1. Психическое недоразвитие
2. Методические основы обучения детей с трудностями в обучении
Список литературы
1. Психическое недоразвитие
В биологической и медицинской литературе широко применяются такие понятия, как онтогенез и дизонтогенез.
В общебиологическом плане онтогенез рассматривается как индивидуальное развитие растительного и животного организма от момента зарождения до конца жизни [3, с. 27].
Традиционно выделяют физический и психический дизонтогенез.
Физический дизонтогенез – это нарушение физического развития ребенка, к которому относятся нарушения в системе анализаторов (слухового, зрительного, двигательного), различные соматические нарушения. Однако любой физический недуг откладывает отпечаток на развитие психики ребенка.
Психический дизонтогенез – нарушение развития психики в целом или её отдельных составляющих, нарушение темпов и сроков развития отдельных сфер психики и их компонентов [5, с. 33].
Психическое недоразвитие – тип дизонтогенеза, для которого характерно раннее время поражения мозговых систем и тотальное их недоразвитие, связанное с:
2. Методические основы обучения детей с трудностями в обучении
Лица с трудностями в обучении согласно Кодексу Республики Беларусь об образовании составляют одну из категорий лиц с особенностями
психофизического развития.
В Республике Беларусь согласно «Закону об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)» лица с трудностями в обучении составляют одну из категорий лиц с особенностями психофизического развития [1, с. 78].
К детям с трудностями в обучении могут быть отнесены только те, у которых проблемы в усвоении социального опыта являются следствием задержки психического развития (следующих расстройств психологического развития согласно Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем, десятого пересмотра: смешанного расстройства учебных навыков, смешанных специфических расстройств психологического развития, других общих расстройств развития) или «детского аутизма по типу общего нарушения развития» [9, с. 55].
Дети с трудностями в обучении, обусловленными задержкой психического развития (далее ЗПР), не являются однородной группой. В рамках этиопатогенетической классификации ЗПР К.С. Лебединской, ставшей традиционной, выделяются четыре основных ее типа:
1. Варенова, Т.В. Теория и практика коррекционной педагогики: учебное пособие для студентов дефектологических специальностей высших учебных заведение/Т.В. Варенова. – Мн.: Асар, 2007. –318 с.
2. Гладкая, В.В. Планирование коррекционной работы с учащимися с трудностями в обучении: метод. пособие для учителей-дефектологов / В.В. Гладкая. – Мн.: Зорны верасень, 2008. – 112 с.
3. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения / под ред. С.Г. Шевченко. – М.: АРКТИ, 2002. – 224 с.
4. Коррекционная педагогика пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Г.Ф. Кумарина, М.Э. Вайнер, Ю.Н. Вьюнкова [и др.]; под ред. Г.Ф. Кумариной. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 320 с.
5. Лебединский, В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте: Учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений./В.В. Лебединский. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 144 с.
6. Основы специальной психологии: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л.В.Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И.Солнцева [и др.]; под ред. Л.В. Кузнецовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 480 с.
7. Специальная дошкольная педагогика / под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 312 с.
8. Шевченко, С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: организационно-педагогические аспекты: метод. пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения / C.Г. Шевченко. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 136 с.
9. Шинкаренко, В.А. Категория детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении)/В.А. Шинкоренко// Адукацыя i выхаванне, 2012. – № 6. – С. 56 – 58.