Теоретические основы подготовки детей к обучению грамоте
МКП (Минский колледж предпринимательства)
Контрольная
на тему: «Теоретические основы подготовки детей к обучению грамоте»
по дисциплине: «Методика развития речи детей дошкольного возраста»
2022
15.00 BYN
Теоретические основы подготовки детей к обучению грамоте
Тип работы: Контрольная
Дисциплина: Методика развития речи детей дошкольного возраста
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 14.
Поделиться
1. Подготовка и обучение грамоте в системе работы детского сада по развитию речи.
2. Задачи и содержание работы по подготовке детей дошкольного возраста к обучению грамоте.
3. Методика организации игр и упражнений по подготовке к обучению грамоте.
4. Дать анализ содержания подготовки к обучению грамоте в программе дошкольного образования.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
Список использованной литературы
Список использованной литературы
1. Подготовка и обучение грамоте в системе работы детского сада по развитию речи.
Вопросы подготовки воспитанников детских садов к школе приобретают все большее значение.
Особенно актуальны они в настоящее время, когда изменилось содержание начального обучения. Школа заинтересована в том, чтобы дети, поступающие в первый класс, были хорошо подготовлены к обучению грамоте, т. е. имели бы развитый фонематический (речевой) слух, хорошую устную речь, правильно поставленные первоначальные навыки в составлении и анализе предложений, в делении слов на слоги, умели держать карандаш и различать строчки в тетради. Дети, получившие такую подготовку, легко и свободно овладеют в школе процессом чтения и письма.
К. Д. Ушинский предложил новый метод обучения – от звука к букве, таким образом разработал аналитико-синтетический метод, который обеспечивал сознательное обучение чтению, а не механическое заучивание.
Основой для обучения грамоте является общеречевое развитие детей. Поэтому при подготовке к обучению грамоте важен весь процесс речевого развития детей в детском саду – развитие связной речи, словаря, грамматического строя, звуковой культуры речи. Исследование и опыт работы учителей показали, что дети с хорошо развитой речью успешно овладевают грамотой и всеми другими учебными предметами.
Учитывая особенности детей, материал по обучению грамоте необходимо давать синхронно на разные каналы восприятия (зрительный, слуховой, тактильный, кинестетический).
Что делает язычок, когда мы произносим звук? Как проверить, он звонкий или глухой? На чью песенку похож звук? (ветра, водички) Поэтому, знакомя с буквой, мы сравниваем её с предметами, изменяем, превращаем в другую букву, в интересную картинку, изображаем букву пальчиками, всем телом, находим на ощупь в мешочке и т. д.
2. Задачи и содержание работы по подготовке детей дошкольного возраста к обучению грамоте.
Исследования позволили установить наиболее оптимальные (сензитивные) сроки для начала обучения грамоте. Было выявлено, что дошкольники обладают избирательной восприимчивостью к обучению грамоте. Ребенок пяти лет обладает особой чувствительностью и восприимчивостью к звуковой стороне родной речи, поэтому именно этот возраст самый благоприятный для начала обучения чтению. Дети шести лет проявляют особый интерес к чтению и успешно им овладевают. А вот формирование ориентировки в звуковой действительности целесообразно начинать раньше, на пятом году, когда ребенок проявляет наибольший интерес к звуковой форме языка, фонетической точности речи, к звуковым играм, к словотворчеству. Результаты этих исследований нашли отражение в «Типовой программе воспитания и обучения в детском саду».
Подготовка к обучению грамоте предусматривается не только в старших группах, она начинается значительно раньше. Так, уже во второй младшей группе формируется умение вслушиваться в звучание слова, детей знакомят (в практическом плане) с терминами «слово», «звук».
В средней группе детей продолжают знакомить с терминами «слово», «звук» практически, без определений, т.е. учат понимать и употреблять эти слова при выполнении упражнений, в речевых играх. Знакомят с тем, что слова состоят из звуков, звучат по-разному и сходно, что звуки в слове произносятся в определенной последовательности. Обращают их внимание на длительность звучания слов (короткие и длинные). У ребенка формируют умения различать на слух твердые и мягкие согласные (без выделения терминов), определять и изолированно произносить первый звук в слове, называть слова с заданным звуком. Учат выделять голосом звук в слове: произносить заданный звук протяжно (ррак), громче, четче, чем он произносится обычно, называть изолированно.
В старшей группе учат: производить анализ слов различной звуковой структуры; выделять словесное ударение и определять его место в структуре слова; качественно характеризовать выделяемые звуки (гласные, твердый согласный, мягкий согласный, ударный гласный, безударный гласный звук); правильно употреблять соответствующие термины.
В подготовительной к школе группе завершается работа по овладению основами грамоты. Здесь предусматривается обучение детей чтению и письму. К концу года дети должны: научиться читать со скоростью 30-40 слов в мин, записывать слова в тетрадной строке, соблюдая тип соединения букв и четкое письмо их основных элементов; освоить позу пишущего. Анализ программы показывает, что основное внимание в ней уделяется ознакомлению со звуковым строением слова, формированию действий звукового анализа и последующему обучению началам грамоты. В Программе РФ содержание значительно уже. В средней группе предусматривается развивать фонематический слух: различение на слух и называние слова с определенным звуком, в старшей предполагается учить определять место звука в слове.
3. Методика организации игр и упражнений по подготовке к обучению грамоте.
Подготовка к обучению грамоте – одна из основных задач в дошкольном учреждении. Многолетний опыт работы с детьми дошкольного возраста позволяет утверждать, что около половины дошкольников испытывают трудности в овладении грамотой, причем эти трудности возникают не только у детей-логопатов, но и у детей с чистой речью.
Следуя рекомендациям известного психолога Л. С. Выготского – обучение грамоте надо начинать в период становления психических функций дошкольника. Наиболее эффективным для использования богатых возможностей ребенка в освоении грамоты является возраст 4-6 лет, так называемый период "языковой одаренности" особой восприимчивости дошкольника к речи. Необходимо вовремя удовлетворять познавательный интерес ребенка и направлять его желание и волю на овладение важными для дошкольного обучения умениями: проводить анализ, синтез, сравнение, обобщение, мыслить логически.
Обучение детей дошкольного возраста необходимо потому что:
1. Требования начальной школы стали выше и многие родители искренне должны быть заинтересованы в обучении детей грамоте;
2. Появилось много трудностей в обучении детей письму и чтению в школе;
3. Не все дети справляются с темпом, предложенным школьной программой;
4. Обучение грамоте в дошкольном учреждении является пропедевтикой дислексии, дисграфии и поможет ребенку избежать специфических ошибок;
5. Занятия по обучению грамоте в дошкольном учреждении – это начальная ступень последующего систематического изучения языка в школе.
Логопеды и психологи, занимающиеся вопросами обучения грамоте, единодушно подчеркивают, что для овладения грамотой необходимо, чтобы ребенок не только правильно слышал и произносил отдельные слова и звуки, в них содержащиеся, но – и это главное – имел четкое представление о звуковом составе языка и умел бы анализировать его. Умение слышать каждый отдельный звук в слове, четко отделять его от рядом стоящих, знать, из каких звуков состоит слово, т. е. умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.
Работа по обучению грамоте дошкольников проводится в несколько этапов:
1 этап – учим и запоминаем буквы;
2 этап - учимся читать слоги разной степени трудности;
3 этап - читаем и понимаем смысл прочитанного слова;
4 этап - читаем и воспринимаем прочитанные слова как часть какого-то смыслового целого словосочетания, предложения, текста.
4. Дать анализ содержания подготовки к обучению грамоте в программе дошкольного образования.
В содержание раздела «Подготовка детей дошкольного возраста к обучению грамоте», кроме интеллектуального и общеречевого развития, формирования фонематического восприятия, представлений о явлениях языка и речи, развития способности к элементарному осознанию этих явлений, умений звукового анализа, включается и подготовка к овладению техникой письма.
Многие программы воспитания и обучения в детском саду выделяют задачи по подготовке руки дошкольника к письму, предлагают приемы такого обучения.
Так, традиционная «Программа воспитания и обучения в детском саду» для детей старшего дошкольного возраста определяет следующие задачи.
1. Развитие точности зрительного восприятия, формирование умения вычленять элементы из целого и вновь объединять их в целое, развитие точности пространственной ориентировки и дифференцировки.
2. Развитие ориентировки в пространстве по направлениям (вправо, влево, правая сторона; верхняя, нижняя линейка, клетка, косая линейка).
3. Ознакомление с правилами письма: написание слева направо; последовательное заполнение страниц; сохранение одинаковой величины элементов, сохранение равного расстояния между ними.
4. Подготовка мелкой мускулатуры руки к письму и выработка умения управлять своими движениями в соответствии с поставленной задачей (пальчиковые упражнения, штриховка, копирование, рисование, упражнения в написании элементов букв и др. ).
5. Выработка умения сопровождать словесными объяснениями свои наблюдения и действия.
6. Обучение соблюдению при подготовительных упражнениях к письму определенных гигиенических требований (расположение тетради, посадка за столом, поза пишущего, расстояние глаз до тетради, правила держания ручки, карандаша).
Таким образом, традиционная Программа воспитания и обучения в детском сад, учитывая возрастные особенности старших дошкольников и современные требования к обучению, выдвигает реальные, конкретные задачи при подготовке руки дошкольника к письму.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ:
Подобрать 3 игры по ознакомлению со словесным составом предложения, со словом, слоговым и звуковым строением слова.
Игра 1. «Удлиним предложение».
Цель игры: упражнять в определении количества слов в предложении, развивать связную речь детей.
Материал: не требуется.
Ход игры. Первое предложение состоит из двух слов, каждое следующее — на одно слово длиннее. Образец: Машина едет. (Какая?) Пожарная машина едет. (Какого цвета?) Красная пожарная машина едет. (Что везёт? Где едет? Куда едет?) — Красная пожарная машина едет с водой по дороге на пожар.
Игра 2. «Магазин»
Цель: упражнять детей в подборе слов на заданный звук; развивать память, мышление, воображение, выразительность имитационных движений.
Материал: не требуется.
1. Алексеева М.А., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошк. – М., 2000.
2. Варенцова, Н.С. «Обучение дошкольника грамоте» : методическое пособие для педагогов / Н.С. Варенцова. – М. : Мозаика – Синтез, 2012.
3. Гербова В.В.Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет. Мозаика-Синтез, Москва, 2006
4. Невская Л.Н. Подготовка детей к обучению грамоте в детском саду. – М., 1990.
5. Старжинская, Н.С. О диагностике речевого развития / Н.С. Старжинская // Пралеска. – 2008. – № 6. – С. 8 – 10.
6. Старжинская, Н.С. Обучение грамоте в детском саду : Пособие для педагогов дошк. Учреждений. – 2 – е изд. – мн.: Университетское, 2001. – 188 с.
7. Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М., 2003.
8. Учебная программа дошкольного образования / Министерство образования Республики Беларусь. – 2¬е изд. – Минск: Нац. инт образования; Аверсэв, 2014. – 416 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 14.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты