание. Под ЗПР в отечественной науке понимаются синдромы временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоционально-волевых), замедленного темпа реализации закодированных в генотипе свойств организма. Являясь следствием временно и мягко действующих факторов (ранней депривации, плохого ухода и т.п.), ЗПР может иметь обратимый характер. В этиологии ЗПР играют роль конституциональные факторы, соматические заболевания, органическая недостаточность нервной системы.
2. Методические основы обучения детей с нарушением зрения
В зависимости от сохранности остроты зрения среди детей с нарушениями зрения можно выделить несколько групп, характеризующихся разными зрительными возможностями, разными способами восприятия учебного материала и ориентации в пространстве,
В зависимости от степени зрительных нарушений и способов восприятия учебного материала различаются следующие группы:
а) слепые и практически слепые (так называемые частично видящие) дети с остротой зрения в пределах от 0 до 0,04 с коррекцией стеклами на лучшем глазу. Эти дети имеют незначительное остаточное зрение или совсем ничего не видят. Во время занятий они пользуются в основном тактильно-слуховым способом восприятия учебного материала, читают и пишут по системе Брайля. Обучение этих детей в основном осуществляется с помощью осязания и слуха [2, с. 74].
Часть из них при чтении и письме опираются на остаточное зрение. Наряду с этим, если им позволяет зрение, они овладевают, при определенных условиях, зрительным способом чтения и письма укрупненного черно-белого шрифта. Однако остаточное зрение не является достаточно устойчивым и надежным. Оно может обеспечить правильность и необходимую скорость восприятия обычного плоскопечатного шрифта лишь при использовании осязания. Частично видящие подлежат обучению в специальных школах для слепых детей или в специальных классах для этих детей при школах слабовидящих.
1. Варенова, Т.В. Теория и практика коррекционной педагогики: учебное пособие для студентов дефектологических специальностей высших учебных заведение/Т.В. Варенова. – Мн.: Асар, 2007. –318 с.
2. Дети с глубoкими нaрушениями зрения / пoд ред. М. И. Земцoвoй, A. И. Кaплaн, М. С. Певзнер. – М. : Педaгoгикa, 2006. – 264 с.
3. Земцoвa, М. И. Oбучение и вoспитaние дoшкoльникoв с нaрушениями зрения / М. И. Земцова. – М : Прoсвет, 2008. – 160 с.
4. Коррекционная педагогика пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Г.Ф. Кумарина, М.Э. Вайнер, Ю.Н. Вьюнкова [и др.]; под ред. Г.Ф. Кумариной. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 320 с.
5. Лебединский, В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте: Учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений./В.В. Лебединский. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 144 с.
6. Основы специальной психологии: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л.В.Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И.Солнцева [и др.]; под ред. Л.В. Кузнецовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 480 с.
7. Плaксинa, Л. И. Сoдержaние медикo-педaгoгическoй пoмoщи детям с нaрушением зрения / Л. И. Плаксина. – М. : Академия, 2009. – 231 с.
8. Специальная дошкольная педагогика / под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 312 с.
9. Шевченко, С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: организационно-педагогические аспекты: метод. пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения / C.Г. Шевченко. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 136 с.