Практическое задание 1
Лабораторная часть
Упражнение 1. Какими пометами снабжены слова в словарях?
Упражнение 2. Какие произведения написаны на древнерусском и старославянском языках?
Упражнение 3. Назовите ключевые положения Федерального закона от 1-го июня 2005 г.№ 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации. Как вы считаете, чем аргументирована необходимость внесения поправок в закон?
Упражнение 4. Расставьте ударения в словах
Упражнение 5. Составьте словосочетания, употребив данные слова богатый, крыло, спутник в прямом и переносном значении
Упражнение 6. Подберите синонимичные слова и выражения к разным значениям многозначного слова
Упражнение 7. Подберите антонимы к разным значениям многозначного слова
Упражнение 8. Определите род существительных
Упражнение 9. Проанализируйте причины абсурдности и неуместного комизма высказывания. Назовите логические ошибки в предложениях, возникающие в результате речевой недостаточности, исправьте их
Упражнение 10. Замените синонимами выделенные слова, при этом старайтесь усилить их значение, придать высказыванию большую эмоциональность
Развивающая часть
Задание 1. В чем заключается нормированность литературного языка? Ознакомьтесь с понятием «языковая норма». Какие еще виды норм вы можете назвать?
Задание 2. Прочитайте шуточные комплименты. Объясните, какие правила речевого этикета нарушили авторы этих комплиментов?
Задание 3. Прочитайте диалог из фильма «Любовь к собакам обязательна» (2005). Попробуйте объяснить, как герои попали в ловушку эвфемизмов, из-за чего возникло непонимание?
Задание 4. Прочитайте фрагмент диалога героев фильма «Ирония судьбы или С легким паром!» Надежды Шевелевой и ее жениха Ипполита. Найдите ошибки и объясните, в чем они состоят
Задание 5. Орфографический минимум. Прочитайте слова, запомните написание
Задание 6. Ознакомьтесь с текстом. Приведите слова с вариантным ударением
Экспериментальная часть
Создайте портрет своей языковой личности, проанализировав свою речь по плану
Творческая часть
Составьте текст-рекомендацию с фразеологизмами, у которых в качестве ключевых слов являются слова с названиями частей тела человека. Необходимо использовать рекомендации как можно больше таких фразеологических оборотов
Практическое задание 2
Лабораторная часть
Упражнение 1. По шуточному описанию в научном стиле определите, о какой пословице идет речь
Упражнение 2. Прочитайте отрывок религиозной статьи «Блаженны алчущие и ищущие правды». Определите особенности религиозного стиля материала
Упражнение 3. Прочитайте материал. Перед вами телевизионная речь (передача «Будет дополнено»). Определите особенности публицистического стиля материала. Отметьте специфику речи, характерной устной форме
Упражнение 4. Упростите фразы, избавившись от канцелярита
Развивающая часть
Задание 1. Ознакомьтесь в приложении с требованиями к написанию квалификационной работы. Подготовьтесь к опросу. (Устный опрос)
Задание 2. Ознакомьтесь с правилами этикета. Какие еще правила вы можете назвать
Задание 3. Ознакомьтесь с правилами делового этикета. Прокомментируйте и дополните
Экспериментальная часть
Составьте по плану резюме на соискание высокооплачиваемой должности в крупной компании
Творческая часть
Практическое задание 1
Лабораторная часть
Упражнение 1. Какими пометами снабжены слова в словарях?
В словаре используются четыре ряда стилистических помет:
1) пометы, характеризующие книжную форму современного языка: книжн. (книжное) – для слов, которые используются преимущественно в текстах и в сфере интеллектуального общения; офиц. (официальное) – для слов, употребляющихся в текстах и документах различных государственных и правительственных органов; публиц. (публицистическое) – для слов, употребляющихся в средствах массовой коммуникации с целью определенного эмоционального воздействия; трад.-поэт. (традиционно-поэтическое) – для слов, традиционно используемых классиками русской поэзии; нар.-поэт. (народно-поэтическое) – для слов, сохраняющих связь с фольклорной поэзией и употребляющихся в современных текстах для оживления такой связи; трад.-лит. (традиционно-литературное) – для слов, характерных преимущественно для художественной речи; спец. (специальное) – для слов-терминов с широкой сферой употребления;
2) пометы, характеризующие разговорную форму современного языка: разг. (разговорное) – для слов, употребляющихся как средство непринужденного общения, в том числе в деловой или официальной обстановке; разг.-сниж. (разговорное сниженное) – для слов, содержащих намеренно грубоватую экспрессию; фам. (фамильярное) – для слов, указывающих на принадлежность к традиционному крестьянскому быту или к традиционным формам крестьянской речи и привносящих в литературный язык русский фольклорный колорит; нар.-разг. (народно-разговорное) – для слов, указывающих на принадлежность к ненормированной народной речи и используемых в текстах как средство сниженной экспрессии; проф. (профессионально-разговорное) – для слов, используемых в литературном языке как средство имитации условного языка каких-либо социальных групп;
3) пометы, характеризующие хронологическое расслоение лексики: устар. (устарелое) – для слов, вышедших из употребления и используемых как выразительное средство имитации речи прошедших эпох; ист. (историческое) – для слов, обозначающих реалии и понятия старины.
[...]
Практическое задание 2
Лабораторная часть
Упражнение 1. По шуточному описанию в научном стиле определите, о какой пословице идет речь
1. Труд не является хищным животным семейства псовых и не может переместиться в естественную для него среду обитания. – Работа не волк – в лес не убежит. 2. Поголовье потомства одного из видов домашней птицы следует количественно измерять в определенное время года. – Цыплят по осени считают. 3. Существуют нестандартные методы лечения сколиоза путем захоронения останков. – Горбатого могила исправит. 4. Синдром отказа от легитимизации права на владение тягловым животным, опирающийся на отсутствие возможностей быстрой самоидентификации личности. – Я не я, и лошадь не моя. 5. Антитезисные свойства умственно-неполноценных субъектов в контексте выполнения государственных нормативных актов. – Дуракам закон не писан. 6. Закономерность возрастания личностной ценности субъекта после получения травматического опыта. – За одного битого двух небитых дают.
Упражнение 2. Прочитайте отрывок религиозной статьи «Блаженны алчущие и ищущие правды». Определите особенности религиозного стиля материала
1) употребление слов, относящихся к церковной лексике;
2) употребление церковнославянизмов;
3) эмоциональная окраска текста;
4) постоянная отсылка к тексту Евангелие.
Упражнение 3. Прочитайте материал. Перед вами телевизионная речь (передача «Будет дополнено»). Определите особенности публицистического стиля материала. Отметьте специфику речи, характерной устной форме
1) создается впечатление живого и непосредственного разговора со слушателями;
2) использование элементов книжной и разговорной речи;
3) использование определенных клише и выражений, свойственных публицистической речи;
4) использование риторических предложений;
5) речь направлена на оказание эмоционального воздействия на слушателя;
6) наличие многочисленных вопросительных предложений;
7) использование фразеологических оборотов;
8) употребление неполных предложений.
[...]