1 Основы трудового права
Трудовые взаимоотношения между сотрудником и его работодателем регулирует законодательство о труде – совокупность ряда нормативно-правовых документов. Трудовое право Республики Беларусь (далее – ТК Республики Беларусь) – это одна из отраслей права, принципы и нормы которой направлены на координацию порядка возникновения, осуществления и окончания трудовых правоотношений, регулирование устанавливаемого рабочего времени, периодов отдыха, сроков и размеров вознаграждения за труд, распорядка и соблюдения трудовой дисциплины, установления материальной ответственности и прочее [1].
Источниками трудового права на территории Республики Беларусь являются Конституция Республики Беларусь, Трудовой Кодекс Республики Беларусь, а также другие законодательные документы, применяемые в данной сфере.
Трудовые правоотношения – это взаимоотношения работодателя и его сотрудника, в процессе реализации последним способности к труду. В зависимости от формы организации, в которой данные взаимосвязи возникают, они и подразделяются на отношения на государственном предприятии, на частном, на общественном и так далее. Именно эти группы общественных взаимосвязей составляют предмет трудового права, которое их и регулирует [1]. Выделяют:
Предварительные взаимоотношения, возникающие между потенциальными работниками и государственными органами по труду и занятости, оказывающими помощь в поиске работы, обучении/переобучении;
Отношения, начинающиеся с момента заключения трудового договора, который включает работника списочную численность организации, определяет его должность, права и обязанности;
Дальнейшие взаимоотношения, возникающие при направлении сотрудника на переобучение и/или повышение квалификации;
Процессуальные отношения, связанные с возникающими трудовыми спорами (коллективными либо индивидуальными).
Данные взаимосвязи, составляя предмет трудового законодательства, имеют ряд общих признаков, отличающих их от отношений других видов:
- Личностный характер;
- Возмездные причины возникновения;
- Длительность;
- Отношение к конкретному перечню работ/услуг;
- Подчинение сотрудника работодателю;
- Социальный пакет [1].
[...]
2 Правовое положение участников боевых действий. Международно-правовая защита гражданского населения и жертв войны
С давних времен войны велись с соблюдением ряда правил и обычаев гуманного обращения с поверженным противником и мирным населением. В 1854 году в Женеве представители нескольких государств впервые в истории договорились не нападать в ходе военных действий на раненых и больных воинов, а также на лиц, оказывающих им помощь. Позднее, в 1899 году, в Гааге по инициативе России была принята международная конвенция о законах и обычаях сухопутной войны. Эти документы легли в основу новой отрасли международного публичного права - международного гуманитарного, которое также называется правом вооруженных конфликтов [5].
В задачи права вооруженных конфликтов (ПВК) не входит ни выяснение причин возникновения вооруженного конфликта, ни определение виновности сторон. ПВК устанавливает ряд международно-правовых норм, призванных ограничить право воюющих сторон в ходе вооруженного конфликта как международного, так и немеждународного характера, выбирать любые способы и средства ведения военных действий. Оно обязывает государства, вовлеченные в конфликт, предоставить защиту воинам, оказавшимся во власти противника по причине ранения, болезни, кораблекрушения или пленения, а также населению, не принимающему непосредственного участия в конфликте, объектам и имуществу, не имеющему военного значения. В настоящее время ПВК насчитывает несколько десятков международных договоров, наиболее известными из которых являются четыре Женевские конвенции 1949 года, два Дополнительных протокола к ним 1977 года. Хотя в период немеждународного (внутреннего) вооруженного конфликта ПВК применяется не в полном объеме, участникам боевых действий следует руководствоваться по крайней мере его основными принципами и нормами, предоставив юристам-профессионалам возможность уточнять детали правового регулирования конфликтов такого типа.
Боевые действия в ходе вооруженных конфликтов ведутся группами людей, которые объединяются в вооруженные силы. Законными участниками международных вооруженных конфликтов признаются организованные вооруженные силы любой из сторон в конфликте, если они: находятся под командованием лица, отвечающего за их действия перед этой стороной; подчиняются внутренней дисциплинарной системе, что обеспечивает возможность соблюдения норм ПВК.
Если какая-либо сторона в конфликте включает в состав своих вооруженных сил организации полученного типа или вооруженные правохранительные формирования, она обязана уведомить об этом другие стороны, находящиеся в конфликте.
[...]
3 Характеристика конституционного строя, органов государственной власти Республики Беларусь и их компетенции
В соответствии с Конституцией Белоруссии 1994 года, Республика Беларусь является унитарным демократическим социальным правовым государством. Республика Беларусь обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику, а также защищает свою независимость и территориальную целостность, конституционный строй, обеспечивает правопорядок и законность.
Единственным источником государственной власти и носителем суверенитета является народ Республики Беларусь, который осуществляет свою власть непосредственно, через представительные и иные органы. В Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права. Государственная власть в стране осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную власть. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга.
Конституция является основным законом Белоруссии. Ныне действующая конституция была принята Верховным Советом Республики Беларусь 15 марта 1994 года. В дальнейшем изменения и дополнения в Конституцию вносились путем референдума.
Государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на:
• законодательную;
• исполнительную;
• судебную [7].
Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны. Они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга.
Система органов государственной власти страны включает в себя:
- Президента Республики Беларусь (Главу государства);
- Всебелорусское народное собрание;
- Парламент (Национальное собрание Республики Беларусь: Совет Республики и Палату представителей);
- Правительство (Совет Министров Республики Беларусь);
- суды;
- прокуратуру;
- Комитет государственного контроля Республики Беларусь;
- органы местного управления [7].
[...]